Посещение епископом Германом Кубани. 1884 г

Александр Бабич
ПОСЕЩЕНИЕ ЕПИСКОПОМ КАВКАЗСКИМ И ЕКАТЕРИНОДАРСКИМ ГЕРМАНОМ
КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ИЮЛЕ 1884 г.

В июле 1884 г. Преосвященный Герман, епископ Кавказский и Екатеринодарский, посетил церкви Кавказской епархии.

Кавказская епархия, как самостоятельная церковно-административная единица, была учреждена 4 апреля 1842 г. императором Николаем I. При этом, правящего архиерея повелено было именовать «Кавказским и Черноморским» (Синод предлагал назвать «Ставропольским и Черноморским»). Вновь учрежденная епархия открывалась с 1 января 1843 г., а ее первым епископом стал Иеремея Соловьев (с 02.01.1843 г. по 20.11. 1849 г.) [1]. Впоследствии, жителей Кубани окормлял духовно своим архипастырским служением святитель Игнатий Брянчанинов (1857-1861 гг.), который на Поместном Соборе Русской Православной церкви 1988 г. был причислен к лику святых угодников Божиих, как подвижник благочестия, аскет и учитель христианской жизни [2].

В 1867 г. Кавказской епархии было вновь подчинено духовенство Кавказского линейного казачьего войска, а духовенство закубанских станиц передано в подчинение главного священника Кавказской армии. Епископ стал именоваться после этого (с 30 июля 1867 г.) «Кавказским и Екатеринодарским». В 1885 г. епархия была упразднена. Приходы Терской области и Северной Осетии отошли к Владикавказской епархии, а Черноморского округа (с 1896 г. губернии) – к Сухумской епархии (12 июня 1885 г.) Грузинского экзархата. Основная часть бывшей Кавказской епархии, включавшая территорию Кубанской области и Ставропольской губернии, стала называться Ставропольской епархией [3].

Преосвященный Герман (Осецкий) возглавлял Кавказскую епархию с 24 июня 1872 г. по 16 февраля 1886 г., после чего ушел на покой и скончался 18 декабря 1895 г. [4].

Главной целью поездки владыки, было освящение новоустроенного в Черноморской Марие-Магдалинской женской пустыне храма, однако, желая поближе познакомиться с состоянием вверенной ему епархии, он счел необходимым осмотреть приходы и церкви Кубанской области, в особенности же, недавно образованные поселки и хутора, в которых предполагалось строить церкви и учреждать особые причты.

Учитывая то, что Черноморская женская пустынь имела хороший хор певчих из подвизавшихся там монахинь, диакона, бывшего долгое время иподиаконом при кафедральном соборе, а также то, что пустынь находилась недалеко от г. Екатеринодара, откуда могли прибыть для участия в освящении монастырского храма священнослужители, епископ Герман взял с собой лишь отца ключаря кафедрального собора, диакона, иподиакона и одного послушника.

В полдень (12 ч. 30 мин.), 17 июля 1884 г., епископ выехал из Ставрополя и в 3 ч. 30 мин. Прибыл в станицу Сенгилеевскую. Люди, хорошо знакомые с Кавказом, говорят, что легче переехать через перевал главного Кавказского хребта, чем проехать из Ставрополя в Сенгилеевскую, имея ввиду то место, где начинается спуск с возвышенности, лежащей выше поверхности моря на две тысячи футов, в котловину, в которой находится станица [5]. Станица была основана в конце XVIII в. крестьянами, переселившимися из внутренних губерний России; в 1832 г. жители станицы были перечислены в казаки. Каменная, Богоявленская церковь, была построена в 1810 г. [6].

