Морские истории

Виктор Чаплыгин
 
 


1. «Лейтенант Шмидт»
 Будучи командиром роты в ОВИМУ в Одессе, я старался быть ближе к морю. Занимался яхтенным делом. Учил курсантов ходить на веслах и под парусом на шлюпке ЯЛ-6. Кстати, мы почти всегда занимали первые места в обще городских соревнования. И ребятам это нравилось. Правда не все увлеклись, но были несколько энтузиастов, которые со мной потом прошли учебу и стали яхтсменами. Яхта «Гранат» стала для нас с десятком моих курсантов почти вторым домом. Яхтенный капитан С. Кулиниченко нас принял в команду и мы весной начинали подготовку яхты к спуску на воду- ремонтировали паруса, красили, чистили и т.д. Заодно проходили с курсантами подготовку. Я уже был яхтенный рулевой 1 класса, а ребята ходили учиться на курсы- здесь же при яхт- клубе. Начальником клуба в то время был командир – подводник- Герой СССР – Соколов В.Е. После начала навигации в клубе начинались выходы в море, участие в гонках. На малой регате мы всегда были в своем классе первыми, а вот в Кубке Черного моря победить не довелось. Наша яхта и сегодня существует кто на ней сегодня ходит пока не знаю. Но намерения такое есть – узнать. А заодно и передать сохранившиеся у меня замочки для паруса. Вечером, после тренировок, мы ставили яхту на стоянку, приводили в порядок такелаж и потом на берегу ужинали всей компанией. Иногда в гости приходили известные яхтсмены и сам начальник морпрактики. Знаменитый яхтенный капитан  А. Верба давал нам советы и учил уму разуму, что не очень нравилось Кулиниченко- он наверное ревновал. Но это была жизнь интересная и захватывающая. Курсанты старались после занятий прибыть на яхту и поучаствовать в работах и тренировках. А это было не так просто- ведь нужно успеть и подготовиться на завтра к лекциям и практическим занятиям. Рядом с нами стояла- настоящий исторический памятник- большая яхта- «Лейтенант Шмидт». Это был  корабль- с двумя мачтами, 50 т. водоизмещения, с двигателем ЯМЗ. На яхте был капитан, старпом и помощник. «Шмидт» был приписан к нашему училищу. Несмотря на то что постройки он был 1910 , парусник был в порядке. За ним следили и курсанты драили палубу, красили, мыли и перебирали паруса. Последние паруса сшили оранжевого цвета. Было очень красиво когда «Шмидт», выйдя из бухты поднимал паруса и шел полным ходом вдоль берегов Одессы. Мои курсанты по просьбе А. Вербы, стали на 4-м курсе помогать команде «Шмидта» - на яхту были расписаны курсанты младших курсов и они еще не все понимали с судном. Мои трое ребят – уже яхтенные рулевые, быстро навели порядок и обучили вместе с капитаном, старпомом и помощником молодую команду. Надо сказать что и капитану и старпому было за 70 лет, а помощник- Андреич немного младше. Яхта участвовала во многих соревнованиях, в том числе международных и из десяти гонок в восьми была первой. Я немного был расстроен, что мои курсанты увлеклись «Лейтенантом», но потом перестал ворчать. Так вот в один из воскресных вечеров мы с нашими друзьями и детьми пошли на «склоны» - пожарить шашлык и отдохнуть от работы. Пришли часам к 16.00. Смотрю- собирается «Гранат» в море. Я решил ребят покатать и побежал в клуб. Сережа Кулиниченко меня отговорил- поднимается ветер и они крутанутся и быстро домой. –А вот «Лейтенант Шмидт» собирается- подойди к ним. Я подошел- старший на борту помощник- Андреич. Моих курсантов нет. Какая то малышня и только один курсант –яхтсмен мне знакомый. _ Я попросился к ним с компанией и Андреич согласился. Но когда я поднялся к своим, младшая дочь заартачилась- Не хочу, укачает, хочу здесь быть с Юлей до вечера. Ну что поделаешь- пошел сказал что мы не идем. Я еще удивленно спросил у Андреича- а кто будет управлять- он мне как то невнятно ответил .  