Письма живого усопшего - 10

Владислав Стадольник
                Э. Баркер
                ПИСЬМА ЖИВОГО УСОПШЕГО
                или
                ПОСЛАНИЯ С ТОГО  СВЕТА

П и с ь м о  41.

                ПУТЕШЕСТВИЯ С АНГЕЛОМ

Я уже говорил вам о том, кого я назвал Прекрасным Существом; его местожительство - вся вселенная, его избранные товарищи - все человечество и все чины ангелов, игры его - года и столетия.

Не знаю, по какой причине, но Прекрасное Существо было очень милостиво ко мне и к моим усилиям приобрести знание и показало мне многое, чего я бы иначе не увидел.

Когда руководителем путешествий по планете является ангел путник оказывается в особенно благоприятных условиях. Рекомендательные письма к великим мира сего - ничто по сравнению с такой рекоменда¬цией, ибо с его помощью я смотрю в души всех существ, а мои посеще¬ния человеческих домов не ограничиваются гостиной. Прекрасное Существо имеет доступ всюду.

Приходило ли вам когда-нибудь в голову, проснувшись после прекрасного сновидения, что ангел, может быть, поцеловал вас во время сна? Я видел такие вещи.

О, не бойтесь давать свободу вашему воображению! Самые необыкновенные вещи в то же время и самые истинные; банальные вещи почти все лживы. Когда большая мысль поднимает вас на своих крыльях, не старайтесь удерживаться на твердой земле. Отпускайте себя. Кто от¬дается высокому вдохновению и имеет смелость верить в свое видение, тот сам может увидеть Прекрасное Существо лицом к лицу, как видел его я. Когда несешься в пространстве, зрение становится острым. И если сумеешь подняться достаточно быстро, можно увидать непостижимое.

Недавно я размышлял над семенем цветка, ибо нет ничего столь малого, что бы не вмещало в себя целый мир. Я погрузился в думы над семечком и забавлялся тем, что следил за его историей, поколение за поколением, до самого источника, на заре времени. Забавное выраже¬ние "на заре времен", ибо время имело столько рассветов и столько закатов, не проявляя никакого признака утомления.

Я проследил генеалогию семечка до того времени, когда пещерный человек забывал о своих вечных поединках, чтобы насладиться арома¬том пра-прародителя цветка; в то время мне послышался тихий музы¬кальный смех с левой стороны, и нечто легкое и воздушное, как крыло бабочки, коснулось моей левой щеки.

Я обернулся, чтобы посмотреть, но в это время - быстро, как порхание ветерка, - раздался тот же музыкальный смех с другой сто¬роны, и другое нежное крыло коснулось моей правой щеки. А затем, что-то вроде покрова спустилось на мои глаза, и светлый голос про¬пел: "Отгадай, кто!".

Я весь трепетал от восторга, участвуя в этой божественной игре, и ответил:
- Может быть, та фея, которая заставляет слепых детей земли грезить о цветах невидимого пространства?

- Как ты узнал меня? - смеялось Прекрасное Существо, снимая покров с моих глаз. - Я и есть та фея. Ты, наверно, подсмат¬ривал, когда я дотрагивалась до глаз слепых младенцев. Хочешь пойти со мной и посмотреть, как я его делаю?

И мы понеслись на самый необычный вечерний обход, какой только можно себе представить.

Мы начали с дома одного из моих друзей; вся семья собралась в столовой за ужином. Никто не видел - нас, кроме кошки,  которая начала громко мурлыкать и выгибаться. Весьма вероятно, что  будь я один, она бы испугалась меня; но кто - даже кошка - может бояться Прекрасного Существа?

Внезапно один из детей поднял голову и спросил: - Отчего нынче молоко такое вкусное? - Другой, маленький, опустил головку на стол и закрыл глаза. Мать хотела растолкать его, но Прекрасное Существо набросило покров на ее глаза, и она не тронулась с места.

Я мог видеть, как перед внутренними глазами заснувшего ребенка Прекрасное Существо развернуло волшебную сказку. Но вскоре ребенок вздрогнул и широко раскрыл глаза.

- Я видел, - сказал он, (он назвал мое имя), - стоил вон там и улыбался, а с ним был ангел.

- Уйдем, - шепнуло Прекрасное Существо, - от спящих детей ничто  не может быть скрыто.

