Странная полемика двух азербайджанцев

Зия Мурадов
       Пост на ФБ, о том что великий русский художник Верещагин посещал Азербайджан и гостил у моего пра(...)деда и даже рисовал его портрет, каким то образов вызвал у одного человека какую то неправильную реакцию. Все началось с переименованной картины моего прадеда, как "Молодой знатный татарин" . Весь спор только про Азербайджан. Была ли страна, был ли такой народ? Я думаю, это очень актуальный вопрос по сей день. Такой актуальный , что я вместо того чтобы работать потратил время на этот по сути немного странный спор, когда два азербайджанца спорят о своем существовании.
 
      Итак: По возможности максимально приближенный вариант спора на ФБ.

СПОР С ЮРИСТОМ ПРО СТРАНУ, В КОТОРОЙ ОБА ЖИВЕМ.

Он– Наконец то признали что до революции не было понятие Азербайджанец. И самоназвание было - "Мусальман". А Азербайджан - это было название территории но никак не государства или Гос образования.

Я– Вы отчасти правы,в том что не было на свете государства с таким названием. Была территория,достаточно большая, с огромным куском на территории нынешнего Ирана, которую поделили между собой Россия и Иран 1828 году по Туркменчайскому договору. Вы правы насчет самоидентификации азербайджанцев, что они называют себя мусульманин, вместо тюрок или азербайджанец. Что нас называли скорее татарами, но заметьте, что адзербайджанскими татарами. И даже персами и персюками. Хотя до сих пор южные азербайджанцы называют себя тюрками. И мы назвали себя так, и даже в паспортах было написано до знаменитого обращения к нам Сталина как к азербайджанцам. И вы правы, что не было такого государства , под таким названием на этой территории . Были разные Мидия, Манна вокруг озера Урмия, это южнее чем Кавказ конечно, и Албания Кавказская, севернее, ханства от Эривани до Баку, с самым знаменитым Ширваншахским для России. Что нас всегда любая империя старалась завоевывать, что даже римляне успели побывать здесь, не считая тюрков, персов, монголов и прочих. Что следы нахождения нас на этой земле теряются. Что мало, очень мало записей осталось про нас. Что очень много путаницы в истории. Что нынешние азербайджанцы - это сплав более ста национальностей и народностей, которые варились в одном котле. Все это мы знаем. Но почему то, среди всех этих народностей и национальностей выжили и доминировали именно мы, азербайджанские тюрки, немного набрав с каждого малого и любого имперского народа, и снизу , и сверху. Я к чему это? Дело не в том, что происходило в истории. Есть народы, которых нет. Извините за каламбур конечно. Есть латынь, но нет народа. Это самый яркий пример, есть и другие. Но мы есть, мы существуем. У нас есть государство, язык, гимн, армия, границы, мировое признание. Есть гражданство, не национальность, а гражданство азербайджанец. Азербайджанцем может стать представитель любой национальности. Как итальянец в Америке становится американцем. Точно так же. Мы молодая нация или народ, как хотите, так и назовите. Мы до сих пор образовываемся, делаем ошибки, теряем, проигрываем. Но мы встанем на ноги, мы пройдем этот этап окончательно становления. нет даже ста лет, что мы стараемся следовать идее азербайджанства. Красивой идее, кстати. Может и придуманной, может и надуманной нашими великими людьми, Мамед Эмин Расулзаде, Узеир Гаджибеков, Джалил Мамедкулизаде и многими другими. А то, что касается наших соседей, с их амбициями и претензиями к древности, так пусть будут древними. Мы молодая нация, да пусть так и думают. А будущее за молодыми. Они же старые, скоро умрут. А мы будем жить дальше, развиваться, укрепляться. Перед нами тысячелетия становления. Те же тысячелетия за ними, в прошлом. Когда то мы будем говорить о том, что на Кавказе был еще один народ, армяне, которые вымерли. Так что,нет ничего плохого в том, что мы молодой народ, только образовавшийся (даже если это не так) . Молодым свойственно ошибаться, но они все равно сильнее стариков, древних. Моя старшая сестра с которой вы полемизировали выступает с точки зрения европейца, которому не обязательно знать все перипетии становления нас как государственно образование. Им глубоко плевать на нашу историю. Им подавай готовый факт. Мы есть.

Он– Наивно. И очень трогательно. Но научного ничего тут нет!!! А ещё вот что я не понял - причём тут ваши соседи с запада ?!? И да вот что откройте банальную Энциклопедию - и прочтите что такое язык Азери !!!! И может потом подумаете про "сплав" наций. И не забудьте Сталину спасибо сказать.

Я– И почему "ваши соседи"? а не наши? Как раз наши (ваши) соседи нас называли всегда правильно. Туркес? Недруг всегда говорит правду. У нас в паспортах до 39-го года было написано тюрок. До кемалисткой Турции. Империи, они такие, всегда боятся завоеванного народа. У меня ощущение, что вы как то недовольны, что у нас есть страна. Я посмотрел по вашему совету про язык азери. И что ?

Он– Ну если Азери это не ваш Азери так значить и название земли не ваше не надо отюркюзировать все подряд. В вас тюркского то 40%. Не более. Могу доказать.

Я–Я думаю, что доказательства в виде существующей страны под названием Азербайджанская Республика более чем достаточно.

Он– В "виде" существующей ?! Да в этом спору нет.

