Провокация

Валера Матвеев
               
Это даже не какая-то отдельная история из жизни, а скорей некоторые размышления о наших законах, и о «самом гуманном суде в мире».
Во время всесоюзного «дачного бума», который случился в конце 80-х годов, не было ещё ни капитальных домов на дачных участках, ни «дворянских гнёзд» в дачных кооперативах. Во времянках, сильно похожих на обыкновенные сараи, и контейнерах, которые являлись «украшением» советских «фазенд», никто, естественно, не проживал. Но люди, кто как мог, стоял на защите своего нажитого имущества, защищался всеми посильными, в этих неравных условиях с ворами, средствами от них.
Понимаете, что это было практически бесполезное занятие: их ведь воров даже спугнуть (кто-то из воров, может быть, и испугался бы) было некому, а в стране ни жрать становилось нечего, ни работать негде! А голодного, если и можно было спугнуть на время, то это не выход – он всё равно вернётся «за своим»! Вот и начали защищаться в одиночку, кто на что горазд, придумывая свои, наряду с традиционными методами, как замки, и нетрадиционные методы. Кто железные ставни установит с хитрыми замками-засовами, а кто, устав обычные замки вешать от честных людей, а больше ничего изготовить ему не по силам, ставил в помещении на видном месте бутылку с отравленной водкой: нате, пейте! Но это они делали от абсолютного бессилия в борьбе с «незваными гостями», которые хуже или лучше татарина, но всё равно нежелательные!
Так вот, когда любители «ножа и топора» начали один за другим травиться всенародно обожаемым спиртным напитком, хозяев помещений за это стали судить Народным судом и давать реальные сроки! Не ворам, а обворованным! Формулировка приговоров была придумана поразительной: «за провоцирование людей, приведшее к летальному исходу». Может быть, немного сформулировано не совсем по приговору, но смысл остаётся тем же: за провокацию!
Следующими в списке, пострадавшими за охрану своей собственности, были старики, применявшие для этих целей ружья (а чем же им защищаться от бравых молодчиков, ещё превосходивших их в силе и количестве?). Не так важно, чем эти ружья были заряжены, но они же, стреляли по людям и, главное, детям! (Забыли включить женщин, стариков и инвалидов.) А их что спровоцировало? Чужие урожаи? Кто их звал! А опять же интересная формулировка: что им, пары огурцов жалко, из-за этого убивать? Так ты приди, попроси днём, а не лезь ночью в чужой огород, в чужой дом!
Это как же хозяин их спровоцировал? Ему что, все ценные и не ценные вещи (это для кого как) на дорогу выставлять? Кто его (вора) звал в закрытое помещение, кто заставлял этих «хороших и чутких мальчиков» перелазить через забор, кто вору, залезшему в закрытый дом, предлагал отравленную водку, возможно, даже не ему предназначенную, а просто забытую на столе?
Это что же получается: если женщина наденет богатое украшение, а у меня такого нет – это же тоже чистейшей воды провокация! И что будет, если я «возьму» у неё это украшение? А это будет откровенный грабёж, а то, значит, провокация! А если вор залезет не на дачу, а в квартиру (а у каждого дома всякой дряни хватает) и там отравится, это тоже провокация? Чем же эти действия отличаются друг от друга? Такие разные подходы у «самого гуманного» к обычным своим законопослушным  и не очень законопослушным гражданам …