Поход к перевалу Дятлова

Ника Лавинина
   Встретились как-то студенты МГУ – заядлые путешественники.
– Рад тебя видеть, Лёх!
– Каникулы скоро. Мы с подругой собираемся поехать в горы. Хочешь с нами, Димон?
– А куда именно?
– На гору Мертвецов! – предложила Вика.
– Где это?
– Слышал о перевале Дятлова?
– Смутно. Там произошла какая-то трагедия. Много лет назад.
– Лёх, расскажи ему.
– Зимой 1959 года на горе погибло девять советских туристов – студенты, молодые инженеры и их инструктор. Ребят нашли почти месяц спустя – замёрзших и изуродованных. Дело засекретили.
– Надо будет почитать об этом, – буркнул Димон, – и Дашке скажу. Она интересуется мистикой.

   Наступили летние каникулы. 27 июня 2016 года четверо друзей вылетели в Екатеринбург. Оттуда направились в небольшой городок Ивдель. Дальше их путь пролегал до посёлка Вижай – и по левому берегу Ауспии до священной горы манси Холат-Сяхыл. До реки их на внедорожнике довёз местный житель.
– Будьте осторожны, ребята! – напутствовал он.
– А вы там были? – поинтересовался Лёша.
– На перевале Дятлова? Случалось пару раз.
– Ну и как ощущения?
– Место как место. А вот другу моему стало плохо. Еле откачали.
– А что произошло?
– В том-то и дело, что ничего. Но внезапно он стал бредить. Мы с приятелем испугались, но его отпустило. С тех пор я там не бывал. У меня семья, трое детей. Зачем мне лишние проблемы?
– Какие проблемы?
– А вы местную легенду знаете?
– Про мертвецов?
– Про них самых.
– И вы этому верите?
– Манси просто так запугивать не станут. Так что, если хотите, я вас бесплатно до Ивделя подброшу.
– Спасибо. Но мы ребята отчаянные. Всего хорошего!

   Мужик уехал, а молодые люди стали готовиться к ночлегу. Поставили палатку на берегу Ауспии. Развели костёр. Достали еду.
– Комаров здесь тьма.
– Ты бы ещё легче оделась, Викунья, совсем бы сожрали, – поддел подругу Лёша. – А где Дашка?
– На реку пошла.
– Что-то её долго нет. А, вот и она. Что случилось?
– Ничего. Просто я люблю смотреть на воду.

   Поужинали.
– Жаль, посёлок Вижай так и не увидели. Говорят, сгорел пять лет назад.
– Тёмное дело.
– Всё это не случайно, – сказала Даша, – не хотят, чтобы сюда ездили туристы и всякие любопытные, вроде нас.
– Кто не хочет?
– Духи этих мест.
– Ты на эзотерике скоро помешаешься, – заметил Лёша. – Мне кажется, у того, что произошло на перевале, есть вполне реальное объяснение.
– Даже следователи сказали, что группа Дятлова погибла от сверхъестественных причин.
– Просто им нужно было закрыть дело. «Действие неведомой силы» как раз то, что нужно для отмазки. Не надо искать и наказывать виновных.
– А мне кажется, Дашка права, – вступилась Вика, – есть в этой истории нечто таинственное. Недаром столько версий. Кто они вообще такие, эти ребята? Лёх, что скажешь?

– Игорь Дятлов был самым идейным из них. Учился на пятом курсе Уральского Политеха. Имел авторитет у товарищей. Недаром именно он стал руководителем группы, состоящей из пяти студентов, трёх инженеров и инструктора. Все ребята – молодые, спортивные, закалённые. Самым старшим был Семён Золотарёв – инструктор местной турбазы. В группе было две девушки – Зина и Люда.
– Вот они самые храбрые. Не боялись ночевать в одной палатке с семерыми парнями. Наверно, там их имели, как хотели.
– Вот и не угадала. Обе были девственницами. Нормальные советские студентки – без пошлых мыслей, как у тебя.
– Ну, мысли-то насчёт них у ребят были, предположим. Зина встречалась с Дятловым, а до него – с другим парнем из ихней группы. А Люду называли «кандидатом любовных наук».
– Плохо ты знаешь жизнь советских студентов, Викунья. Учи матчасть. У Дятлова с Зиной был платонический роман, а Люду так называли в шутку.
– Не смеши мои тапочки! Вот если б ты, Лёх, спал в палатке с красивой девушкой, неужели тебе бы не хотелось её трахнуть? Тем более, любовь.
– На что намекаешь?
– На то, что градус напряжения внутри группы зашкаливал и до восхождения на гору Мертвецов. Достаточно было искры, чтобы вспыхнуло пламя. Разве я не права, Даш?

