Учитель пения

Петр Панасейко
            - Можно войти? - открыв дверь кабинета директора школы села Ивановка, спросил молодой человек в военной форме с гитарой в руках.
            - Входите, входите, - отвечал хозяин кабинета, - Вы что, мне решили концерт устроить?
            - Нет, не Вам. Мне нужна Ваша учительница начальных классов Новосёлова Вероника Павловна.
            - А кто она Вам?
            - Переписывался с ней в армии. Решил  заехать в её село и спеть  песню, которую обещал.
            - А мне не желаете спеть?
            -Да пожалуйста: «Выткался на озере алый цвет зари. На бору  со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется – на душе светло…»
       
            - Достаточно, - перебил исполнителя директор. – Содержание этой песни на стихи  Сергея Есенина мне известно. Вот что я тебе скажу, товарищ сержант, разыграла тебя Вероника: месяц назад она вышла замуж и уехала с мужем в город к его родителям. Мужа нашла на семинаре учителей.
             - Он тоже учитель?
             - Разумеется.
         
             Попрощавшись с директором, сержант Мельников вышел на улицу, сел на скамейку и допел под гитару начатую песню. Не заметил, как к нему подошёл сзади пожилой мужчина с аккордеоном в руках, остановился и стал слушать песню. Это был учитель пения Воробьёв.
             - А что-нибудь патриотическое можно услышать?- спросил вежливо Константин Сергеевич.
             - Можно, если Вы дадите мне аккордеон.
          
               Воробьёв просьбу выполнил, и через минуту над школьным двором, украшенным зелёными молодыми ёлочками и берёзками, лилась "патриотическая" песня:
               «С чего начинается Родина?
                С картинки в твоём букваре,
                С хороших и верных товарищей,
                Живущих в соседнем дворе.
                А может она начинается
                С той песни, что пела нам мать,
                С того, что в любых испытаниях
                У нас никому не отнять… »
             
              - Замечательно, молодой человек, - похвалил  старый учитель.- А на пианино эту песню исполнить сможешь?
              - Смогу.
            
              Спустя полчаса они сидели  уже в актовом зале школы. Из открытых окон вновь звучала песня о Родине. Её прекрасная мелодия не могла, понятно, "пролететь" мимо окна кабинета директора школы (актовый зал находился невдалеке от него). Тот заинтересовался  исполнением известной песни, подошёл к окну, послушал. Затем направился в актовый зал.
         
              - Что это значит, Константин Сергеевич?- спросил он.
              - Это означает, Александр Григорьевич, что я нашёл себе замену и ухожу на заслуженный отдых. Седьмой десяток мне идёт, пора и на отдых.
              - Какая замена?
              - Познакомься, Александр Григорьевич, это восходящая звезда советской эстрады, зовут Анатолий Денисович Мельников.
              - Рассказал бы что-нибудь о себе, «звезда эстрады», кроме того, что я уже слышал, - обратился к сержанту директор.
            
                Толя Мельников научился петь ещё в детском садике, пел в школьном хоре, в армейском ансамбле. После школы, перед армией, успел окончить музыкальное училище. Любовь к музыке была настолько сильной, что он научился играть практически на всех музыкальных инструментах. Гитара, разумеется, была на первом месте. Сначала  просто пел под музыку, но потом ему понравилось самому исполнять её и одновременно петь. Со временем стал сочинять и мелодии, под которые пытался сочинять  тексты песен. Однако барда из него не получилось:  остановился на исполнении песен других авторов.

               - Так у тебя, Толя, оказывается есть музыкальное образование? Что же ты мне сразу не сказал. Пиши заявление, будешь работать у нас учителем пения вместо Константина Сергеевича. У тебя найдётся у кого остановиться в селе? Нет?
              - Как это нет, Александр Григорьевич, - возразил Воробьёв. – У меня пока поживёт, до получения места в общежитии.
              - Если он у тебя поживёт пока, то, думаю, общежитие ему не понадобится.
          
              Они поняли друга с полуслова, заулыбались, но объяснять эту «шутку» Мельникову не стали. Тот ничего и не понял, обрадовавшись, что не придётся жить в общежитии, которое ему не нравилось еще со времён учёбы в музыкальном училище. Жизнь в армейской казарме было куда веселей.
         
