Всегда праздник

Татьяна Сопина
Крым – всегда праздник. Вроде, всё (или почти всё) известно, но каждый раз приезжаешь по-новому. И как не улыбаться по-доброму, когда после северного косохмурья – на уличных газонах розы (такие крупные и ещё не тронутые тленьем, что хочется потрогать  - настоящие ли?), у набегающих голубых волн ноги утопают в мелкой горячей гальке, а по вечерам на набережной каждый день играет духовой оркестр…
В Судаке иду к своей прежней хозяйке – владелице частной гостиницы, татарочке Анне Ивановне. Один из первых вопросов – вернулась ли в свою родную Макеевку бабушка Галя с семьёй? (Читайте на этой странице - «Крымская неделя», 2015 год). Нет, не вернулась.  Но переехали. Нашли квартиру подешевле (подальше от моря), но с отоплением. А в их бывших комнатах живут две молодые семьи, тоже донецкие. «Странствуют» по Крыму уже год, устроились на работу. Домой хотят, но пока выжидают.
Рядом со мной отдыхают муж и жена из Юрмалы, приехали на своей машине. Спрашиваю:
- Как в Латвии отношение к русским?
- Да нормальные отношения. Никто нас не притесняет. Язык, конечно, немного знать надо, ведь мы здесь живём.
В других комнатах – Белоруссия, Норильск, Тюмень, Подмосковье…
Новость – в Крыму появились комары. Приплыли вместе с днепровской водой. Теперь этой воды нет, а комары остались. Но мелкие какие-то, не серьёзные. То ли дело – наши северные, уж саданёт как саданёт!

«НИ СЛОВА О ПОЛИТИКЕ»

На экскурсию в Севастополь нас везёт экскурсовод с говорящей фамилией Щур Михаил Иванович. Автобус едет четыре часа, и гид не умолкает всю дорогу. Он очень эрудирован – сведения сыплются, как конфетти из новогоднего мешка Деда-Мороза. Сразу ставит акцент:
- Ни слова о политике.
Он сообщает, что в Крыму проживает   2,5 миллиона человек и свыше ста национальностей, в том числе таких, о которых известно разве что историкам и этнографам (но в семьях помнят всё). Этим воспользовались очередные завоеватели полуострова. Немцы разъяснили крымским татарам, что это «не их война», упразднили колхозы, раздали землю. Провокация удалась: часть «слушателей» поддержала боевые действия на стороне вермахта. После освобождения Крыма обе стороны в изобилии были обеспечены оружием как немецкого, так и советского происхождения.  И хотя татары воевали не только в немецкой, но и Советской армии, можно представить, что началось бы на бытовом уровне… азиатская рожа – значит, враг.
 (В одну из последующих экскурсий нас повезёт водитель по имени Арсен - умелый, выдержанный и очень дисциплинированный. Он родился в Китае, куда перебралась после департации   его сильно поредевшая семья. В Китае и сейчас есть община крымских татар, у них мечеть… Традиция: раз в год съезжаются бывшие поселенцы на национальный праздник).

- Крым занимает чрезвычайно важное геополитическое положение, - продолжает Михаил Иванович. – Нигде больше нет такого изобилия удобных бухт, в которых надёжно укроется любой современный флот. Кто владеет Крымом, владеет Чёрным морем, а через проливы имеет выход в мировой океан.
И вдруг, без всякой связи:
- Украине ничего не нужно: ни Чёрного моря, и электроэнергии.
Реплика из салона:
- Крым вошёл в состав России.
- Крым никуда не ходил. Он где был, там и остался. К нам пришли.
… Крым освобождали не только русские, - продолжает Щур. - Были Волынский, Черниговский, Днепровский полки… Ташкентский. Это был Советский Союз.
(Ностальгия по Советскому Союзу здесь звучит повсеместно. В День России спортсмен в гидрокостюме под парашютом высоко на бухтой пронёс Российский триколор, а на трёх бананах полторы сотни отдыхающих устроили патриотическое шоу. Когда же им предложили хором исполнить Гимн России, оказалось, что слов не знают. Дважды начинали, и дважды на втором куплете нестройно угасали. И тут из динамика грянуло: «Выпьем за Родину, выпьем за Сталина!..»)

