Космические мелодии часть 1 1960 год

Дудко 3
НЕДЕЛИНСКАЯ  КАТАСТРОФА


КОСМИЧЕСКИЕ  МЕЛОДИИ


ЧАСТЬ 1     1960 год
               

                ВМЕСТО  ВВЕДЕНИЯ

Читателям уже вероятно понятно, что Главы, которые мы здесь выставляем,  являются из уже написанных книг –  «ИСТОКИ» и «СОЗИДАНИЕ».

Книги не были нигде опубликованы, кроме САМИЗДАТА.

По ходу публикации Глав из этих книг, мы добавляем свои фотографии и картинки, позаимствованные из интернета, которых опубликовано много на различные темы.

Из книг кое-что опускаем, оставляя – «за бортом».

Но вот, над чем мы неожиданно задумались.

В начале каждой Главы у нас помещался радел, который мы назвали – «АУРА  ГОДА».

Мы понимали, что рассказать только о жизни нашей семьи  будет явно недостаточным, для того, чтобы читатель понял и прочувствовал настроение людей, живших в те далёкие советские года. Поэтому в этом первом разделе – «АУРА ГОДА»,  мы коротко рассказывали об основных событиях этого конкретного года.

К числу этих событий мы относили всё интересное, что происходило в стране и в мире, в том числе и - в борьбе за завоевание космического пространства.

Сейчас, просматривая старый вариант книги, нам почему-то захотелось вернуть в наши сегодняшние публикации  - тему, связанную с космосом.

Назвали мы этот раздел – «КОСМИЧЕСКИЕ МЕЛОДИИ». Почему именно мелодии?

В период освоения космоса было много триумфальных побед, но были и трагические события. Так и различные мелодии несут в себе разное настроение, наполняя души людей – то радостью и счастьем, то обрушивая на них траурные марши…

Единственное, что нас смущает – это то, что прежде написанные  нами космические истории – лаконичны. Сейчас, если бы мы писали об этом, мы постарались бы раскрыть эту тему глубже и содержательнее. А так получается, что это – не единый связный рассказ, а вырванные из контекста отдельные кусочки.

Но время диктует – ИЛИ – ИЛИ… Начинать всё сначала?

 Можно отложив задуманную тему, не написать её вовсе.

И решились мы опубликовать так, как она и была представлена нами в САМИЗДАТЕ.

Со временем, может быть мы её и доработаем, если  хватит время…


       

                Чем же нам запомнился 1960 год?


  В этом году, после свадьбы наша большая семья собралась вся под общей крышей дома тёти Моти. Все временами слушали радиоприёмник, и за общим столом обсуждали последние новости. Естественно, высказывались разные мнения, в результате многое запоминалось надолго.

  Естественно всем запомнилось, как Хрущёв постучал ботинком, стоя на трибуне ООН и пообещал всем показать кузькину мать. Кстати, а я и не знаю - какого Кузьки мать вспоминается?

  Кстати, как-то по телевизору я слушала воспоминания то ли его сына, то ли свидетеля этого "спектакля". Этот "кто-то" утверждал, что на самом деле всё было иначе. Хрущёв, когда шел к трибуне, споткнулся, и у него слетел ботинок с ноги. Он поднял ботинок, и, не одевая его, прошел к трибуне, держа его в опущенной руке. Во время выступления, когда он по привычке взмахнул рукой, он вынужден был ботинок опустить на трибуну. Впечатление у всех осталось такое, что он действительно погрозил ботинком, а потом стукнул им по трибуне. Тем не менее, этот случай про ботинок и "кузькину мать" стал нарицательным, и, вспоминая Никиту Сергеевича, вспоминается и этот случай...

  Все радовались, когда собаки БЕЛКА и СТРЕЛКА вернулись живыми на землю. На космодроме Байконур, в августе запустили ракету - носитель "Восток 8К72", которая вывела на околоземную орбиту второй корабль - спутник с собачками БЕЛКА и СТРЕЛКА на борту. Впервые в мире, побывав в космосе, собачки живыми вернулись на землю.

  И только позже мы узнали, что в этом же году, в июле был осуществлён запуск ракеты - носителя "Восток 8К72", которая должна была вывести на околоземную орбиту космический корабль - спутник, на борту которого было две собачки - Лисичка и Чайка. В результате взрыва камеры сгорания, произошла авария ракеты носителя. Вывод корабля "Восток -1К" на орбиту не состоялся.

  В декабре, опять была запущена ракета - носитель "Восток 8К72", которая вывела на орбиту третий корабль-спутник типа "Восток-1" с собаками Пчёлка и Мушка на борту. Спуск корабля произошел в нерасчётном районе. Было принято решение, и спускаемый аппарат был подорван. Собачки погибли.
 