              После так неожиданно случившегося собеседования сержант снял форму и начал оформляться на работу учителем пения в селе, куда его занесла  легкомысленная переписка с учительницей той же школы. Сам Анатолий родом также  из села, но другого, городская жизнь его не привлекала. Очень любил на заре гонять на мотоцикле по бескрайним сельским полям. Когда директор школы получил согласие его на трудоустройство, то, честно говоря, вначале удивился, что парень не поехал дальше в своё село, а легко согласился остаться здесь, среди незнакомых ему людей. Услышав же до конца его биографию, всё понял и одобрил решение бывшего сержанта.
         
               В раннем возрасте Мельников потерял своих родителей. Виной тому – автомобильная авария. Воспитывался  у тёти. Жил вместе с её сыном Степаном. У его отца был мотоцикл с коляской. Ездить на нём он научил  обоих. Ребята гоняли  не только  по улице кур, но  и возили местных девчонок. Одну, Полину, никак поделить не могли. Уезжая в училище, Анатолий оставил её сыну тёти.  Подруга не возражала. Хотя после и сожалела: Степан стал злоупотреблять спиртными напитками.
         
              По окончании обучения в училище Мельников перед призывом в армию вернулся в родное село. «Отметили» приезд, Степан сел на мотоцикл, посадил Анатолия и поехали в поле кататься. По пути захватили некогда общую подругу Полину. Управляли мотоциклом поочередно. Когда возвращались в село, стало темно. На окраине села Степан, не справившись с управлением, сбил насмерть  старушку.
          
               Какое было удивление Анатолия, когда утром за ним приехали с района милиционеры и увезли к следователю. Тот сразу же дал почитать показания двух свидетелей Степана и Полины, утверждавших, что в тот момент управлял мотоциклом именно Мельников. Последний потерял дар речи. Что Степан свою вину переложил на него, его нисколько не удивило. А вот то, что подруга его оклеветала, понять не мог. Понял чуть позже, узнав, что она ждала от Степана ребёнка. Остаться  без будущего мужа ей казалось страшней, чем дать ложные показанию следователю.
            
                Надо отдать должное молодому следователю, недавнему выпускнику Высшей школы милиции, который поверил обвиняемому. Не поленился, лично обошёл и допросил в качестве свидетелей всех сельчан, проживающих в районе места аварии. Нашлись два свидетеля, опровергавшие показания виновника трагедии и его подруги. На скамье подсудимых оказался Степан, а Анатолий ушёл служить в армию. Его «провожали» проклятия родителей осужденного. Возвращаться в родное село ему после службы не хотелось. Сослуживец дал несколько адресов для переписки с девушками. На одной из них, Веронике, он и остановился.
         
               Воробьёв уволился, как и обещал, а Мельников вышел вместо него на работу. Урок пения в этот день первым стоял по расписанию в пятом классе. Предшественник сообщил, что остановились они в классе на изучении песни «Конармейская». Не только сообщил, а и сыграл её мелодию вечером дома накануне на аккордеоне. Пели дуэтом.
         
             - Начнём урок, ребята, - сообщил пятиклассникам новый учитель пения. - Как сказал мне Константин Сергеевич, к сегодняшнему уроку вы должны выучить песню «Конармейская». Кто нам споёт первый куплет? Чуднова Ирина.
            «По военной дороге шёл в борьбе и тревоге боевой восемнадцатый год. Были сборы недолги, от Кубани до Волги мы коней поднимали в поход»,- спела ученица.
          
           - А продолжит петь нам Лёня Голицын,- попросил учитель
           - Я слова подзабыл, Анатолий Денисович.
           - Не страшно, Лёня, я тебе их сейчас напомню.
            «Среди зноя и пыли мы с Будённым ходили на рысях на большие дела. По курганам горбатым, по речным перекатам наша громкая слова прошла», - спел Мельников.
            
             - Не могу я эту песню петь.
             - Объяснишь нам, почему?
             - Бабушка не велит.
             - Спой тогда нам песню, которую бабушка велит.
              «Четвёртые сутки пылают станицы, горит под ногами родная земля. Не падайте духом, поручик Голицын, Корнет Оболенский, налейте вина»,- после этих строк Лёня замолчал, ожидая того, что учитель его сейчас выгонит из класса за родителями.
             
                Петь накануне пятидесятилетия Великой Октябрьской социалистической революции «белогвардейскую», вместо «красногвардейской» песню, выглядело кощунством. Бабушка внука об этом предупреждала. Внук же, храня память о своём дедушке, зарубленном в бою с будённовцами, нарушил её запрет. В итоге, в его дневнике появилась по пению «двойка».
            