Поначалу епископ не предполагал посещать церковь, но, при виде собравшегося около нее народа, зашел и сказал необходимое духовное поучение. Было известно, что на окраине станицы проживало небольшое количество лиц, подозреваемых в шалопутстве. Во главе их стоял бывший гвардеец, употребляющий немало усилий к распространению этой секты, но безуспешно. Слово «шалопуты» («люди шального пути»), имеет народное происхождение. Сами же они называли себя «духовными христианами» или «братьями духовной жизни». Основателем шалопутсва считался крестьянин Борисоглебского уезда Тамбовской губернии Порфирий Катасонов, объявивший себя «живым Богом» около 1875 г. После его смерти, в 1886 г. вождем этого учения стал ейский мещанин Р.П. Лихачев, также провозгласивший себя «живым Богом». Шалопуты не признавали бытия Бога, как ипостаси, как лица; божество, по их учению, наполняя собой все существующее, вселяется в некоторых людей и пребывает там временно или постоянно [7].

Из Сенгилеевской владыко отправился в ст. Николаевскую [8]. Церковь здесь была мала и потому владыка советовал жителям позаботиться о ее расширении (каменная церковь во имя Архангела Михаила, 5-главая, с железной оградой, была построена здесь в 1895 году). Кроме этого, он напомнил о необходимости поминовения о. Симеона Павлодольского, отличавшегося усердием в исполнении своих пастырских обязанностей и скончавшегося от болезни, полученной при отправлении треб для прихожан, живущих в хуторах. На другое утро Преосвященный слушал литию на могиле священника Павлодольского и затем настоятельно говорил жителям, чтобы они устроили на могиле своего бывшего пастыря памятник, так как оставшаяся после его смерти жена не имеет к тому средств [10].

18 июля владыка посетил церкви станиц Убеженской, Прочноокопской, Григориполисской и Темижбекской. Церковь в ст. Убеженской была тесна для прихожан и потому епископ советовал им расширить ее (кирпичная, Михаило-Архангельская церковь с железной оградой была построена в 1901 г. [11]).

Так как в этой станице были «духоборцы», то речь владыки была направлена против них. Известно, что ранее, 4 года назад, с Убеженскими сектантами вел беседу монах Арсений, победоносно опровергший их заблуждения, однако никто из них не обратился на путь истины, более того, они смело заявили о своей принадлежности к духоборчеству великому князю Михаилу Николаевичу (1832-1909), бывшему тогда наместником Кавказским.

При выходе владыки из дома, в котором жил священник, один казак пал перед ним на колени, со слезами прося ускорить развод с женой, по безвестной ее отлучке свыше пяти лет тому назад. В замедлении этого дела он винил Кавказскую духовную консисторию, но оказалось, что дело его не решается из-за не поступления в консисторию из губернского правления сведений о результатах розыска его жены по всей России, что была разъяснено казаку.

Поскольку, в ст. Прочноокопской подавляющее большинство населения состояло из старообрядцев, речь Преосвященного была о том, чтобы православные пребывали твердыми и непоколебимыми в вере и старались содействовать обращению к ней заблуждающих молитвой и примером благочестивой жизни [12].

Здесь можно добавить, что еще в 1876 г. станицу посетил знаменитый миссионер Павел Прусский, беседы которого оставили заметный след в религиозном сознании некоторых старообрядцев, которые разрешились тем, что с 1890 г., после посещения станицы синодальным миссионером, протоиереем К. Крючковым, начались переходы из старообрядчества в единоверие. В 1893 г. в станице был построен единоверческий храм; священником к нему был назначен о. Терентий Уколов, ставший впоследствии благочинным всех единоверческих церквей епархии [13].

Затем Преосвященный посетил церкви станиц Григориполисской (кирпичная Троицкая церковь была построена здесь в 1899 г. [14]) и Темижбекской, которые были также малы и нуждались в расширении. В станице Темижбекской владыка беседовал с обратившейся в православие девицей лютеранского вероисповедания по вопросу о выходе ею в замужество, к чему встречалось препятствие, в отсутствии ряда необходимых для этого документов.

19 июля епископ посетил церкви станиц Кавказской, Казанской, Новомалороссийской и Березанской и поселки: Владимирский, Отрадный и Бузиновский. В станице Кавказской только что была окончена постройкой новая деревянная Св.-Николаевская церковь, просторная и красивая по архитектуре [15]. Владыка обещал освятить ее сам, если к тому не встретиться никаких препятствий.

