Природа - условие самой себя

Анна Гриневская
Неуемное желание держать все под контролем постоянно провоцирует человека на создание всякого рода гипотез о сотворении мира извне неким властным началом.

Между прочим, такие конструкции, как религии,  во многом порождены именно этой потребностью  иметь власть над жизнью путем обрядов, молитв, выполнением неких условий и так далее. Естественное психологическое стремление защитить себя и близких от превратностей мира. Кто-то защищает себя знанием, разумностью, осмотрительностью и другими практичными способами. Кто-то ритуалами, оберегами и прочими полу-детскими выдумками. Кто-то выбирает сам, кто-то подчиняется чужому выбору. Бывает всяко. Жизнь есть жизнь. И она всегда не прочь посмеяться над нами.

Пока речь идет о нашей собственной жизни, мы вправе морочить себе голову чем угодно. Но когда речь идет  о мире вокруг нас, химеризация сознания с учетом наших технических возможностей превращает нас в монстров. И никакие заклинания о божественности нашего происхождения не помогут, пока мы не начнем думать трезво, реально, разумно.

Именно в силу того обстоятельства, что Природа никем не создана и не имеет никакой цели, -  закономерности, действующие внутри нее, не подчиняются ни разуму, ни нравственности, ни даже целесообразности. Равновесие, хрупкое, неустойчивое, всегда балансирующее на грани, - вот принцип существования Природы. Пока сохраняется это живое равновесие, Природа - живет.

Понимаем ли мы это?
Нет.
В своей неумеренной гордыне от ума, морали или фанаберии происхождения мы постоянно нарушаем это тонкое равновесие. Редкие разумные голоса не в счет. Подавляющее большинство землян живет, совершенно не считаясь с истинным устройством Природы.

Невероятно хрупок мир живой природной красоты, любое наше непродуманное вмешательство  нарушает его тонкую гармонию, губит уникальные сообщества животных и растений. Слепой естественный отбор оставляет в итоге отнюдь не самое лучшее, а живучее, неприхотливое, бесполезное. Можно отвергать эволюцию, можно не считаться с селекцией, но факты упрямая вещь.

Девственные степи имели уникальный травяной состав, берегли землю от иссушения и выветривания, полноводными были степные реки и питаемые ими озера, сотни тысяч птиц гнездились на этих озерах. Разнотравье степей невероятно, аромат степных цветов незабываем своей нежностью и несравним по прелести с другими. Ветра, дующие над цветущей степью, благоуханны и свежи. Степной рай.

Так было, пока не пришли люди с домашними животными. И начался отбор в пользу несъедобных, почти бесполезных растений, чернобыльник, амброзия, сорняки. Обмелели реки, высохли озера, исчезли водоплавающие птицы.
"Попадая в почву, семена амброзии начинают «вытягивать» все полезное, в том числе и драгоценную влагу, поэтому вблизи амброзии многие другие растения и сельскохозяйственные культуры быстро гибнут, засыхают и не развиваются. Многие сельскохозяйственники говорят «где амброзия – там беда», ведь корни амброзии проникают внутрь почвы на глубину до 4 метров, семена, попавшие в почву, сохраняют свою всхожесть на протяжении 40 лет, при этом один куст амброзии способен произвести до 200 тысяч семян."


Конечно, мы не создали ту же амброзию. Но мы создали условия для ее распространения, освободив для нее жизненное пространство, занятое прежде другими растениями.
Проблема, однако, не в том,что мы что-то натворили. Проблема  в том, что мы не учимся. Мы ничему не учимся. Тысячелетние заблуждения предков по-прежнему властвуют над нами. Мы хотели контроля над Природой?
Мы получили контроль над собственным разумом. Извне. Кто дергает нас за веревочки, усыпляя сказкой о нравственности?

Природа не нуждается в наших заморочках. Ей нужно наше уважение и честность, предельное невмешательство. Со всем остальным она справится сама, как саморегулирующаяся и самодостаточная система, привыкшая творить самое себя.