                Вечером Мельников стал советоваться с Воробьёвым, как ему поступить с «диссидентом» в пятом классе.
             - Да какой он «диссидент», - вмешалась в разговор внучка Римма.- «закрой глаза» на это и больше подобных песен петь не поручай Голицыну. Пусть поёт: «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла». Пошли, Толя, лучше с тобой на танцы в клуб.
            
                Приглашение квартирант с удовольствием принял. После такого неудачного первого дня в школе учитель решил расслабиться и отдохнуть. Он знал, что у Риммы был жених, но не знал, что вчера они с ним расстались. И безо всякой «задней мысли» пошёл на танцы.
             
              После танцев гуляли до рассвета, обнимались, целовались.  Получалось, что директор школы оказался прав со своим прогнозом: Мельников так и остался в доме Воробьёва, женившись на его внучке. Дедушка, понятное дело, не возражал.
             
              Вскоре с райкома  пришла разнарядка о приёме в партию: необходимо  принять одного человека мужского пола. Выбор пал на учителя пения. Во-первых, он подходил по критериям приёма, во-вторых, кандидатом в партию вступил в армии. По рекомендациям проблем не было: одну написал директор школы, другую – его тесть. Теперь Анатолий Денисович наряду с подготовкой к урокам пения стал тщательно готовиться и к приёму в партию. День такой настал.
            
                В райкоме партии в  этот раз на приём ротшло кандидатов необычно мало. Члены бюро до того скучавшие, с появлением   Мельникова оживились. Явно дожидались его.
             - Расскажите-ка нам, уважаемый Анатолий Денисович,- попросил член бюро райкома Вишняков, - как это Вы допускаете, что Ваши ученики на уроках пения поют антисоветские песни?
            
                Учитель не знал, что ответить. «Надо же, - подумал он, - уже и тут знают?».  Выручил другой член бюро  Жилкин, секретарь парторганизации местного колхоза:
              - Простите, Антон Андреевич, Вы выбирайте выражения. Песня «Поручик Голицын» является белогвардейской, но никак не антисоветской. Где Вы сегодня видите у нас белогвардейцев? Песня она и есть песня. А из неё, как известно, «слов не выкинешь». Но это я так, в качестве вступления. Главное в другом. Учитель Мельников ведь тому исполнителю поставил за неё «двойку», тем самым осудив поступок ученика. Я прав, Анатолий Денисович?
               - Точно так, Сергей Николаевич. Хотя официально я ему поставил «двойку» за неисполнение песни «Конармейская».
             
                Голосование на бюро не явилось единогласным, но большинством голосов Мельникова в партию приняли, и он продолжил учить школьников пению. В противном случае со школой пришлось бы расстаться. Все, кто хорошо помнит советские времена, знают, что к тем, кто не прошёл кандидатский стаж при приёме в партию, относились как к «инопланетянам». Что касается исключенных из партии, то о них  вообще говорить не стоит: это был конец всей карьере.
             
              Прошло двадцать пять лет. Мельников с женой, находясь в областном центре, решил сходить на концерт заезжих столичных артистов эстрады. Когда в зале зазвучали слова знакомой ему песни «Поручик Голицын», Анатолий Денисович невольно вспомнил тот первый свой школьный урок пения в пятом классе. Сразу не понял (прошло столько лет), что песню исполняет его бывший ученик Лёня Голицын. Хотя  и сидел в первых рядах.
             
               Когда артист спел, к нему девушки поднесли букеты цветов. Проводив их со сцены, исполнитель, взяв в руки букеты,  тоже сошёл со сцены. Никто не знал, кроме его самого, что будет дальше. Он подошёл к Мельникову, отдал ему все букеты цветов и вернулся на сцену, взял в руки микрофон:
               - А сейчас я хочу исполнить песню, которую двадцать пять лет назад  не мог исполнить на уроке пения по просьбе нашего учителя Анатолия Денисовича Мельникова, присутствующего ныне в зале.
               
              Заиграла музыка. Начал петь Голицын со второго куплета: «Среди зноя и пыли мы с Будённым ходили на рысях на большие дела. По курганам горбатым, по речным перекатам наша громкая слава прошла». Жена Римма взглянула на мужа: в его глазах были слёзы радости от того, что он дожил до того времени, когда стало возможным петь любые песни. Ради этого стоило жить. И он продолжал жить.

26.06.2016 г.

Фото из Интернета