Отрадненское благочиние Краснодарской епархии

Александр Бабич
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ КРАСНОДАРСКОЙ И КУБАНСКОЙ ЕПАРХИИ
В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ. И В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД НА ПРИМЕРЕ ОТРАДНЕНСКОГО БЛАГОЧИНИЯ

В данной статье представлена попытка охарактеризовать православные общины, расположенные на территории Отрадненского благочиния Краснодарской и Кубанской епархии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в первое послевоенное десятилетие (вплоть до начала правления Н.С. Хрущева), что позволит нам представить общую картину деятельности Русской Православной Церкви на региональном уровне.

В связи с этим, в настоящей публикации освещена деятельность 8 приходов действовавших на территории Отрадненского благочиния в указанный период, а именно, в хут. Братково-Опочиновском, а также в станицах - Надежной, Отрадной, Передовой, Подгорной, Попутной, Спокойной и Удобной.

Молитвенный дом во имя Успения Пресвятой Богородицы в хут. Братково-Опочиновском Краснодарской епархии.

История прихода хут. Братково-Опочиновского началась с того, что крестьяне различных губерний, купившие землю в Кубанской области на реке Уруп, пожелали выстроить на своем участке за собственные средства православную церковь. Собрав необходимую сумму денег, они купили в г. Коропе Черниговской губернии в 1903 г. старую деревянную церковь и перевезли ее вместе с иконостасом и церковной утварью на хутор Опочиновский. Строительство велось по проекту архитектора Шинкевича. Церковь была освящена 30 декабря 1905 г.

Здание деревянное, на кирпичном фундаменте с такой же колокольней, изнутри и снаружи окрашено масляной краской [1].

До революции 1917 г. в храме хут. Опочиновского служил священник о. Василий Гриценко [2].

В 1937 году церковь была закрыта; в 1941 г. здание церкви передано колхозу «Большевик» под клуб и полностью перестроено. Это значит - разрушен алтарь, снят купол и т. д. 24 декабря 1943 г. в хут. Братково-Опочиновском была зарегистрирована православная община патриаршей ориентации и верующим под молитвенный дом временно передано здание школы, состоящее из двух комнат, вместимостью до 500 чел. Службы в молитвенном доме проводил иеромонах Кириак (в миру Балюк Алексей Яковлевич) [3].

7 июня 1947 г. священник о. Алексей Воронов, который на тот момент был настоятелем молитвенного дома, купил для церковной общины строение, состоящее из деревянного дома  крытого железом, площадью 70 м; на территории колхоза «Большевик» [4].

О священнике о. Алексее Воронове известно, что он родился 08.03.1889 г. в с. Средняя Луковка Грязненского р-на Воронежской области; русский; [окончил] Тамбовскую духовную семинарию; женат; осужден гражданским судом по ст. 112 и отбывал наказание в трудовых лагерях с 1930 по 1935 гг.; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из с. Сселки Липецкого р-на Воронежской области в 1944г.; во время оккупации [жил в] с. Сселки Липецкого р-на Воронежской области [5].

В период «Хрущевской оттепели» молитвенный дом в хут. Братково-Опочиновском Отрадненского района не закрывался, и приход прдолжал действовать вплоть до распада СССР.

Свято-Михаило-Архангельский молитвенный дом в ст. Надежной Краснодарской епархии.

Свято-Михаило-Архангельская церковь в ст. Надежной Лабинского отдела Кубанской области была построена тщанием прихожан в 1860-1861 гг. и освящена 8 ноября 1862 г. Здание деревянное на деревянном фундаменте. Колокола были укреплены на деревянных столбах.

В 1874-1877 на средства прихожан (25000 руб.) с добавлением средств от Кубанского казачьего войска (9000 руб.)  была построена новая церковь (деревянное здание на каменном фундаменте с деревянной колокольней). Новая церковь освящена 31 октября 1877 г. [6].

До революции 1917 г. в ст. Надежной служил священник о. Петр Тутов, он же благочинный 11-го округа [7].

В 1935 году церковь была закрыта, а здание переделано под клуб. Во время гитлеровской оккупации группа верующих заняла здание церкви и стала проводить в нем богослужения. По документам становится известным, что в 1943 г. в ст. Надежной присутствовали две православные общины, одна обновленческой ориентации во главе со священником Харыбиным, зарегистрированная советскими органами, а другая - патриаршей, во главе со священником Танцюрой, незарегистрированная, причем между ними проходили ожесточенные столкновения [8].

О священнике Харыбине Григории Мефодиевиче известно, что он родился 16.11.1889 г. в ст. Урупской Кубанской области; русский; в 1909 г. окончил 2-классную учительскую школу; женат; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; во время оккупации жил в ст. Удобной, не работал.

Трудовая деятельность: с 1918 г. служил священником в ст. Самурской Кубанской области; с 1921 г. – священником в ст. Темижбекской Северо-Кавказского края; с 1933 г. – священником в ст. Краснодонецкой Ростовской области; с 1938 г. работал счетоводом в ст. Апшеронской Краснодарского края; с 1942 г. по болезни находился безработным; с 1943 г. – священником в ст. Надежной; с 1945 г. – священником в г. Темрюке; с 1946 г. – священником в ст. Ново-Рождественской Краснодарского края; с 1947 г. – священником в ст. Ново-Михайловской; с 1948 г по болезни безработный; с 28 декабря 1949 служил священником в Ладомировском районе Воронежской области; 21 мая 1950 г. вернулся на Кубань, был безработным; с 4 октября 1950 г. служил священником в ст. Привольной Краснодарского края; с 29 января 1951 г. служил священником в ст. Степной Приморско-Ахтарского района [9].

Священник Танцюра Павел Петрович родился 28.06.1903 г. в ст. Ахтырской Кубанской области; русский; в 1918 г. окончил Екатеринодарское духовное училище; женат; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1943 г.; во время оккупации служил священником в ст. Мало-Тенгинской Отрадненского района Краснодарского края [10].

В апреле 1944 г. райисполком предложил православной общине ст. Надежной освободить здание церкви и перебраться в другое помещение, с тем, чтобы в бывшем здании церкви восстановить клуб, как это было перед началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. [11].

В 1945 г. священник о. Александр Иванович Ляшенко построил дом на свои средства и, после того, как райисполком вновь потребовал в срочном порядке освободить здание клуба к 1 мая 1946 г., перенес церковное имущество в свой дом, после чего передал этот дом общине [12].

С 1950 г. настоятелем Св.-Михайло-Архангельского молитвенного дома назначен священник Беланов Михаил Петрович [13].