  И опять же, в конце декабря, была запущена ракета - носитель "Восток-8К72К", которая должна была вывести на околоземную орбиту советский корабль-спутник "Восток-1, серия Љ4) - с собаками на борту - Комета и Шутка.

  Но произошла авария третьей ступени ракеты-носителя. Спускаемый аппарат корабля аварийно отделился и нормально приземлился в районе реки Нижняя Тунгуска в Красноярском крае. Катапульта не сработала, и собаки остались дожидаться свободы в спускаемом аппарате. Это спасло им жизнь, так как зима была суровая, и они могли бы, замёрзнув, погибнуть.

  Все эти запуски проводились с целью в дальнейшем обеспечить безопасный запуск корабля с человеком на борту. А собачек всё-таки жалко. Я не раз задумывалась - почему к животным и маленьким детям я испытываю большую жалость, чем к взрослым людям? Скорее всего, потому, что они - беззащитные. Они не могут сами за себя постоять в отличии от нас - сильных и самостоятельных...

  Ну, что ещё запомнилось? 1 МАЯ, над Уралом наша ракета сбивает самолёт американского шпиона Гарри Пауэрса. В Москве открылся бассейн "МОСКВА". По улицам столицы стали патрулировать и следить за порядком - "ДРУЖИННИКИ". Это новшество совпало с закрытием Таганской тюрьмы.

  Все переживали за жизнь четырёх солдат стройбата, которые 49 дней дрейфовали в открытом океане.

  Но особо нужно отметить трагическое событие, когда в октябре 1960 года, произошла самая крупная в истории ракетостроения авария. На космодроме Байконур взорвалась на старте ракета "Р-16".

  Никаких официальных сообщений по поводу этой аварии в СМИ не было. Но, мы об этом знали. Дело в том, что у нашего института (НИХТИ) была головная организация - п/я Љ 1. От этой организации именно на этот запуск выезжала женщина, занимавшая высокую должность. Она часто приезжала к нам на предприятие, как консультант. Когда в этот раз она прилетела на Байконур, руководители пуска возмутились по поводу присутствия "женщины на корабле". Были довольно жёсткие указания по поводу того, чтобы её вообще и близко не допускали к стартовым испытаниям. В результате она присутствовала на самом дальнем наблюдательном пункте. Это спасло ей жизнь. Весь ужас происходящего на стенде она видела издалека. Словами не опишешь метущихся горящих факелов из людей, падающих на землю и продолжавших догорать в смертельной агонии. Ужас парализовал видевших всё это и не имевших никакой возможности помочь.

   В огне сгорело 74 человека, в том числе главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения главный маршал артиллерии М. И. НЕДЕЛИН. Центральные газеты опубликовали информацию о гибели маршала НЕДЕЛИНА, указав причину - авиационную катастрофу.

  Подробности трагедии сохранялись в Особой папке ЦК КПСС, которая была рассекречена только несколько лет назад. И только после 1985 года в печати появились сообщения об истинной причине гибели маршала и о сгоревших вместе с ним 73-х специалистов-ракетчиков.

  Я не хочу утверждать, что именно от этой женщины, видевшей всё произошедшее своими глазами, близкие ей люди, работавшие с нами, получили информацию о случившемся. Но, как говорится - "земля слухом полнится". Короче, каким-то образом информация по беспроводному телеграфу дошла и до нас.

  Что же произошло на самом деле?

  Главный конструктор ОКБА М. К. Янгель сообщил в телефонограмме в ЦК КПСС следующее: - " 24 октября в 18-45 по местному времени, за 30 минут до пуска изделия 8К-64, на заключительной операции к пуску произошел пожар, вызвавший разрушение баков с компонентом топлива. В результате случившегося имеются жертвы в количестве до ста или более человек, в том числе со смертельным исходом несколько десятков человек. Главный маршал НЕДЕЛИН находился на площадке для испытаний. Сейчас его разыскивают. Прошу срочной медицинской помощи пострадавшим от ожогов огнём и азотной кислотой".

  На заседании Президиума ЦК КПСС была назначена правительственная комиссия для расследования причин катастрофы. В акте комиссии говорилось, что - "во время подготовки "Р-16" к пуску, на стартовой площадке возник мощный пожар, приведший к гибели 74-х человек. Причина пожара заключается в нарушении порядка подготовки изделия к пуску, в результате чего произошел преждевременный запуск маршевого двигателя второй ступени, который своим факелом прожег днище бака окислителя первой ступени, а затем разрушился бак горючего второй ступени, что и привело к мощному возгоранию и полному разрушению ракеты на старте".