Мы понеслись по берегу реки, которая разделяет большой город на две части. Из открытого окна одного из домов, у самой реки, послышались  звуки гитары и нежный, женский голос пел:

"Когда другие уста и другие сердца
Поведают тебе свою повесть  любви...
Тогда ты вспомнишь меня -
Ты вспомнишь меня".

Прекрасное Существо дотронулось до меня и шепнуло:

- Когда жизнь бывает так нежна для этих смертных, она стано¬вится волшебной книгой для меня.

- И все же ты сама никогда не испытала человеческой жизни?

- Наоборот, я испытываю ее ежедневно; но я только прикасаюсь к ней и спешу дальше. Если бы я приобщилась к ней, может быть, я не смогла бы оторваться и нестись дальше.
Слушая эти слова, я невольно воскликнул:

- Боюсь, что Ты из всего делаешь божественную игру!

- Тише, - засмеялось Прекрасное Существо, - тот, кто боится чего бы то ни было, потеряет меня в тумане своих страхов.

Оно было при этом так непреодолимо прекрасно, что я восклик¬нул:
Но кто же Ты? Что Ты такое?

- Не сказал ли ты сам, что я - та фея, которая заставляет сле¬пых детей земли грезить о покрытых цветами пространствах?

- Я люблю Тебя непонятной любовью, - ответил я.
- Каждая любовь непонятна. Но давай поднимемся на вершину ви¬денья. Когда ты очень устанешь, схватись за мой развевающийся пок¬ров, я подожду тебя, пока ты отдохнешь.

Странные вещи видели мы в ту ночь. Мы стояли над кратером действующего вулкана и смотрели, как танцуют духи огня. Вы думаете, что саламандры видимы только для невоздержанных поэтов? Они так же реальны для себя самих и для тех, которые их видят как... как кучера на омнибусах лондонских улиц.

Реальное и Нереальное! Прекрасное Существо изменило все мои идеи относительно всей вселенной. Желал бы я знать, буду ли я, вер¬нувшись на землю, помнить все виденные мною чудеса? Возможно, что если я буду вспоминать яснее, но не вполне, я буду поэтом в моей следующей жизни.

Какое это чудное приключение - выбрасывание своей ладьи на вздымающееся море  возрождения!

Но вы можете подумать, если мое настроение отражается в вас, что я впал во второе детство? Так оно и есть - мое второе детство в так называемое невидимой области.

Когда во время моего странствования с Прекрасным Существом мои глаза утомились от всей красоты, которую я видел, я был приведен моим очаровательным товарищем к таким сценам земли, которые будь я в одиночестве - вызвали бы во мне большую грусть. Но нельзя быть грустным, когда вблизи от вас Прекрасное Существо. В этом его оча¬рование; быть в его присутствии - значит вкушать радости бессмертной жизни.

Мы смотрели вместе на ночной разгул в том месте, которое вы на земле называете вертепом порока. Был ли я возмущен? Нисколько. Я наблюдал за потехами этих крошечных человеческих существ, как уче¬ный наблюдает за движением бактерий в капле воды. Мне казалось, что я смотрю на все это с точки зрения звезд. Я не решился сказать: с точки зрения Бога, для которого большое и малое одно и то же; срав¬нение со звездами вернее, ибо, как можем мы судить о том, как видит Бог, - если только мы не подразумеваем под этим Бога внутри нас самих?

Вы, читающие эти строки, когда вы перейдете сюда, вы будете многому удивляться. Малые  вещи покажутся для вас большими, а большие - малыми, и все разместится на своем месте в картине бесконечного  плана, в котором и ваши затруднения и все ваши мучения окажутся подробностями, неизбежными и прекрасными. Эта мысль возникла во мне, когда я странствовал от неба к земле, от красоты к безобразию, с моим лучезарным товарищем.

Если бы я только мог найти слова, чтобы передать вам влияние Прекрасного Существа! Оно не похоже ни на что остальное во всей вселенной. Оно обманчиво, как лунный свет, и более нежно, чем неж¬ность матери. Оно прекраснее самого прекрасного цветка, и в то же время может смотреть с улыбкой на безобразие. Оно чище, чем дыхание Океана, и в то же время не испытывает никакого ужаса перед нечисто¬той. Оно безыскусственно, как малое дитя, и в то же время мудрее древних богов; настоящее чудо противоречий, причудливый странник небес, любимец невидимых миров.

