Совесть индивидуальная и коллективная

Валерий Казанцев
В своем предыдущем эссе «Эволюция человеческой души» я, в числе прочего, пытался рассуждать на тему сущности и изменения в процессе развития человеческого общества совести. Теперь хочется более подробно остановиться на таком базовом для нас понятии, рассмотреть ее (совесть) не только с точки зрения некоего специфического параметра человеческой сущности, но и более расширено – в рамках эволюции всей вселенной.

1) Зачем нужна совесть для человека и социума?!
В индивидуальной части совесть представляет собой управляющий элемент сознания. Два ключевых понятия во фразе «управляющий элемент сознания»: управляет и сознание, - говорят о своей первостепенной важности сами за себя. Управление всей жизнедеятельностью человека на внешнем уровне (окружающая среда и социум) обеспечивает человеку безопасность и возможность развития (совесть «управляет»). И все это происходит не на ступени бессознательных инстинктов, а именно, на уровне обдуманных и взвешенных решений и поступков (совесть воздействует через «сознание»).
В формате социума совесть есть комбинированный коллективный продукт, который содержит в себе законодательный и идеологический аспекты. Первый ограничивает область дозволенного через нормы правового поля. Второй же управляет умонастроениями людей, создает, если можно так выразиться, вектор направленности (расставляет приоритеты). Возможно, есть еще что-то?

2) Что есть совесть в своей предметной, а не качественной ипостаси?
Это не орган (мозг или его часть), не функция организма или сознания (двигательная, мыслительная и проч.), не свойство характера (в перечне: добрый, милосердный, уравновешенный и проч., - нет ее). Я бы определил совесть как программу, зашитую в мозг человека и обеспечивающую ему, в том числе, и связь со сверхъестественным миром («искра Бога»; не путать с монадами души из иудаизма).
Коллективная совесть на уровне государства красноречиво определяется по «Конституции» (самый лаконичный способ понять сущность общественного мнения в нем).

3) Какие факторы влияют на совесть, изменяют ее?
Ясно, что такой наиважнейший для человека и общества инструмент, как совесть не может быть величиной постоянной, а испытывает генетическое воздействие (уже рассматривали в предыдущей тематической работе, касается индивидуальной совести) и внешние факторы. Кроме того, и собственное желание человека развиваться (свободная воля) могут подвигнуть его к решительным действиям в этой области.
Социальный формат совести, несомненно, определяется степенью общественного развития (уровень цивилизации, научно-технического прогресса, демократические преобразования и проч.), которое постепенно стирает рамки государственной принадлежности, переходя на международный уровень (космополитические процессы).

4) Как вселенная оценивает деятельность человека и общества через его совесть?
По принципу обратной связи – во вселенной все взаимообразно связано между собой – все изменения, в том числе в человеке и социуме, не только оказывают влияние на развитие вселенной, но и испытывают на себе «отдачу» от нее. Наша индивидуальная и коллективная совесть постоянно сдают экзамен на адекватность и готовность к дальнейшему развитию.

5) Можно ли рассматривать коллективную совесть как математическую сумму индивидуальных характеристик?
Конечно же, накопительные свойства общества через индивидуальные параметры каждого его члена проявляются, но связь не может быть основана на чистом арифметическом сложении, так как роль отдельных личностей в истории человечества может существенно различаться. Ведь император и крестьянин не уравновешены в своем воздействии на империю.

А теперь мы более жизненно (менее формально) и в тезисной форме порассуждаем на эти темы согласно вышеозначенной схеме.
1)
Если бы у человека отсутствовал такой инструмент как совесть, то упорядоченное развитие как его самого, так и всего социума было бы просто невозможно. Представьте себе, какой хаос был бы в нашей жизни, ведь именно через единое восприятие внешнего мира и его приоритетов осуществляется организованное развитие личности и общества. То есть, я хочу выделить именно два момента:
- единая система ценностей;
- созидательное начало.
Мы не просто одинаково воспринимаем происходящее, но и прочно заточены на позитив, причем интересы общества всегда в приоритете. Так как говорим о совести, а не об извращенных реалиях в рамках отдельных субкультур (родственные связи, деловые отношения по цеховой принадлежности и т. д.), то и рассуждать следует масштабно.
Только благодаря совести, наш мир до сих пор существует и развивается. Иначе человеческий эгоизм уничтожил бы все живое на своем пути и превосходство зла над добром неминуемо восторжествовало бы задолго до Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа для Страшного суда. Таким образом, совесть является исключительным инструментом позитивного развития личности и человечества в-целом. Именно совесть, а не наш внешний вид имеется в виду, когда говорится о создании человека по образу и подобию Бога.