– Согласна. Посмотрела гороскопы ребят. Там всё непросто.
– Это интересно! Расскажи.
– Из девяти человек трое Козероги, трое Водолеи. Знаки Сатурна – испытания, рок, преодоление себя. Высший Козерог – это восхождение, подъём. Водолей – озарения, открытия, оригинальность – то, что переворачивает наши представления о мире.
– Вот они и столкнулись с неизведанным. Преодолевали себя, но рок победил.
– Похоже, в этом деле не обошлось без мистики. Трагедия случилась под влиянием Нептуна – было воздействие на психику, иллюзии, загадки.
– Что там всё-таки произошло? – спросила Вика, – ребят, как думаете?
– Диких зверей, кровожадных манси и лавину я бы исключил сразу, – заявил Лёша. – Следов животных не обнаружено. Манси боятся проклятия шаманов и обходят гору стороной. Лавин в этих местах не бывает – склон пологий. К тому же, если бы сошла лавина, опытные туристы Дятлова уходили бы вбок, а не вниз по склону, а в палатке обнаружились бы повреждённые вещи.

– Вполне логично. А ещё какие версии есть?
– Испытания секретного оружия – все варианты бомб. Вполне возможно. Есть данные, что с полигона было пущено нечто опасное, что летело как раз в сторону горы Мертвецов. И манси говорили, что видели в небе «огненные шары». Похоже, один из таких светящихся шаров запечатлён на последнем кадре плёнки группы Дятлова.
– Может, это НЛО? – предположила Вика.
– Зачем инопланетянам советские студенты? – пожал плечами Лёша, – для опытов?
– Откуда я знаю, зачем. Может, ради разнообразия.
– Не думаю. Идут люди, никого не трогают. Чем они инопланетянам мешают? Тем более, никого не похитили.
– Откуда ты знаешь? Ребят стали искать далеко не сразу. Почти месяц прошёл, прежде чем на горе появились первые поисковики. За это время много чего могло произойти. Тем более, у некоторых обнаружили серьёзные травмы. Там было что-то жуткое, правда, Лёх?
– Да. У Люды Дубининой и Семёна Золотарёва перебиты рёбра и отсутствуют глаза. У Николая Тибо-Бриньоля и Рустема Слободина травмы черепа. К тому же, у Люды вырван язык.
– Жесть! Кто мог нанести такие повреждения?
– Есть разные версии. Например, что была проведена зачистка спецназа. Туристы могли увидеть секретные испытания, и их решили убрать.
– Но зачем выкалывать глаза, вырывать язык?
– Наводит на мысль о пытках.
– С какой целью? Что могла знать Люда Дубинина, двадцатилетняя девушка без царя в голове?
– Преступник мог просто подозревать, что она скрывает больше других.
– Какой преступник?
 
– Помню, читал версию Алексея Ракитина – об иностранных шпионах. Там подробно всё описано. Убийцу интересовал Семён Золотарёв – самый старший участник экспедиции, агент КГБ, по мнению автора.
– В задницу такую версию! Неужели иностранный шпион полезет на гору за человеком, которого окружают восемь тренированных молодых людей? Все эти шпионы тихушники. Если кого-то убирают, то тайком, подальше от посторонних глаз. А тут групповое убийство на горе советских студентов. Да если б такое произошло, началась бы Третья Мировая война!
– Я же говорю, версия. Убийцей мог быть сотрудник КГБ, который имел зуб на Золотарёва, или даже преступник, которого тот отправил в лагерь. Неподалёку печально знаменитый Гулаг. В Ивделе и сейчас немало заключённых. А уж в те времена здесь была настоящая тюремная зона.
– Ну, это ещё вероятно. И всё равно, не могу себе представить, что девять спортивных молодых людей настолько испугались агента КГБ или беглого зэка, что ушли из палатки на мороз в одних носках.
– Более того, палатка была в нескольких местах разрезана изнутри. Похоже, ребята совсем потеряли голову от страха и пустились бежать вниз по склону.
– Вот именно! Значит, то, что они увидели, было поистине чудовищно.

