Ласточки

Надежда Мурзина
 

      Ах, эти ласточки! Этой весной они снова прилетели к нам. Пошла десятая весна, как под нашей крышей гнездятся эти птицы. Удивительно, их было десять. Пять пар весело кружились под крышей, а гнезд-то всего четыре! Пара, которой не досталось гнезда, уселась на провода и стала что-то по-своему щебетать. Одна из  птиц издала какой-то звук, похожий на клич или призыв, и тотчас к ним прилетели те четыре пары, которые уже обосновались в своих гнёздах. Они тоже уселись на провода и все стали о чём-то переговариваться-щебетать. Собрание длилось полчаса. Потом все вместе снова полетели под крышу. Через пять минут вылетели и разлетелись кто куда. Мне стало любопытно .Сначала я подумала, что они покинули свои гнёзда и улетели от нас. Потом поняла, в чём дело. Птицы стали строить пятое гнездо для бездомной пары! Работали все: носили в клювах сухую траву, соломинки и глину. С раннего утра до позднего вечера шла работа. Где-то по пути успевали перекусить и снова за работу. Всю ночь ласточки-джентльмены дремали на проводах. Бездомная леди ночевала по очереди в каждом гнезде. Выходит, каждую ночь с другой подружкой. Через три дня гнездо было готово. От старых гнёзд оно отличалось тем, что было новое. Радости ласточек не было предела. Они все справляли новоселье, нарезая круги над домом и весело щебеча. Особенно радовались они - новосёлы! Пернатые сидели напротив друг друга и долго ворковали, перебирали клювиками пёрышки, кивали головками. Я с восхищением следила за ними. Вот это чувства!
 - Если бы каждый мужчина ухаживал за своей женщиной с такой нежностью, на Земле давно воцарилась бы любовь, и наступил великий мир, - подумала я. Тогда мне было шестнадцать лет.
               
      Потом вспомнила себя семилетней девочкой, когда к нам впервые прилетели ласточки. В новом крестовом доме мы прожили уже зиму. Все радовались своему жилью. Все – это: папа, мама, я и сестрёнка Люба. Через несколько лет появится наш брат Сергей, который тоже будет  полноправным участником детских приключений. Дом и баню соединяла крыша, под которой стояли несколько поленниц. А весной прилетели они - ласточки. Дав несколько кругов над домом, устремились под крышу. Я, затаив дыхание, наблюдала за ними. Мне очень хотелось, чтобы они остались у нас.
 - Если мы понравимся ласточкам, то останутся у нас и будут строить гнездо, - сказала мама. 
 - Как надо понравиться, чтобы они остались?- удивилась я.
 - Ласточки гнездятся под крышами добрых людей, которые не причинят им вреда.
 - Но как   они узнают добрые мы или злые? - прошептала я.
 - Они чувствуют человека.
 Мне не совсем были понятны эти слова, но я им поверила. Да, поверила, потому что этой паре у нас понравилось! Они принялись строить своё гнездо. Птицы без устали летали несколько дней, нося в клювах строительный материал для гнезда. Оно получилось хорошее: достаточно глубокое и широкое у краёв. Этот птичий домик, как мне показалось, походил на воронку, только дно округлое, а не острое. Как радовались птички! Они прищёлкивали клювами, и рождался звук: «Чак-чак!» Вскоре я дала ласточкам клички: Чак и Чака. Однажды за ужином я с гордостью сказала:
 - Вы знаете, мы очень хорошие и добрые люди!
 Родители переглянулись.
 - И почему же?- с улыбкой спросил папа.
 - Да потому что под нашей крышей поселились ласточки, а они чувствуют людей! - выпалила я.
 Мне было очень интересно, почему же Чак вылетает из гнезда один и носит в клюве пищу Чаке. Иногда и она вылетала, но не так часто. Я подставила лестницу к поленнице дров и залезла на неё. Отсюда до гнезда рукой подать. Конечно, ласточку я спугнула, и она беспокойно кружилась рядом. Заглянула внутрь. Боже, там, на дне гнезда, лежали пять яиц. Когда я спустилась на землю, Чака снова устремилась к гнезду.
 Пришла на обед мама. Она видела, как я спускалась вниз по лестнице.
 - Зачем ты тревожишь ласточку? Она боится за своё потомство и очень волнуется. Нельзя пугать птиц, когда они выпаривают своих птенцов. Ты ведь сама сказала, что ласточки  гнездятся только под крышами добрых людей.
 Мне стало стыдно, и я опустила голову. Потом, собрав весь дух, негромко сказала
 - Знаешь, мама, там, в гнезде, пять яиц, таких маленьких.
 - Значит, будет пять птенцов,- ответила мама.
Я дала ей честное слово, что больше не буду мешать ласточкам.
Да, любопытства и любознательности мне было не занимать. В садик не ходила, поэтому всё лето была предоставлена сама себе. Каждое утро шла к своему наблюдательному пункту - скамейке напротив крыши. Однажды возле гнезда случился переполох: Чак и Чака радостно кружились и щебетали по-своему. Из гнезда доносился писк. Я поняла, что вылупились птенцы. Сейчас родителям прибавилось забот. Нужно было сохранить и прокормить потомство. Чак и Чака носились без устали за кормом и обратно к гнезду. Эти желторотики были прожорливы. В ход шло всё: мошки, комары, паучки, червячки. Казалось, птенцы растут не по дням, а по часам. Вскоре они стали вскарабкиваться на край гнезда и, покачиваясь, наблюдать за всем, что происходит во дворе. Чак и Чака сидели на дровах и с любовью смотрели на своих детей.
               
