Теодицея

Дмитрий Новиков Винивартана
Пожалуй, самый критический вопрос для верующих – как Бог, зная все, что было, есть и будет, тем не менее «пошел на создание» этого мира? Для чего? Во имя  чего?

Невозможно даже пытаться отвечать на эти вопросы в положительных терминах. Но неужели нет «ключа» к разрешению этой загадки, хоть какого-то намека, указания на направление поисков?

Человека отличает наличие у него религиозного чувства. Как объяснить это? Когда, отвлекаясь от суеты и кипения страстей, мы на какой-то миг охватываем мысленным взором все сущее вокруг и самих себя в нем, приходит ни с чем не сравнимое ощущение единства и полноты бытия, наполняющее душу радостью, но в то же время и какой-то неизбывной тоской по тому ПОДЛИННОМУ, что стоит за всем этим … В такие минуты хочется молиться какой-то особенной молитвой … Но проходит несколько мгновений и память возвращает тебя к картинам того жестокого и бессмысленного, что творится в мире. Творится в каждую отдельную секунду. И в самых разных местах. Мы спокойно беседуем, а где-то, может быть совсем близко от нас, в этот момент другой человек мучается от невыносимой боли. Мы наслаждаемся звуками музыки, а в другом месте земли под бомбами гибнут люди и чья-то мать в отчаянии воздевает руки к небу, спрашивая Бога, за что Он позволил искалечить ее дитя… За что, ЗА ЧТО? И кому нужны эти страдания? Ради какой такой благой цели? Что сказать другим? Что сказать самому себе? Вновь привести набившие оскомину сентенции о генезисе зла и страдания? И удовлетвориться их логичностью, даже если они действительно объясняют что-то? Легче ли больному, если хирург объяснит ему, что боль – это результат достижения нервным импульсом, идущим от поврежденной ткани, определенных участков коры головного мозга?

Для многих камнем преткновения является вопрос, почему любящий Господь допускает столько страданий. Обычным ответом служит объяснение, что Ему дорога наша свобода и Он не останавливает зло, давая возможность человеку самому его преодолеть. Но еще Достоевский мучался вопросом – почему тогда страдают невинные, еще не успевшие даже согрешить, дети? В чем тогда смысл и справедливость их страданий? Это поистине ужасный вопрос.

Можно предположить, что все это творится ради какой-то высшей, не доступной пока нашему пониманию цели. И что для Бога нет страдания отдельного человека, но есть страдание всех людей. И лишь наша отчужденность, разъединенность друг от друга заставляет воспринимать страдания другого, как не свое страдание. Не чувствовать боль другого, забывать о муках ближнего, замыкаясь в скорлупе своего столь эфемерного благополучия. Да, мы говорим о «ближнем своем», но на деле часто даже не сопереживаем этому ближнему по-настоящему. А ведь столько говорим о любви… Понимаем ли мы, что такое ЛЮБОВЬ? Ведь настоящая любовь – это не тот собственнический инстинкт, который заставляет людей на земле миллиарды раз произносить это слово, обращаясь к ОБЪЕКТУ ЛЮБВИ. Возьму на себя смелость сказать, что подлинная любовь делает нас едиными с теми, кого мы любим, возвращает человека к его изначальному, задуманному Творцом состоянию. И при этом мы начинаем ощущать чужое страдание, как свое, чужую боль, как свою собственную. И нет тогда уже ЧУЖОЙ боли. Нет ЧУЖОГО страдания, ЧУЖОЙ беды. Потому что другой человек – это ты сам. Таков идеал христианства, как я его понимаю. И такое вИдение позволяет нам приоткрыть завесу над тайной мучений человека в мире сем. Ибо нет страдания, которое не имело бы отношения к тебе, не было бы и твоей мукой. Если ты человек. И ты обязан пройти этот путь до конца. И принести в мир истинную любовь. И победить любовью страдание. И так будет, если мы люди. И Бог поможет нам в этом. Другого пути нет даже у Него, если Он имеет дело с людьми.

Если мы это поймем и почувствуем, то иначе станем смотреть на символику грехопадения первых людей - грехопадения, обусловившего всю эту бездну страданий на земле. Грех, вошедший в живую плоть тогда, продолжает пребывать в ней и по сей день. Он принимает разные формы, но он в каждом из нас и не дает нам возможности освободиться от его последствий. Мы должны понять, что только избавляясь от греха и возрастая в любви подлинной друг к другу, мы идем по пути преодоления страданий. Уничтожить же все страдания Божественным изволением – значит уничтожить самого человека, не дав ему возможности вернуться к Создателю. Ликвидировать болезнь можно и ликвидировав самого больного. Но ведь не это цель врача. Его цель – сделать своего пациента здоровым и счастливым. Лечение же так часто сопряжено с болью … Но иного пути нет.

P.S. Не тщу себя надеждой, что смог или смогу когда-нибудь найти ответ на эти вопросы. Все вышесказанное - только попытка устоять в потоке сомнений.