На одесском куяльнике

Михаил Пахомов
М.Пахомов


Каких только встреч не бывает в жизни! А в Одессе – особенно. Вот об одной такой неожиданной встречи я и хочу Вам, дорогие мои читатели, рассказать. Послушайте.

В моих экспедиционных поездках в горах Памира и Тянь-Шаня мне не раз приходилось ночевать на горных перевалах, переходить вброд холодные горные реки, текущие от ледников, и, в общем, мёрзнуть в суровых условиях высокогорий (см. «Моя первая встреча с Памиром»). Поэтому я уже в молодые годы «заработал» ревматизм, радикулит и прочие суставные гадости. Нужно было как-то бороться с этими не смертельными, но надоедливыми, рано проявившимися  у меня пороками организма. Поэтому в отпускное время, когда удавалось, я приезжая на отдых в Одессу (к сестрёнке), купался в море, загорал на пляжах, чаще приезжал на «Золотой берег». Море, солнце и горячий песок как-то успокаивали мои суставы. Кроме того, мне удавалось даже не раз ходить  в море,  за бычками (см. рассказ «За бычками»). Отпуск! Но Валентин, мой одесский друг, Тонин муж, в один из моих приездов как-то заботливо обратил внимание на мою хромоту, и предложил:
 – Давай-ка, Мишаня, мы с тобой походим на Куяльник. Я знаю там хорошее малолюдное место, где в мелких лагунах вода хорошо прогревается, до сорока и выше градусов, а поэтому в этом солёном растворе лимана можно хорошо прогреть твои коленки и мой, как и у тебя, надоедливый радикулит.
Сказано – сделано.

В один из дней мы настроились на Куяльник, добрались до него на трамвае и автобусе, и вот – мы на месте. Прошли через двор санатория мимо его старинных красивых корпусов, за основные здания курорта, вышли к берегу лимана. Действительно, - здесь был безлюдный берег, маленькие лагунки глубиной тридцать – сорок сантиметров, и уже с утра – с тёплой водой. Никого близко нет. Свобода!
Настроились, сели в солёный раствор. Блаженство! Поднявшееся солнышко ещё более подогрело воду. Но долго в таком растворе сидеть нельзя. Поэтому мы «просолились» часа полтора-два. Прогрели наши косточки и суставы. Затем во дворе курорта у водопровода смыли с себя соль, и где-то после полудня начали возвращаться домой.

Пошли берегом лимана. Идём. Разговариваем на вольные темы. Солнце уже прошло зенит. Вдруг Валя резко остановился, удерживая меня за руку, и с шутливой тревогой, испуганным шепотом говорит:
- Смотри.
У меня плохое зрение. Я прищурился, посмотрел туда, куда мне указал Валентин. И разглядел. Это была стайка из десяти-пятнадцати стоящих и лежащих женщин. До них было метров семьдесят – сто.
- Валя, так это, кажется, женщины, - словно сделав открытие, ответил я. -  Да и к тому же все они голые, обмазаны чёрной грязью  и очень похожи на  центрально-африканских аборигенок.
- Ты правильно, заметил, что это женщины. Не ошибся. Картина! Знаешь, почему они здесь собрались? – И Валентин мне объяснил: - Они  все больные, не так уж чтобы, но – понемногу. Лечатся здесь лиманной грязью. Самостоятельно, без врачей. Они здесь становятся  «дикими».
- Ну, так что? Пусть лечатся. А нам-то что?
- Миша, нам надо это «лежбище» обойти, – заключил шутливо, словно задумчиво, Валентин. - Если мы и дальше пойдём берегом мимо этих женщин, то пожалеем.
- Почему?

- Очень просто. Это же всё равно, что пройти сквозь строй. Пойми, что это женщины, вырвавшиеся на волю. Собрались в импровизированную стайку. Мужчин и детей рядом нет. Языки развязались. У них же там сейчас свобода слова! Ты, наверное, не знаешь, что такое «свобода слова» у курортных женщин? Они вдруг становятся очень весёлыми,  беззаботными, на слово не сдержанными, а для веселья, если будем проходить мимо них, они наградят нас такими эпитетами, что мало не  покажется. Ещё окружат и,  взявшись за руки, будут над нами потешаться, устроят хоровод: "Каравай, каравай, кого хочешь - выбирай". Вот и выбирай. Им же скучно, вот и хочется повеселиться.
- Всё-таки ты  преувеличиваешь.
- Ничего я не преувеличиваю. Смотри, смотри, они заметили нас и машут руками, зовут к себе. Вот шутницы! Ты не видишь, надень очки, а я вижу. Некоторые из них очень толстые, страх божий какие! А две, я их вижу, словно тюленихи, распластались неподвижно.  А некоторые – ничего, стройные. Нет, Мишаня, давай-ка лучше большой дугой обогнём этих «африканок». Я боюсь этой встречи, - с наделанным страхом заключил Валентин.

Так мы и сделали. А когда «аборигенки» увидели, что мы их игнорируем и стали обходить стороной, двое, имитируя погоню, смеясь,  побежали в нашу сторону, словно хотели догнать нас. Затем остановились,  подбоченились во всей своей красе и… повеселившись, вернулись в стаю.


Пришли домой, рассказываем Тоне об этой нашей встрече на берегу лимана.
- Так я знаю это место, – говорит Тоня. - Там постоянный женский нудистский  пляж. Они там лечат грязью суставы, радикулиты, яичники и прочие «прелести». На этом пляже ежегодно в течение каждого лета происходит постоянная ротация, одни полечатся две-три недели и уезжают. Другие также, приезжают, снимут где-то недалеко ночлег, полечатся и - так далее. Иногда (по совпадению) их собирается до двадцати персон и более. Поскольку они все в отпусках, а некоторые из них  начинающие пенсионерки (есть и пожилые пенсионерки), а мужчин рядом нет, то  лексикон у них очень свободный («свобода слова»!). Хорошо, что вы обошли их.

Мы с Валентином ходили на «свои» лагуны ещё несколько раз, но возвращались уже не берегом, а сторонним путём. Без неожиданных встреч. Так надёжнее. А коленные суставы не так уж просто вылечить. Наши с Валентином походы в соленые ванны лишь слегка облегчили мою хромоту. И на том – спасибо.
               
                =========================

Санаторий «Куяльник» в Одесской области — старейший в Украине, уникальный по своим целебным свойствам грязевой курорт. В этом году он открыл свой 176-й курортный сезон. От начала работы и по сей день это лечебное заведение остается современным специализированным курортом с высокой культурой обслуживания. Курорт основан в 1833 году. 15 апреля 2009 года исполнилось 200 лет со дня рождения Эраста Андриевского — блестящего врача, исследователя, краеведа, основателя курорта «Куяльник».
(Из Интернета).