П и с ь м о  42.

                ИГРА В "ВЕРИШЬ - НЕ ВЕРИШЬ"

Однажды я встретил человека в театральном костюме, который объявил мне, что он Шекспир. Теперь я уже привык к таким заявлени¬ям, и они не удивляют меня, как удивляли семь - восемь месяцев тому назад (да, я все еще держу счет вашим месяцам, имея для того особую цель). Я спросил этого человека, какого рода доказательства может он привести для подтверждения своей претензии? На это он мне отве¬тил, что претензия его не требует никакого доказательства.

- Этот номер со мной не пройдет, - сказал я, - ведь я старый законовед!

На это он засмеялся и спросил:


- Но почему бы и вам не присоединиться к игре?

Я рассказываю вам эту довольно бессмысленную историю потому, что она иллюстрирует интересную сторону здешней жизни.

Несколько раньше, одна вновь перешедшая сюда леди, увидев меня одетым в римскую тогу, подумала, что я Цезарь; я сказал ей тогда, что все мы здесь актеры. Я подразумевал, что мы, подобно детям, "переодеваемся", когда хотим подействовать на свое собственное во¬ображение, или когда хотим оживить какую-нибудь сцену из прошлого. Это разыгрывание роли бывает обыкновенно вполне невинно, хотя иног¬да самая легкость, с которой это делается, приносит с собой соблазн к обману, в особенности, когда дело касается земных людей. Вы дога¬дываетесь, о чем я хочу сказать. Жгучие духи, на которых так часто жалуются посетители спиритических сеансов, принадлежат зачастую к этим астральным актерам, которые нередко гордятся тонкостью своей игры.

А потому не будьте слишком уверены, что дух, выдающий себя за вашего покойного дедушку, есть и в самом деле эта уважаемая особа. Он может оказаться просто актером, играющим свою роль для своего и вашего развлечения.

Как же различить такую игру? - спросите вы. На это трудно от¬ветить. Я бы сказал, что самое верное доказательство - в собствен¬ном глубоком и неэмоциональном убеждении, что перед вами находится подлинный дух. Есть какой-то инстинкт в человеческом сердце, кото¬рый никогда не обманет нас, если мы без страха и без предубеждения будем поддаваться его решению. Как часто в мирских делах мы дейс¬твовали вопреки этому внутреннему указателю и оказывались на невер¬ной дороге!

Если у вас будет инстинктивное чувство, что этот невидимый и даже видимый дух не то, за что он себя выдает, лучше прекратить всякое общение с ним. Если он подлинный и имеет сказать вам нечто существенное, он неизбежно снова придет к вам: ибо так называемые мертвые чувствуют нередко потребность войти в общение с живыми.

Но, как общее правило, разыгрывание роли в здешнем мире носит невинный характер и не имеет в виду обмана. Это - потребность боль¬шинства людей быть по временам не тем, что они есть. Бедный чело¬век, который, одевшись в свое лучшее платье, проматывает в один ве¬чер свое недельное жалование, разыгрывая богача, действует по тому же импульсу, который заставлял человека моей истории уверять, что он Шекспир. И женщина, одевающаяся выше своих средств, разыгрывает ту же самую игру с собой и со своим обществом.

Всем детям хорошо знакома эта игра. Они скажут вам самым убежденным тоном, что они Наполеон Бонапарт или Джордж Вашингтон и очень обидятся, если вы поднимете их на смех.

Очень возможно, что мой приятель с шекспировским стремлением был любительским актером на земле. Если бы он был профессиональным актером, он, наверное, назвал бы свое имя, более или менее извест¬ное, поясняя при этом, что он был всем известной знаменитостью, такой-то.

Здесь очень часто гордятся своими земными талантами, особенно те, которые недавно перешли сюда. Со временем это проходит, и инте¬ресы людей становятся более общими.
Люди не перестают быть людьми только потому, что они перешли границу видимого для вас мира. В действительности, их характерные черты становятся еще более преувеличенными, потому что здесь гораз¬до меньше запретов. Здесь не налагается никаких наказаний за приня¬тие на себя чужого имени. Такие вещи не принимаются здесь всерьез, ибо для более острого зрения этого мира надетые личины слишком прозрачны.

П и с ь м о  43.