– А я читал, что дятловцы, напротив, шли вниз спокойно, ровной шеренгой, – заметил Димон. – Как-то не вяжется это с раскромсанной палаткой, никак не вяжется.
– Что ты хочешь сказать?
– Больше всего в этом деле меня поражает огромное количество противоречий. Именно в них и следует искать объяснение случившемуся. Например, надеть валенки – минутное дело, особенно для таких опытных туристов. Но валенок был на ноге только у одного. Что могло напугать их до состояния паники?
– Ты прав, Димон. Я и сам об этом думал. Напрашивается ответ: неизбежность смерти, если бы они хоть немного задержались.
– Однако по склону ребята шли довольно медленно. Почему?
– Боялись свернуть себе шею в темноте. Там полно камней. Освещали путь фонариком.
– Правильно, но ты включаешь логику. А там её не было. Совсем. Вот что странно. Бывалые туристы настолько боялись умереть, что даже не обулись, но не боялись замёрзнуть на тридцатиградусном морозе без обуви. Или другой пример. Ребята собрались развести костёр. Зачем лазить за ветками на кедр, когда вокруг полно карликовых берёз?
– К чему ты клонишь?
– Выжить они могли, только объединившись, и согревая друг друга. Однако группа разделилась на три части. Почему?
– У тебя есть какая-то версия?
– Да, есть. Наверно, это Дашка заразила меня мистицизмом.
– Пусть сначала она скажет, что думает.

– Мне кажется, – начала Даша, – то, что их напугало, было либо слишком очевидным, либо совсем невидимым. В первом случае, огненный шар – приближающаяся ракета, к примеру. Если бы ребята сразу не покинули палатку, их бы уничтожило взрывной волной. Или там начало происходить нечто сверхъестественное – то, что свело их с ума. Помните Фредди Крюгера? Он наносил раны, будучи невидимым.
– Ты думаешь, что ребят покалечила неведомая сила?
– Я верю, что такое возможно. Местная легенда гласит, что когда-то злой дух погубил на горе девять охотников из племени манси. С тех пор туда нельзя ходить в таком количестве – чтобы не сбылось проклятие шаманов.
– А ведь сначала туристов было десять! – воскликнула Вика.
– Верно, – подтвердил Лёша, – в последний момент выбыл Юра Юдин – заболел или симулировал. Всю жизнь потом корил себя, что не разделил судьбу товарищей.
– Ну вот – девять человек собрались на горе девяти мертвецов. Разве этого мало, чтобы проклятие начало сбываться?
– Не верю я в эти проклятия и злых духов, – заявил Лёша. – Так можно всё списать на действие тёмных сил. Очень удобно. Сложное дело? Ставишь на него гриф «секретно» – и моя хата с краю. Неужели и ты, Димон, склоняешься к мистической версии?
– Я комбинирую.

– Вы все сговорились что ли? – завопил Лёшка. – Ни за что не поверю, что тёмные духи проломили головы Тибо и Слободина и сломали рёбра Дубининой и Золотарёву.
– Успокойся, приятель. Я вовсе не это имел в виду.
– Тогда что же?
– Я думаю, что если там и были тёмные духи, то действовали они через людей.
– А как ты объясняешь характер травм?
– Вот это самое интересное. Начал я с Дубининой – раздробленные рёбра с обеих сторон. Как машина сбила. Но какая машина в горах? Если бы падала с высоты – переломаны были бы все кости.
– Ракитин пишет, что её били коленом. Моя версия – палкой.
– Проще. Прыжок на грудь обеими ногами. Жестоко, но действенно.
– Такое мог сделать только безумец!
– Ты абсолютно прав, Лёх. В здравом уме никто не стал бы расправляться с женщиной подобным образом.
– Убийца – сумасшедший! Но кто? Мстительный зэк, садист-кгбэшник? А может, даже отвергнутый возлюбленный?
– Ха-ха! Пару минут назад ты ругал меня за мистицизм, и вот уже сам впадаешь в сентиментальность. Нелогично как-то.
– Тогда кто?
– Человек из группы.
– А что? Это мысль! Убийца – засланный казачок. Понятно тогда, почему на месте преступления нет следов посторонних. Если не считать каблука. Но он мог появиться позже.
– Ты всё ещё ничего не понял. Я вовсе не хочу сказать, что группу убил некто определённый по заранее намеченному плану. Этакий судья Уоргрейв свердловского розлива. Хотя и такая версия возможна.