Cвященник Беланов Михаил Петрович, родился 02.11.1914 г. в с. Сергиевском Кубанской области; русский, в 1934 г.; окончил начальную сельскую школу в ст. Дондуковской Азово-Черноморского края; в результате самоподготовки получил профессию шофера; женат; не судим; в обновленческом расколе не состоял; служил в РККА с 29.07.1941 по 21.06.1943, [был] ранен.

Трудовая деятельность: до 1936 г. проживал вместе с родителями, работал по найму на производствах и предприятиях в Грузии, в местечке Лагодежи, в качестве плотника; в 1936 г. призван в ряды РККА; в 1938 г. мобилизован в запас; работал в г. Майкопе в МТС в качестве шофера, в 1939 г. работал шофером в торговой сети; с 1940 г. работал в Ростоснабсбыте в г. Майкопе; в 1941 г. мобилизован на фронт; в 1943 г. был ранен и направлен в г. Иваново в госпиталь; где по излечении был оставлен на работу в качестве шофера и в 1946 г. по расформировании госпиталя  был демобилизован, вернулся на Родину и работал в г. Майкопе на варенье-варочном заводе; одновременно с этим готовился к исполнению обязанностей псаломщика при Воскресенской церкви г. Майкопа под руководством священника о. Леонида Гаврилюка; в 1947 г. был допущен к испытанию на должность псаломщика владыкой Флавианом и назначен на эту должность в ст. Малотенгинскую Отрадненского благочиния; в 1948 г. рукоположен Епископом Флавином в сан диакона и назначен в Св.-Николаевскую церковь г. Армавира; с 1949 г. служил в г. Сочи. По состоянию на 1952 год служил священником в ст. Надежной Спокойненского района [14].

В период хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь, в 1962 году, молитвенный дом был закрыт, а православная община снята с регистрации [15].

Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы в ст. Отрадной
Краснодарской епархии.

Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы в станице Отрадной Ба-талпашинского отдела Кубанской области (с 1937 г. Краснодарского края) был выстроен в 1858 г. «тщанием прихожан», вскоре после того, как после наступления князя Барятинского по всему фронту Закубанской линии, была в 1857 году основана станица Отрадная.

Изначально здание было деревянным, без колокольни, но в 1866 г. оно было перестроено на средства Кубанского казачьего войска и 12 сентября в храме был освящен придел в честь Сретения Господня. Преображение церкви обошлось прихожанам в 12000 рублей, вокруг храма была возведена каменная ограда, а в 1894 году, на средства, пожертвованные приходским священником о. Максимом Сапежко, был приобретен новый колокол «в память избавления императора Николая II от болезни».

На средства, также пожертвованные священником о. Максимом Са-пежко, при храме выстроены две церковно-приходские школы: мужская, которая была открыта в 1888 г. в церковной сторожке представлявшем собой «весьма просторное здание», стоимостью 4500 руб., и женская, стоимостью 1500 руб. [16].

Об этом удивительном священнике, который служил в ст. Отрадной на протяжении полувека и был за свои труды «Высочайше награжден» орденом Св. Анны II степени и многими другими наградами, написал статью по материалам клировой ведомости Отрадненской церкви за 1914 год неутомимый исследователь Сергей Немченко. Эта статья под названием «К истории Рождество-Богородицкой церкви в ст. Отрадной» была опубликована в сборнике «Вопросы истории Поурупья. Вып. 1. Материалы краевой научной конференции, посвященной 50-летию открытия и изучения Ильичевского городища как памятника средневековой археологии и церковной архитектуры (Станица Отрадная, 9-10 августа 2012 г., с. 143-151).

Кроме этого, материалы, посвященные о. Максиму Сапежко имеются в Ставропольских епархиальных ведомостях за 1904 г. № 16, с. 951-957 («Пятидесятилетний юбилей в священном сане благочинного Х округа Кубанской области протоиерея Максима Ивановича Сапежко) и за 1914 г. № 33, с. 948-950 («К чествованию протоиерея о. Максима Сапежко» (по поводу 60-летнего служения в сане священника).

В 1930-е годы храм был закрыт (точная дата по документам не установлена) и лишь во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда ст. Отрадная была оккупирована гитлеровцами, вновь возобновил Богослужения.

23 апреля 1945 г. уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви по Краснодарскому краю в ст. Отрадной была зарегистрирована православная община, которая расположилась в старом здании Рождество-Богородицкой церкви по ул. Красной, 142 (здание саманное, обнесенное деревянной оградой, размером 176 м;), в это же время к исполнению Богослужения и отправления религиозных обрядов приступил священник о. Яков Георгиевич Дмитриев [17].

1 марта 1946 г. в качестве священника приходской общины «Рождество-Богородицкого» молитвенного дома был зарегистрирован протоиерей о. Андрей Павлович Останин. О. Андрей родился в сел. Змеиногорском Томской губернии, в 1890 г. окончил пятиклассное городское училище, а в 1894 г. – учительскую семинарию в г. Семипалатинске. После окончания семинарии, с 1896 года, служил учителем в церковно-приходских школах Змеиногорского уезда Томской губернии, с 1902 г. – диаконом Св.-Александро-Невской церкви г. Семипалатинска, с 1911 г. служил священником-миссионером Шульбинского стана Киргизской миссии в пос. Шульбинском Семипалатинского уезда;  затем, вплоть до 1937 г. служил настоятелем и благочинным в различных церквях Семипалатинской области; в 1937 г. переехал в г. Майкоп, с 1938 г. был сторожем городского сада, учетчиком на комбинате «Лесомебель», сторожем в Майкопском горпищекомбинате и др. В июле 1944 г. о. Андрей был назначен благочинным 12-го округа Краснодарской епархии, а с января 1948 г. – настоятелем молитвенного дома в ст. Отрадной [18].

В июле 1947 г. священником второго штата назначен иерей о. Павел Петрович Танцюра (Подробнее об о. Павле смотри выше) [19].

17 ноября 1947 г. настоятелем молитвенного дома в ст. Отрадной назначен протоиерей о. Григорий Тихонович Скородумов, уроженец слободы Успенка Добринского уезда Екатеринославской губернии (родился 20.11.1890 г.). В 1913 г. он окончил Донскую духовную семинарию; женат; в 1936 г. осужден по ст. 169 часть 1 на 2 года; был в обновленческом расколе, в 1944 г. принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви; во время оккупации жил в Темрюкском районе Краснодарского края, служил священником в Голубинке и Тамани [20].

С 22 февраля 1949 г. настоятелем становится Глазко Александр Георгиевич, протоиерей, род. 01.09.1889 г. в с. Малая Джалга Ставропольского края; русский; в 1917 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию; женат (жена Белоусова Мария Михайловна, повенчан в 1908 г.); не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1944 г.; прибыл в Краснодарский край из г. Моздока в 1941 г.; во время оккупации организовал [православную] общину в ст. Петропавловской и служил там священником. Награжден саном протоиерея в 1950 г. [21].

