Мировоззрение. Тезисы

Виталий Иванов
Философия развития и Религия разума.
Космизм

Краткое изложение мировоззрения
по книге в 3-х томах
«С В О Б О Д Н Ы Й   П О Л Е Т»


 1. Познаваемость мира.
Мир познаваем. В бесконечной вселенной процесс познания и развития может быть бесконечным.

 2. Общее основание мировоззренческих систем человечества.
Мир един и имеет под собою одно, всеобщее основание; люди – части единого мира. Соответственно, все мировоззренческие системы, материалистические, идеа-листические и любые другие, имеют общее фундаментальное основание - объек-тивное сущее, но смотрят на него как бы с разных сторон.
Можно создать неограниченное количество описаний сущего мира – различ-ным образом организованных, пересекающихся между собою и друг в друга вло-женных сфер понятий. Сравнительные достоинства мировоззренческих систем про-веряются практикой функционирования субъектов, ориентированных соответству-ющими системами в окружающей их среде.
Смысл любой мировоззренческой системы в оптимизации бытия субъетов в направлении наиболее полного познания и развития мира, в том числе, самопозна-ния и саморазвития самих субъектов как органичных частей единого.

 3. Категории.
Категории – «краеугольные камни» сознания, объекты идеального мира наивысшего уровня.
Понятийная сфера разума взаимосвязана, замкнута, динамична и раскрыта для дальнейшего многомерного развития, расширения. Соответственно, замкнута, взаимосвязана и система основных категорий, являющихся основными узлами по-нятийной системы. Полноценную мировоззренческую концепцию можно создать только в рамках подобной единой системы, раскрывая понятия друг через друга. При этом простейшие понятия должны быть построены на базе реального опыта, а понятия более высоких уровней непрерывно соотноситься с опытом.
Мир един, непрерывен и неразрывен. Любые его расчленения, в том числе на материальное, идеальное и активное, условны и производятся субъектом для удоб-ства функционирования сознания. Познавать и развивать целое невозможно без вы-деления в нем каких-то частей.
Найти оптимальный способ идеального расчленения единого мира (соответ-ственно, назначить основные категории и организовать между ними взаимосвязи) означает создать оптимальное мировоззрение, позволяющее субъектам наиболее адекватно функционировать в сущей реальности и управлять ею.
Основные категории: субстанция, движение, взаимодействие; материальное, идеальное, активное; пространство, время, структура; связь, информация.
Краеугольная категория теории развития - исчерпывающая информация.

 4. Субстанция, движение, взаимодействие.
Субстанция – основа материальности, плоти мира, единой среды всего суще-го; божественное «ничто», реально в мире не существующее, но из которого лепится всякое «нечто». Субстанция располагает единичной (минимальной) исчерпываю-щей информацией.
Если бы хоть в одной какой-нибудь точке пространства-времени бесконечной вселенной существовала субстанция как таковая, в мире не существовало бы ниче-го, и нигде, никогда не могло бы что-то возникнуть. Однако, весь мир сотворен из «ничто». Невозможно обосновать наличие какой-то границы, перехода от субстан-ции к материи, располагающей неединичною информацией.
Субстанция обладает фундаментальным качеством непрерывного движения и взаимодействия и способна путем зацикливания своих изменений принимать от-носительно стабильные, элементарные материальные формы. Таковые элементы ма-терии (объекты) обладают конкретными внутренними и внешними характеристи-ками, благодаря чему вступают во взаимодействия уже между собою, образуя струк-туры все более сложные.
Общее основание всех сущих структур, движений и взаимодействий - фун-даментальные качества единой мировой основы субстанции.

 5. Плоть мира.
Плоть мира – реально существующая единая среда всего сущего и, одновре-менно, материал, из которого лепится сущее. В наиболее явном виде она представ-лена в максимально структурно разряженном межзвездном пространстве и пред-ставляет из себя так называемый «вакуум», располагающий определенным количе-ством взаимосвязанных качеств и соответствующей исчерпывающей информацией, превышающей единицу.
Плоть мира едина, взаимосвязана и непрерывна. Никакое, сколь угодно боль-шое или же малое, ограниченное количество материи невозможно изолировать от внешних воздействий уровня плоти мира.
Простейшие движения и взаимодействия (в виде излучений и волн) свободно пронизывают вселенную, передаваясь через плоть мира и теряя энергию в соответ-ствии с природой собственной организации и структурами (средой) встречаемой на пути. То же можно сказать и о простейших объектах – частицах, атомах и телах.
Любые объекты ограничены количественно и качественно, начиная только с определенного уровня связей.

 6. Материальное, идеальное, активное.
Материальное - структуры, состоящие из субстанции и располагающие ис-черпывающей информацией, превышающей минимальную, единичную. Матери-альный мир (ММ) состоит из материальных структур.
Идеальное - внешняя информация, раскрывающая в той или иной мере ин-формацию внутреннюю, структурную (содержание мира материального). Кодирует-ся, передается и прочитывается субъектом. Идеальный мир (ИМ) состоит из идеаль-ных структур.
Активность - внутренне присущее субстанции и, соответственно, состоящим из нее материальным структурам фундаментальное качество всеобщего движения и взаимодействия. Активная инстанция (АИ) являет собою активность, движение-изменение материальных и идеальных структур. На высших уровнях развития осу-ществляет взаимосвязь, посредничество между материальным и идеальным.

 7. Пространство, время, структура.
Пространство – категория, отражающая количественные характеристики взаиморасположения материальных объектов в среде плоти мира (в пределе – в суб-станции). Имеет три измерения (аргумента), каждое из которых определяется по ко-личеству выделенных типовых элементарных объектов (в пределе – интегралом определенного количества субстанции).
Время – категория, отражающая количественные характеристики активной инстанции, движений-изменений материальных структур. Определяется количе-ством повторяющихся изменений элементарного материального объекта (в пределе – субстанции).
Структура – категория, суммирующая количественные и качественные ха-рактеристики идеальных объектов, отражает внутреннее содержание материальных объектов. Определяется содержащейся в объекте исчерпывающей информацией.

