Повороты судьбы 3

Надежда Кравченко 3
                6
Была ранняя осень, деревья только начинали желтеть. Погода тёплая, ласковая, поэтому, было решено, столы поставить на улице, у подъезда.
Квартирка маленькая однокомнатная, а людей набралось порядочно, больше, чем было примерно рассчитано в начале. Отметить новоселье-знакомство и просто посидеть отдохнуть в кругу соседей изъявили желание почти всем домом.
Поставили столы, а столы, помимо того, что приготовил Кирилл Петрович, уставили едой от каждого пришедшего. Из квартир провели на улицу к столам свет, подключили магнитофон с колонками, да и гармонист пришёл. Даже для детей поставили отдельный стол с угощениями.
Погуляли на славу! И песни пели под гармонь, и плясали, и танцы под музыку магнитофона.
 - Вот ведь как можно! – говорил захмелевший сосед, - появиться какая-нибудь  паршивая «овца» всё стадо испортит», всех людей пере баламутит.  А вот пришёл хороший человек, всех в дружную команду собрал. Эх, давно мне так хорошо не было! И почему мы так раньше не собирались. Это так, наверно, только в деревнях бывает?! Правда, я там ни разу не жил…
  Долго потом вспоминали этот вечер. Некоторые соседи даже первый раз друг друга увидели, хоть и жили в этом доме не первый год.
А самым примечательным в этом вечере было то, что после него образовалась новая семья.
Да и у Кирилла Петровича дела пошли веселее. Теперь он не один!
                ***

Александра проснулась в хорошем настроении. На улице уже светило взошедшее осеннее солнышко. Вчера она возилась допоздна с банками, делала заготовки на зиму. Закрыла несколько банок с помидорами и огурцами, да с салатами. Огурцы сняла с грядок последние, если не будет заморозков, может, нарастут для салатика. Пока все сделала, было уже за полночь. Закрывала то не только для себя, но и для дочери, она же с маленьким ребёнком. Александра всегда испытывала удовольствие от баночек, стоящих в ряд на полочках в подвале.
«Тесто поставить на пирожки. Может, на булочки? Сейчас умоюсь, потом решу, - думала Александра. – Внучку проведать надо, три дня уж не была».
  Допекая пирожки, Александра услышала, что кто-то к ней идёт. Это была дочь с внучкой.
- Как вкусно пахнет…
- Для вас пеку. Хотела к вам с пирожками в гости сходить, а вы сами пришли.
- Да, я забеспокоилась, что тебя долго нет. Не заболела?
- С банками вот занималась эти дни допоздна. Зимой всё сгодится.  Хватит всем.
- А у нас новость! – Раи не терпелось сказать матери, что Иринка начала ползать. – Вот, посмотри, что твоя внучка умеет.
 Рая посадила девочку на палас, не далеко от неё положила игрушку. Ирина, помахав ручками, как крылышками, легла на животик и потянулась к игрушке.
- Мама, смотри, смотри, ползёт,- с радостью говорила дочь.
 Поиграв с ребёнком и уложив её спать, Александра с дочерью сели за стол отведать пирожки с чаем.
- Олег, почему, не пришёл?
- Он вчера и сегодня другу помогает крышу крыть. Сегодня должны доделать, завтра же на работу. Я тебе говорила, что в прошлый выходной в доме, напротив нашего, гуляли всем домом?
-  Это в доме, где тётя Оля жила? Говорила. Свадьба была?
- Нет. В этом доме живёт моя одноклассница Ася. Ты её помнишь?
- Конечно, помню. Хабибулина? Хорошая девочка.
- Да, она.  Так, вот, Ася говорит, что это сосед с другого подъезда всё устроил для знакомства.  Это тот, которому тётя Оля квартиру продала.
Но это не важно. Вот там  Ася с Анваром  познакомилась. Он ей давно нравился, а на празднике они рядом сидели. Я её вчера видела, она такая радостная. У Анвара мама лежачая, он за ней ухаживает.