23 сентября 1952 г. настоятелем молитвенного дома в ст. Отрадной назначен протоиерей Ключарев Виктор Тихонович. Известно, что он родился 26.01.1892 г. в  с. Березовском бывшей Ставропольской губернии; русский; в 1910 г. окончил 4 класса Ставропольской духовной семинарии; в 1915 г. окончил экстерном 8 классов гимназии; в 1918 г. окончил 3 курса медицинского факультета Киевского университета; женат (повенчан первым браком в 1911 г. с девицей Жигайловой Варварой Николаевной); не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви 5 марта 1945 г.; во время оккупации служил священником в ст. Переправной Мостовского района.

Награжден саном протоиерея в 1951 г. Архиепископом Гермогеном Краснодарским и Кубанским.

Трудовая деятельность: с 1 сентября 1918 г. работал медицинским фельдшером в сел. Березовка Ставропольской губернии; с октября 1921 г. – в Медвеженском райздравотделе; с октября 1921 г. учился в Киевском медицинском институте; в мае 1922 г. выбыл из института и поступил священником в ст. Бесскорбную Кубано-Черноморской области; в 1922 г. служил священником в ст. Передовой и Каладжинской Северо-Кавказского края; с 1931 г. – медицинским фельдшером в ст. Лабинской, Владимирской, Союзе 16-ти хуторов, в ст. Переправной Краснодарского края; с ноября 1942 г. служил священником в ст. Переправной; со 2 апреля 1946 г. – священником в ст. Новопокровской; с 1949 г. – священником в г. Майкопе; с 1952 г. – священником в ст. Отрадной; с 10 ноября 1952 – в г. Майкопе [22].

10 ноября 1952 г. настоятелем Отрадненского молитвенного дома вновь назначается протоиерей Глазко А.Г., который одновременно с этим исполнял обязанности благочинного Майкопского округа… [23].

Молитвенный дом в ст. Отрадной пережил лихолетье Н.С. Хрущева, когда храмы на Кубани закрывались десятками, выстоял в борьбе с воинствующими безбожниками, а в 1988 г. православные отрадненцы произвели капитальный ремонт своего молитвенного дома с заменой стен и крыши, вследствие чего Управляющий Краснодарской и Кубанской епархией епископ Краснодарский и Кубанский Исидор издал указ от 2 сентября 1988 г., в котором благословил, «в связи с сооружением нового типового Церковного здания», именовать молитвенный дом в ст. Отрадной Храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы [24].

Свято-Дмитриевский молитвенный дом в ст. Передовой
Краснодарской епархии.

Св.-Дмитриевская церковь в ст. Передовой Баталпашинского отдела Кубанской области  впервые упоминалась в архивных документах в 1843 году. В 1859 г. тщанием прихожан построено деревянное здание церкви, крытое камышом. На деревянных столбах укреплены колокола. 23 октября 1861 церковь была освящена.

В 1885 г. на средства Кубанского казачьего войска (9000 рублей) и пожертвований прихожан (общая сумму 27 тыс. рублей) построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте с такой же колокольней. Новая церковь была освящена 16 февраля 1886 г. [25].

До революции 1917 г. в ст. Передовой служил священник о. Георгий Лукьянов [26].

В 1930-е годы церковь в ст. Передовой была закрыта. В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. церковные службы в ст. Передовой возобновились в бывшем здании церковно-приходской школе (точная дата возобновления богослужений неизвестна)

С 1 августа 1943 г. настоятелем в ст. Передовой служил священник о. Филипп Романович Асанов, 16 ноября 1877 г. рождения. О. Филипп родился в сел. Гордали  (близ г. Набережные Челны) Оренбургской губернии. В 1896 г. окончил Благовещенскую учительскую семинарию; в 1910 г. - миссионерские курсы в г. Казани. В сан священника рукоположен преосвященным Нафанаилом, Епископом Уфимским 9 июля 1910 г. С 1896 по 1908 гг. работал учителем народных училищ; с 1910 по 1920 гг. служил настоятелем в сел. Новоспасском Акташского уезда Оренбургской губернии; с 1920 по 1925 гг. служил священником в Акташском районе Автономной Татарской ССР; с 1925 по 1935 гг. служил настоятелем храма в г. Набережные Челны; с 1935 г. находился в г. Кировокане Армянской ССР; с 1939 по 1940 гг. служил учителем в Картджурской средней школе Учкуланского района Карачаевской Автономной области; с 1940 по 1942 гг. – учителем Моруха-Морской средней школы Зеленчукского района Орджоникидзевского (Ставропольского) края; в период гитлеровской оккупации с 8 августа 1942 г. по 1 февраля 1943 г. находился в ст. Зеленчукской, не работал; с 1 февраля по 1 августа    1943 г. служил священником в ст. И справной Кировского района Черкесской Автономной области; с 1 августа 1943 г. служил священником Св.-Дмитриевской церкви в ст. Передовой Удобненского (Отрадненского) района Краснодарского края. В 1935 г. был награжден наперсным крестом Владыкой Серафимом, Митрополитом Казанским и Свияжским.

С 10 ноября 1951 г. настоятелем Св.-Дмитриевского молитвенного дома назначен о. Григорий Иванович Соломенный. О. Григорий родился в 1901 г. в ст. Петровской Кубанской области, рукоположен в сан священника 1 октября 1950 г. Окончил семилетнюю школу в ст. Петровской; в 1920 г. окончил музыкальную школу; с 1920 по 1924 гг. служил в РККА; с 1924 по 1926 г. учился на псаломщика в г. Минске (Белоруссия); с 1926 по 1927 гг. служил псаломщиком в ст. Петровской; с 1928 по 1931 гг. учился в музыкальном техникуме в г. Краснодаре; с 1931 по 1935 гг. служил псаломщиком и регентом в г. Темрюке и ст. Вышестеблиевской; с 1935 по 1941 гг. работал учителем пения в школах ст. Крымской и Гулькевичи; с 1941 по 1943 гг. служил в действующей армии; с 1943 по 1944 гг. был болен; с 1944 г. по 1947 гг. преподавал музыку и пение в педагогическом училище в ст. Усть-Лабинской; с 1 октября 1950 служил священником в ст. Нижегородской.

С 4 июня 1952 г. настоятелем молитвенного дома назначен священник о. Сергий Арсеньевич Тугаринов. О. Сергий  род. 08.09.1893 г. в г. Железноводске Ставропольской губернии; русский; в 1916 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию; женат; не судим; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из Караганды в 1949 г.; во время оккупации находился в Караганде, работал шахтером.

