Глава шестнадцатая. Развод

Светлана Красавцева
   Мои предположения меня не подвели: у невестки действительно кто-то был! И вскоре после возвращения Андрюши в Москву она начала "подготовку" к разводу: наверное, стыдно было просто честно сказать, что разлюбила, что не нужен больной муж, поэтому она что-то нафантазировала, что для оформления каких-то документов им нужен фиктивный развод.
   Андрюша, святая простота в эту чушь поверил, и они развелись. Сын вышел на работу. По моему совету он завел специальный блокнот, чтобы не подвела память, и все задания записывал. И какое-то время все шло относительно спокойно. Николай Петрович все время подчеркивал, что Андрей для него, как сын. Надежда Ильинична напрягала его после работы всякими поручениями (типа химчистки, магазинов, аптеки и прочее). Оксана работала и училась заочно в аспирантуре. Кроме того, сын водил по Москве (с этим сумасшедшим движением!) две машины - "Жигули" Николая Петровича, на которой возил стариков, и "Оку" -  восьмидесятилетняя соседка по площадке наняла его для поездок в бассейн (!!!) и театры (она была заядлой театралкой). Андрюша очень любил езду, и был замечательным водителем, не смотря на его заболевание! Он ни разу в Москве не попал ни в одно ДТП.
   И вот однажды опять ночной звонок! Звонил и Андрей уже в первом часу ночи и буквально со слезами рассказал следующее.
   В Москву приехала тёща ("к нам едет ревизор!") и быстренько всех построила! Сказала, что поскольку сын с невесткой в разводе, то нечего ему теперь у их родственников делать! Робкие попытки стариков вступиться за Андрея она быстро пресекла. Так же быстро собрала все его вещи в белый пододеяльник и в одиннадцать часов ночи... вышвырнула на лестничную площадку:
   - Иди куда хочешь!
   Куда можно идти в такое время? Вот где пригодилась бабуля, которую он возил на "Оке"! Она без лишних слов пустила его к себе в однокомнатную квартиру (где он и прожил полтора года!). От неё он мне и звонил.
Бабулю звали Елена Дмитриевна. Она оказалась совершенно замечательным человеком! Военный хирург, затем работала травматологом все в том же "Склифе", по иронии судьбы оказалась на костылях - артроз разрушил суставы (как тут не скажешь, что "сапожник без сапог!"). Это не мешало ей ездить в бассейн и театры! Но самое главное, на чем они сошлись с Андрюшей - это обалденное чувство юмора! Сын вообще, балагур и шутник, а душа Елены Дмитриевны оказалась душой шаловливого подростка! Она была совершенно одинокой, и они сошлись, как два одиночества, помогая друг другу! Впоследствии, она говорила мне, Андрей заменил ей внука (хотя у неё никогда не было ни семьи , ни детей). Она даже написала на него завещание на квартиру, хотя сама надолго его пережила...
  Елена Дмитриевна и кормила, и лечила, и воспитывала новоиспеченного "внука". И к театрам приучила - всегда он не только отвозил её туда, но и смотрел спектакли. Еда, конечно, у неё была специфической - без соли, без зажарки - может, потому и живет она так долго?!! И Андрюша докупал себе то пирожки, то шаурму, а она его за это ругала: после гормонов, которые ему вводили в больнице, он стал резко набирать вес. Спал он у неё вначале на полу на кухне на двух сложенных друг а друга матрасах, а потом она купила для него кресло-кровать.

   Прошло какое-то время. Оксана, оставшись с родственниками одна, обнаглела: перестала помогать им, убирать в квартире и вообще начала поговаривать, что она тут хозяйка, и если захочет, то отправит их в дом престарелых. Андрюша по-прежнему выполнял разные поручения и возил их на машине. И они даже начали ревновать его к Елене Дмитриевне, а она - к ним.
   Николай Петрович-по натуре мягкий человек, у него был вшит кардиостимулятор, ему нельзя было волноваться, но наглость племянницы вынудила его объявить ей войну! В один прекрасный день он ей заявил:
   - Так, дорогая, или ты убираешься отсюда, выписываешься, и мы разрываем договор ренты, или я использую все свои связи - а они, поверь, остались! - и ты не сможешь в Москве ни работать, ни учиться в аспирантуре!
   Ультиматум, видимо, возымел действие, Оксана от родственников съехала, а вскоре и выписалась. А затем мать, которая жаловалась мне на полное отсутствие денег, купила ей однокомнатную квартиру в неплохом районе.