- После сорок пятого начались переименования населённых пунктов на славянский лад, - рассказывает Михаил Иванович. - Наверное, во главе комиссии стоял ботаник, новые имена давали по названиям деревьев и цветов. При этом никто не подумал, как будут называть себя жители. Например, села Красные маки.  (Из салона: «Маковки! Красномакцы! Наркоманы!) Или села Богатое. («Богатцы. Богатеи. Буржуи!»).
И тут в Михаиле Ивановиче юморист побеждает политика: он сообщает, что такие переименования происходили не только в Крыму. Так, в Винницкой области есть населённый пункт Крыжополь. А как называть жителей, предлагает догадаться нам самим.
…Нас везут в Балаклаву, в музей подводного флота. Я здесь уже была вскоре после передачи объекта Украине, и с удовлетворением отмечаю, насколько всё изменилось в лучшую сторону. Тогда это был полу-разграбленный лабиринт туннелей и несколько самодельных стендов при входе. Теперь – полноценный музей, отвечающий на вопросы не только «Когда и как?», но и «Почему?» Что вынудило СССР вести гонку вооружений и создавать в благодатном краю хранилище атомного оружия? Как и в национальном вопросе – чем больше получаешь сведений, тем более становится понятно, и что очень важно: без озлобления.
Морская экскурсия по бухте Балаклавы окунает в недавнюю историю. При выходе из неё нам показывают полу-рухнувший гостиничный комплекс. Он принадлежал сыну Януковича, других  желающих возродить это хозяйство тогда не было, да и теперь тоже. Слишком большие нужны капиталовложения. Отстроить гостиницы Янукович-младший не успел, а нынешним пока не до того.
Вот бывшая яхта Леонида Кравчука. (Однако любили президенты Балаклаву!). Ныне у неё другой владелец. Мы видим яхты знаменитых артистов и шоуменов не только России, но и Зарубежья. Деньги принимаются какие угодно: рубли, доллары, евро и даже гривны… Только плати.
Из Балаклавы - в Севастополь. О его героическом прошлом написано много, но одно дело – знать, другое – видеть. Об одном всё же хочется написать.
Меня поразил Народный музей «Одиннадцатая береговая батарея» близ мыса Хрустальный - единственная такая батарея, сохранившаяся и воссозданная в первозданном виде. К ней нас ведёт  заместитель директора, учительница истории Александра Рунова.  Поразил даже не столько сам музей, как люди, которым стало «не всё равно».
Что такое береговые батареи Севастополя – объяснять не надо. Одиннадцатая в начале нового века имела жалкий вид. При советской власти памятное место было отмечено конусными снарядами в человеческий рост, соединёнными цепями.
- Два снаряда и часть цепей, – рассказывает Александра, – украли на металлолом. Это же тонны железа, как только упёрли! Вокруг валялись бутылки, шприцы… Сердце заболело – как же так?
Саше тогда было лет 30. Вдвоём с подругой стали собирать народ. Подключили ветеранов, друзей и знакомых. Когда растворили заваренные тяжеленные двери дореволюционного происхождения, бункер был засыпан кучами мусора высотой в человеческий рост. Это местные жители ссыпали свои отходы через выбитые проёмы-щели-окна. С декабря по май 2011 года вынесли всякой дряни свыше 800 мешков…
Александра просит нас входить осторожнее, в помещении нет электричества.
- Глаза привыкнут, и будете различать. Но так даже более естественно – как это было в войну.
Оружие, осколки снарядов, армейские каски, вещевые мешки, шинели… Здесь всё можно брать в руки, осматривать, примерять.
Наша проводница предлагает сравнить два осколка:
- Этот – из сорок второго. А вот этот – сегодняшний, из Луганска. Посмотрите, они ничем не отличаются…
Я пытаюсь поднять винтовку Мосина. Однако! И такую винтовку надо было не только поднять, но и бежать с нею по изрытому снарядами полю, стрелять, а на голове – каска, а за плечами – вещмешок… А ведь в армии воевали и девушки.
В бункере три помещения. Ближнее – для боеприпасов (подавались через окна). Второе –командный пункт береговой обороны Черноморского флота и штаб Приморской армии. Это и жилое помещение: домой не ходили. А третье, самое дальнее отделение – школа.
Первые бомбы упали на Севастополь 22 июня 1941-го. Город оказался единственным в Европе, где под обстрелами фашистов власти не закрыли школы, а спрятали под землей. В сорок-первом-сорок втором в таких классах обучались около 2,5 тысяч детей. Воссоздан только один класс.
Нам предлагают посидеть за ученическими столами. При пламени тусклого светильника листаем учебники, рассматриваем чернильницы и перьевые ручки,  читаем самодельный плакат на стене: «…Каждая твоя пятёрка или четвёрка – удар по врагу»…
Когда выходим, я спрашиваю Александру – имеют ли они поддержку от властей? Нет…