Трудовая деятельность: с 1916 г. служил псаломщиком; с 1921 г. служил священником; с 1933 г. работал в советских учреждениях; с 1948 г. по 1949 г., вследствие болезни находился на иждивении родственников; в 1949 г. назначен настоятелем Св.-Георгиевской церкви ст. Казанской Краснодарского края; с ноября 1950 г. – настоятелем Трехсвятительской церкви ст. Новоджерелиевской Роговского района.  По состоянию на 1952 год служил в ст. Попутной Отрадненского района.

В соответствии с решением Совета по делам Русской Православной Церкви от 28 ноября 1962 г. (протокол № 24) православная община ст. Передовой была снята с регистрации, а Свято-Дмитриевский молитвенный дом закрыт [27].

Молитвенный дом во имя Святого Великомученика и Победоносца
Георгия в ст. Подгорной Краснодарской епархии.

Свято-Георгиевская церковь в ст. Подгорной Лабинского отдела Кубанской области в 1859 г. был первоначально устроена тщанием прихожан в деревянном здании без колокольни, «как полуцерковь». В 1872 г. на средства Кубанского казачьего войска, с добавлением средств от прихожан построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте с колокольней. 16 октября этого же года церковь была освящена. В 1911 г. тщанием местных прихожан построена новая деревянная церковь на бетонном фундаменте в одной связи с колокольней [28].

До революции 1917 г. в ст. Подгорной служил священник о. Григорий Рождественский [29].

В 1934 году церковь в ст. Подгорной была закрыта, после чего здание стали использовать как «дом соцкультуры». В период гитлеровской оккупации верующие заняли это здание вновь, однако богослужения там не совершались вследствие отсутствия священника. После освобождения станицы от оккупантов в храме начало совершаться богослужение, однако вскоре, в апреле 1943 г., здание вновь было изъято у верующих органами советской власти и передано под клуб, тем не менее, фактически здание использовали не как культурное учреждение, а как зернохранилище, что являлось нарушением советского законодательства того времени.

В письме группы верующих обновленческой ориентации во главе со священником Никольским Николаем Петровичем, который на тот момент был настоятелем молитвенного дома, председателю Спокойненского райисполкома с просьбой вернуть храм верующим, отмечалось, что церковное здание не использовалось под клуб, «пол взломан, в окнах нет стекол, одна дверь разбита, в остальных есть повреждения, доски и железо увезены, одно отделение превращено в уборную» [30].

О священнике о. Николае Никольском известно, что он родился 27.07.1889 г. в г. Масальске Калужской губернии; русский; в 1914 г. окончил 2 курса юридического факультета в Варшаве; в 1912 г. окончил Калужскую духовную семинарию; женат; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; в Краснодарский край прибыл из Калужской области в 1926 г.; во время оккупации служил священником в станицах Подгорной и Нижегородской Краснодарского края [31].

Вследствие отказа властей верующие вынуждены были перейти в другое здание, занимаемое ранее под клуб колхозом имени 18-го Партсъезда, здание приходилось арендовать по очень высокой цене – 1000 рублей в месяц. Несмотря на многочисленные просьбы православной общины ст. Подгорной, советская власть отказалась вернуть им здание церкви; в то же время уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви Кириллов признал необходимым снизить арендную плату за помещение [32].

С 23 января 1951 г. настоятелем молитвенного дома был назначен священник о. Евфим Иосифович Зайцев; с 12 ноября этого же года – о. Валентин Димитриевич Строков; с 8 августа 1956 г. – о. Василий Спиридонович Таченков [33].

28 декабря 1960, в период гонений на церковь при Н.С. Хрущеве, постановлением Совета по делам Русской Православной Церкви храм был закрыт, а православная община в ст. Подгорной снята с регистрации [34].

Молитвенный дом во имя Святых Равноапостольных Константина и Елены в ст. Попутной Краснодарской епархии.

Церковь во имя Святых Равноапостольных Константина и Елены в ст. Попутной Лабинского отдела построена тщанием прихожан в 1856 г. В 1868 г. здание церкви было перестроено на средства прихожан и при пособии Кубанского казачьего войска (9000 руб.). Здание деревянное на каменном фундаменте с такой же колокольней, располагалось в центре станицы. В 1897 г. на средства общества церковь была расширена. В 1905 г. на средства причта и прихожан заменен разбитый колокол [35].

До революции 1917 г. в ст. Попутной служил священник о. Павел Васильевич Иванов, который в это же время преподавал в Попутненском высшем начальном училище и имел такие награды как медаль «В память 300-летия царствования Дома Романовых», наградной крест на Владимирской ленте, серебряную медаль «25-летие церковно-приходских школ», а также серебряную медаль «В память царствования императора Александра III), а также был награжден набедренником «за усердную службу», фиолетовой скуфьей.

Из послужного списка о. Павла мы узнаем, что 18 июня 1880 г. он окончил курс Кавказской духовной семинарии по 2-му разряду и с 19 августа этого же года служил штатным псаломщиком в ст. Успенской Кубанской области. С 1 ноября 1882 г. о. Павел был назначен штатным священником в ст. Бакинскую, а с 3 октября 1885 – в ст. Попутную. С 1906 по 1916 г. о. Павел занимал должность окружного духовника, а также был членом Ставропольского епархиального училищного Совета, законоучителем, заведующим церковно-приходскими школами и заведующим окружной благочиннической библиотекой, с 1 сентября 1913 г. преподавал в Попутненском высшем начальном училище.

О. Павел был вдов и имел 4-х дочерей: Людмилу 09.08.1885 г.р., которая была замужем за священником; Лидию, 25.12.1891 г.р., вдову, жившую вместе с ним; Надежду, 18.08.1883 г.р., учительницу одноклассной школы и Антонину, 04.03.1889 г.р., учительницу высшего начального училища в ст. Попутной.

9 июня 1918 г., в самый разгар гражданской братоубийственной войны на Кубани, о. Павел, ставший к тому времени протоиереем, так же как и многие другие мученики, пострадавшие за православную веру, был убит большевиками… [36].

Церковь в ст. Попутной действовала до 1938 г., а затем была закрыта и переоборудована под клуб; в сентябре 1942 г., в период гитлеровской оккупации, церковь была занята верующими и там возобновились богослужения. 20 ноября 1944 г. здание церкви с имеющемся при нем сторожкой было передано православной общине официально органами советской власти в бесплатное и бессрочное пользование [37].

