Мечтать надо правильно!

Кира Витальева
Моя жизнь по финансовым параметрам не дотягивала до прожиточного минимума. Получая разовые большие гонорары, я латала дыры и раздавала долги. А затем, живя только на зарплату, снова старалась не скатиться в нищету.
В духе русских традиций я, естественно, фантазировала о неожиданно свалившемся на меня богатстве. А как же иначе, я ведь выросла на русских народных сказках! Но мечты мечтами, а реальных путей обретения достатка нужного уровня, не вызывающих у меня сомнений и дискомфорта, я не видела.
В один действительно прекрасный день, ничем не примечательный с точки зрения погодных условий, мне пришло заказное письмо из банка, достаточно известного в нашем городе. В тексте была настоятельная просьба посетить сие финансовое учреждение в самое ближайшее время «в моих интересах». Поскольку ни текущей работы, ни авралов на данный момент у меня не было, я отправилась в головной офис этого банка.
Когда на входе я показала письмо-приглашение, атмосфера вокруг меня неуловимо изменилась. Улыбка девушки консультанта стала чуть восхищенной, взгляд охранник потеплел, а лица остальных банковских работников выглядели слегка заинтригованными.
Определённо меня здесь ждали. Но дисциплина была железная, и свою осведомлённость окружающие ничем не выдали.
Меня привели в кабинет управляющего. Он представился, хотя я не запомнила его имя. Зачем?
– У нас сложилась интригующая ситуация, уважаемая И.В. О Вашем приходе я должен поставить в известность представителей адвокатской конторы… – он произнёс название, которое тотчас вылетело у меня из головы. – Я сделаю звонок в Вашем присутствии и включу громкую связь.
Я мало понимала потребность в столь сложных действиях, но согласилась, что если это так необходимо, то – конечно!
Управляющий набрал номер, и после двух-трёх гудков раздался очаровательный женский голос:
– Адвокатская контора. Слушаю Вас.
– Беспокоит управляющий банка <…>. Хочу сообщить, что нас посетила И.В.К.
– Переключаю на директора, – прощебетал голосок.
– Приветствую, – через пять секунд прозвучал объёмный баритон. – Как и договаривались, мы отправляем к вам своего представителя, а нашу клиентку пока ознакомьте с содержанием сопровождающих материалов.
Телефон замолчал. Управляющий достал из сейфа книжку и протянул её мне.
– Вам какое-то время придётся подождать. Прочитайте пока последнюю главу этих материалов. Не всю, там есть закладка.
Я стала изучать книгу. Из аннотации мне стало понятно, что это перевод на русский язык воспоминаний зарубежного банкира в шестом поколении. Перевод этот был издан очень небольшим тиражом чуть ли не одновременно с самой автобиографией, написанной три года назад. То есть, автор не только принял решение опубликовать свои мемуары, но и потрудился, чтобы русскоязычные читатели смогли о них узнать. Забавно.
Последняя глава называлась «Особые вклады и поручения нашего банка». Открыв нужную страницу, я погрузилась в чтение. Если опустить финансовые и юридические подробности, то информация была следующей.

В далёкой для автора России в середине девятнадцатого века жил граф Н. Весьма просвещённый и прогрессивный. Граф любил путешествовать и женщин.И был умопомрачительно богат.
Как-то по дороге из Китая домой в Москву он был вынужден сделать остановку на Урале, где влюбился в одну молодую миловидную помещицу-вдову.
По истечении столь большого времени сложно установить истинные мотивы поступков графа. Если и делился он с кем-то своими потаёнными мыслями, то этих людей в живых давно нет. То ли сон ему какой привиделся, а может чутьё у графа было феноменальным. Или вот ещё версия – он видел будущее… Словом – неизвестно. Но поступил он весьма необычно. Во-первых, уговорил помещицу родить от него ребёнка. Пока срок беременности был небольшим, молодая вдова жила в своём имении. Позже граф забрал её в Москву, где она и родила ему сына Д.
Затем, найдя подходящую кормилицу, граф отправил сына с матерью и нянькой обратно в провинцию. Приехав домой, помещица объявила, что привезла дальнюю бедную родственницу с дитём. И стали они все благополучно жить дальше.
Граф же провёл какие-то финансовые исследования, и всё своё состояние переправил в иностранный банк, который по его прогнозам был самым надёжным и перспективным. Предписания же сделал следующие: ежемесячно выплачивать на российские счета (себе и матери своего сына) определённые суммы, а после смерти графа всей денежной наследственной массой распорядиться определённым образом! За хлопоты по соблюдению этого последнего условия граф отписал банку приличные дивиденды.
Сыну графа – Д. – условия наследства стали известны от родной матери, которой граф в своё время всё обстоятельно объяснил. Мальчик отца никогда не видел, но благодаря его деньгам жизнь прожил неплохую. Когда Д. исполнилось восемнадцать, мать-помещица рассказала парню историю его рождения, выдала накопленные за все эти годы отцовские деньги.
Посовещавшись, решили купить Д. небольшую деревеньку З-ку, что в П-ой губернии. Впоследствии он там маслобойный завод построил. Жил – не тужил. И об условии наследования состояния графа помнил. Сам он в этом наследстве не нуждался. Ежемесячные перечисления приходили регулярно, маслозавод приносил хороший доход, да и матушка, пока жива была, при необходимости помогала.
Д. женился, родились две дочки, чему он был очень рад. Дочерей любил, но чего-то ему не хватало. Он никак не мог объяснить ни себе, ни окружающим неуловимого ощущения того, что сделано в его жизни не всё.
Уже на поминках сорокового дня своей матушки он заприметил симпатичную горничную девку. Привёз её к себе в З-ку и поселил на отшибе за прудом. Она тоже родила ему двух дочерей. Отчество обеим байстрючкам Д. дал своё.