А это уже посёлок Новый Свет. Престижный и дорогой курортный уголок! А я стою в парке перед обелиском, на котором 49 фамилий. Всего же, как сообщается, на этом месте в январе-феврале 1942 года было убито 87 работников завода шампанских вин и членов их семей. Некоторые фамилии повторяются четыре-пять раз. Наверняка среди них дети…
Заняв Крым, фашисты хотели жить красиво. Они вывезли оборудование завода шампанских вин, но работать на нём не умели, а местные отказались. Более того: оказали помощь в высадке морского десанта (наверное, сигналили в штормовую январскую ночь). Это десант в начале сорок второго изначально был обречён, отвлекающий манёвр. (Наступление планировалось в районе Феодосии). Из двух тысяч моряков выжило и ушло к партизанам около 350. Обращаю внимание на приблизительность сведений: около 350… 49 фамилий из 87… Кто тогда считал, да и была ли возможность?..
У обелиска – свежие венки. А вокруг – клумбы. Засохшие. Хоть бы кто цветочки посадил да поливал (!).
…Вода в Ново-Светских бухтах удивительно чистая. Опустив голову, откроешь глаза – галечное дно куполом красиво выгибается вверх. Кажется, вот-вот его достанешь. Но это только кажется.

НАД  ЛЬВАМИ

Про сафари-парк львов "Тайган" в Белогорском районе Крыма я слышала: «Там звери на свободе, а люди в клетках». Шутка, конечно. Люди ходят по сетчатым металлическим дорожкам общей длиной в несколько километров, на уровне двухэтажного дома, а львы внизу гуляют, валяются в траве, отдыхают, обедают, выясняют между собой отношения…
Здесь со всего мира собрана самая большая коллекция львов в Европе – свыше 50-ти. Чтобы сделать хороший снимок, посетители склонны подзывать: «Кис-кис». Как ни странно, некоторые зверюги оборачиваются и широко разевают пасть (совпадение, конечно!). Вдруг два лёвушки сцепились и рыкнули прямо подо мной, даже подскочила от неожиданности. Предлагаю пацану лет десяти, снимающему на мобильник:
- А ты запиши этот рык тоже. Потом на уроке включишь.
«Тайган» - первый в моей жизни зоопарк, где зверей не жалко. А как всё начиналось, нам рассказывают по пути в Белогорский район.
Тогда единственный в Крыму зоопарк в Ялте был на грани катастрофы. Звери чахли от тесноты и кормились сухариками, которые им просовывали через прутья сердобольные посетители. В 2006 году зверинец окончательно обанкротился и подлежал ликвидации. И тут его работники, зная, что успешный бизнесмен Олег Зубков интересуется животными, пришли к нему с мольбой:
- Купите нас.
И он решился. А потом не знал, что с этим делать. Поехал за помощью в Киев, но в украинской столице ему сказали:
- Лучше бы Вы с этим не связывались.
И тогда он обратился в Московский зоопарк. Здесь отнеслись иначе: надавали советов, снабдили зарубежной литературой (в России сафари не было вообще). Домой Зубков вернулся окрылённый.
Разные времена переживал уникальный бизнес…  Олег Алексеевич выкупил 32 га брошенной земли (бывший военный полигон), очистил от мусора и превратил в настоящую зелёную и цветущую сказку. Сафари львов занимает чуть больше половины территории, остальное -  зоопарк, в котором каждому виду животных очень просторно. Деревянные и мраморные скамьи в тени раскидистых деревьев. Тихая медитативная музыка. По дорожкам бродят павлины, выскакивают к посетителям из водоёма морские котики. Частное кормление поощряется, а для этого по доступным ценам (50 руб. пакетик) продаётся специальный корм для каждого вида. Какой же маме не захочется сделать фото со своим чадом в такой необычной обстановке? За 900 рублей здесь можно провести целый день, а хочешь – остановись на ночь в гостинице.
Прилетавший недавно на вертолёте учёный-зоолог и телеведущий Николай Дроздов оценил: «Это один из лучших сафари в мире».
А вот и подтверждение тому, что животным хорошо: они здесь размножаются. Мы наблюдали четырёх восьмидневных тигрят с ещё не раскрывшимися глазками – ползали в углу вольера, натыкаясь друг на дружку, а мамаша, белая тигрица, гордо возлегала на помосте повыше.
«Детишки» постарше (тигрята и львята величиной с большую собаку) собраны в «детском уголке», за 500 рублей с ними можно сфотографироваться. Ребята-зверята совершено ручные. На наших глазах трёхлетняя Настя бесстрашно ходила между «котят», обнимала их, жала лапки, а мама девочки фиксировала всё это на мобильник.
«Тайган» называют новой «изюминкой» Крыма. А я думаю: замечательно, когда бизнес попадает в добрые, терпеливые, инициативные и умные руки!