                НАСЛЕДНИКИ ГЕРМЕСА

Много верного, но точно также много и вздора говорится об Адептах и Учителях, которые живут и работают на невидимых планах. В настоящее время и я живу на так называемом плане, и то, что я скажу вам о нем, есть результат опыта, а не теории.

Я встречал здесь Адептов - да, и Учителей. Один из них научил меня многому и руководил моими первыми шагами в этом мире.
Не бойтесь верить в Учителей. Учителя, это - люди, поднявшиеся до величайшей ступени могущества; и они всегда - все равно, вопло¬щены они или развоплощены - работают на этом плане жизни. Учитель может вступать на него и снова удаляться по желанию.

Нет, я не собираюсь объяснять, как это делается. Слишком быст¬рые люди, не достигшие степени Учителя, могли бы попробовать и - не вернуться назад. Знание есть сила; но есть такая сила, которая мо¬жет быть опасна, если она применяется без достаточного запаса мудрости.

Все человеческие существа носят в себе зародыши Учительства. Это может послужить ободрением для людей, которые стремятся к более интенсивной жизни, чем обыкновенное существование. Но достижение ступени Учителя есть постепенный и обыкновенно очень медленный рост.

Мой здешний руководитель принадлежит к ступени Учителя. Здесь есть руководители, которые не достигли этой ступени, точно так же, как есть преподаватели на земле, которые не достигли звания профессора; но тот, кто имеет желание учить тому, что знает сам, находится на верной дороге.

Я не стану скрывать, что мой Учитель одобряет мое стремление познать мир со здешней жизнью, которая непосредственно следует за тем, что вы называете смертью. Если бы он не одобрил, я преклонился бы перед его высшей мудростью.

Нет, дело не в его имени. Я буду продолжать называть его моим Учителем, когда буду от времени до времени приходить к вам. Через некоторое время я, вероятно, совсем перестану приходить. Не потому, что я перестану интересоваться вами; но потому, что я должен буду удалиться далеко от вашего мира, чтобы узнать вещи, понимание кото¬рых требует ослабления земных связей. Позднее я, может быть, снова вернусь; но я не даю обещания. Я приду, если смогу, если это ока¬жется мудрым и если вы будете в настроении принять меня.

Не думаю, чтобы я мог сообщаться через кого-нибудь другого и писать письма, подобные этим. Мне пришлось бы провести другую лич¬ность через тот же процесс, через который прошли вы, и я знаю, что немногие, даже из тех, которые были моими друзьями, способны дове¬риться мне в такой же степени, как вы. И потому, после моего удале¬ния, не закрывайте дверей слишком плотно на случай, если бы я захо¬тел снова прийти, ибо возможно, что я сообщу вам нечто чрезвычайно важное. Но, с другой стороны, сами вы, пожалуйста, не зовите меня: таким зовом вы можете отвлечь меня от важной задачи. Я не могу ска¬зать, наверное, что вы в силах это сделать, но это возможно, и это было бы нежелательно для меня.

Остающийся на земле может призывать с такой сосредоточенной силой друга, перешедшего далеко за земную атмосферу, что этой душе придется вернуться слишком рано в ответ на горячий призыв.

Не забывайте мертвых, пока они не приобретут достаточно силы, чтобы быть счастливыми без вашей памяти о них; но не наседайте слишком сильно на них.
Учителя, о которых я только что говорил, могут оставаться и близко и далеко, как им захочется; и они могут отвечать и не отвечать, но обыкновенная душа очень чувствительна к призыву тех, которых она любила на земле.

Мне пришлось видеть мать, усиленно отвечающую на слезы и моль¬бы своего ребенка, но ей не удалось дать ему почувствовать свое присутствие. Такие неудачи бывают причиной большой грусти для некоторых матерей.

Однажды мне удалось видеть моего Учителя, как он помогал одной матери войти в сношение с осиротелой дочерью, бывшей в большом го¬ре. Сердце моего Учителя отзывается с необыкновенной нежностью на страдания мира; и в то же время он объясняет с необыкновенной силой величайшие проблемы мысли. Он являет собой олицетворение трижды великого Гермеса Трисмегиста - великого телом, великого умом, велико¬го сердцем.

Он очень любит детей, и однажды, когда я был невидимо в доме одного из моих земных друзей, и его маленький сын, упав, расшибся и начал громко плакать, мой великий Учитель, которого я видел бук¬вально повелевающим "легионом ангелов", наклонился в своей астраль¬ной форме над ребенком и начал утешать и ласкать его.