 8. Связь, информация.
Связь – структурная образующая. Организуя необходимые связи, можно полу-чить любую структуру.
Информация - содержание материальных и идеальных структур. В матери-альном мире информация - объективные, сущие связи. В идеальном мире - назнача-емые субъектом коды связей, объективных и потенциальных.
Внутренняя информация - объективное содержание структур. Внешняя ин-формация - субъективное описание структур.
Исчерпывающая информация (ИИ) - информация, минимально достаточная для исчерпывающего описания какого-либо объекта, явления материального или идеального мира. По сути это неизбыточное, недублированное объективное идеаль-ное.

 9. Идеальное - субъективное, объективное, потенциальное.
Потенциальное идеальное - бесконечное, непрерывное пространство идей. Идея – идеальная конструкция, являющая собою представление о содержании (ис-черпывающей информации) сущих или возможных, может быть, даже и невозмож-ных в материальном мире объектов или явлений. Явление – изменение структуры во времени и пространстве.
Объективное идеальное - объективное отражение мира материального абсо-лютным субъектом. Абсолютный субъект - субъект, располагающий полной ис-черпывающей информацией о вселенной; иначе - бог. Субъект – информационная система одного из высших уровней мирового развития, располагающая активной инстанцией на уровне «я» и соответствующими ей материальным и идеальным ми-рами.
Субъективное идеальное - отражение мира субъектом; идеальный мир субъек-та или группы субъектов.

 10. Знание абсолютное и относительное.
Часть не может познать Целого абсолютно и окончательно, конечное - объять бесконечное. Процесс познания и развития мира не ограничен в пространстве, вре-мени и по количеству исчерпывающей информации. На ступенях эволюции, соот-ветствующих бытию Разума, процесс познания заключается в приближении субъек-тивного идеального к идеальному объективному (структуры сферы исчерпывающей информации идеального мира к структуре сферы исчерпывающей информации ма-териального мира, ИИ ИМ ; ИИ ММ). Процесс развития - в приближении объек-тивного идеального к творчески развиваемому идеальному субъективному (ИИ ММ ; ИИ ИМ).
Разум – внутренне не противоречивая совокупность мировых «я», избравших целью познание и развитие мира.
Знание - субъективное идеальное, совпадающее по каким-то параметрам, сто-ронам с объективным. Совпадение проверяет субъект опытом. Позитивный резуль-тат опыта означает умение.
Абсолютное знание - полное совпадение сфер качеств субъективного и объ-ективного идеального. Оно означает умение разъять любой объект до субстанции и, наоборот, из необходимого количества субстанции создать любой необходимый объект, вплоть до вселенной. Абсолютным знанием может располагать только бог, субъект абсолютный, по всем качествам своим охватывающий весь мир в бесконеч-ности и вечности бытия.
Относительное знание - частичное совпадение субъективного идеального с объективным. Означает умение создавать некоторые материальные объекты из ча-стей, элементов, по уровню развития вышестоящих к субстанции.

 11. Теория информационных систем.
Информационная система (ИС) – некоторое количество субстанции, объеди-ненное имеющимися, высшими здесь, материальными и идеальными взаимосвязями в некое единое целое. ИС - функция трех аргументов: материального, идеального и активного.
Иерархия ИС. Начинается от простейших элементов материи, атомов, тел и восходит до живых организмов, сообществ организмов, человеческих социумов. ИС с одним субъектом - индивидуальные ИС (ИИС). ИС, в которую входит группа субъектов, - объединенная ИС (ОИС). Глобальная ИС (ГИС) - Вселенная.
Границы информационных систем, в том числе и Вселенных, определяются сферой распространения имеющихся в них высших взаимосвязей.
Законы развития ИС - см. п.18.

 12. Картина мира.
Бесконечная вселенная – неограниченное вместилище теоретически неогра-ниченной по высшему уровню иерархии суперпозиции взаимосвязанных информа-ционных систем всех уровней.
В бесконечной и вечной вселенной извечно рождаются и умирают Вселенные, конечные в пространстве, во времени и по достигаемому уровню иерархии соб-ственного развития.
Эволюция мира - эволюция совокупности информационных систем.

13. Космогоническая концепция.
Неизбежность возникновения и принципиальная возможность неограничен-ного развития в бесконечной хаотичной вселенной некоторого, непрерывно возрас-тающего количества взаимосвязанной самоорганизующейся материи - Глобальной информационной системы, конечной Вселенной.
Этапы развития Вселенной. 1. Развитие в рамках физических и химических взаимодействий; 2. возникновение жизни, эволюция природы, рождение человече-ства, Разума; 3. сознательное развитие мира, строительство Вселенной Разумом.
Объективная неизбежность возникновения Разума (в нашем случае - чело-вечества) в развивающейся Вселенной.
Циклы жизни Вселенных. Новая Вселенная неизбежно рождается на обломках предыдущей Вселенной, разрушившейся в результате глобальной Ошибки управ-лявшего ее развитием Разума.

 14. Критерий развития ИС.
Уровень развития ИС (любого объекта, субъекта или группы субъектов) опре-деляется уровнями развития ее материального, идеального и активного и измеряется располагаемым количеством исчерпывающей информации, а также средним ее ко-личеством на избранную единицу материи.
Положительный градиент общего и удельного количеств исчерпывающей ин-формации или, что то же, возрастание множественности, расширение сферы качеств - критерий процесса развития информационных систем.