ПРОБЛЕМЫ И ПРИКОЛЫ БЕЗ РАСКОЛА

Отдыхающие в Крыму – основная статья дохода для местного населения. А гостям хочется веселья. Шутки. Их рождает, кажется, сам напоённый солнцем воздух. Уходят идеологии, рушатся государства, а шутки остаются.
При въезде в Судак вам сообщат, что когда каменная лягушка достигнет вершины одноимённой скалы, в СССР наступит коммунизм. Это привет из Хрущёвского времени. А сегодня «для исполнения желания» при прохождении Золотых ворот нам предложили бросить монетку, чтобы ударилась о скалу (сохранность подводного клада гарантирована – глубина здесь 10-12 метров, а вблизи скалистого берега – 30-40). Крупные купюры весёлый капитан посоветовал бросать на палубу, а если прижать банковскую карту ногой и прокричать пин-код, всё желания исполнятся тут же и немедленно.
Перед некоторыми «штучками» останавливаешься в недоумении, смеяться можно потом. На Царском пляже вбетонирован плакат: «Купаться запрещено», при том, что с утра до вечера по пляжам Судака и Нового Света идёт реклама о морской прогулке по разноцветным бухтам с купанием на «лучшем в Крыму» Царском пляже. Только при мне здесь причалили три катера, два банана, а по Сухому руслу сверху спустился оздоровительный лагерь – около пятидесяти школьников.
Иные приколы достойны Одесского юмора. В селе Богатое наш автобус сделал остановку. Я прогуливалась вдоль ларьков, рассматривая ценники. Читаю: «Штрудель – 5 рублей». Заглядываю в окошко, появляется любезная продавщица:
- Что желаете?
- Что такое – штрудель?
- Яблочный пирог.
- А он правда стоит 5 рублей?
- Нет, 35.
- Но у вас написано – 5.
- Так его нет. Не всё ли равно, что там написано.
Интересно бы составить энциклопедию шуток курортного края. Возможно, кто-то это уже делает. Но издавать не надо - не отнимать же хлеб у экскурсоводов!
 *   *  *
Помимо Севастополя, «Тайгана» и Коктебеля, я покупала экскурсию в Ялту с посещением Воронцовского дворца в Алупке, Ласточкина гнезда и заповедника Ай-Петри по Большой канатной дороге (обратно – автобусом спуск по живописной извилистой тропе).
Дворец графа Воронцова производит очень большое впечатление. Сочетание западно-восточных стилей архитектуры, вид на гору Ай-Петри, которая очень кстати высветилась из облаков (говорят, явление в этих местах не частое)… Прогулка по уникальному ботаническому саду  - возродить бы ещё в прудах живность, которую в позапрошлом веке подавали к царскому столу, а остатки её доистребили в Брежневские застолья!