Меня это очень поразило, и я сказал ему о своем удивлении; он ответил на это, что помнит свое собственное детство в различных странах, и что в памяти его сохранилось до сих пор ощущение от физической боли и потрясение от физического падения.

Он прибавил, что дети страдают гораздо более, чем старшие ду¬мают, и что смятение, которое вызывается приспособлением к новому, нежному и растущему телу, вызывает часто сильное страдание.

Так, постоянный крик некоторых младенцев вызывается их бесси¬лием перед Геркулесовой задачей сформировать то тело, через которое будет проявляться их дух.

Он рассказал мне историю одного из своих прежних воплощений, когда он еще не был Учителем, и какого тяжелого труда ему стоило построить для себя тело. Он мог припомнить малейшие подробности той далекой-далекой жизни. Однажды мать наказала его за что-то, чего он не сделал, и когда он стал отрицать свою вину, она бранила его за ложь, не понимая, - несмотря на всю свою доброту - что правда была в самой основе той души, которой она дала внешнюю форму. Он прибавил, что именно после этого детского страдания столетия назад нача¬лась его сознательная борьба против несправедливости, которая сде¬лала из него друга и наставника человечества.

Он придает большое значение восстановлению памяти прошлого, потому что эти воспоминания раскрывают перед нами все пути, по ко¬торым шло развитие нашей души.
Как общее правило, Учителя не говорят о своем прошлом и ссыла¬ются на него только тогда, когда их личный опыт помогает понять тот или другой закон, который они хотят разъяснить. Идущего ощупью чрезвычайно ободряет мысль о том, что достигнувший больших высот должен был проходить через те же испытания, которые в настоящее время так мучат его.

П и с ь м о  44.
 
                НЕВИДИМЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ДАРЫ

Ещё`не поздно пожелать вам веселых рождественских праздников.

Как я узнал, что у вас Рождество? Я заглянул в знакомые мне дома и увидел там деревья, украшенные блестящими украшениями и да¬рами. Вас удивляет, что я мог видеть их? Но вы забываете, что мы освещаем свое место, а когда мы знаем, как нужно смотреть, мы начи¬наем видеть позади покрывала.

Я не могу прислать вам материальный дар, который вы могли бы повесить на свое рождественское деревце; но я могу послать вам доб¬рое пожелание к празднику.

Матери, покинувшие маленьких детей на земле, хорошо знают, когда на земле приближается Рождество. Иногда они приносят невиди¬мые дары, сделанные силою воображения и любви из тонкой субстанции этого мира. Я видел одну бабушку, которая в течение всего сочельни¬ка разбрасывала цветы вокруг любимых внучат. Благоухание этих цве¬тов должно было проникнуть и в атмосферу земли.

Не приходилось ли вам когда-нибудь почувствовать внезапно неж¬ный аромат, который исходил непонятно откуда? Если да, то возможно, что кто-нибудь, любя, осыпал вас невидимыми цветами. Любовь сильнее смерти.

Обычай праздновать Рождество очень хорош, если вы не забываете истинного значения этого празднества. Для одних он означает рожде¬ние духа смирения и любви; и хотя любовь и смирение были в мире и прежде появления Иисуса из Назарета, но никогда, ни раньше, ни позднее, не приходили они с такой могучей силой. Были ли Вифлеемс¬кие ясли физической реальностью или символом, это не делает никакой разницы.

Странник такой, как я, желающий перенестись в определенное не¬бо, должен прежде всего почувствовать то же, что чувствуют души, наслаждающиеся этим небом, и тогда только может он вступить в обще¬ние с ними. Он никогда не может оставаться только простым зрителем. Вот почему я лично избегаю того, что называют адом; но небеса я по-сещаю часто. Посещал я и христианские небеса и знаю их красоту. "В доме Отца Моего обителей много". Это верно.

Был я также и в чистилище римских католиков. Не относитесь вы¬сокомерно к тем, кто заказывает мессы для успокоения души усопшего. Бывает, что его душа сознает такую заботу о нем. Она может даже слышать музыку и пение, а иногда до нее может достигать и фимиам; но главное - души усопших чувствуют силу мысли, направленную к ним. Чистилище реально в смысле реального переживания. Если вы хотите называть его сном, называйте, но сновидения бывают иногда страшно реальны.

