Книга 2! 40. Ночной дозор

Елизавета Орех
40. Ночной дозор

У каждого поколения есть знаковые вещи: фильмы, песни, артисты, архитектурные сооружения. Для меня (моего поколения) знаковым стал фильм «Ночной дозор» (2003-2004 годы). Это был прорыв российского кинематографа на новый, мировой уровень. Тимур Бекмамбетов сделал невозможное: он создал нечто, современное и удивительное. Новое слово в спецэффектах.
Тогда только-только стали появляться рекламные трюки под названием «плейсмент», когда по сюжету показывается крупным планом какой-то продукт, название, торговая марка, как бы невзначай (но они заплатили за свою рекламу большие деньги, на которые этот фильм и снимается). У Бекмамбетова плейсмент пронизывает все его фильмы (оба «Дозора», «Ирония судьбы – продолжение»), это и «Нескафе», и МТС, и пельмени «Сам Самыч», и многое другое.
Но речь сейчас не об этом. А о том, что когда пересматриваешь этот фильм, перед глазами встает жизнь десятилетней давности. Я очень ярко помню каждый момент, связанный с «Ночным дозором». Вначале, когда он только вышел на большие экраны, я отнеслась к нему с недоверием, мол, что хорошего можно ждать от нового русского кинематографа, испорченного 90-ми? Долго выжидала, собирала отзывы, расспрашивала, о чем фильм и стоит ли тратить на него время? Все, кто видел, в один голос уверяли, что стоит. Я поддалась и сходила.
Моему потрясению не было предела! Я ТАКОГО просто не ожидала увидеть. Даже не верилось, что это снял никому не известный российский режиссер. Стилистика и цветовая гамма были выдержаны в модном тогда жанре фэнтези. Я сама зачитывалась Лукьяненко, его «Лабиринтами сознания». Великолепный подбор актеров! Молодой обворожительный Хабенский, сексапильная Фриске, трогательный Золотухин. - Бекмамбетов открыл зрителю многих артистов, таких, как Мария Порошина, Алексей Маклаков, Алексей Чадов и других. Он продемонстрировал передовые достижения компьютерной графики и особые операторские приемы.
Мне очень понравились пролет гайки от крыла самолета до чашки с кофе, и проникновение взгляда через стену по проводам дверного звонка. До Тимура Бекмамбетова этого никто ТАК не показывал.
Популярность актеров, принявших участие в этом фильме, взлетела до невиданных высот. Так, в августе 2004 года я летела на Камчатку с пересадкой в Новосибирске. В моем самолете летел актер Маклаков. Ну, кто его знал до «Дозора»? Сериал «Солдаты», где он снимался, посмотрело небольшое число зрителей. Но сейчас... в Новосибирске прямо у трапа самолета его встречала местная телекомпания! Прямо на летном поле у него взяли интервью. Наверняка, и в городе ему потом не давали проходу. Что уж говорить о главных героях «Ночного дозора»!
Жанна Фриске сразу стала мегапопулярной всенародной любимицей, Мария Порошина теперь снимается в каждом втором фильме. И другие актеры также не обделены вниманием. Молодец Бекмамбетов!!! К тому же, и группа «Ума Турман» моментально стала очень модной. Их «Девушка Прасковья из Подмосковья» теперь ассоциируется у меня с Иркутском, куда я прилетела после Камчатки, чтобы отдохнуть на Байкале. Эту песню спели мне постояльцы иркутской гостиницы, когда я шла к своему номеру. Как они догадались, что я из Москвы? Наверное, подслушали на ресепшене...

2014 г. Читая «Рараку» В. Токаревой.
- Ничего, ее жизнь все равно оправдана. Она потом троих детей родила и стала любить их. Дети оправдывают все. Там, в «Рараке», нарочно так сделано: живут две подруги, и обе одарены. Одна чудесно играет на пианино, а другая чудесно любит. Так не бывает, к сожалению, чтобы все вместе. Всегда есть компенсация.
Литература - это тоже компенсация, чаще всего она дается за комплексы. Человек садится писать, изживая травму. Но если у Вас - комплекс неполноценности, а Вы на этой почве начали писать, - это многократно перевешивает ваши страдания по поводу внешности или биографии. Это же почти всемогущество. А человек без комплексов - зачем он нужен? Он мне неинтересен вообще (В. Токарева).

Впечатление от Робски
Впервые я прочитала Оксану Робски осенью 2013 года. От ее книг меня накрыла волна щемящей ностальгии. Она пишет о Москве, которую я оставила. Неожиданно и бесповоротно.
Ее героиням как раз столько лет, сколько мне было до аварии, и время, 2005-2006, годы моего расцвета и зенита карьеры и красоты. Я наконец-то сделала удачную ринопластику (третью!) и почувствовала себя Человеком! Мне не надо было больше подобострастно улыбаться и строить глазки, чтобы понравиться мужчинам. Я наконец-то смогла им прямо посмотреть в глаза.
Я вспоминаю свою жизнь до аварии, как будто читаю романы Оксаны Робски. Вернее, наоборот, читая Робски, я буквально вижу мою прошлую жизнь. Видимо, у нас схожие взгляды, хотя это странно. Не прочитав ни одной ее книжки, я считала Робски пафосной и напыщенной богачкой. А читается легко и интересно. Она описывает Москву и ее жителей очень реалистично и близко мне по духу.
Это была та «лужковская» Москва, превращенная им в один сплошной РЫНОК. Москва, где процветали понты и гламур.
Читая ее «Про любофф», я испытывала тоскливое чувство ушедшей жизни и упущенных возможностей. Моя «остановка в пути» позволила мне посмотреть на себя и на весь мир со стороны, бесстрастно и критично. Я увидела огромную кучу ошибок и просчетов, сделанных из-за страшной закомплексованности, хотя и считала, что не имею комплексов и живу довольно смело и даже иногда рискованно. Виной всему была моя изначальная нищета, из которой я всеми силами себя вытаскивала и далеко не идеальная внешность. И зря я ни у кого не просила помощи. Я боялась людям показать свою ужасную бедность и отсутствие хоть какой-то поддержки со стороны родных. В то время, как моим подругам квартиры в Москве, машины и шубы покупали родители, мужья и любовники, я рвала жилы, но САМА зарабатывала.
К сожалению, маманя с детства внушила мне мысль, что «никто мне ничего не должен», и все, что мне надо, я должна добывать себе самостоятельно. Я не умею себя «продавать подороже», как это умеют делать стервы.
Мать всю жизнь вбивала мне в голову то, что я - ничтожество и ничего не стою. И я перед людьми унижалась, стараясь им понравиться, я не понимала, ЗА ЧТО они со мной дружат и почему со мной общаются, ЧЕМ я заслужила их уважение. В то время как подруг любили родные просто за то, что они есть, меня не любил никто. Даже я сама...
Поэтому я читала труды по психологии, чтобы разобраться в себе и людях. Но только неустанный труд и детская вера в чудо сделали из меня того человека, которым я стала.
Добавила про Робски, так как это - тоже некий символ своего времени. Веха, по которой можно вспоминать события своей жизни «до» и «после» нее.
Может быть, когда-нибудь и моя книга станет для кого-то такой же вехой...

23.07.2016