 До романтического замка Ласточкино гнездо успеваешь подняться, осмотреться и спуститься: да, действительно всё так, как рекламируют по ТВ. Внутрь не приглашают, да, говорят, там и смотреть нечего.
Что же касается подъёма на Ай-Петри… Похоже на замедленный взлёт самолёта. Стоишь «впритык» к другим созерцателям в стеклянной кабинке, смотришь на уплывающие внизу сосны-горы-провалы. Когда-то мой сын на подобном подъёмнике подарил ущельям Кавказа тапок (сиденья были с отрытыми проёмами). Здесь такое невозможно - кабина полностью закрыта. Трасса Мисхор-Ай-Петри внесена  в книгу рекордов Гиннеса: вблизи гор здесь самый длинный в Европе безопорный пролёт с углом подъёма 46 градусов. Это внушает уважение, но Малая канатная дорога вдоль Ялты мне понравилась больше (в кабинах сидят по двое, можно рассматривать город).
Виды с Ай-Петри потрясающи красивы, мне они напомнили Сан-Марино. Но в Сан-Марино смотришь в основном вниз. А здесь ещё вверху дикие острые зубцы… Немножко жаль того времени, когда, говорят, на Ай-Петри можно было поставить палатку и под многозвёдно-слепящим южным небом развести костёр. Ныне эта площадка рекламно-торгово-благоустроена согласно европейскому уровню сервиса. Цены в пунктах питания раза в два-три выше, чем внизу.

*   *   *
Разъезжая с разными экскурсоводами, я прослушала немало лекций, знакомясь с историй и современными проблемами Крыма. Не жалею, если даже случались повторы: лучше вникаешь и запоминаешь, а кое-что потом можно освежить ещё и по Интернету.
Хозяйственных проблем в Крыму пока больше, чем достижений. Дешёвых фруктов не ищите – тот же зарубежный импорт, и цены московские. С падением советской власти исчез некогда процветающий в Симферополе завод по переработке ароматных крымских яблок. Долина роз в пригороде Судака с уничтожением колхоза переродилась в шиповник и заросла травой, примерно то же со многими виноградниками. Государственное гостиничное хозяйство в упадке, а вот частное процветает, что очень неплохо, но… маловато. С советских времён на берегах огромное количество недостроек - хочется думать, они будут реанимированы силами предприятий, которые неплохо живут на холодном севере, но отдыхать хочется у тёплого моря.
Все, с кем мне довелось общаться, связывают надежды со строительством моста через Керченский пролив – этой животворной ниточки, которая окончательно спаяет  полуостров с материковой частью России. А чей теперь Крым, здесь уже никто не сомневается. И пусть всегда будет праздник.