 15. Причины развития и распада структур. Циклы вселенной. Причины вечности мирового движения.
Причина никогда не прекращающихся бесчисленных повсеместных попыток развития заложена в самой основе мира, субстанции, обладающей внутренне при-сущим ей качеством всеобщего движения и взаимодействия.
В бесконечной вселенной с неограниченными возможностями проб и ошибок вероятность случайностного (по месту), но однако же необходимого и неизбежного, закономерного возникновения жизни и Разума – достаточна!
Деятельность Разума направляет, ускоряет и расширяет процесс накопления исчерпывающей информации и, соответственно, ведет к снижению количества энтропии в развивающейся Вселенной, вплоть до Ошибки Разума.
Разрушить развивающуюся ИС любого уровня может или ошибочный шаг развития (неверный путь, Ошибка изнутри) или воздействие извне, превышающее энергию высших внутренних взаимосвязей системы.
Циклы вселенной: от энергии хаоса кинетической, увеличения энтропии - к накоплению энергии связей потенциальной, снижению энтропии. Две тенденции, два стремления - к организации и к распаду структур организуют циклы рождения и смерти информационных систем всех уровней иерархии – от элементарных ча-стиц до Вселенных в бесконечной вселенной.
Вечность мирового движения-изменения обеспечивается законом сохране-ния полного интеграла энергии субстанции во вселенной и перемежающимися циклами перехода от энергии потенциальной к энергии кинетической (и наоборот) в рамках разнообразных конечных количеств субстанции.

 16. Модель развития мира.
Развитие происходит не по спирали, двигаясь вокруг какого-то непонятного стержня, как будто привязанное.
Модель развития - многомерная сфера качеств, расширяющаяся из точки возникновения первого качества. От сферы количественной, трехмерной - ко все усложняющейся, качественной, все более многомерной.

 17. Критический анализ диалектических законов развития.
Законы диалектики применимы лишь к субъективному идеальному, и то – в рамках существенных допущений. Они не отражают многих сторон процессов раз-вития. Качества, количества и противоположности здесь относительны избираемой системы отсчета.
Объективная непрерывность материального и субъективная дискретность идеального.
Предлагаются безотносительные, единые шкалы качеств в абсолютной си-стеме отсчета - относительно субстанции. Комплексное описание изменений состо-яния выделенного участка Вселенной.
Законы развития ИС - альтернатива диалектическим законам развития.

 18. Законы развития.
Закон – описание типовой связи между объектами идеального мира, отражает многократное повторение какой-либо связи материального мира; содержание одной единицы исчерпывающей информации.
Главный закон развития Вселенной - всеобщий закон возрастания множе-ственности, расширения сферы качеств, положительного градиента исчерпывающей информации в ГИС.
Законы развития информационной системы и ее аргументов - материально-го, идеального и активного.
Предлагается единая методика расчета уровней развития информационных систем - любых элементов, групп объектов или субъектов, Вселенной в целом. Численное определение коэффициентов развития информационных систем.
Закон соотносительности в информационной системе количества суб-станции и максимально возможного для нее коэффициента развития. Процесс развития Вселенной проистекает при непрерывном охвате взаимосвязями все более высокого уровня все больших количеств субстанции.
Закон необходимых и достаточных оснований. Рождение новой связи, соот-ветственно, нового качества, единицы исчерпывающей информации проистекает при наличии необходимых и достаточных оснований.
Формула бытия для организмов и социумов. Определяет соотношение потен-циала радостей и страданий с биомассой информационной системы.
Закон уменьшения относительного количества наличествующего зла в раз-вивающихся информационных системах с повышением уровня их иерархии.
Закон убыстрения темпов развития информационных систем, сменяемости видов жизни и форм организации социумов.
Другие законы.

19. Общая теория эволюции.
Эволюция мира - развитие нашей Вселенной (ГИС), возникшей в некоторой точке бесконечной вселенной и расширяющейся количественно и качественно.
Все этапы эволюции мира - развитие неорганического мира, возникновение и развитие жизни, человечества, Разума - единый, непрерывный процесс.
Материально наша Вселенная пока ограничивается пределами Солнечной си-стемы. Материальные границы Вселенной очерчиваются пределами достижения высших взаимосвязей материальных; идеальные, соответственно, - идеальных. Все живое, и в первую очередь человечество, стремится раздвинуть границы материаль-ные до идеальных.
Понятийный отбор - важнейший фактор эволюции жизни и Разума, главный вектор естественного отбора.

 20. Пнятия. Психика и сознание.
Понятие – объект идеального мира. Простейшие понятия фиксируют в кодах выделенные диапазоны восприятия органов ощущений и несложные движения-изменения организма. Сложные понятия строятся как иерархически-сетевые струк-туры из понятий нижестоящих уровней, могут отражать объекты материального ми-ра или представлять из себя композиции, не имеющие аналогов в материальном.
Психика и сознание – многомерные и многоуровневые, взаимосвязанные по-нятийные структуры, отражающие в той или иной степени материальный мир и об-ладающие способностью генерации из имеющихся понятий произвольных структур, не имеющих аналогов в материальном.
Субъекты (ИИС) и социумы (ОИС) через свои «я» (активные инстанции) осу-ществляют постоянное сравнение и корректировку идеального мира (сознания и общественного сознания) с миром материальным и, наоборот, преобразовывают объекты материальные в соответствии с построениями идеального мира. Бытие определяет сознание, а сознание – бытие.
Все формы и уровни психики и сознания являют собою ступени развития иде-ального мира информационных систем и имеют под собою общее основание – еди-ное сущее.
Единые математические критерии в описании форм психики и сознания.

 21. Мировоззрение, философия и религия.
Мировоззрение, философия и религия – понятийные системы наивысшего уровня, связывающие «краеугольные камни» сознания, основные узлы идеального мира. Они являют собою представления о вселенной в прошлом, настоящем и бу-дущем, в той или иной мере отвечающие миру материальному.
Философия и религия - для социума (ОИС).
Мировоззрение – для индивида (ИИС).
Религия – первая форма объяснения мира, помогающая людям жить. Филосо-фия дополняет религию, ставя перед собой цели не только объяснения мира, но и выбора способа бытия в нем; а на высших ступенях философии – целенаправленно-го изменения, познания и развития мира.
На протяжении истории человечество, осмысливая мир, осуществляет позна-ние материей себя самое. Развитие философских и религиозных концепций, с одной стороны, являет собою приближение к истине (приближение структуры идеального мира к структуре мира материального), это – познание; а с другой стороны, нацеле-но через создание нового в идеальном на развитие мира (приближение материаль-ных структур к не имеющим аналогов в мире материальном идеальным структурам).
Самопознание и саморазвитие – два главных направления мировой воли, нашедшей сегодня свое высшее воплощение в человеке.