  "Руководители испытаний - подчёркивалось в акте - проявили излишнюю уверенность в безопасности работы всего комплекса изделия, вследствие чего, отдельные решения были приняты ими поспешно, без должного анализа последствий".

  Комиссия особо подчеркнула "достойное и мужественное поведение людей, оказавшихся в крайне тяжелых условиях" и направила в СОВМИН ходатайство об установлении пенсий семьям погибших. Предложений о наказании виновных не было. Они погибли.

  Полковник в отставке И. В. Бабенко, который в то время служил на Байконуре инженером одного из технических отделов вспоминает: - "До пуска оставалось не более получаса, когда над стартовым комплексом неожиданно вспыхнул гигантский султан пламени, земля задрожала от страшного гула. Огнём и ударными волнами скручивало, словно фольгу, листы обшивки, гнуло, как проволоку каркасы металлических конструкций. Те, кто оказался поблизости от эпицентра аварии, заживо сгорели".

  Из воспоминаний академика Б. Е. Чертока - "Ревущая струя огня обрушилась сверху на заправленную первую ступень. Первыми сгорели все, кто находился на многоэтажных предстартовых мачтах обслуживания. Через секунды запылала и первая ступень. Взрыв расплескал горящие компоненты на сотню метров. Для всех, кто был вблизи ракеты, смерть была страшной, но быстрой. Они успели испытать ужас случившегося только в течение нескольких секунд. Ядовитые пары и огненный шквал быстро лишили их сознания. Страшнее были муки тех, кто находился вдали от маршала. Они успели понять, что произошла катастрофа, и бросились бежать. Горящие компоненты, разливаясь по бетону, обгоняли бегущих. На них загоралась одежда. Люди факелами вспыхивали на бегу, падали и догорали в муках, задыхаясь от ядовитых и горячих паров окислов азота и диметилгидразина...

  Стянутым со всех площадок пожарным командам, экипажам санитарных машин и всем, кто поспешил на помощь, открылась страшная картина. Среди тех, кто успел отбежать от ракеты, находились ещё живые. Их сразу увозили в госпиталь. Большинство погибших были неузнаваемы. Трупы складывали в специально отведённом бараке для опознания. Прилетевший на следующий день после катастрофы Аркадий Осташев провёл в бараке 14 часов, пытаясь опознать своего брата Евгения. Неделина опознали по сохранившейся медали "Золотая Звезда". Тело Коноплёва идентифицировали по размерам. Он был выше всех, находившихся на площадке...

  Курение спасло жизнь Янгелю, Иосифьяну и всем, кто составил им компанию в курилке, отстоявшей от старта на безопасном расстоянии...
  Янгель оказался очевидцем трагедии от начала до конца. Его ракета уничтожила своих создателей на его глазах. Нервное потрясение было столь сильным, что не получив никаких физических травм, он месяц не мог работать".

  ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВСЕМ ПОГИБШИМ В ТОТ РОКОВОЙ ДЕНЬ.

  М. И. НЕДЕЛИНа захоронили в Кремлёвской стене.

  56 погибших военнослужащих похоронили на территории Байконура в братской могиле, их фамилии высекли на надгробной стеле.

  Погибших конструкторов и представителей промышленности по решению президиума ЦК КПСС похоронили по месту жительства.

   К сожалению, все они погибли не первыми и не последними на этом опасном поприще. Это было время холодной войны с США и необузданного желания быть первыми во всём, в том числе и в завоевании космоса.


  11 января - Принято постановление СМ СССР о создании первого Центра подготовки космонавтов (сейчас - Российский Государственный научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. ГАГАРИНА).

  А уже 06.03. был сформирован первый отряд советских космонавтов (группа ВВС № 1).

 В отряд зачислены: Аникеев Иван Николаевич, Беляев Павел Иванович, Бондаренко Валентин Васильевич, Быковский Валерий Фёдорович, Варламов Валентин Степанович, Волынов Борис Валентинович, Гагарин Юрий Алексеевич, Горбатко Виктор Васильевич, Заикин Дмитрий Алексеевич, Карташев Анатолий Яковлевич, Комаров Владимир Михайлович, Леонов Алексей Архипович, Нелюбов Григорий Григорьевич, Николаев Андриян Григорьевич, Попович Павел Романович, Рафиков Марк Закирович, Титов Герман Степанович, Филатьев Валентин Игнатьевич, Хрунов Евгений Васильевич, Шонин Георгий Степанович.