Ася ему тоже нравилась, но он стеснялся к ней подойти из-за мамы. У него была жена, но ушла не захотела за лежачей свекровью ухаживать. Когда у неё муж умер, она очень переживала и её парализовало. Отец с матерью очень любили друг друга. Вот для неё было  ударом смерть мужа…  Мам,  про моего отца ты никогда не рассказываешь, где он ты знаешь?
- Нет, не знаю. А не рассказываю, потому что хорошее сказать- вспомнить не могу, разве что, только ты у меня есть от него. До сих пор не могу понять, как я могла влюбиться в него? Был он, конечно, красивый, стройный, ухаживал хорошо. У него мать была красивая, вся из себя, вредная. Вела себя, как королева.  Эдька, как оказалось, работать не хотел, говорил сначала, что учится заочно, но и не учился. Жил за счёт родителей. Да, вспомнила, мне же писали, что они уехали, вскоре, после того, как я уехала. Отчим у него был военный, часто был в командировках. А тогда они уехали, куда-то за границу.
- А, почему разошлись?
- Говорю же, не работал, ночами дома не ночевал, врал, что работает, я верила. А когда я забеременела, он меня сильно избил, что я попала в больницу, в той больнице я и работала. Беременность сохранили, а ему сказали, что получился выкидыш. Да он и ни разу и не пришёл в больницу и свекровь не приходила.
- А как бабушку звать?
- Элля. Модная была твоя бабушка. Говорили, что изменяла мужу, я не знаю про это. Может, говорили, что изменяет, потому что красивая и любила погулять. Не знаю про это ничего.
 - А деда, как звали?
- Родного – Сергей. Отец - Эдуард Сергеевич. А вот отчима, кажется, Костя или… Кирилл. Наверно Кирилл, а может, нет. Да, я его и не видела. Когда мы поженились (просто расписались), его не было, он уехал в командировку, разошлись, его еще не было. Проходил он как то по больнице, девчата сказали, что это отец Эдика.
- И ты его не помнишь?
- Конечно, нет, сколько лет прошло!?
  Их разговор, не приятный для Александры, прервала, пришедшая Валентина.
- О! Тётя Валя, здравствуйте, проходите,  - открыла дверь Рая.
- Здравствуй, Раечка. Ты в гостях, как Иришка?
- Уже ползать начинает. Сейчас спит, уж скоро проснется. Как дядя Веня, Лена? Я её давно не видела.
- Всё нормально. Лена учится.
- А Вовка, у него никого ещё нет? Ну, в смысле, детей.
 - Написали, что ждут. В гости к нам собирались, да какие- то проблемы. Наверно, как и у всех – денежные. Зарплату задерживают. А ты опять накрутила, - обратилась она к подруге, увидев укутанные банки.
- Последнее собрала. А ты ещё закрываешь? Ты всегда много запасаешь.
-  Да, приходится, семья то больше, чем твоя.  Сыну как, ни будь, переправлю. Хорошо, что дача есть.               
                7
  Уже в постели Александра вспомнила разговор с дочерью. Ей очень не хотелось вспоминать тот отрезок своей  жизни, который так всё изменил. Казалось, что это ей удалось. Рая только в детстве спрашивала об отце, с тех пор больше не напоминала. Александра всегда избегала эти воспоминания, но сегодня они лезли ей в голову и не давали заснуть.
После училища её направили в Ленинск, в военный городок в госпиталь.
Работалось ей там хорошо. Хороший, дружный коллектив. Она была определена в хирургическое отделение, операционной медсестрой. Были большие планы. Она хотела поступить в институт, стать врачом.