 22. Философия развития.
Философия развития раскрывает миссию человечества и утверждает возмож-ность неограниченного развития нашей Вселенной. Она дает всеобъемлющую кар-тину мира и формулирует основные законы функционирования его и развития; на этапе бытия Разума предлагает объяснение смысла жизни, доказывает уникальность каждого индивида, устанавливает необходимые ограничения для избежания Ошиб-ки.
Человечество - инструмент самопознания и саморазвития материи. Оно возникло, когда в основном были исчерпаны возможности бессознательных путей саморазвития, на уровнях только физических, химических, биологических взаимо-действий. Объективная необходимость и неизбежность возникновения Разума, хо-зяина-устроителя развивающейся Вселенной. Миссия человечества.

 23. Об опыте Иисуса Христа.
Непреходящее значение опыта Иисуса Христа. Критика неверных интерпре-таций жизни и высказываний Христа.
Мы призваны в мир - наш именно мир! - для жизни, а не для смерти и должны исполнить в нем нашу миссию - продолжить Творение, строить «рай» на Земле, во Вселенной, а не искать мира «иного».
«Вознестись в иной мир» – означает преступно оставить этот. На кого?
У Бога нет единого «Я». Среди людей нет и никогда не было Бога, но все лю-ди - Бог. Все люди в совокупности со всеми «я» мира, материальным и идеальным. Целое едино и неразрывно, множественно и динамично. Мир неизменен в вечной своей изменчивости. Все мировые «я» - дети Его возлюбленные и в то же время Он сам. И Христос тоже был одним из сыновей Бога. Может быть, - лучшим. Возможно, материя в нем в наибольшей мере осознала себя и, соответственно, максимально вы-явила собственные возможности.

 24. Религия Разума.
Религия Разума, учитывая современное знание, обобщает и вбирает в себя все лучшее из религиозного опыта человечества. Она утверждает основные догматы (картину мира с точки зрения представлений религиозных) и заповеди (основные законы и правила поведения); нацеливает человека быть сильным, активным, дее-способным, дабы каждый исполнил миссию свою во Вселенной. Она отрицает крайности ортодоксии и провозглашает непрерывность развития, в том числе соб-ственного, сообразно возрастающему опыту Разума; при этом оберегает преем-ственность человеческих представлений и отстаивает приоритетность опыта тыся-челетий в сравнении с кратким опытом настоящего и последнего времени.
Религия Разума через Церковь Вселенной объединяет все мировые религии (христианство, буддизм, ислам и другие) как относительно самостоятельные, орга-ничные части единого Целого, сферы Разума человечества.
Основные догматы. Бог, Вселенная, Мир - одно, триединое, неразрывное Це-лое.
Соотносительность трех ипостасей Бога с тремя аргументами Глобальной ин-формационной системы. Бог-Отец - плоть всего сущего, мир материальный - от субстанции до высших материальных структур. Бог-Дух Святой - идеальное объек-тивное, субъективное и потенциальное. (Объективное и потенциальное - дух боже-ственный; субъективное - понятийный мир природы и человечества.) Бог-Сын – творческое начало; на нижнем уровне - всеобщий принцип движения и взаимодей-ствия, элементарная активность, внутренне присущая субстанции; и на верхнем - деятельное человечество, Разум, все дети (все «я») Мира и Бога, Бога-Мира.
Главные заповеди: любить все части мира (все объекты и все субъекты) не меньше себя и любить Мир (Бога, Вселенную) больше себя.
Творение неразрывно с Творцом. Творец, активная ипостась Единого, творит сам Себя, Тело Свое и Дух Свой; на всех этапах самотворения, бессознательно или сознательно, путем проб и ошибок, находит необходимые для развития средства и методы. Сегодня Творец - человечество.
Все мировые «я» - дети единого Бога, объединяющего собою весь мир. Каж-дый человек и каждый народ видят свое лицо Бога и служат Богу по-своему.
Человек - часть Бога, и именно потому, что он - часть, никогда не сможет стать Целым, познать Его абсолютно. Но каждый человек и все человечество, раз-виваясь и познавая мир, непрерывно приближаются к Богу, все более многозначно выделяя себя из мира и все полнее осознавая кровное с ним единство.
Бог являет себя в каждом человеке, не избирая одного только. Однако люди обожествляют какого-то одного человека, по лени и недомыслию не находя Бога в себе.
Истинный смысл притчи о «первородном грехе» в том, что человек слишком занят собою и не исполняет заданной ему Миссии сознательного творения мира. Не исполнение своей миссии – самый большой «грех».
Разрешение проблемы вечного пребывания в мире зла и добра с религиозных позиций. Зло для Бога - не то же, что для человека, потому как, человек – часть, а Бог - Целое. Воля Бога слепа, Он пробует все, избирая ценное, лучшее с точки зре-ния блага целого. Бог благоволит всякой жизни, отдельному человеку и общностям, сознательно или нет исполняющим Миссию познания и развития мира.
Позитивная теория жертвенности. «Конец света» или «вечную жизнь» ин-дивиды и общности избирают для себя сами, по делам своим. Жертва не в прежде-временной смерти, а в долгой жизни, полной труда и страданий; потому что, живо-му жить – больно!
Символ веры.
Сила и мощь не там, где люди верят в одного Бога, а там, где они верят друг в друга.
Мало поверить в Бога вовне себя, надо найти Бога в себе, суметь соединить его с Богом вовне себя и осознать полное единение с миром.
Найдите Бога в себе, и да не станет это гордыней. Тогда живите среди людей так, чтобы они не слепли от сияния Вашей Славы!