Впервые после начала чтения у меня ёкнуло сердце, когда я прочитала название деревни. Второй толчок вызвало упоминание о маслозаводе. А имя старшей незаконнорожденной дочери – Т.Д. – вызвало у меня тахикардию.
Моя бабушка по отцовской линии – баба Т. – была внебрачным ребёнком з-го владельца маслозавода. По крайней мере, с её слов.

Обстоятельства сложились так, что полюбовница Д. умерла от какой-то болезни, иссушившей молодую женщину в короткий срок. Девчонок разделили. Младшую оставили в З-ке, а старшую отдали на воспитание в городскую семью.

Я вспомнила бабушкину сестру, живущую в одиноко стоящем доме на дальнем берегу деревенского пруда, державшую козу, молоком которой меня поили. И сводного брата бабы Т., к которому мы ездили в Верхнюю Курью за грибами.

Незадолго до октябрьского переворота Д. увёз жену и законных дочерей заграницу и поселил своих женщин в купленном там доме. Затем договорился с банком, что каждый месяц положенные графские выплаты будут не уходить в Россию, а поступать на новый счёт в местном отделении банка. Справил жене документы, подтверждающие её право на доступ к этому счёту. Наконец, отбыл на родину, где и сгинул впоследствии в горниле известных событий.
Однако в последнюю ночь перед отъездом Д. очень долго что-то рассказывал и объяснял жене.
Девочки выросли, обзавелись семьями. Ежемесячное вспомоществование графа продолжало выплачиваться их матери. Когда та умерла от старости, эта сумма стала поступать той из сестёр, у которой был ребёнок, родившийся первым из детей этого колена (кровных внуков Д.). А основной капитал так пока никому и не достался.
Тем временем в Советской России Т.Д. выросла, вышла замуж и родила сына. Но так как она не знала условий наследства, то назвала своего первенца В-ем. Да, признаться, в те времена и не дали бы ей даже возможности узнать об этом наследстве, не то, что получить. Поэтому специальные агенты иностранного банка, убедившись, что условия наследования в очередной раз не выполнены, уехали в свою страну. Младшая сестра Т. замуж так и не вышла, детей у неё не было.
Законная ветвь з-го помещика Д. всё больше ассимилировалась за пределами России, поэтому банк, в котором хранилось и приумножалось состояние графа, уже не надеялся на выполнение условий получения основного наследства с этой стороны …

У меня зародилось подозрение о содержании этого условия. Моего сына зовут Д. Правда назвала я его не в честь прадеда, а потому что так звали мою первую большую любовь в шестом классе.

Т.Д. после сына В-я родила дочь Н-у. У В-я от первого брака появился сын, от второго – дочь. Н-а в первом браке детьми не обзавелась, а во втором явила на свет девочку. Таким образом, у помещика Д. в России жили правнук и две правнучки. Следующее поколение состояло из двух потомков мужского пола от правнука, сына старшей правнучки и двух дочек младшей. Наиболее близко к наследованию стала дочь В-я от второго брака. Назвав сына Д., она выполнила все условия.
Теперь оставалось дождаться момента, подтверждающего, что эти условия не смогут повториться в данном колене.

На этом рассказ об одном из «особых вкладов и поручений» заканчивался.
Я подняла глаза на управляющего.
– Теперь Вы понимаете, по какому поводу мы Вас пригласили?
– Боюсь даже поверить в это! – Я не дышала.
В это время дверь открылась, и секретарша сообщила:
– Представитель адвокатской конторы…

Достаточно быстро мы обговорили то, как я распоряжусь своим наследством. Я сохранила источник выплаты «ежемесячного пособия» своим побочным заграничным родственникам, исходя из того, что они имеют на него законное право по прямой наследственной линии. Открыла счёт в российском банке на полмиллиарда рублей, оставив остальную часть состояния там, где оно было последние полтора столетия.

Условия наследования я решила не менять – ясновидящему графу было виднее…

июнь, 2016