Даже и те из перешедших сюда, которые не верят в чистилище, испытывают временно большую грусть, пока не приспособятся к новым условиям здешней жизни. Но если бы кто-нибудь сказал им, что они были в чистилище, они бы отнеслись к этому заявлению отрицательно, и тем не менее признались бы, что состояние их было мучительно. Са¬мый верный путь для того, чтобы избежать этот переходный период, это - переступать в иной мир с полной верой в бессмертие, с полной верой в силу души творить условия своего существования.

Недавно мое сердце переполнилось любовью ко всем людям, и душа моя была полна идеей Христа.

Вероятно, благодаря этому, я легко поднялся в самые высокие из христианских небес; и я увидал Того, Кого называют спасителем, во всей Его красоте. Он тоже спускается по временам в ваш мир.

Не знаю, смогу ли я вам объяснить это? Любовь Христа всегда присутствует в мире, ибо всегда существуют сердца, которые поддер¬живают ее свет. Если бы мысль о Христе Искупителе поблекла в земном мире, Он, по всей вероятности, возвратился бы на землю, чтобы снова зажечь пламя в человеческих сердцах; и что бы ни думали позитивно настроенные умы, никогда не была эта идея более реальна, чем теперь.

Мир совсем не в таком плохом состоянии, как некоторые думают. Не удивляйтесь, если скоро настанет настоящее возрождение духовности. Все на свете подвержено закону ритма.

Ангелы Христианских небес знают, когда празднуется Рождество на земле. Иисус Назаретский есть реальность. Как духовное тело, Он существует во времени и пространстве; как Христос, как прообраз духовного человека, Он существует в сердцах всех людей, в которых пробуждена эта идея. Он - то же, что Свет, отраженный во множестве водяных капель. Он образец величайшего Учителя. Он усвоил Закон и провел его через свою жизнь. И когда он сказал: "Отец и Я - Мы од¬но", Он этим указал всем людям, как осуществить в себе высокую сту¬пень Учителя. И если кто-либо спросит, какова цель земной жизни, скажите им, что цель эта - эволюция Учителя из человека. Вечность долга. Цель светит для каждого, у кого есть сила, а кто не в силах вести, тот может служить.

Я не решусь сказать, что каждый из нас достаточно силен, чтобы достигнуть учительства; но никто из нас не может быть настолько слабым, чтобы не иметь хотя бы небольшой части в великой задаче развития Учителя из человечества. Великое счастье служить. И те, которые служат, получают свою награду.

Большая ошибка, которую делают все, оспаривающие проблему эволюции, состоит в непонимании факта вечности, как вечности, в непонимании, что быть бессмертным, значит не иметь ни начала, ни конца. Времени достаточно для развития не в одном цикле жизни, то в другом, который последует за ним; ибо ритм не прекращается.

Пока я был на земле, я не владел идеей бессмертия; и только здесь, когда я начал собирать нити моего собственного прошлого, я понял. Более всего помогло мне в этом то явление, которое я знаю, как Прекрасное Существо; оно научило меня упиваться торжеством бессмертия, оно, которое играет с бесконечностью, как дитя играет с шариками.

Когда Прекрасное Существо говорит: "Я есмь", вы чувствуете также, что и вы есть. Когда Прекрасное Существо говорит: "Я срываю столетия, как дитя обрывает лепестки маргаритки и отбрасываю плодо¬носное сердце, чтобы вырастали цветы, приносящие новые столетия", вы испытываете - но нет таких слов, которые могли бы выразить восторг бессмертия, который чувствуешь под влиянием радости Прекрасно¬го Существа.

Вы совсем забываете, что считали себя существом из плоти, когда этот светлый гений сознательного бессмертия ликует в упоении своим собственным бытием. Когда Прекрасное Существо берет вас собой на прогулку по "небесным лугам", вы чувствуете себя как один из сонаследников вселенских владений.

Прекрасное Существо было со мной в тот раз, когда я достиг вы¬сочайших христианских небес. Если бы я мог выразить то, что я там испытал, возможно, что вы начали бы спешить сюда, а вы должны оста¬ваться на земле еще долгое время, вы должны познать реальность бессмертия, оставаясь во плоти, и должны передать другим его знание.