 25. Этические доказательства существования Бога.
Наличие в мире любви, совести, альтруизма, разрывающих цепи эгоизма и простирающих, пусть даже и неосознанно, ответственность каждого «я» далеко за пределы тела его, лучше всего, доказывает фундаментальное единство Вселенной и, соответственно, существование Бога. Единое является Целым, а Целое и есть – Бог.
Если бы на субстанциональном, «божественном» уровне мир бы не был един, непрерывен и неразрывен, он вообще не мог бы существовать. Высший, человече-ский мир не может существовать без высших взаимосвязей - любви, совести, аль-труизма, не только основанных на самом глубоком внутреннем единении всего су-щего, но и выводящих единение это на иной качественный уровень – осознающего себя Бога. Если существует любовь, совесть и альтруизм, существует и Бог.

 26. Вера и сомнение - мерою.
Разум стоит на вере и строится на сомнении. Он разрушает себя в крайностях веры или сомнения.
В поиске и сомнении, до последних дней своих мы строим веру свою, создавая себя. Прекрасна вера, тяжко сомнение! И мы всю жизнь испытываем себя, даже и через муки сомнений мечтая все ближе подойти к совершенству истиной веры.

 27. Космическое сознание.
Космическое сознание – мировоззрение Разума, осознавшего место, значение свое во Вселенной; синтез атеистического и религиозного мировоззрений на новом и высшем уровне.
Природа - органы ощущений, человечество - руки и разум Вселенной. Разру-шая мир, мы наносим раны себе; развивая его – развиваем себя, творим сами себя. Когда-нибудь Разум войдет в материю повсеместно, как в Тело Свое, Вселенная станет Телом Его.

 28. Методология творчества.
Метод откровения. Откровение достигается пространственным мышлением – множественным, многоканальным перебором вариантов в многомерной сфере идеального мира. «Я» - одноканально. Оно принимает результаты работы подсозна-ния и не способно понять, как результат получился. Но может проверить получен-ный результат и целенаправленно внедрить его в жизнь.
Прозрачное «я», лишенное шор и одежд эгоизма – око, слово и дело Вселен-ной и Бога.
Самовыражаясь, мы открываем через свое неповторимое «я» нераскрытые еще стороны сущности мира или создаем нечто, чего в мире ранее не было. Первич-ность, подлинность самовыражения и вторичность, лживость «искусства».
У каждого «я» – неповторимый ракурс мировых ощущений. Гениальные тво-рения – фотографии души, фиксирующие картины живого мира и открывающие в нем нечто новое.

 29. Логика статическая и логика динамическая.
Логика – способ мышления «я».
Формальная логика справедлива только в некоторых вневременных и внепро-странственных областях идеального мира, т.е. по отношению к самым абстрактным понятиям. Логика формальная, статическая - частный случай логики динамической.
Некоторые законы динамической логики.
1. Всеобщий закон движения, изменения, неравенства: нет и не может быть ни одного А тождественного самому себе в два сколь угодно близких момента времени (т.е. нет ни одного А полностью неизменного и занимающего неизменное положение в одной, определенной системе пространства-времени).
2. Всеобщий закон причинности: нет, не было и не может быть ни одного А, для которого нет хотя бы одного В, которое – причина А.

30. Методология зла и добра.
Глобальный объект рассмотрения - наша Вселенная. Абсолютная система отсчета - субстанция.
Абсолютное добро – увеличение, абсолютное зло - уменьшение интеграла исчерпывающей информации во Вселенной. Глобальное абсолютное зло - разруше-ние нашей Вселенной, полный распад сферы качеств.
В бесконечной, неизменной в вечной своей изменчивости вселенной пробле-мы зла и добра выше эгоистического самосознания жизни в некой отдельной Все-ленной. Во вселенной добро несет та Вселенная, которая располагает большим ко-личеством исчерпывающей информации и развивается более высокими темпами.
Существует бесконечное количество относительных точек отсчета зла и добра - объекты, субъекты, группы объектов или субъектов.
Нет и не может быть в мире такого явления (взаимодействия, изменения), при котором не найти таких двух объектов или субъектов, что по отношению к одному из них это явление – зло, а к другому – добро.
Зло и добро в междууровневых, иерархических отношениях между объектами, субъектами, группами определяется благом для ступени, стоящей выше по иерар-хии, а в конечном счете, - благом для Целого.
Объективная неизбежность и даже необходимость присутствия в мире зла от-носительного.
Пути добра. Творчество, созидание; неэффективное, старое отмирает само. Критерий зла в обществе – относительное количество согласных на разрушение.
Лучший способ достижения добра абсолютного - сознательное направление и ограничение зла, руководство злом.
Побеждает не зло, не добро, но Разум, руководящий злом и добром относи-тельным, осуществляющий развитие мира, сознательно творящий добро абсолют-ное.
Ошибка Разума (разрушение Вселенной) дарует временную победу злу абсо-лютному.

 31. Случайность и необходимость.
Необходимость – сущая связь между объектами.
Случайность – взаимодействие между объектами, не обусловленное необхо-димостью.
Сфера качеств растет с появлением новых необходимостей, самораскрытием сущего комплекса взаимосвязанных необходимостей. Этот процесс происходит в непрерывном, бесконечном пространстве случайного; среди сущих необходимостей, на которые накладываются случайностные воздействия объектов всех уровней иерархии, оказывающихся в пределах взаимодействия, а также элементарные дви-жения плоти мира.
Сочетание случайного и необходимого при первичном возникновении мате-риальных форм, на промежуточных ступенях эволюции и на уровне становления Разума.
Главный вектор необходимого – развитие нашей Вселенной.
Управляемое Разумом взаимодействие случайного и необходимого, в резуль-тате чего происходит развитие, - творчество, творение мира.
Соотношение случайного и необходимого в пространстве возможного. Выбор Пути. Ошибка – выход за пределы возможного.