В ст. Казанской церковь оказалась мала (построена в 1814), ступени крыльца истерлись и сгладились, так что владыка чуть не упал, выходя их храма, что послужило новым поводом к внушению, чтобы о храме Божием прилагаемо было больше заботы, нежели теперь. Следует добавить, что в 1897 г. церковь была подвергнута капитальному ремонту, причем поставлен новый иконостас изящной работы, а стены расписаны фресковой и масляной живописью. Здание церкви и ограда были сделаны из кирпича. В алтаре находилась древняя (столетней давности) икона св. Николая Чудотворца, обновившаяся по сообщению причта в 1899 г. Икона первоначально принадлежала подъесаулу Асееву и в церковь была перенесена по распоряжению епархиального начальства [16].

В поселке Отрадном, находящемся на земле полковника Бурсака, Преосвященный останавливался по случаю поломки экипажа. Говорили, что в этой местности нередко совершаются убийства и грабежи, - по этому поводу владыка разъяснил жителям поселка весь ужас подобных злодейств.

Церковь ст. Малороссийской оказалась в том же неприглядном виде, как и 12 лет тому назад, когда епископ посетил ее в первый раз. По этому случаю, он убеждал жителей проявлять больше забот о своем храме. Равнодушие жителей к своему храму могло проистекать еще и оттого, что, служивший в нем много лет настоятель, сложил с себя священнический сан [17].

В ст. Березанскую владыка прибыл ночью и устроился на ночлег в доме священника. Здесь многое напоминало о недавно скончавшемся достопочтенном кафедральном протоиерее Стефане Гливенко, родителе хозяина дома. На другой день, 20 июля, владыка слушал литургию и после нее молебен св. пророку Илии, отправленный по тому случаю, что 20 июля был днем прибытия епископа Германа в Кавказскую паству, двенадцать лет тому назад. После молебна владыка сказал жителям поучение на текст: много может молитва праведного. В тот же день епископ посетил церкви станиц Новокорсунской и Тимошевской, и к вечеру прибыл в Черноморскую Марие-Магдалиновскую пустынь, где остановился в доме священника Иоанна попова.

Ко дню освящения новоустроенного в Черноморской Марие-Магдалинской женской пустыни каменного храма во имя Вознесения Господня в пустынь собралось до двенадцати тысяч богомольцев из различных станиц Кубанской области и города Екатеринодара, а для участия в самом освящении храма прибыли, по приглашению игуменьи, архимандриты – отец Нафанаил, настоятель Черноморской Екатеринолебяжской пустыни и о. Мартирий, настоятель Св.-Михаило-Афонской Закубанской пустыни, протоиереи г. Екатеринодара о. Федор Маковский и о. Иоанн Эрастов и 8 священников из окрестных станиц. Накануне освящения в новоустроенном храме было совершено всенощное бдение архимандритом Нафанаилом, а другой архимандрит, о. Мартирий, служил бдение в Мариемагдалинской церкви. И в том, и в другом храме присутствовало множество богомольцев, а с раннего утра субботы (21 июля) их набралось такое множество, что они заняли все довольно обширное пространство внутри ограды обители. В 8 часов архипастырь отправился из своей квартиры во вновь устроенный храм в сопровождении начальника Кубанской области генерал-майора Г.А.Леонова (1831-1892), прибывшего в монастырь в 7 ч. утра. У св. ворот обители Преосвященный был встречен архимандритами, протоиереями и священниками, в числе 12, и игуменьей с сестрами, со славой, а в самом храме – священником монастыря с крестом и св. водою. Затем, по облачении архипастыря и духовенства, совершилось торжественное освящение храма и литургия, в конце которой владыка сказал поучение, начав его словами заключительной в чине освящения молитвы: «сотворшим здание сие и храма освящение по любви к Тебе, Богу, тщательно, оставление согрешений подаждь». Во время богослужения пели монахини под управлением регента Екатеринодарского войскового хора. Пение отличалось стройностью и выразительностью. Особенно хорошо была пропета Херувимская песнь. Из участвовавших в служении диаконов заслуживает упоминания диакон ст. Старощербиновской Горошко, почтенный и благолепный старец, произносивший эктении и читавший Апостол выразительно и с чувством.