С марта 1943 г. в церкви ст. Попутной служил священник о. Симеон Николаевич Бондаренко. Известно, что о. Симеон род. 17/30.04.1887  г. в г. Армавире Краснодарского края; русский; в 1899 г. окончил Армавирскую церковно-приходскую школу; женат (в 1905 г. повенчан первым браком с девицей Игнатьевой Натальей Ивановной); не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1925 г. епископом Ставропольским Иннокентием; во время оккупации организовал [православную] общину в ст. Успенской того же района и служил священником.

Награды: награжден в 1931 г. скуфьей Митрополитом Ставропольским Серафимом; в 1950 г. награжден камилавкой Архиепископом Краснодарским и Кубанским Гермогеном.

Трудовая деятельность: до 1899 г. занимался сельскохозяйственными работами; в 1922 г. принял звание священно-диакона и был причислен сверх штата к собору г. Армавира; в 1923 г. рукоположен в сан иерея и назначен в хут. Алексеевский Петропавловского района Армавирского округа Северо-Кавказского края; с 1925 г. переведен на приход в сел. Натырбово Натырбовского района Адыгейской АО; затем в хут. Рощинский невинномысского района Северо-Кавказского края; с 1934 г. работал по строительству в хут. Рощинском и в МТС в ст. Беломечетской; в 1936 г. работал на швейной фабрике г. Армавира по устройству вентиляционных систем и ремонту построек; в 1937 г. перешёл на работу в плодоовощной техникум г. Армавира; в 1939 г. работал в Армавирском КЭЧ; с августа 1942 г. служил в церкви сел. Успенского Успенского района Краснодарского края; с марта 1943 г. служил в ст. Попутной; с июля 1950 г. служил в ст. Нижегородской Тульского района; с октбяр 1950 по февраль 1951 г. находился за штатом; с 22 февраля 1951 г. служил священником в ст. Кубанской Апшеронского района [38].

Имеется любопытный факт: в марте 1946 г. председатель церковного совета ст. Попутной обращался к Уполномоченному Совета по делам Русской Православной церкви при Краснодарском крайисполкоме Литвинову по поводу «церковного звона». На это Литвинов 6 апреля 1946 г. отвечал, «что церковные общины имеют право производить беспрепятственно колокольный звон как внутри храма, так и на колокольне или специальных звонницах при молитвенных домах и приобретать для этой цели церковные колокола» [39].

31 мая 1949 г. и.о. председателя Отрадненского райисполкома сообщал Уполномоченному Литвинову о том, что «в станице Попутной Отрадненского района имеется церковь, которая расположена в центре станицы, между детским домом и средней школой… Дети детского дома и школы волей-неволей наблюдают за всеми церковными церемониями, а иногда из-за любопытства заходят в церковь. Церковь в религиозные праздники беспрерывно звонит в колокола, что возбуждает детей детского дома, а их 110 человек, тоже самое наблюдается и в послеобеденный отдых. Следовательно, церковь оказывает влияние на детей детского дома и школы, что противоречит принципам коммунистического воспитания детей.

Исходя из этого Отрадненский рйисполком просит Вас содействовать в переселении Попутненской церкви из центра в другое здание, подальше от школы и детского дома, которое ей будет предоставлено. Просьба к Вам, чтобы Вы санкционировали перевод Попутненской церкви в другое место и в другое здание и дали указание по этому вопросу через соответствующие инстанции.

Следует также напомнить Вам, что до войны (до 1941 года) в этом здании, где сейчас расположена Попутненская церковь, был клуб, а в момент оккупации это помещение было занято церковью. Церковь занимает это помещение, а граждане ст. Попутной лишились клуба» [40].

В результате этого в июле 1949 г. православной общине ст. Попутной было предоставлено другое здание для церкви, расположенное, как указано в документе, также в центре станицы, «здание рубленое, с железной крышей», на каменном фундаменте, состоящее из 5 комнат и коридора.

С 1952 г. настоятелем молитвенного дома в ст. Попутной назначен священник о. Григорий Иванович Соломенный [41].

В период «Хрущевской оттепели» молитвенный дом в ст. Попутной не закрывался и действовал вплоть до распада СССР.

Молитвенный дом во имя Святителя и Чудотворца Николая Архиепископа Мир Ликийскихь в ст. Спокойной Краснодарской епархии.

Свято-Николаевская  церковь в ст. Спокойной Баталпашинского отдела Кубанской области построена тщанием прихожан в 1860 г. Затем, на средства Кубанского казачьего войска и прихожан в 1876 г. построена новая церковь. Здание деревянное на каменном фундаменте с такой же колокольней. В архиве церкви хранились документы Николаевской церкви Николаевской (Закубанской) станицы [42].

До революции 1917 г. в ст. Спокойной служил священник о. Александр Бубнов [43].

В 1934 г. церковь была закрыта. В период гитлеровской оккупации в Св.-Николаевской церкви патриаршей ориентации священники служили периодически (постоянной службы не было). После освобождения станицы от гитлеровцев в церкви служил священник о. Михаил Георгиевич Бессарабов. Православная община в станице была официально зарегистрирована советскими исполнительными органами 2 декабря 1944 г. и переведена в другое здание [44].

С 26 апреля 1949 г. в молитвенном доме ст. Спокойной служил иеромонах о. Алексей Яковлевич Балюк, а с 15 ноября 1945 г. настоятелем значится священник о. Борис Степанович Соловьев, о котором известно, что родился он в 1888 г. в г. Царицыне, окончил Царицынское земское начальное училище, а в 1905 г. – высшее начальное училище. С 1905 г. пел в церковном хоре в старом соборе г. Царицына; с сентября 197 назначен псаломщиком в село Водяное Дубовского уезда Саратовской губернии; в 1910 г. был перемещен в село Пролейку того же уезда; в 1914 г. был призван в действующую армию, в 206 Царицынскую железнодорожную дружину, где прослужил до 1919 г.; в 1919 г. вступил в 116-й Кустанайский партизанский полк и отправлен на борьбу с армиями А.В. Колчака и А.И. Дутова под г. Оренбург, в боях получил ранение, в январе 1920 г., и отправлен на излечение, вначале в походный лазарет № 138, а затем в г. Томск, где находился до 8 мая 1920 г., после чего устроился псаломщиком в Благовещенском соборе г. Томска; в 1921 г. был рукоположен в сан диакона к Св.-Троицкой церкви сел. Молчанова Томской губернии; 8 декабря 1922 г. рукоположен в сан священника владыкой Анатолием, Епископом Томским и Алтайским. После закрытия прихода в 1931 г. переехал в г. Томск и служил почтальоном; в 1933 г. выехал в г. Туапсе на лечение; 4 мая 1934 г. выехал в г. Майкоп; с октября 1935 г. служил вторым священником в г. Туапсе; с апреля 1937 г., после закрытия прихода, жил на социальном обеспечении; с 1945 г. служил священником в Ставропольской епархии; в ноябре 1945 г. прибыл в Краснодарскую епархию.   