Я говорил вам о тех небесах, в которых пребывают обыкновенные добрые люди; но те, которые любят Бога с глубокой страстью, те дос¬тигают таких высот созерцания и экстаза, каких человеческая речь не в состоянии описать. Рядом с Прекрасным Существом я испытал эти экстазы прошлую ночь, когда вы были погружены в сон.

Где я буду в следующий Рождественский сочельник? Где-нибудь во вселенной; ибо мы не можем покинуть ее, если бы даже захотели. Вселенная не может обойтись без нас, она была бы неполна. Возьмите эту мысль с собой в наступающий Новый Год.

П и с ь м о  45.

                ВЫСШИЙ МИР ГРЕЗ

Я давно не был у вас потому, что занят был опытом.

С тех пор, как я перешел сюда, я так часто видел мужчин и женщин, находящихся в состоянии субъективной радости блаженных снови¬дений, если можно употребить это слово, что я решил, в свою оче¬редь, провести несколько дней, погрузившись в свой внутренний мир, чтобы испытать то же самое, что испытывают они. Я долго колебался, потому что не хотел засыпать на долгий срок и терять время, ценное для меня и для вас.
Но когда я однажды выразил перед Учителем мое желание посетить высшую страну грез, заключенную в моем собственном сознании, и высказал страх, что могу надолго заснуть, - он обещал найти меня и пробудить ровно через семь дней по земному исчислению, если я сам не проснусь ранее этого срока. "Ибо, - сказал он, - вы можете уста¬новить в своем сознании будильник, на который можно положиться вполне".

Этот факт был мне известен по прежним опытам, но я боялся, что психический сон глубже обыкновенного сна, и что мой будильник не начнет действовать в назначенное время.

Во время земной жизни я часто слышал рассуждения о том, что духи, вступающие в общение со своими друзьями, почти ничего не го¬ворят о потусторонней жизни. Очень возможно, что причиной служит неуверенность в том, что их поймут, если бы они вздумали описать свое новое существование - до того оно разнится от жизни на земле.

Кроме того, большинство пребывающих здесь душ впадает в состояние грез, или сновидений, которые и я решил испытать на себе. Некоторые души просыпаются от времени до времени, и тогда они могут проявить интерес к явлениям и людям на земле; но если сон очень глубок, и душа желает покинуть все земное, тогда его подсознатель¬ное состояние может длиться беспрерывно в течение многих лет и даже столетий. Но душа, которая в состоянии спать в течение столетий, принадлежит, вероятно, к тем душам, жизненный ритм которых очень медленен.

Итак, перед тем как погрузиться в глубокий сон, я наложил на себя зарок оставаться недолго в этом состоянии.

Да, эта страна грез внутри меня самого была поистине полна чу¬дес! На языке теософов это, наверное, и означает их отдых в блаженстве Девакана. Но как бы ни называть это переживание, оно стоит того, чтобы быть незабвенным.

Я закрыл глаза и погрузился глубже, чем мысль, туда, где бес¬покойные волны жизни затихают, и душа становится лицом к лицу с собой и со всеми чудесами прошлого. В этом состоянии все очаровательно. И если при этом душа способна запомнить свои сновидения, как это было со мной, в таком случае состояние грезящего несравнимо ни с чем.

Погружаясь, я решил наслаждаться, и я действительно наслаждался. Я нашел там призраки всех, кого любил в земной жизни. Они улыбались мне, и я понял тайну каждого из них, и что именно притягивало нас друг к другу. Я нашел там и все мои старые честолюбивые меч¬ты, и я наслаждался плодами всех моих трудов на земле. Прекрасный мир, розовый, как весенняя заря, этот внутренний мир души, и каждое желание сердца пребывает в нем. Не удивительно, что напряженная земная жизнь бывает так часто тяжелой и утомительной: эта жизнь грез, следующая за ней, так прекрасна, что равновесие должно быть соблюдено.

Отдых! Покой. На земле вы не знаете значения этого слова. Я отдыхал только семь дней; но до такой степени восстановились мои силы, так освежились они, что не будь у меня иных намерений, я мог бы, кажется, снова вернуться на землю.

Не пренебрегайте отдыхом, вы, которые продолжаете вести трудовую жизнь под лучами земного солнца. Ибо каждый лишний час полного покоя увеличивает вашу трудоспособность. Не бойтесь. Вы не расточаете времени. когда тихо лежите и мечтаете. Как я уже говорил, вечность долга. Существует достаточно придорожных убежищ для отдыха, на пути следования циклов времени.