По окончании богослужения в покоях игуменьи был дан обед, за которым присутствовали епископ Герман, начальник области и служившее духовенство, а для собравшихся богомольцев и нищей братии, в числе коей были два кобзаря, накрыты были столы на открытом воздухе, под «сению дерев».

После обеда начальник области уехал из монастыря, а епископ остался, и, на следующий день, в воскресенье (в день храмового праздника обители), совершил, в сослужении двух архимандритов и двух священников, литургию, перед началом которой совершил пострижение 5 инокинь в мантию. Невозможно описать то душевное умиление и восторг, какие чувствовались во время происходившего духовного торжества игуменьей и сестрами обители, а также собравшемся в великом множестве православным народом. В благодарность за труд архипастыря игуменья с сестрами предлагали ему омофор и палицу, но он не взял их, а велел оставить в монастыре на память освящения им храма [18].

22 числа владыка осмотрел монастырские помещения, причем рекомендовал игуменьи позаботиться об улучшении домов для монастырского духовенства, и, в 4 ч. пополудни, выехал в ст. Поповичевскую, куда и прибыл в 6 ч. вечера, остановившись в доме настоятеля Богоявленской станичной церкви, построенной в 1855 г.

В отношении дома священника о. Ипатия Дудки, бывшего учеником епископа Германа в бытность его ректором Кавказской духовной семинарии, можно сказать следующее: дом этот выходил из ряда обычных священнических домов не только в Кубанской области, но и во всей Кавказской епархии, по обстановке, вполне приличествующей жилищу пастыря церкви. Во всех комнатах его передние углы уставлены несколькими благолепными иконами, а по стенам развешаны картины из священной истории и портреты иерархов русской церкви; мебель добротная, но без всякой изысканности, во всем доме видна чистота, но без признаков роскоши. Владыке очень понравилась такая обстановка и он выразил хозяину дома свое особенное одобрение, заметив, что, к сожалению, многие священники обставляют свои дома несообразно с характером своего пастырского служения: у некоторых замечается стремление блеснуть роскошью обстановки, а у иных можно встретить на стенах картины неприличные не только для дома священника, но и вообще для дома христианина.

23 числа Преосвященный посетил станицу Староджерелиевскую, пос. Английский и ст. Новонижестеблиевскую (Гривенную). В церкви ст. Староджерелиевской настоятель представил владыке казака Василия Степанюгу, который в минувшую русско-турецкую войну (1877-1878) выручил русский св. антиминс от завладевших им турок, о чем было сообщено в 1-м номере Епархиальных ведомостей за 1880 г. Епископ Герман лично поблагодарил казака за совершенное им дело.

В ст. Новонижестеблиевской при доме священника раскинулся отличный сад, насажденный руками покойного кафедрального протоиерея С.А. Гливенко, бывшего до перехода в Ставрополь священником Гривенной станицы весьма долгое время [19].

24 июля Преосвященный посетил церкви станиц Роговской, Новоджерелиевской и пос. Ахтарского. Епископ отметил, что в ст. Новоджерелиевской церковь приличная, хотя и старинная. Известно, что Трех-Святительская церковь в ст. Новоджерелиевской была построена еще в 1813 году [20].