С января 1951 г. в станице Спокойной служил священник о. Павел Петрович Танцюра; с сентября 1953 г. настоятелем в молитвенном доме ст. Спокойной служил священник о. Захарий Дмитриевич Медведев, о котором известно, что он родился 05.09.1879 г. в с. Дивном Апанасенковского района Ставропольской губернии; русский; в 1890 г. окончил сельскую церковно-приходскую школу; женат; не судим; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из Ставропольского края в 1946 г.; во время оккупации жил в Ставропольском крае, служил священником в селах Тищенское, Труновское, Московское; в 1945 г. прибыл в Краснодарскую епархию и служил в станицах Новокорсунской, Мартанской . Андрюковской, Спокойной [45].

В период «Хрущевской оттепели» молитвенный дом не закрывался и действовал вплоть до распада СССР.

Молитвенный дом во имя Успения Пресвятой Богородицы в ст. Удобной Краснодарской епархии.

Свято-Успенская церковь в ст. Удобной Баталпашинского отдела по-строена тщанием прихожан в 1859 г. В 1880 г. на средства Кубанского казачьего войска и тщанием прихожан перестроена и освящена 19 февраля этого же года. В 1912 г. построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте с такой же колокольней. В приход церкви в то время входили также хутора Чуфрак и Зеленчукско-Мостовой [46].

До революции 1917 г. в ст. Удобной служили священники о. Федор Бе-резовский и о. Александр Остриков [47].

В 1936 г. храм был закрыт и переоборудован в районный кинотеатр. После начала оккупации бывшее здание храма вновь было занято верующими патриаршей ориентации под храм и там начали проводиться богослужения. После прихода советских войск в феврале 1943 г. здание храма было изъято у верующих и они вынуждены были переселиться в частный дом. В это время в молитвенном доме служил священник о. Михаил Георгиевич Бессарабов, имевший назначение епископа от 06.10.1944 г. [48].

С 15 сентября 1945 г. настоятелем молитвенного дом а в ст. Удобной назначен священник о. Иоанн Евдокимович Тулинов, о котором известно, что он родился 13.08.1881 г. в г. Ейске Кубанской области; русский; образование начальное, женат; в 1937 г. был осужден по ст. 58-10; находился в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1937 г.; во время оккупации находился в Курганинской области, работал в конезаводе № 108 [49].

С 6 мая 1950 г. настоятелем молитвенного дома назначен священник о. Никита Тимофеевич Сорока. О нем известно, что родился батюшка 03.04.1898 г. в ст. Кореновской Кубанской области; русский; образование низшее; женат; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1943 г.;  во время оккупации служил священником в ст. Староминской [60].   

С 10 ноября 1951 г. священник о. Христо Христович Христов, о котором известно, что он родился 16.08.1883 г. в г. Великотырново, Болгария; болгарин; в 1899 г. окончил 5 классов гимназии в г. Великотырнове; женат; в 1934 г. осужден по ст. 118 УК на 5 лет; в 1939 г. судимость снята; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из Ставропольского края в 1910 г.; во время оккупации жил в хут. Терпугово Красногвардейского района Краснодарского края, работал в сельском хозяйстве [51].

С 18 августа 1956 г. настоятелем молитвенного дома в ст. Удобной вновь был назначен протоиерей о. Никита Сорока. В период гонений, в соотеветствии с постановлением Совета по делам Русской Православной Церкви от 28 ноября 1962 г. молитвенный дом в ст. Удобной был закрыт, а религиозное общество снято с регистрации [52].

Молитвенный дом в ст. Бесскорбной Краснодарской епархии.

Церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Скорбященская) в ст. Бесскорбной Лабинского отдела Кубанской области, деревянная на каменном фундаменте, была построена тщанием прихожан в 1858 г.; в 1866 г. церковь перестроили. Перестройка обошлась в сумму 12800 руб., при пособии от войска в 9000 руб. В 1894 г. здание церкви было вновь перестроено по новому проекту, при храме была воздвигнута колокольня [53].

До революции 1917 г. в храме ст. Бесскорбной служили священники о. Андрей Алешковский и о. Василий Тимофеевский [54].

В 1939 г. церковь была закрыта (по другим данным в 1936 г.), а здание церкви переоборудовано под клуб, однако фактически его использовали как зернохранилище. 7 января 1943 г. бывшее здание церкви было вновь занято православной общиной и богослужения в ней продолжались до 22 января 1943 г. [55].

6 декабря 1944 г. между православной общиной ст. Бесскорбной и Советским райисполкомом был заключен договор о передаче общине здания церкви в бесплатное и бессрочное пользование, а 9 декабря 1944 г. православная община Скорбященского молитвенного дома была официально зарегистрирована [56].

С 6 января 1943 г. в ст. Бесскорбной служил священник о. Даниил Николаевич Гайдашев. Из анкеты священнослужителя мы узнаем, что родился он 10 декабря 1892 г. в пос. Куршавском Александровского уезда Ставропольской губернии. В 1907 г. окончил 6 классов гимназии в г. Армавире. С 1907 по 1923 г. занимался сапожным ремеслом и сельским хозяйством по месту рождения и жительства; с 1923 г. состоял псаломщиком в сел. Солуно-Дмитриевском Ставропольского края; 18 декабря 1924 г. поступил псаломщиком к Св.-Софиевской церкви ст. Суворовской Ессентукского района Орджоникидзевского края; с 1926 г. служил диаконом в ст. Бекешевской Ессентукского района; с 1928 г. – диаконом в ст. Ессентуки при Св.-Троицкой церкви; с 1933 г. служил священником в ст. Ессентукской Орджоникидзевского края; с 1938 г. работал на строительстве кофеинового завода в г. Зугдиди (Грузинская ССР); с 1939 г. работал в нефтепроводной конторе Майнефтекомбината, завскладом в ст. Апшеронской Краснодарского края; с августа 1942 г. не работал, проживал в г. Ессентуки; с 6 января 1943 г., по приглашению верующих ст. Бесскорбной служил священником в Скорбященском молитвенном доме.

В составе семьи о. Даниила значились: жена Елена Матвеевна, сыновья Владимир, 1929 г.р., Николай, 1940 г.р., дочери: Татьяна, 1929 г.р. и Евгения, 1933 г.р. [57].