 32. Свобода.
Свобода – потенциал случайного в пространстве возможного для высших иерархий, располагающих «я».
Позитивная свобода - случайностное движение на уровне высших иерархий развития (деятельность Разума) в границах сущих необходимостей.
Негативная свобода - выход случайного за пределы необходимого.
Позитивная свобода ведет к самораскрытию необходимого, росту сферы ка-честв, возрастанию множественности единого мира. Это – самораскрывающаяся свобода. Негативная - к разрушению высших взаимосвязей.
Возрастание количества степеней свободы с развитием мира, увеличением ко-личества необходимостей. Все более многообразный мир становится все более вза-имосвязанным.
Порочность монополий и «царств», «от мира» и «не от мира сего», как не-эффективных систем организации общества и общественного сознания в плане за-дач познания и развития мира.
Человек свободен творить, исполнять или не исполнять Миссию.

 33. Этика космического сознания.
Единый этический подход во Вселенной ко всем уровням иерахии развития, начиная от простейших объектов и заканчивая людьми, субъектами высшими и общностями людей.
Каждый человек уникален и должен исполнить свою миссию во Вселенной. И у каждого есть Мечта. Осуществляя свою Мечту, мы исполняем предназначенную нам миссию.
Не существует смысла жизни для части, например, в организме – для печени или сердца. Смысл нашей жизни неотрывен от органичного функционирования Це-лого.
Случайностное совпадение личностных устремлений с объективными целями самопознания и саморазвития мира, мировыми потребностями приносит нам мгно-вения счастья. Разрушение высших структур вызывает протест, отчаяние, страх; целенаправленное разрушение может разбудить в человеке все самое низкое, сде-лать его орудием хаоса.
Внутренне выстраданное, сознательное отождествление смысла собственной жизни с объективной Миссией человечества во Вселенной, осуществление личной Мечты - дарит нам полноту бытия. При этом необходимо обеспечивается макси-мально зависящее от нас развитие государства и мира в целом.
Не удивительно ли сознавать, что мы можем дать миру вечность, направляя его?!..
Красота – гармония разума с миром; критерий истинности Пути, здоровья и блага.
Благо – развитие Целого и отдельных частей его. Мировое благо едино.
Любовь, сострадание, альтруизм, сознательное руководство движениями зла и добра – необходимые взаимосвязи высших иерархий мирового развития. Таковые условия функционирования возникают на определенной ступени развития как объ-ективная мировая необходимость.
Окончательного совершенства не существует. Совершенно то, что движется к идеалу – непрерывно развивающемуся представлению о благе.
Совершенный Путь – тот, на котором человек ищет и творит благо.
Совершенная жизнь – та, что пройдена совершенным Путем.
Сохранение высших иерархий развития, самого совершенного в мире - единая основа эгоизма и альтруизма.
Воздаяние получаем мы в настоящем. Оно - реакция на суперпозицию, глав-ный вектор индивидуальных и коллективных помыслов и деяний.
Истинное наказание и награду человек находит в себе.
Познание и развитие наиболее близкого к «я» участка Вселенной, т.е. самопо-знание и саморазвитие - первая задача каждого «я».
Ложь - раковая болезнь во взаимосвязях социума. Ложь - временна, искрен-ность - вечна. Искренний человек свободен. Спасает мир искренность, губит мир ложь.

 34. О бессмертии.
Тому, что возникало и умирало бесконечное число раз, не страшна еще одна смерть. Бессмертие - в делах наших. Оставь - и останешься.
Мы развиваем, дополняем единую сферу качеств и умираем вместе с нашей Вселенной. Надо собирать и хранить всю получаемую и создаваемую информацию, тогда когда-нибудь окажется возможным «воскрешение мёртвых». Бессмертие духа - в нашей Вселенной, Боге, ГИС. В Боге будем жить вечно.

 35. Мировое творческое начало.
Творческое начало заложено в самой основе мира, субстанции, в вечной, эле-ментарной форме всеобщего движения и взаимодействия. Оно проявляет себя на всех ступенях эволюции в формах, соответствующих уровням мирового развития.
Ныне наиболее быстрыми темпами новое создает человечество, постепенно осознавая собственную роль творца новой Вселенной.

 36. О страдании.
Жить - больно! Нравственное страдание от несовершенства сущего мира - высшее мироощущение человека, поднявшее его над царством животным. Оно по-буждает нас стремиться сделать мир лучше.
Чем выше разум, тем глубже страдания. Потому прожить жизнь до ее есте-ственного конца, реализуя все собственные возможности на благо мира - подвиг. Этот подвиг должен совершить каждый. Тогда каждый получит награду.

 37. Человек.
С развитием информационных систем (материального, идеального и активно-го) активная инстанция последовательно проходит ступени развития, начиная от элементарного движения и взаимодействия плоти мира и заканчивая человеческим «я» и отношениями, связями в обществе, человечестве – высшими на сегодня уров-нями развития активной инстанции.
Человек – индивидуальная информационная система одного из высших уров-ней иерархии, являющаяся сегодня инструментом самопознания и саморазвития ми-ра, располагающая материальным миром (организмом), идеальным миром (сознани-ем) и активной инстанцией («я»).
Закон множественности и соразмерности мировых «я». Пирамида мировых «я». Никакая вершина невозможна без своего основания. Чем выше вершина, тем шире должно быть у нее основание. С повышением уровней иерархии связей (в частности, уровней развития «я») растет и количество материи, необходимое для их функционирования, существования.
Человек - мера Вселенной, центр высших взаимосвязей развивающейся Все-ленной. Человек и окружающая его среда, Вселенная - единое Целое.
Закон комплексного взаимодействия, взаимовлияния и взаимоподтягивания материального, идеального и активного. Совершенствование человека, повыше-ние ответственности его параллельно с совершенствованием, развитием окружаю-щей человека среды, накоплением миром исчерпывающей информации.
Критика двоичного принципа «гермафродита». Троичность человека (и всего сущего, любой информационной системы): мужское, женское, божье; материальное, идеальное, активное.
О значении Избранного. Разум, исключительный по возможностям в сравне-нии со своими собратьями, несет перед всем, что его создало, исключительную от-ветственность. Жалок тот, кто не поверил себе, он - никто.
Догматики и творцы. Две натуры субъектов и два уравновешивающих друг друга принципа организации общества. Ограничение безудержной творческой энергии случайного догматиками, сущими необходимостями.