Но всё изменилось…. Эдик был очень вежлив с ней, дарил цветы, провожал до общежития. Только месяца через два, напросился на чай. Был зимний вечер, на улице было холодно.  Они пили чай вдвоём, вторая девушка подружка была на дежурстве. В этот вечер он так преданно смотрел ей в глаза,  признаваясь в любви, что она поверила его словам. А потом прошло три месяца, и они расписались без всякого торжества, свидетельницей у неё была Рая, подружка с которой они жили в одной комнате. Это в её честь Александра назвала свою дочь.
Она ей так помогла. Потом.
После ЗАГСа, Эдуард привёл её к себе домой, а вскоре вся его вежливость куда-то улетучилась. С каждым разом он становился все грубее и грубее. По вечерам, куда-то уходил, говорил, что на занятия, но выяснилось, что нет никаких занятий. За то сам устраивал бурный сцены ревности. Да и со свекровью она  никак не могла найти общий язык.  Всё, что ни делала, ей не нравилось. Александра терпела, надеясь, что всё уладится. Через два месяца она узнала, что беременна. Вечером с нетерпением ждала мужа, чтобы рассказать ему об этом. Надеялась, что после этого Эдик измениться. Муж пришёл только утром, когда она собиралась на работу, да ещё и пьяный. Вечером, придя с работы, она увидела, что муж дома, спит. Приготовив ужин, за столом она сообщила,   
Что у них будет ребенок. Но лучше бы она это не говорила. Сколько она тогда о себе выслушала! Оказывается, она хочет его удержать ребёнком, а он ещё так молод и не нагулялся.
Он, действительно, был моложе её на три года, но она об этом узнала только когда держала уже свидетельство о браке.  Ведь его высокий рост и спортивная внешность, делали его на много старше.
А ещё было сказано, что она его «охомутала» и женила на себе. Это уж, вероятно, слова  матери.  И ещё многое, многое другое, чем он обливал, словно помоями,  Александру. После слов шли в ход кулаки. Всё это продолжалось почти до утро. Под утро он ушёл куда-то, оставив жену в синяках и кровоподтёках.
Александра не помнит, как добралась до рабаты, и хорошо, что добралась.  Там ужаснулись её состоянием, говорили, что бы она написала заявление в милицию. Александра ничего писать ни стала, но и дамой не вернулась. Её положили на сохранение, с ребёнком всё было хорошо.  Ни Эдуард, ни свекровь, ни разу не пришли в больницу. Всё это время ей помогала Рая, пока не проводила её на вокзале к маме, а потом поддерживала письмами. Рая вышла замуж за лейтенанта, его перевели в другую часть, а потом и вовсе за границу. Сейчас они потеряли с ней связь.
Замуж  Александра так и не вышла. В начале, был какой-то страх за дочь и за себя. Конечно, были мужчины, которые предлагали руку и сердцу, но её сердце кровоточило очень долго, так, что она  другого в своё сердце впустить не могла. Так и жила ради дочери.
В институт так и не поступила, то Раечка маленькая, то мама тяжело болела, за ней надо было ухаживать. Потом, похороны. Потом, дочку учить надо… В общем, так и работала она в больнице, теперь уже старшей медсестрой.
Теперь уже можно пожить для себя, как говорят подруги, и не упускают момент её с кем-то знакомить, но все бесполезно.   
Летом она была в гостях у Ольге с Мишей в деревне. Там, действительно хорошо, такая природа красивая. Село расположилось вдоль реки. Вода такая там чистая, хоть пей. И чего только стоит прогулка по берёзовой роще! А свежее вкуснейшее молоко из-под коровки Зорьки, Александра такого и не пробовала. А какие забавные цыплятки, на них можно бесконечно смотреть и не надоест. За три дня в деревне она получила заряд бодрости на целый год. Отдохнула хорошо, но на приглашение поменять место жительство ни чего не ответила. За эти дни она очень соскучилась по внучке, по дочке и по своему дому, что дорога домой ей показалась длиннее, чем в деревню.    


(начало № 1, 2. продолжение следует)