Если вам хочется долгого-долгого небесного отдыха - что же, пользуйтесь им. Наслаждайтесь им даже на земле, если это привлекает вас. Не будьте всегда в напряжении, даже и в вашем литературном труде. Идите на простор и затейте игру с белками, или растянитесь у горящего камина и мечтайте вместе с домашней вашей кошкой. Кошка, наслаждающаяся дремотой у тлеющего очага, точно так же и ловлей мы-шей, смотря по настроению. Она не может вечно охотиться, также и вы.

Попробуйте когда-нибудь погрузиться в Девакан, и вы увидите, до какой степени это освежит вас. Может быть, я неверно употребляю слово "девакан", вы знаете, что я никогда не был силен в теософических учениях. Так, я слышал, что Нирвана определяется как состояие в высшей степени напряженного движения, до того быстрого, что оно кажется неподвижным, подобно пущенному волчку или крыльям летящего колибри. Но Нирвана не для всех людей, по крайней мере, не для всех современных людей.

Я упомянул о чудесах моего блаженного семидневного отдыха, но я не могу описать их. Разве это возможно? Один великий поэт сказал однажды, что нет мысли и нет чувства, которое не могло бы быть выражено словами. Может быть, он потерял свою уверенность теперь, когда провел около 60-ти земных лет в этой стране чудес.

Когда я решил насладиться отдыхом, я приказал своей душе сох¬ранить все мои сновидения. Конечно, я не могу сказать, не ускользнуло ли которое-нибудь из них, как и вы, просыпаясь, не можете сказать, все ли ночные переживания сохранились в вашей памяти. Но когда я вернулся в нормальную жизнь этого мира, которую вы называете астральной, я чувствовал себя как путешественник, возвратившийся из дальнего странствия с запасом чудесных приключений, которые ему не терпится рассказать. Но только я не рассказывал их никому. И кто бы стал слушать эти грезы и видения?. Я не хочу надоедать никому, даже и моим "развоплощенным" сожителям. Будь тут Ляйонель, я позабавил бы его моими рассказами; но он потерян для меня на время.

Кстати, в его случае почти совсем не было деваканического отдыха. Оттого ли, что перейдя сюда так рано, он не успел исчерпать нормальный ритм? Возможно. Если бы он остался здесь до полного возраста, он бы так же устремился к более глубокому внутреннему миру. Но а не хочу рассуждать; это летопись переживаний; рассуждения я предоставляю вам.

Я нашел в моем мире грез прекрасное, невыразимо прекрасное лицо. Я не скажу вам чье, пусть это останется моей тайной. Несомнен¬но, и видел много лиц, но одно было всех прекрасней, и это не было лицо Прекрасного Существа. Прекрасное Существо я вижу только тогда, когда обладаю вполне ясным сознанием, когда я бодрствую. Я никогда не видел его во сне, лишь его призрак проносился передо мной в сновидениях. В стране грез, о которой идет речь, мы видим лишь то, что существует в нашем собственном сознании. Там нет вещей, только воспоминания о вещах, только изображения их.

Воображение творит в этом мире, как оно творит в вашем; оно настоящим образом формирует из тончайшей субстанции; но в этой области, которую и назвал "высшей областью грез", я не думаю. чтобы мы формировали из субстанции. Это мир световых и теневых картин, слишком тонких, слишком неуловимых, чтобы можно было описать эту волшебную игру света и тени. Словами этого не передашь. Разве вы можете описать аромат цветов? Разве вы расскажете, как ощущается поцелуй? И даже, если бы вы вздумали рассказать любую испытанную эмоцию, например, страх - разве человек, никогда не испытывавший страха,мог бы понять вас? Также и я не могу описать, как можно грезить в этом духовном мире грез. Одно скажу: как бы вы ни наслаждались, какими бы восторгами ни упивалось ваше сердце, пока вы все еще в теле, - вы будете иметь лишь тень от тени того, что я испытал за эти семь дней, отражение отражения той реальной мечты, которую я пережил в этой волшебной стране грез. Отражение отражения! Мне нравится это выражение. Оно делает верную картину, хотя и не передает непосредственного впечатления. Попробуйте же грезить, и хотя вы еще на земле, возможно, что вы уловите отражение от отражения невыразимых словами радостей духовного мира грез.

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 27 июня 2016 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3