 38. Государство.
Государство – объединенная информационная система одного из высших уровней иерархии, имеющая перед собою долговременную цель собственного раз-вития. В государстве в качестве материального мира выступает пространственно (количественно) ограниченная совокупность материи – территория государства; в качестве идеального мира – взаимосвязанная сфера понятий – культура государства; и в качестве активной инстанции – совокупность человеческих «я» (нация, народы), проживающих на территории и объединенных культурой данного государства.
Определение основных категорий государства с точки зрения теории инфор-мационных систем.
Смысл государства. Государство призвано исполнять то, что не могут осуще-ствить индивиды в отдельности: служить гарантом комплексного развития в распо-лагаемом объеме материи; защищать тех, кто «никто», и то, что «ничье»; охранять позитивные свободы сограждан.
Каков человек, таково государство. Государство может быть сильным дли-тельно и стабильно, только имея богатых и свободных сограждан, которые сами определяют меру ответственности перед своим государством и служат ему, согласно внутренней необходимости, а не по принуждению.
Динамическое соотношение возможностей и потребностей в аспектах ин-дивида, государства и мира в целом.
Возрастающее значение множественности - национальных, культурных особенностей с развитием мира, цивилизации, Разума. У каждого человека, народа, государства, у каждой цивилизации – свой путь, особая миссия во Вселенной.
В глобальном смысле, наиболее жизнеспособна саморегулирующаяся систе-ма, включающая в себя возможно большее количество материи и состоящая из воз-можно большего числа индивидов, сосуществующих в условиях состязательности талантов, сил, удачливости, при наличии множественности различных экономиче-ских, социальных, культурных и прочих общностей и подсистем, при гарантии по-стоянно растущего минимума жизненных благ для всех.
Объективные преимущества отношений чести и творческой конкуренции пе-ред бюрократическими, деспотическими и любыми другими.
Социальная справедливость. Предоставление равных стартовых возможно-стей всем, равенство «правил игры». Открытость информации в банке долговре-менной памяти. Равный правовой доступ к средствам познания и развития.
Свободная конкуренция информационных систем, материальных форм, иде-альных конструкций, способов движения и взаимодействия под эгидою Разума в рамках единых, общих ограничений – глобальных необходимостей (гарантии от Ошибки).
Разрешение проблемы безработицы - в непрерывном насыщении производи-мых изделий, информационных систем всех уровней все новою исчерпывающей информацией, повышении количества исчерпывающей информации на единицу материи. У каждого «я» свои функции во Вселенной, которые оно должно выпол-нить. Отстраняя кого-то от творческой деятельности, государство обедняет себя и снижает темпы развития, свои и Вселенной.
Расширения жизненного пространства. Выход человечества в космос, не-прерывное расширение нашей Вселенной, сферы деятельности государств (по коли-честву охватываемой высшими взаимосвязями субстанции)- объективная необходи-мость.
Войны, ведущие к существенному разрушению высших структур материаль-ного, идеального и активного, уже на сегодняшнем уровне развития крупных ОИС (государств) утратили всякое позитивное значение в развитии человечества и мира в целом. Неизбежность возникновения иных, все новых форм войн, не имеющих глобальных разрушительных последствий, затрагивающих выбор способа реоргани-зации только высших уровней иерархии структур.
Методы разрешения спорных вопросов при национальных противоречиях, идеологических и других разногласиях.

 39. Темпы развития государства.
Любая информационная система (ИС), в частности государство, - функция трех своих аргументов: материального мира (ММ), идеального мира (ИМ) и актив-ной инстанции (АИ).

ИС = f(ММ,ИМ,АИ)

Уровень развития государства (любой ИС) определяется коэффициентом раз-вития, зависящим от располагаемого количества исчерпывающей информации, а также оптимальности организации материального, идеального и активного.
Материальный и идеальный миры в государстве контролирует и структуриру-ет его активная инстанция, которую можно назвать инструментом познания и развития (ИПР). ИПР определяет скорость, объемы и другие количественные и ка-чественные характеристики обмена информацией между ММ и ИМ государства, в результате чего и происходит его развитие. Поэтому темпы развития государства напрямую зависят от степени использования всех возможностей ИПР.
Представим суммарный ИПР в государстве как функцию от следующих аргу-ментов:

ИПР = ;f(ОП, КИоп, СП, КИсп,СР, КИср)i

Здесь :
N – количество людей в государстве;
ОП – оперативная память, врожденные возможности сознания человека;
КИоп – Коэффициент использования ОП. Зависит от воспитания, образования – степени доступа человека к культуре, долговременной памяти, всем имеющимся базам данных государства;
СП – средства познания индивида, усиленные и дополненные всеми возмож-ностями науки и техники государства;
КИсп - коэффициент использования средств познания человеком;
СР - средства развития индивида, усиленные и дополненные всеми возможно-стями науки и техники государства;
КИср - коэффициент использования средств развития человеком.
Очевидно, что имеются объективные и субъективные факторы изменения темпов развития государства. К объективным относятся: N, ОП, СП, СР; к субъ-ективным - КИоп, КИсп, КИср.
Увеличению суммарного ИПР, а следовательно, и повышению темпов разви-тия государства служит:
- рост численности людей в государстве (повышение рождаемости, привлече-ние иммигрантов);
- улучшение качества образования и воспитания, расширение доступа к долго-временной памяти для всего населения государства;
- расширение доступа всем членам общества к средствам познания, имеющим-ся у государства;
- расширение доступа всем членам общества к средствам развития, имеющимся у государства.
Большое значение для темпов развития государства имеет также степень заин-тересованности людей, интенсивность приложения сил. Этот показатель принимает максимально возможное значение, когда каждый человек осуществляет собствен-ную идею, мечту, трудится творчески, а не по принуждению.
Отношение реального суммарного ИПР к максимально возможному по месту и времени определяет оптимальность организации общества.
Наибольшие перспективы в соревновании государств имеют те, которые мак-симально используют потенциал своей активной инстанции (ИПР), т.е. предостав-ляют все условия своим гражданам для творческой самореализации.