2)
Как и всякая программа, совесть предполагает свое усовершенствование под нужды потребителя. Поэтому мы и говорим об ее эволюции в процессе человеческого развития. В этом смысле у каждого человека есть свой уникальный исторический путь совершенствования или деградации совести. То есть, родовые связи из прошлого привели каждого из нас в первоначальное «совестливое» состояние, которое мы уже сами в процессе жизни развиваем в ту или иную сторону, что зависит от внешних факторов и нашего индивидуального желания. То есть, программу совести пишет все человечество, как в формате отдельной личности, так и в масштабах всего социума планеты. Посмотрите, какие глобальные процессы происходят сегодня. Понятие «космополит» уже относится не к отдельным людям, а практически к целому поколению.
Нам досталось богатство от предков, которое мы должны принять с покорностью и преумножить. Найдите аналогию в Новом Завете из притчи Иисуса Христа о динариях (одном, двух и пяти).

3)
Если говорить только о внешних факторах, влияющих на изменение совести (без генетики), то очевидно, что она подвержена огромному количеству воздействий, которые зачастую могут иметь взаимоисключающий характер. Например, семья культивирует в человеке все самое «доброе, разумное и вечное», а друзья и рабочие связи ценят только конкурентоспособность и экономическую целесообразность. И в этих условиях только собственной силой воли можно направить совесть в нужное русло.
Коллективная совесть также подвержена всем этим воздействиям. О том, на каком уровне развития находится то или иное государство, можно отчетливо судить по уровню благосостояния населения, который в свою очередь зависит от социально направленных программ развития в области национальных проектов. «Конституция» в законодательной части и бюджет страны в качестве реализации отчетливо говорят о «совести» страны. Ведь если социальные программы не реализуются (пенсионеры, образование, медицина и проч.), то о какой совести государства можно говорить. Причем речь идет не об отдельной группе людей, которые утверждают данные проекты, а обо всем обществе, ведь при известных раскладах все население страны просто бойкотировало бы неприемлемые действия руководителей. Судите сами о своей стране.

4)
История знает массу примеров чудесного процветания, как отдельных государств, так и целых империй. В большинстве случаев это зависело не от отдельных «совестливых» личностей, хотя и это очень важно, когда речь идет о первых руководителях, а от общественного сознания, что в данном случае можем с полной уверенностью называть коллективной совестью. Мне на память в первую очередь приходит Византийская империя со своей уникальной «гармонией власти». Прочная связь императора и патриарха обеспечивала здесь полную поддержку народа. А ведь это и есть формула успешного развития.
Именно так и представляется мне оценка работы совести в рамках отдельных людей и целых народов со стороны вселенной.

5)
В идеале, когда границы отдельных стран исчезнут, и на Земле сформируется планетарное государство с прочной поддержкой руководства со стороны всех слоев населения, а общественные связи урегулируются самым оптимальным образом, наступит время торжества совести. В этих условиях коллективная совесть в наибольшей степени станет как бы миксом индивидуальных «совестливых» характеристик.
То есть, в данном случае коллективная совесть максимально приблизится к понятию математической функции, определяющейся суммой частных показателей совести людей. Но она, опять же, будет только стремиться к этому в своем идеале.

Итак, резюме данного эссе очевидно. Совесть дана человеку для развития его духовного состояния в масштабах, как отдельной личности, так и всего общества. Она является продуктом коллективного творчества и осуществляет связь со всей вселенной. С точки зрения тонкого плана бытия или сложности своего функционала совесть занимает первостепенное значение в перечне человеческих параметров. Таким образом, она является венцом творения в сущностном проявлении вселенной. Как-то так, друзья!