30 мая 1950 г. настоятелем Скорбященского молитвенного дома назначен о. Иоанн Васильевич Леньшин. Отец Иоанн родился в 1907 г. в сел. Медведском Благодаринского уезда Ставропольской губернии; в 1931 г. окончил Государственный институт практических знаний по специальности «гражданское строительство»; в 1938 г. окончил специальные музыкальные курсы при Московском Центральном Доме Искусств имени Н.К. Крупской; в этом же году прошел аттестацию на звание учителя средней школы по физике, математике и черчению с правом преподавания в 5-7 классах; женат; не судим; во время оккупации проживал в ст. Лабинской Краснодарского края; в Краснодарский край прибыл в 1931 году.

Трудовая деятельность: с 1924 г. работал бухгалтером Медведского потребительского общества Петровского района Ставропольского края; с 1930 г. – бухгалтером в колхозе «Победа», затем МТС Петровского района Ставропольского округа; с 1931 г. – учителем в ст. Лабинской Краснодарского края; в период оккупации не работал, занимался подсобным хозяйством; с 1943 г. (после окончания оккупации) – пчеловодом в колхозе «Политбюро» Владимирского сельсовета Лабинского района;; 19 декабря 1944 г. рукоположен в сан священника и назначен настоятелем молитвенного дома в сел. Кулешовке Белоглинского района в период службы в этом месте получил благодарность за сбор пожертвований; с 16 июня 1945 г. – настоятель церкви в ст. Пластуновской; с 12 мая 1947 г. – священник Рождество-Богородицкой церкви в ст. Воронежской Усть-Лабинского района [58].

2 февраля 1951 г. Советский райисполком принял решение изъять у православной общины здание церкви и предоставить общине другое здание, находящееся «подальше от центра». 12 мая 1951 г. решение исполкома было поддержано уполномоченным по делам Русской Православной Церкви по краю Л.Н. Полуниным на том основании, что здание молитвенного дома было расположено на центральной площади, вокруг которой находились: сельсовет, семилетняя школа, детский дом, аптека, магазин сельпо, клуб, кинотеатр и библиотека. Кроме этого, на территории ст. Бесскорбной образовался один укрупненный колхоз, что также толковалось в пользу изъятия здания у верующих.

Днем ранее председатель церковного совета ст. Бесскорбной Д.И. Матвиенко направил жалобу Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию, в которой выражалось недоумение по поводу действий властей в отношении верующих. В частности, здесь указывалось на то, что новое здание, которое предлагалось верующим для отправления религиозных обрядов представляет из себя «крестьянский дом малого размера, с низкими потолками, находящийся на окраине станицы…» совершенно непригодный для отправления религиозных обрядов, т.к. по своим размерам недостаточен не только для размещения верующих, но даже церковного имущества.

16 августа 1951 г. Краснодарский крайисполком также принял решение о необходимости изъятия здания у верующих [59].

В это же время, в мае 1951 г., новым настоятелем Скорбященского молитвенного дома становится священник о. Алексей Иванович Воронов, о котором известно, что он род. 17.03.1889 г. в с. Средняя Луковка Грязненского уезда Воронежской губернии; русский; в 1911 г. [окончил] Тамбовскую духовную семинарию; женат; осужден гражданским судом по ст. 112 и отбывал наказание в трудовых лагерях с 1930 по 1935 гг.; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из с. Сселки Липецкого р-на Воронежской области в 1944г.; во время оккупации [жил в] с. Сселки Липецкого р-на Воронежской области.

Священник о. Алексей в 1925 г. был награжден камилавкой, Епископом Ставропольским Иннокентием, и в 1951 г. наперсным крестом, Архиепископом Краснодарским и Кубанским Гермогеном.

Трудовая деятельность: после окончания семинарии с сентября 1911 г. служил учителем начальной школы в сел. Ивановском Ставропольской губернии; с сентября 1912 г. служил диаконом в сел. Орловском Прасковейского уезда; с июля 1913 г. по 1925 г. служил священником в сел. Бурукшуне Ипатьевского района Ставропольского края; с июля 1925 г. – священник в сел. Михайловском того же района; с 1930 г. по 1935 г. отбывал наказание в исправительно-трудовых лагерях по 112 ст.; с 1935 г. – рабочий на строительстве карбидного завода в г. Липецке Воронежской области; с 1937 г. - рабочий на свекло-сахарном пункте Ново-Покровского сахарного завода той же области; с 1939 г. – рабочий в доме отдыха имени Калинина Мичуринского района Тамбовской области; с 1941 г. жил на иждивении детей в сел. Сселки Липецкого района Воронежской области; с 1943 г. – на иждивении в ст. Усть-Лабинской Краснодарского края; с 1946 г. – священником в хут. Братко-Опочиновском Отрадненского района Краснодарского края.

С мая 1951 г. служил священником в ст. Бесскорбной Советского района [60].

22 августа 1951 г. Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР, после недолгих колебаний, согласился с решением Краснодарского крайисполкома об изъятии церковного здания у православной общины и возвращении его Бесскорбненскому сельсовету, после чего община была вынуждена перейти в новое здание, состоявшее из дерева и самана, крытого железом [61].

С 30 января 1959 г. настоятелем Скорбященского молитвенного дома становится священник о. Софроний Стефанович Журавлев, уроженец ст. Чепегинской Кубанской области, родился в 1905 г. До 1945 г. работал в г. Хадыженске плотником, в 1945 г. поступил в Ставропольскую духовную семинарию, которую окончил в 1950 г., в 1948 г. был рукоположен в сан священника митрополитом Ставропольским и Бакинским Антонием. После окончания семинарии служил в Ставропольской епархии, на последнем месте в г. Хасавьюрте, затем перешел на службу в Краснодарскую и Кубанскую епархию. Имел награды: набедренник, камилавку  и наперсный крест [62].

С 30 апреля 1974 г. настоятелем Скорбященского молитвенного дома назначен священник о. Борис Васильевич Малинка; с 18 октября 1977 г. - священник о. Евгений Иванович Болтов; с 28 августа 1978 г. – священник о. Лев Владимирович Сахарных; с 20 мая 1983 г. – протоиерей о. Сергий Леонтьевич Хачатурянц; с 1 октября 1986 г. настоятелем назначен протоиерей о. Владимир Иванович Есипенко, уроженец г. Тихорецка, род. в 1938 г., выпускник Московской Духовной академии (1968), сотрудник отдела Внешних Церковных сношений Московского Патриархата (1969-1971), до этого бывший настоятелем Свято-Вознесенской церкви г. Курганинска (1971-1986) [63].

В настоящее время в ст. Бесскорбной по ул. Советской, д. 18, действует храм Во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

Свято-Покровская церковь в ст. Бесстрашной
Кубанской области.