Я– Никто никого отюркизирует, тем более я. Никто не может точно сказать сколько в ком чьей крови. Я еще раз повторюсь. Дело не в том, что было, а в том что есть. И я не так уж с ума схожу оттого, что могу что то доказать или мне докажут. История всегда была для меня не точной наукой. Конечно, существуют какие то факты или общепризнанные явления. Но, никто не знает первопричины или побуждения каких то историков написать про то или иное. Достаточно прочитать историю, которую писали в Советское время, чтоб понять, насколько ее можно исказить . Написанное не всегда соответствует истине. Я не буду вдаваться в какие то подробности, но иногда достаточно вспомнить самодурство некоторых правителей. В нашей истории были такие случаи, когда один правитель завоевывая уничтожал все , что могло напоминать предыдущего. И не только в отношении правителей это существовало, но и в отношении целых народов. То, что написано кем то, где то в отношении нас может быть просто желанием господствующего к тому времени народа, империи, идеологии, правителя. Это все легенды, рассказанные , написанные людьми , которые умели читать и писать. Еще раз повторюсь. История, это нагромождение субъективных отношений между завоевателями и завоеванными. Я просто поражаюсь агрессивному отношению вашему ко всему тюркскому, заодно и понятию Азербайджан. Зачем ? Это невозможно скрыть, кстати. Почему вы ненавидите страну, в которой проживаете и скорее всего родились? Как бы я не был недоволен чем то, у меня такого чувства как у вас нет и не может быть. Такое ощущение, что вы хотели бы страну сдать кому то или перейти вместе со страной под управление другого государства. О которой мечтаете, но не можете с этим что то поделать. От этого и агрессия проявляется ко всему, что вам напоминает о независимости и государственности. напрашивается естественный вопрос, который я не хотел бы задать: А вы кто по национальности?

Он– Ну вот и ваш примитивизм. Кто я по нации!!! На большего у вас воображения не хватило. А что касается ненависти - так её то и нет! И быть не может. Вы уличаете историков хотя сами самый большой фальсификатор. Вы факты отрицаете ! Если Азербайджанцы это только тюрки значит они пришли сюда в 12 веке со средней Азии и с Алтая. Это говорит история. Этого никто не сможет отрицать. Может и с этим будете спорить ? А может это именно ваши мысли "сдать" чего то кому то ? Может подсознательно вы и сами этого хотите ? А на меня навязываете?

Я– Я не буду и не хочу спорить. Я с вами не спорю, я вам ничего не доказываю. оттого, что я вам что то скажу ничего вокруг не изменится. Вы не перестанете относиться к окружающим вас людям относиться свысока, только оттого что прочли что то, которым поверили. Историки советского времени, которые плавно перешли в новую историю почему то наделили нас взаимоисключающими теориями ; или мы тюрки ,тогда пришли сюда, или мы местный народ, тогда мы не тюрки. Я не утверждаю что мы есть самые настоящие тюрки, и не отрицаю этого. Я не утверждаю , что мы пришли на эти земли, и не утверждаю обратное. Я вообще не собираюсь спорить о событиях, которых не видел, и в них не участвовал. Я есть (и все мы тоже) продукт всех этих событий, которые привели к образованию Азербайджанского государства. Может благодаря, может вопреки чему то, кому то, кому поперек горла стало образование именно этого государства. Но, я горжусь своим происхождением, куда бы, в какой народ, или в какое предыдущее государство бы это не упиралось. Мне абсолютно наплевать на исторические события которые дали нам возможность выразить себя в общемировом пространстве. Но мне этого достаточно. И не надобно язвить и цепляться к словам. И сваливать на других свою вину. Если все дело в том, чтобы вы оказались правы, то считайте что это последний комментарий, что я пишу. Я с вами не спорю, еще раз напоминаю, я просто делюсь своими мыслями. Нравятся они вам или нет, это уже ваше дело. Оставайтесь при своих мыслях. И радуйтесь, что читали много и знаете много. Но что толку от ваших знаний, что они изменят вокруг вас? Я думаю абсолютно ничего. Только ваши ощущения всегда будут подпитываться той дурной энергией, которой вы нахватались. Вместо того, чтобы чувствовать себя лучше исключительно за счет создания у других отрицательного отношения к себе, занялись бы чем то позитивным. Ведь жизнь прекрасна, не правда ли?

Он– Азербайджанцы это синтез персов и тюрков. И немного нахо-Кавказского этноса. И все. Есть много фактов которые просто очевидны - шиизм , персидские слова в языке, Новруз, вечная неприязнь Сефевидов во главе шаха Исмаила к османам и туркам,топонимы и гидронимы на территории Азербайджана и так далее. Все эти факты просто говорят о правоте мировых историков. А я с вами и не спорю. В истории вы мне явно не оппонент. Извините ! Просто иногда думайте и анализируйте. Сами многое поймёте. Ведь вы умеете так красиво и мелодично все описывать.

Я– Наконец то я слышу (читаю) спокойный, рассудительный ответ. Воистину, терпение может сделать многое, а великое терпение даже подружить двух оппонентов поневоле. И спасибо за комплимент. Есть определенные ситуации, в которых знания не помогают, иногда даже мешают понять друг друга. Извините за определенные резкие высказывания. Просто логика иногда требовала задавать какие то вопросы, чтоб понять первопричину.

Он– Мои ответы прямые и по сути. А не нравятся они многим из за того что я думаю - "out of the box" вне рамок. Рамок той коробки что нам навешивают. Вот и все. Но очень многие забывают что - Другой это не значить Плохой.


Послесловие.
Мы потом обменялись любезностями, он немного пожаловался на работу, я ему посоветовал попутешествовать по южным районам Азербайджана. На этом наш разговор прервался.

Зия.Ф.М.

на фото: Портрет моего пра(...)деда от В.Верещагина.Официально картина называется "Молодой знатный татарин", хотя ранее картина называлась "Ибрагим ага Мурадов, житель села Даг-Кесаман"