25 числа владыка посетил станицы Бриньковскую, Каневскую и Стародеревянковскую, и к вечеру прибыл в Екатеринолебяжскую общежительную пустынь. Версты за полторы от пустыни, расположенной на берегу лимана, повеяло тяжелым запахом, распространяющимся от гниения камыша. По прибытии в пустынь, Преосвященный посетил соборный храм, теплую и больничную церкви, школу, свечной завод, могилу бывшего настоятеля пустыни архимандрита Самуила и гостиницу, которую, как находящуюся внутри монастырской ограды, приказал закрыть, тем более что недавно выстроена гостиница для приезжающих богомольцев вне ограды монастыря. В школе обучал мальчиков один из послушников, обучение велось толково и с порядочными успехами. Здание этой школы, находящееся за монастырской оградой, владыка советовал настоятелю употребить на что-нибудь другое, а школу перенести внутрь монастыря и поместить в том здании, которое ныне служит гостиницей. 26 числа епископ Герман, отстояв раннюю обедню, ездил на лодке в киновию (тип небольшого общежительного монастыря, в котором никто, включая настоятеля, не имел никакой собственности), принадлежащую пустыне. Здесь было довольно много братских келлий, но все они находились в запустении, так же как и помещение при Казанской церкви, представляющее прекрасное место для уединения. Помещение это владыка приказал привести в порядок, находящуюся в стенах киновии гостиницу велел перенести за ограду, а трапезу и кухню, устроенные за стенами киновии, приказал перенести внутрь. По возвращении, владыка слушал панихиду по архимандриту Самуилу, к могиле которого, находящейся у стены соборного храма, вела каменная лестница, около которой почитателями покойного было поставлено множество икон; затем посетил церковь во имя Преображения Господня, осмотрел монастырскую ризницу, библиотеку, архив, кассу, книжную лавку и склад материалов для одежды братии. После обеда Преосвященный выехал из пустыни и посетил пос. Дурноселовку и ст. Крыловскую. В ст. Крыловской церковь во имя Архангела Михаила оказалась в хорошем состоянии (новое здание построено в 1865 г., в 1880 г. расширено) [21].

27 июля епископ Герман посетил церкви станиц Старолеушковской, Ирклиевской, Батуринской и Дядьковской. В ст. Старолеушковской церковь оказалась неокрашенной внутри и пропускала течь, а потому Преосвященный приказал настоятелю и старосте, чтобы пригласили архитектора для ее осмотра и расположили прихожан к ее ремонтировке. В ст. Ирклиевской епископ, при собрании народа, убеждал одного представителя шалопутов прекратить свою вредную деятельность. При этом шалопут, как обычно, отрицал свою принадлежность к указанной секте, но его уличили двое казаков, один из них был стариком, который плакал при этом, сетуя на то, что шалопут вовлек его в секту и расстроил его отношение с семьей, так, что дети перестали оказывать ему должное уважение, следуя шалопутской мысли, что отцы плотские не имеют никакого значения в этой жизни, и что вместо них следует почитать отцов духовных, т.е. вождей шалопутов. В станицах Батуринской и Дядьковской церкви оказались тесны и владыка советовал батуринцам расширить свой храм, а Дядьковцам – построить новый.

28 июля Преосвященный посетил церкви станиц Платнировской, Пластуновской и Динской, а затем, около 6 ч. вечера прибыл в г. Екатеринодар и остановился на подворье Екатерино-Лебяжской пустыни, на средства которой в 1882 г. был построен приличный дом на случай приезда правящего архиерея. Вскоре по приезде, владыка осмотрел строющееся здание Екатеринодарского духовного училища, возведенное до 2-го этажа, затем принимал начальника области и полицеймейстера, и слушал всенощное бдение. 29 числа он слушал раннюю литургию в войсковом соборе, по окончании которой обратил внимание екатеринодарцев на то, что в их городе, имеющем до сорока тысяч православного населения, только две православных приходских церкви: Екатерининская и Димитриевская, и, хотя, кроме них, имеется еще и так называемая соборная, но она тесна и находится в ведении войскового начальства, есть еще, правда, войсковой собор, но нет, к сожалению, епархиального, так что, несмотря на то, что епархиальный архиерей именуется Кавказским и Екатеринодарским, в самом Екатеринодаре нет кафедрального собора.