Свято-Покровская церковь в ст. Бесстрашной Лабинского отдела Кубанской области была построена в 1860 г. тщанием прихожан. Здание деревянное на таком же фундаменте, крытое камышом. Колокола размещены на деревянных столбах. В 1876 г. началось строительство новой церкви на средства Кубанского казачьего войска с добавлением средств прихожан. В 1882 г. церковь была построена и освящена.

Здание деревянное на каменном фундаменте с такой же колокольней.

В 1884 г. мещанами г. Екатеринодара Иваном Руденко и Евдокимом Белоусовым пожертвованы три запрестольные иконы, а церковный староста Иван Брыкалов устроил за свой счет гробницу для плащаницы [64].

До революции 1917 г. в храме ст. Бесстрашной служил священник о. Сергей Александрович Крастилевский [65].

В 1930-е годы церковь в ст. Бесстрашной была закрыта и сведений о ее возобновлении в дальнейшем не имеется.

В то же время, в отчетах уполномоченного за 1948-1951 гг. есть данные о том, что в ст. Бесстрашной проживал уволенный правящим Епископом за штат священник Андриан Кучков, который имел при себе полный церковный инвентарь для богослужения и книги, совершал требы в домах верующих и службы на квартире у Евдокии Васильевны Рисковой, напутствовал и причащал больных, но делал все это в тайне от властей. На крещение в 1951 году о. Андриан освящал воду в домах верующих.

В результате, уполномоченный, через крайисполком, дал указание председателю Спокойненского райисполкома тов. Радченко принять меры к пресечению деятельности незарегистрированного священника, после чего сообщения о действиях священника о. Андриана Кучкова в отчетах уполномоченного больше не появлялись [66].

К сожалению, в настоящее время в ст. Бесстрашной нет православной общины и действующей церкви, но, как говорится, «надежда умирает последней…».

Таким образом, мы видим, какие сложные и порой противоречивые процессы происходили в этот период во взаимоотношениях между органами советской власти и православными общинами. Из приведенных выше документальных материалов усматривается непоследовательность церковной политики в СССР в рассматриваемый период. Несмотря на то, что приходы открывались и действовали, раздражая атеистов колокольным звоном, их отодвигали на окраины, подальше от школ и государственных учреждений, а здания бывших церквей вновь отдавали под клубы и иные культурные и образовательные учреждения. Возможно, дело в том, что, несмотря на попытки достичь определенного соглашения с Русской Православной Церковью и даже использовать ее в государственных интересах, советская власть по-прежнему оставалась подчеркнуто атеистической, поэтому деятельность Церкви выходила за рамки идеологической концепции советского строительства, а вера по-прежнему считалась пережитком прошлого.

В то же время, верующие люди уже не считались потенциальными врагами советской власти, как это было в довоенный период, а советское государство, если и не отказывалось полностью от революционной сверхидеи – ликвидировать Православную Церковь как организационную единицу, все же отодвинуло эту идею на неопределенный срок.

Источники и литература:

1. Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 186.ГКАУ «Государственный архив Ставропольского края». Ф. 135, оп. 58, д. 432; Клир. вед.: 1908 г. Ф. 135, оп. 66, д. 649. 1909 г. Ф. 135. Оп. 67 доп., Д. 221; 1910 г. Оп. 68, д. 613. 1912 г. Оп. 70, д. 902. 1913 г. Оп. 71, д. 1113, 1157. 1914 г. Оп. 72, д. 1252.
3. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 260. Л. 1, 2, 11.
4. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 260. Л. 17.
5. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 81. Л. 20-28.
6. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 272.
7. Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 186.
8. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 358. Л. 3, 6, 17.
9. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 81. Л. 29-53. Д. 264. Л. 80, 85-85-об.
10. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 81. Л. 29-53.
11. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 358. Л. 6.
12. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 358. Л. 25, 35, 36.
13. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 358. Л. 37.
14. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 81. Л. 20-28. д. 236. Л. 53-53-об.
15. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 358. Л. 116-117.
16. Ставропольские епархиальные ведомости. 1893. № 7. С. 255-269; Справочник по Ставропольской епархии. Сост. Н.Т. Михайлов. Екатеринодар, 1911. С. 316; Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 160; ГАСК. Ф. 135. Оп. 52. Д. 506.
17. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 460. Л. 1, 9,17, 63.
18. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 233. Л. 47-47-об.; Д. 460. Л. 16.
19. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 81. Л. 29-53; Д. 460. Л. 37.
20. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 81. Л. 29-53; Д. 460. Л. 48.
21. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 81. Л. 29-53; Д. 460. Л. 67, 93.
22. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 81. Л. 29-53; Д. 258. Л. 100-101-об., Д. 460. Л. 78.
23. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 460. Л. 82.
24. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 460. Л. 170, 173.
25. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 161.
26. Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 186.
27. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 359. Л. 1-12-об.; 41, 42, 51, 52, 60, 71.
28. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): спра-вочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 277.
29. Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 186.
30. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 261. Л. 3, 19.
31. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 81. Л. 29-53.
32. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 261. Л. 21.
33. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 261. Л. 32, 37, 47-а.
34. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 261. Л. 64.
35. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 277.
36. ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д. 3476. Л. 1-13; Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 186.
37. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 360. Л. 5. 17.
38. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 81. Л. 29-53; Д. 272. Л. 36-37-об., 46.
39. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 360. Л. 1.
40. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 360. Л.28.
41. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 360. Л.31.
42. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 162.
43. Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 186.
44. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 361. Л. 1, 4, 12.
45. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 361. Л.17, 18, 20, 21, 22, 54, 68, 69.
46. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 164/
47. Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 186.
48. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 262. Л. 5, 17.
49. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 81. Л. 20-28; Д. 262. Л. 37/
50. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 81. Л. 29-53.
51. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 81. Л. 29-53; Д. 262. Л. 43, 51.
52. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 262. Л. 81.
53.  Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 258; Справочник по Ставропольской епархии. Сост. Н.Т. Михайлов. Екатеринодар, 1911. С. 312. 
54. Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 186.
55. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 350. Л. 8-10, 31, 33.
56. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 350. Л. 3-4об., 7.
57. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 350. Л. 12-12-об.
58. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 398. Л. 27-28; 38-40.
59. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 350. Л. 33, 34, 44.
60. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 81. Л. 20-28; Д. 350. Л. 36-36-об., 54
61. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 350. Л. 44, 63.
62. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 350. Л. 56-58.
63. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 350. Л. 59, 87, 94, 113, 142-142-а, 152, 153.
64  Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 258.
65. Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 186.
66. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 47. Л. 99. Д. 56. Л. 12. Д. 59. Л. 148. Д. 67. Л.100.