40. Общество Реализуемых Возможностей,
где каждый может развить себя максимально и воплотить в жизнь собствен-ную Мечту, осуществляя тем самым Миссию, - оптимальное государственное устройство с точки зрения отдельного человека, всего человечества и целого мира. Основные принципы организации.

 41. Собственность.
В мире все распределено и перераспределяется непрерывно, все является чьей-либо собственностью. Отношения между собственниками отвечают уровню разви-тия мира по месту и времени. Собственники бывают активные и пассивные, могут быть внутри и вне собственности. История развития отношений собственности - история развития нашей Вселенной.
Индивидуальные и коллективные формы собственности над материальным, идеальным, активным.
На одном уровне иерархии распределение собственности происходит в рамках сущих необходимостей (для активных собственников - понятий, на высших уровнях – законов), по результатам конкурентной борьбы между собственниками. В междуу-ровневых отношениях - суперпозиция собственностей. Полномочия собственников отвечают ступеням лестницы эволюции, уровням иерархии развития.
Закон количественных и качественных соотношений при первичном опре-делении или смене собственников. При первичном определении или смене соб-ственника не должно снижаться качество управления собственностью.
Эффективность распоряжения собственностью. Конкретным управлять должен конкретный. Преимущества индивидуальных форм собственности в мире материальном и коллективных в общественном идеальном.
Возрастающая обобществленность собственности - вовлечение все рас-ширяющегося круга индивидов во все более многочисленные и сложные формы владения, со все возрастающим общим количеством собственности и все увеличи-вающимся ее качественным многообразием.
Возрастание значения отношений собственности с развитием мира.

 42. Власть.
Власть - первостепенное право распоряжения в ИС ее материальным и иде-альным мирами, принадлежащее одной из ее высших по иерархии развития актив-ных инстанций; реальная возможность в разной степени контролировать и регули-ровать действия других активных инстанций, вплоть до полного подавления их ак-тивности.
Смысл власти. Задачи власти.
Власть над собою и власть над миром.
Законы развития власти. Мера власти.
Сферы, пирамиды, конусы власти.
Определение основных форм власти в государстве. Открытое, возрастающее множество форм власти внутри развивающейся информационной системы; соответ-ственно, возрастающее множество Первых.
Каждое «я», осуществляющее собственную Мечту, реализующее свою миссию во Вселенной, становится равным средь Первых.

 43. Экология.
Экология – наука о здоровье тела Разума, Бога, нашей Вселенной.
Если мир болен, только сам он может себя вылечить и поддерживать соб-ственное здоровье. Однако это возможно только на высших ступенях эволюции, на уровне Разума. Высшие взаимосвязи Вселенной, в лице человечества, должны сами заботиться о среде собственного существования. Структуры высших иерархий мо-гут находиться лишь среди непрерывного спектра структур более низких, вплоть до простейших. При этом здоровье высшего обусловлено здоровьем всего низшего; и наоборот. Здоровье частей всех уровней неразрывно со здоровьем единого целого.
Основные критерии правильности Пути.
Единый подход к экологии человека, природы, Вселенной. Никакая фигура или система не может состоять из одной только вершины, не имея своего тела и ос-нования. Так и человек - высшее только в совокупности с природою и всем миром. Уничтожая природу и мир, разрушая многообразие мира, мы уничтожаем себя.

 44. Наша Вселенная.
Наша Вселенная развивается. Сознательное развитие в бесконечной вселенной может быть бесконечным. Возрастающая множественность форм и путей развития, соразмерность - стратегия снижения вероятности глобальной Ошибки.

 45. Проект «Вселенная».
Это проект целенаправленного, сознательного строительства нашей Все-ленной, непрерывно расширяющиеся границы которой определяются пределами по-знания Разума. Цели, задачи, основные направления проекта.
Центр Вселенной и Вселенский Собор – два мировых центра, в которых схо-дятся все направления стратегии развития и познания нашей Вселенной и устанав-ливаются разумные границы необходимого для высших уровней связей (отдельных «я», социумов), минимизирующие возможность Ошибки. Таких центров может быть неограниченно много. Каждый должен отвечать за свое, прежде всего, за себя. Чем шире сфера Вселенной, тем многомернее пространство ответственности, больше возможностей и больше ограничений.
Я вижу волну Разума, охватывающую собою все большие просторы материи… Какая мощь! Слава!! Свободный полет!!

 46. Свой путь России.
Каждая нация избирает свой путь, тем самым измеряются все пути божьи.
Истинное величие, всемирное историческое значение народ обретает, создавая собственную культуру, поднимающуюся над вершинами мировых достижений. Неотъемлемыми, основополагающими частями такой культуры являются религия и философия, выстраданные и созданные непременно самим народом, а не привне-сенные почему-то извне. Все вторичное не имеет цены. В памяти человечества остаются только подлинные образцы самобытности - вершины, а не равнины духа, сколь угодно большие!
В мире нет философии и религии, достойных России, они могут родиться только внутри нее.
Коммунистическая идеология и христианство привнесены в Россию извне. Русский народ сам должен создать свою религию и философию. Отечественные ми-ровоззренческие концепции, основывающиеся на тысячелетних национальных кор-нях и вобравшие в себя мировой опыт должны органично дополнить величие рос-сийской культуры, явленное в вершинах литературы и музыки.
Многовековые национальные корни «русского космизма». Русская вера. Пре-имущества и перспективы космизма, Философии развития и Религии Разума в ряду других мировоззренческих систем человечества. Совпадение проявленных целей России с глобальными целями мира и Бога, объективными потребностями развития нашей Вселенной. Мировое значение русской идеи.
Религию и философию нации не может создать один человек. Они создаются соборно. Их творит весь народ, избирая собственный Путь.
Возрождение и строительство великой державы.


Резюме

На базе «русского космизма» предлагаются общие очертания целостной миро-воззренческой системы, сводящей воедино материалистическое и идеалистическое направления, религию и философию. Утверждается возможность бесконечного творческого развития мира под эгидою Разума.