Из церкви епископ Герман отправился к начальнику области, в доме которого  ему представлялись городские власти. После беседы с начальником области, Преосвященный выехал из Екатеринодара. По дороге он посетил недавно отстроенную и освященную в пригородном поселке Дубинке каменную церковь. Отсюда Преосвященный направился по поселкам, из коих некоторые в непродолжительном времени должны были составить особые приходы. Епископ посетил поселки Праздничный, Кирпильский, Ладожский, и Бейсугский, а на ночлег прибыл в ст. Тифлисскую. Жители ст. Тифлисской просили епископа отслужить панихиду по казакам, убитым до покорения Кавказа (здесь идет речь о подвиге сотника Гречишкина 15 сентября 1829 года – А.Б.), при одном из набегов горцев, на месте их погребения. Из-за невозможности ввиду позднего времени, владыка отслушал литию об упокоении душ погибших за Отечество и Государя казаков и похвалил тифлисцев за благодарную память о своих доблестных предках.

30 июля Преосвященный посетил поселки Дубовский, где жители выразили желание построить молитвенный дом во имя Преподобных Сергия и Германа, Зеленчукский и ст. Михайловскую, церковь которой владыка советовал жителям распространить.

31 июля в сел. Армавир Преосвященный осмотрел место, отведенное для православной церкви, которое накануне его приезда было огорожено и на нем поставлена палатка, в которой владыка слушал водосвятный молебен, по окончании коего посетил дом Ставропольского купца Т.В. Руднева, одного из усердных деятелей по предполагаемой постройке православного храма в Армавире. Отсюда, через селение Богословское и ст. Барсуковскую, владыка проследовал в с. Татарское, и в 8 часов благополучно прибыл в Ставрополь [22].

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

1. Православная Церковь на Кубани (конец XVIII – нач. XX в.). Сборник документов. Краснодар, 2001. С. 558.
2. История Русской Церкви. Кн. 8. Ч. 1. С. 755; Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра (6-9 июня), 1988. С. 168.
3. Православная Церковь на Кубани (конец XVIII – нач. XX в.). Сборник документов. С. 558.
4. Там же. С. 562.
5. Кавказские епархиальные ведомости. № 18. 1884. 16 сент., С. 678-679.
6. Справочник по Ставропольской епархии. Составил священник Н.Т. Михайлов. Екатеринодар, 1911 г. // Исторический обзор Терека, Ставрополья и Кубани. М. 2008. С. 596-597.
7. Там же. С. 812-813.
8. Кавказские епархиальные ведомости. № 18. 1884. 16 сент., С. 680.
9. Справочник по Ставропольской епархии. Составил священник Н.Т. Михайлов. Екатеринодар, 1911 г. // Исторический обзор Терека, Ставрополья и Кубани. С. 594.
10. Кавказские епархиальные ведомости. № 18. 1884. 16 сент., С. 680.
11. Справочник по Ставропольской епархии. Составил священник Н.Т. Михайлов. Екатеринодар, 1911 г. // Исторический обзор Терека, Ставрополья и Кубани. С. 598-599.
12. Кавказские епархиальные ведомости. № 18. 1884. 16 сент., С. 681.
13. Справочник по Ставропольской епархии. Составил священник Н.Т. Михайлов. Екатеринодар, 1911 г. // Исторический обзор Терека, Ставрополья и Кубани. С.759-760.
15. Там же. С. 718.
16. Там же. С. 720.
17. Там же. С. 741-742.
18. Кавказские епархиальные ведомости. № 18. 1884. 16 сент., С. 682-684.
19. Там же. С. 685-687.
20. Там же. С. 688-689.
21. Справочник по Ставропольской епархии. Составил священник Н.Т. Михайлов. Екатеринодар, 1911 г. // Исторический обзор Терека, Ставрополья и Кубани. С.552.
22. Кавказские епархиальные ведомости. № 18. 1884. 16 сент. С. 690-697.