– Тогда кто?
– Все.
– Что ты имеешь в виду?
– Ребята были одержимы. Каждый из них мог стать убийцей.
– Но кто именно нанёс им многочисленные травмы?
– Пойми, Лёха. Все калечили всех. Мужчины, женщины. На какое-то время они потеряли разум. Костяшки пальцев Дятлова и Слободина были сбиты – вероятно, они колотили друг друга что есть мочи. Но Дятлов бил сильнее – ведь он отстаивал Зину. Поэтому серьёзно повредил череп Слободину. Тибо, вероятно, ударили ногой по голове. Опытный Золотарёв закрыл сердце, когда его избивали. Поэтому рёбра перебили только справа. Хуже всех пришлось Люде Дубининой. Защитить её было некому. Вероятно, кто-то из мужчин прыгнул ей на грудь. Отсюда множественные переломы рёбер. Похоже, в группе её недолюбливали. Это не слишком бросалось в глаза в мирной обстановке, но в критических условиях все превратились в диких зверей. Наружу вылезли инстинкты. Отсюда и печальные последствия. Когда ребята пришли в себя, было уже поздно.
– А они пришли?
– Несомненно. За ранеными пытались ухаживать. Саша Колеватов оставался с ними до конца. Дятлов с Зиной и Слободиным отправились за тёплыми вещами. Но не дошли и замёрзли по дороге. Уставшие, одурманенные.
– Понятно. В невменяемом состоянии люди вполне могли выколоть кому-то глаза и вырвать язык.
– Мне кажется, язык Дубинина откусила себе сама. От боли или в состоянии аффекта. Именно её травмы навели меня на мысли о безумии, охватившем группу. А глаза и мягкие ткани лиц вполне могли объесть лесные зверьки или выклевать птицы. Ведь четыре самых обезображенных трупа нашли уже в мае, когда сошёл снег.
– Возможно. А что привело к такому групповому помешательству? Неужели злые духи горы Мертвецов?
– Совсем не обязательно. Да простит меня Дашка. Возможно, в это время в горах испытывали психотронное оружие. Либо взорвалась ракета на гептиловом топливе. Продукты сгорания вполне могли губительно повлиять на психику туристов. Большинство из них были наши ровесники или чуть старше. Гормоны играли, и ребятам достаточно было вдохнуть немного отравленного воздуха, чтобы сойти с ума. Потом ядовитые пары рассеялись бесследно. Когда появились поисковики, воздух был чист и свеж. Перед ними была гора Девяти Мертвецов и тайна, которую ещё только предстояло разгадать.

– Какой же ты сказочник, Димон! Даже спать расхотелось.
– То ли ещё будет.
– А как быть с версией зачистки? Совсем не принимать её во внимание нельзя. На месте происшествия нашли несколько предметов, не принадлежащих никому из дятловцев, – например, портянки. Это сразу наводит на мысль о военных.
– Я не отрицаю, что спецназ был. Но позже. Когда никого из туристов уже не осталось в живых. Думаю, небольшой десант отправили на вертолёте узнать, что стало с ракетой. С высоты они заметили палатку и решили посмотреть, в чём дело. Но увидев убитых, испугались и удрали оттуда.
– Даже не потрудившись замести следы?
– Да. Решили не светиться.
– Как думаешь, кто всё-таки покалечил тех, кого нашли последними?
– Это мог сделать любой из погибших. Кто именно? Трудно сказать. Скорей всего, Дорошенко и Кривонищенко погибли прежде всех. С них даже срезали одежду, чтобы согреть живых. Значит, это не они. Дятлов, Слободин и Колмогорова отправились к палатке за вещами. Поэтому их тоже можно исключить. Остаются Золотарёв, Колеватов, Тибо и Дубинина. Вероятно, между ними вспыхнул конфликт, который и привёл к трагедии. А что там было конкретно – фиг знает.
– Я смотрела гороскопы погибших, – сказала Даша, – очень интересно. Похоже, Зина сама провоцировала ребят. Поэтому парни вели себя довольно грубо, хамили. Вероятно, Дятлов и Слободин подрались как раз из-за Колмогоровой. Оба быстро выдохлись и замёрзли, а ближе всех к палатке оказалась Зина. Вторая девушка, Люда, была идейная – за то и поплатилась. Возможно, Тибо к ней полез, но получил отпор. Разозлившись, он прыгнул Дубининой на грудь и сломал рёбра. Золотарёв кинулся ей на помощь. Началась драка, в которой один получил по рёбрам, а второй – по голове. Колеватов нёс товарищам одежду, срезанную с мёртвых. Увидев, что творится, он бросил всё. Вскоре в живых никого не осталось.
– Цену жизни спроси у мёртвых, – прошептал Димон.