Мы развели костер- тогда не гоняли за это и кстати мусора было меньше., пожарили шашлык и под хорошее винцо сели ужинать. Сверху мы видели как «Гранат» вышел с четырьмя яхтсменами на борту- двое мои курсанты и через минут сорок вернулся. И тут вышел «Лейтенант Шмидт». А на мачте клуба уже висел знак – запрет выхода судам. Ветер усиливался и мы через час ушли со склонов домой.
.. Утром где то в 04.00 ко мне в дверь квартиры постучали, я с просонья пошел открывать. На пороге стояли  мои курсанты- Троян и Шаронов. На лицах был ужас. –Виктор Иванович- «Шмидт» разбился в Отраде. Вот это удар  ниже пояса. Но я в таких случаях как то быстро собираюсь с мыслями и начинаю соображать что делать.- Быстро оделся –ничего не сказав жене, выскочил за дверь.
- Теперь спокойно расскажите что знаете-,пока мы ехали трамваем ребята мне все поведали. Андреича уговорили ребята с морского ПТУ, с ними девочка. Никто из них толком не знал как работать с парусами. Только один курсант с «вышки»- Володя был опытным яхтенным матросом. Как Андреич уговорил все службы дать разрешение на выход- одному Богу известно. Но они вышли, хотя уже висел знак- штормовое предупреждение.
.. То что мы увидели на пляже «Отрада»  было ужасным. Обломки «Шмидта» валялись по всей длине пляжа и   плавали в воде. За волноломом бился о камни остов когда-то красивейшей нашей яхты.
На берегу в тумане сидели стайка молодых ребят, кутаясь в одеяла, которые им притащили сторожа. Недалеко от них лежали два тела – одно побольше, второе поменьше, накрытые куском брезента. Море еще не успокоилось и как будто нашкодивший зверь , пыталось смыть следы своего преступления. Гулкие удары свинцового киля о волнолом, добавляли к картине трагизма. Мы отвели ребят в помещения и стали ждать скорую и милицию.
Оказалось, что после выхода в море , они пошли на 16-ю фонтана, а оттуда домой. Но ветер был уже штормовой и Андреич с Володей убрали часть парусов. Шли под двигателем. Как назло тот забарахлил и остановился. Все попытки запустить были тщетны. Тогда под парусом они пошли в Одесский порт, так как Андреич понимал, что в Отраду они не попадут. И вот тут вопрос- как мог их диспетчер порта(и кто это был) не пустить? Они развернулись и пошли в бухту клуба. Андреич, поняв что зайти не удастся направил яхту к волнолому.  Все одели спасательные жилеты и после первого удара о мол- он приказал всем прыгать за волнолом и плыть к берегу. Так все и сделали. Доплыли до берега , Андреич последним- посчитал людей. Одного нет- мальчик болел астмой и видимо не доплыл. Он бросился обратно в море искать мальчика, но сил не рассчитал- его раздавил свинцовый киль яхты. Ребята на берегу побежали звать на помощь сторожей и позвонили в  скорую. Через час нашли мальчика, уже без признаков жизни и потом Андреича, или что от него осталось. Вот так бесславно закончил свою жизнь «Лейтенант Шмидт» и унес с собой жизнь доброго Андреича и ни в чем не винного мальчика. Очередной раз море подтвердило что с ним шутить нельзя и морские законы нарушать глупо. А нас получается возможно спасла Лена, своей капризой, а может быть мы смогли бы и движок завести и вернуться вовремя. Кто знает..