   Как-то я поехала в Москву на семинар. Как раз в это время я начала заниматься в сетевой компании, продвигающей китайский прибор Шубоши. И опять-таки пошла на это, узнав, что его можно применять и при опухолевых заболеваниях (снова про ту же "соломинку", за которую я хваталась!).
Андрюша встретил меня на Павелецком вокзале. Был ясный, солнечный день. Сын повел меня не к метро, а к стоянке машин. Там ждала нас "Ока" баклажанного цвета. И мне запомнилась эта езда по Москве, светящееся счастьем лицо Андрея.
Я тогда ещё знала Елену Дмитриевну только по его рассказам по телефону и письмам. И представляла её совсем другой! А тут заходим в квартиру, навстречу нам выходит бабулька - божий одуванчик, на костылях, маленькая, худенькая, с пучком седых волос. Лицо все в морщинах, как печеное яблоко, но улыбка располагающая. И я почему-то сразу приняла её за СВОЮ! Вот бывает такое, что человека ещё не знаешь, он не привлекателен внешне, но возникают какие-то флюиды, притягивающие тебя к нему! Так было и с Еленой Дмитриевной! Оказавшись в её квартире, я вдруг почувствовала себя легко, как будто сто лет её знаю! Я увидела, как она тает от комплиментов Андрюши, как совсем по-девчоночьи хохочет над его шутками, и поняла, что сыну здесь неплохо, что о нём тут заботятся, его тут любят. И мне с этой молодой душой бабулькой с первых минут стало легко, как будто мы давно знакомы и дружны!
   Ночевала я на полу в комнате, Андрюша - на кухне. Приятельница Елены Дмитриевны Галина, квартира которой находилась на этой же площадке, принесла ещё один матрас, одеяло, подушку. О Гале надо сказать отдельно: тоже замечательный человек, она полвека проработала в НИИ Склифосовского, у неё всего одна запись в трудовой книжке! Когда она была пятнадцатилетней девчушкой, мать выгнала её из дома, решив, что от дочери никакого прока! Ведь есть же у неё ещё два сына! Девушка закончила медучилище и пришла работать в "Склиф". Во время тех событий она вот уже много лет работала старшей диетсестрой. А её мама оказалась не нужна сыновьям, и ей пришлось жить у нелюбимой и ненужной когда-то дочери! Во время описываемых событий матери было уже девяносто три года! Галя тоже полюбила Андрея и частенько приносила ему то котлетки, то яблочки, то печенье.

   Утром Андрюша показал мне и свой кабинет, и познакомил со своим начальником.    Вечером я была на семинаре, зато в выходные (я специально осталась на пару дней) мы в сыном путешествовали по Москве: в Охотном ряду, на Красной площади, в Макдональдсе, просто подолгу бродили по улицам и разговаривали обо всем! На площади трёх вокзалов сын подвел меня к киоску, где продавалась шаурма (не знаю, почему-то эта площадь была одним из любимых мест Андрюши, хотя что там привлекательного: полно бомжей, толпы народа...):
   - Здесь шаурма самая вкусная!
   Парень кавказской национальности широко улыбнулся завсегдатаю:
   - Как всегда - побольше и повкуснее?!!
   Это была любимая присказка сына и дома, когда приходил голодный: "побольше и повкуснее!" Это у него подхватил и продавец.
   Шаурма действительно оказалась очень вкусной (из чего бы её не делали и как бы ни критиковали!
   Андрюша признался:
   - Я иногда вечером иду сюда прогуляться и подкрепиться! У Елены Дмитриевны её диетической едой не наедаюсь! И здесь, среди народа я не чувствую себя таким одиноким!
   Елена Дмитриевна сделала мне подарок: мы все поехали в театр сатиры. Андрюша вез нас, конечно, на "Оке"! Он подвез машину к самому подъезду, и хозяйка уселась рядом с ним, а я - на заднем сидении. Я смотрела, какое движение по Москве и удивлялась, как это сын так гармонично и спокойно чувствует себя за рулем! Мало того, он начал шутливо петь (а ему "медведь на ухо наступил!"), и Елена Дмитриевна притворно строго стала говорить:
   - Замолчи немедленно!
   Андрей запел ещё громче! А она повернулась ко мне:
   - Вот видите, он меня совсем не слушается!
   В это время машина остановилась на светофоре, и Андрюша... шутливо взлохматил ей волосы.
   - Ай-ай!-Притворно ужаснулась старушка, - Всю прическу испортил!
А в глазах плясали бесенята. И снова ко мне:
   - Вот как мне с ним тяжело приходится! (притворный вздох).
   Видно было, что эта игра у них проводится регулярно и к обоюдному удовольствию!
   Что за спектакль был - я уже не помню. Но что Андрей смотрел с явным удовольствием - меня порадовало! А мне больше запомнился дирижер (мы сидели в боковой ложе, и оркестровая яма была, как на ладони). Он дирижировал с таким вдохновением, так виртуозно, что для меня затмил весь спектакль!
   А в день моего отъезда Андрюша предложил:
   - Мама, а давай купим половину курицы гриль, по бутылочке пива и в парке на лавочке устроим пир горой! А то дома Елена Дмитриевна не даст нам есть такую вредную еду!
   Так мы и сделали! Курицу-гриль нам полили всякими специями, завернули в фольгу, и мы изошли слюной, пока добрались до сквера. Сели на лавочке. Была поздняя осень. Желтые листья устилали аллейку, светило прохладное уже солнышко, бегали детишки, опекаемые бабушками и мамами. А мы устроили пикник. И курица с пивом была необыкновенно вкусной, но горечь придавала скорая разлука...
   Андрюша вдруг тяжело вздохнул:
   - Знаешь, мама, мне так хочется иметь нормальную семью, НОРМАЛЬНУЮ жену, детей!
   А меня остро кольнуло ЗНАНИЕ, что ничего у него этого уже не будет...
   Провожал он меня тоже на "Оке" - хоть и тесноватая, но очень удобная для Москвы машинка! Легко можно проехать там, где большие машины не проедут, и припарковаться на небольшой площадке. И не украдут, даже если она стоит без гаража, как у Елены Дмитриевны!
   Я уехала более-менее успокоенная тем, что такой стресс, как развод и предательство любимой женщины сын перенес относительно спокойно, что в Москве появился человек, который от души заботится о нем.

   Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/06/27/1784