   Утром встали пораньше и отправились в путь. Шли по лесной тропинке больше двадцати километров до стоянки у горного хребта. Внимание друзей сразу привлекли вилка, ложка, нож и штопор – туристы из дерева вырезали. Ребята буквально падали с ног от усталости. Быстро поели и легли спать.

   Среди ночи Даша проснулась. Стараясь никого не разбудить, выбралась из палатки. Светила луна. Напротив возвышалась знаменитая гора Мертвецов. Где-то здесь и разыгралась трагедия.
   И вдруг прямо перед собой она увидела группу Дятлова в полном составе – Юра Юдин примкнул к товарищам. Все были молоды, веселы, полны сил. Шутили, сидя у костра, и делились ближайшими планами.
   Не помня себя от удивления, Даша шагнула вперёд. Кто-то повернул голову. Остальные последовали его примеру. Даша хотела убежать, но, как назло, ноги не слушались её.
– Не бойтесь, мы вас не обидим. Вы, наверно, заблудились? Идите к нам. Переночуете, а утром мы покажем вам дорогу. Меня зовут Игорь. А вас?
– Даша.
– У нас тут и девушки есть. Зина, Люда, подвиньтесь, пусть она сядет.
   Группа с интересом рассматривала странную туристку.
– Откуда приехали?
– Из Москвы.
– Далеко же вы забрались. Отбились от своих?
– Нет. Мои друзья совсем рядом. Спят.
– А кто ваш руководитель?
– Никто. Мы сами себе хозяева.
– Отважно! Ну и как ощущения? Боитесь – угадал? Вон как дрожите. Или вам холодно?
– Да нет. Просто не ожидала вас увидеть.
– Мы часто сюда приходим. Посидеть у костра или предупредить туристов об опасности. Скажите своим друзьям, чтобы завтра не ходили на гору. Будет землетрясение.
– Спасибо, передам.

   Даша вздрогнула – оттого, что кто-то тронул её за плечо. Открыла глаза и с удивлением поняла, что видела сон.
– А, это ты, Дим.
– Никак не мог тебя разбудить. Вставай скорей. Ребята давно готовы. Только тебя ждём.
– Скажи им, что в горах сегодня опасно.
– Там опасно каждый день, но не зря же мы сюда пришли. Одевайся и пойдём.
– Нет! Останемся сегодня внизу. А на гору, если хотите, полезем завтра.
– Чего ты боишься?
– Землетрясения.
– Ладно, сиди тут.
– Что случилось? – заглянув в палатку, спросил Лёша.
– Дашка с ума сходит. Говорит, что будет землетрясение.
– Почему она так решила?
– Спроси у неё.
– Меня предупредили – во сне.
– Кто?
– Какая разница? Вы всё равно не поверите.
– Вот трусиха! Зря мы её взяли, Димон. Пусть остаётся, а мы пошли. Что это? Как будто гул. Ты слышишь?

   В палатку вбежала Вика.
– Ребят, там что-то странное! Смотрите.
   Все выскочили наружу. Очертания гор менялись на глазах. Несколько крупных камней скатилось вниз, приминая карликовые берёзки.
– А ведь мы бы могли быть там…
– Спасибо Дашке. Её кто-то предупредил.
– Признавайся, кто?
– Дятлов.