 
 






2. Проверка на прочность
 








 

В выходные летом на море в Одессе проходили соревнования для парусных судов. Тогда в советское время это было доступно для многих, кто подготовил свое судно и оформил документы. Что то давал яхт- клуб, что то закупалось в складчину, -суда шпаклевались, красились, ремонтировался рангоут и к стартам были готовы . Наш «Гранат» мы подготовили заранее, одно не могли сделать сами- это ремонт грота. Мачта была старая и склеить ее не удавалось. Наконец договорились с николаевцами и перешли на завод. Мне, как начинающему рулевому первого класса, не сильно доверяли – это был мой как бы экзаменационный выход. Поэтому при переходе в Николаев, я выполнял обычную работу матроса- работал с парусом, убирал. Лишь пару раз удалось побыть на руле и идти по компасу. На заводе довольно быстро нам исправили грот- мачту и капитан- Кулиниченко принял решение выходить в ночь на Одессу. Двое из команды расслабились и приняли на грудь. Сергей их отругал, но уже сделать ничего было нельзя. Оставался я и он, готовые к выходу.  Поддатые   завалились спать, а мы снялись и под небольшой ветер ,включив топовые огни двинулись на Одессу. Бугский залив в то время был довольно загружен судами- поэтому мы старались держаться в стороне от фарватера. Сергей на руле , а я на парусе. На одном гроте в тишине яхта скользила по заливу, только шумела резанная волна  от  форштевня. Вдруг яхту начало клонить и разворачивать влево. Наше движение остановилось. _Что это –я не понимал, что происходит. Сережа сразу сорентировался. – Гаси огни и убери парус! – Я все быстро исполнил. _ Мы зацепили браконьерский перемет, -тащи топор и нож. Мы начали вытягивать канат перемета , чтобы пропустить его или перерубить. Пропустить не выходило и решили рубить. Тут Сергей заметил рыбу на крючках- вытянули еще метров десять. А там штук двадцать лещей и пару хороших сомиков. Рыбу забрали , а перемет перерубили. – Поднимай парус, но не включай огни- капитан услышал шум мотора- наверно к месту порыва шли браконьеры. Мы в темноте, ориентируясь по огням берега и компасу, довольно быстро  при хорошем уже ветре ушли от места происшествия. А когда вышли с залива., Сережа попросил меня порулить а он отдохнет часик. Ведь мы должны успеть к старту в Одессе. Я включил огни , посмотрел где мы по карте и сверил курс. Сел за руль а на ногу замотал фал грота . Сережа спал не час, а почти три часа. Все это время я шел самостоятельно, при сильном бризе. Когда начало сильно качать – уже показался Припортовый завод. Ребята проспались и отправили меня отдыхать. Наконец то я получил слова похвалы от капитана и понял, что испытание я прошел успешно.
  На  линию старта  мы вышли практически в момент начала регаты, предварительно отправив по радио свою заявку. Сделав круг на скорости, мы сразу набрали ход  и было ясно что победа будет за нами. Однако судьба  распорядилась иначе. Крейсерская яхта с экипажем девушек не смогла противостоять сильному ветру на повороте и превернулась. Кулиниченко сразу дал команду к повороту и мы быстро подошли с наветренной стороны к плавающим   возле своей перевернутой яхты девушкам. Слава Богу никто из них не пострадал. Мы их подняли на борт. Я сделал кофе и чай и как могли утешили. А тут подошел буксир  через час яхту поставили на ровный киль и отбуксировали  на стоянку. Мы помогли откачать воду и навести кое как порядок, а потом была уха и жареная сомятина , а благодарные девчата принесли откуда то три бутылки  шампанского. К нам пришли и все члены жюри соревнований и хоть победа досталась не нам – все нас поздравляли   и были благодарны за поступок.

3.Держись Америка!
   Было это в конце 80-х. Наша команда с яхты «Гранат» воскресным вечером, сделав много дел после выхода   в море на тренировку , собиралась домой. Солнце уже скрылось за склонами , и начался хороший вечерний бриз. Неожиданно к нам подошел дежурный с «Брандвахты» и попросил помочь принять яхту американцев, которые, несмотря на запрет, из за ветра, пытаются зайти в наш яхт-клуб. Мы безропотно согласились и пошли на причал. Крейсерская яхта типа «Л-6», под гротом неслась в проем выхода бухты. На яхте мы заметили двоих мужчин. Один на руле, другой на парусе. Скорость входа была высока и мы звкричали им чтобы они сбавили ход и сначала зашли вглубь бухты, а потом развернулись к причалу. Но толи наш английский был не силен, толи они были слишком самоуверенны- яхта на «полном скаку» полетела к причалу. И тот кто был на парусе ничего лучшего не придумал, как придержать судно ногой у причала. Яхта ударившись о деревянную обшивку причала отскочила и снова ударилась, мы успели схватить брошенный нам конец и зацепили его за кнехт, но парень не успел убрать свою ногу и его вопль указал на худшее что мы и предполагали. Оттолкнув яхту от причала, мы вытащили бедолагу. Кровь сочилась из переломанной ноги вовсю. Сережа Ластовецкий  пережал ногу парню выше перелома, а я предложил отнести его наверх в милицейский госпиталь. Дежурный по «Брандвахте» возражал- мол это же американец – могут не принять. Но я настаивал. В то время мой товарищ ( бывший офицер ВМФ) занимал большую должность в милиции  Одессы. Когда мы принесли пострадавшего в госпиталь я его попросил ничего не говорить а только кивать. Благо он по русски немного понимал( жена оказалась одесситкой). Дежурному врачу объяснили что это сержант милиции. А своему товарищу я позвонил с приемных покоев и попросил посодействовать. Он был в шоке, но согласился и позвонил дежурному врачу. Надо сказать, что помощь американцу оказали вовремя и отлично все сделали. Конечно все раскрылось на следующий день, но никто не стал выгонять- это даже стало как то гордостью госпиталя. А мы приходили к нему в гости. Потом прилетели жены этих «яхтсменов» и взяли над бедолагой шефство. Конечно в гонках они не смогли принять участие. Но мы хорошо познакомились. Оказалось что они оба подводники на пенсии. Один механик- это тот кто сунул ногу неудачно, а второй старпом. Оба отслужили на атомоходе до пенсии и купили яхту   на деньги, которые им дали как кредит на 10 лет под  разведение скота в Техасе. Не обошлось наверно без жены механика- одесситки, хитрой, умной симпатичной дамы. Ну мы так поняли. Кредит был беспроцентный –это как поощрение после службы. Оба офицера были удивлены при разговоре со мной размером моей   зарплатой на АПЛ СССР. Но мы не сильно завидовали тогда. Молодость ,а мне было 32 года, не  замечала разницы между нами. После выздоровления Джон как положено накрыл стол у нас в яхт клубе и мы до позднего вечера делились «секретами» службы. А утром они отправили яхту грузом на Стамбул, мы помогали ее паковать. А потом с женами уехали поездом на Питер, а оттуда домой- в США. Наш капитан потом встречал одного из них в штатах, но мы больше их не видели, и связь была потеряна.