      Оказывается, за птенцами наблюдали не только родители-ласточки и я, но и наша великолепная кошка Муська. Почему великолепная? Потому что она, рыжая и толстая красавица, умела ловить мышей и хомяков. Однажды её черёд настал. Я убежала к бабушке Марие, которая жила в другом конце села. Муська залезла на поленницу и стала подпрыгивать, чтобы достать птенцов. Ей удалось лапой сдёрнуть одного малыша, который сидел на самом краю. Расправиться с ним помешал стук щеколды в калитке. Она быстро сообразила, в чём дело, схватила птенца в зубы, спрыгнула с поленницы и дала дёру в огород. Я увидела, что у Муськи в зубах птенец и побежала за ней. Грядки мы с ней вспахали основательно. Она хотела перепрыгнуть в соседский огород, но немного не допрыгнула до столбика.  Кошка, действительно, была очень толстая и тяжёлая. Птенчик выпал. Я подняла беззащитную птичку. Муська не успела его основательно повредить, но крылышко было помято. Птенец уже оперился, поэтому я могла его полечить дома. Я поместила его в небольшую коробку из-под обуви, предварительно выстелив её дно ватой. В маленькую крышечку налила воды, а в другую - пшёнки. Вскоре пришли с работы родители. Выслушав мой рассказ со слезами напополам, папа весь вечер перетаскивал дрова под другую крышу, чтоб птенцам было безопасно. Мы с сестрёнкой смотрели, как мама чем-то смазывала крылышко маленькой ласточке. Муська не показывалась дома  несколько дней - боялась моего гнева. Через некоторое время малыш стал хлопать крылышками, как ни в чём не бывало. Наверно, Чак и Чака не заметили пропажи птенца, потому что не беспокоились. Да и некогда им было: они учили птенцов летать. Однажды, когда птичье семейство сидело на проводах напротив соседского дома, папа незаметно подложил пятого птенца в гнездо. Он тут же взлетел на крышу и, увидев  родителей, братьев и сестёр, полетел к ним. Пусть рывками: то выше, то ниже, пусть с передышкой на соседском заборе, но полетел сам. К осени птенцы превратились в красивых взрослых ласточек. Сейчас они не спали в гнезде да и не поместились бы в нём. Днём их можно было редко увидеть возле дома или под крышей, а к вечеру они обязательно прилетали, садились на провода и спали.
               
       Вот и первое сентября! Я ждала этот день с нетерпением и какой-то внутренней тревогой. Мне предстояло учиться в школе, знакомиться с другими детьми и первой учительницей. Утром мама надела на меня коричневую форму с белым воротничком, белый фартук с оборочками, новые туфли. Мои непослушные волосы она заплела в две косички с большими белыми бантами, а в руках у меня оказался школьный портфель. Меня вели на первую торжественную линейку в школу, в первый класс. Это было огромное событие! Перед уходом я забежала под крышу и увидела там ласточек. Я им всё рассказала: куда я иду и почему я такая нарядная. Помахав им рукой, я взяла маму за руку и мы отправились. А вот и она - школа. Сколько здесь детей - и маленьких, и больших! Мама подвела меня к какой-то тётеньке, пожилой и толстой
 - Это твоя первая учительница - Елена Ивановна! - сказала она.
В разгар линейки прилетели наши ласточки, все семь птичек. Они кружились вверху, как будто провожали меня в школу.
               
Пожалуй, я вспомню ещё один эпизод с верными и дружелюбными птицами. Я училась в шестом классе. Надо же осенью заболеть ангиной! Меня привезли в больницу с высокой температурой. Мои ласточки уже готовились к отлёту. В ту весну у нас поселились три пары ласточек. Четырнадцать птенцов кормили и воспитывали умные птицы. Всё же один птенец погиб. У одной пары пятый птенец сидел на краю гнезда и выпал. Разбился малый. Чтобы это впредь не повторилось, мама и папа натянули сеть под гнёздами. Выпадал ещё один, но сеть спасла, и его обратно посадили в гнездо. Остальных пернатые сберегли и научили летать. Я тоже охраняла их покой от когтей своих и чужих кошек. Очень хотелось попрощаться с птицами перед их отлётом в тёплые края, но из больницы невозможно было уйти. Однажды после очередных процедур я лежала на больничной кровати и уже засыпала, как кто-то постучался в окно:
 - Тук-тук!-
 - Кто же это?- подумала я. Палата на втором этаже.
 Приподнявшись, я увидела в окне ласточек. Они как будто прилипли к стеклу и часто-часто стучали клювиками:
 - Тук-тук, тук - тук!
 - Это же мои ласточки! Они нашли меня!- воскликнула я.
Подбежала к окну и закричала:
 -.Здравствуйте, мои родные! Как я вас ждала! Спасибо, что вы прилетели попрощаться! Доброго вам пути!
 Я знала, какой тяжёлый перелёт им предстоит совершить, и не все долетят до тёплых стран, но в одном была совершенно уверена: следующей весной они возвратятся снова под нашу крышу. Ласточки долго кружились возле окна. За этим прощанием из окон больницы наблюдали все больные. В этих маленьких тельцах бьются любящие и верные сердца! А может, этих птиц к нам посылает сам Господь, чтобы мы, люди, стали чище и добрее.