 

 4.Мексиканская  гостеприимность




 






В 2011 году в Одессу зашел мексиканский парусник «ARM Cuauhtemos BE-01».   Белоснежный  корабль, ошвартовался у морского вокзала Одессы и сразу стал центром внимания одесситов. В этом году у нас гостили наши родственники из Ханты- Мансийска-Анжела, Витя,  и их дети Антоша и Геля. Я предложил им поехать посмотреть на парусник, а у самого были далеко идущие цели. Слегка повспоминав свой английский, я взял с собой «Записки подводников» на английском языке 2 экземпляра. Решил во что бы то не стало поговорить с капитаном. Тем более что как яхтсмен, я очень интересовался этим кораблем. Приехали как раз к разрешению свободного доступа на судно- часам к 15.00. Народа на корабль, желающего походить по палубам настоящего парусника, набралось немерено. Ну думаю в очереди стоять замахаемся и подошел к вахтенному офицеру. На матросах (как потом оказалось это были курсанты военного училища на практике) были одеты тельники в крупную полоску,шорты  и красивые фуражки. А офицеры в белоснежных кителях с кортиками и в расшитых фуражках просто были красавцы. Если к этому добавить то что лица ребят  были   смуглые то контраст с формой был очень эффектен. Я об этом и сказал офицеру, поздоровавшись. Потом представился, назвал свое звание и сказал что хочу вручить командиру парусника свою книжку и побеседовать с ним. Офицер улыбнувшись что то сказал вахтенному на трапе и нас всю компанию без очереди пропустили. Меня попросили подождать на палубе, а мои родственники рванули по палубам . Через минуту офицер пригласил меня в каюту капитана. Навстречу мне поднялся невысокого роста, симпатичный смуглый офицер, в белоснежном кителе и с нашивками капитана 1 ранга. Я представился и он пожав мне руку назвал себя-Marco-Antonio Vila Vivaldo- командир корабля. Он пригласил меня в кресло, сел сам напротив и спросил – можно Вам предложить «Текиллу»? Я конечно согласился. Через пару минут матрос принес  «Текиллу» белую и темную, соль лимоны и креветки. Так за небольшими глотками этого вкусного  напитка мы повели разговор. Марко рассказал о том, что он на судне вырос от лейтенанта до капитана 1 ранга. Что корабль этот – является престижем Мексики и он с удовольствием представляет свою страну в разных краях океанов и морей. А курсантам на борту – это почетная служба и классная практика. Узнав, что я яхтсмен, он предложил тост за настоящих моряков парусников. Из иллюминатора его каюты была видна «Дружба»- наш знаменитый парусник, стоящий обшарпанный в Военной Гавани. – А почему «Дружба» не ходит? Спросил Марко. –Я попытался объяснить, что нет денег, никто не хочет вложить средства в ремонт судна. А курсанты Морской Академии тренируются на паруснике у берега. Марко покачал головой- сказал, что очень жаль, у него на родине парусные суда- их несколько- являются гордостью страны и никогда не было такого, чтобы не было финансирования парусника. Он пожелал нашему городу возродить плавание «Дружбы». Вспомнили с ним, что наш парусник участвовал в регате и был на хорошем счету среди кораблей его класса. Мы обменялись книгами, я получил официальное приглашение посетить их военно- морское училище. Высказав капитану свое уважение и восхищение состоянием корабля и вышколенностью его команды, я поблагодарил его за встречу и подарки. Мы вышли на палубу где нас с удивлением встретили мои родные. Пожали друг другу руки, обнялись и я весь в высоких чувствах покинул этот прекрасный корабль.