11 июня - икона Божией Матери Нерушимая Стена

Галина Николаевна Николаева
       В Неделю Всех Cвятых (первое воскресенье после Троицы), Православная Церковь торжественным богослужением чтит Божию Матерь в честь Ее иконы «Нерушимая стена».
       
       Согласно преданию, икона Божией Матери, именуемая «Нерушимая стена», прославилась видением старца Гавриила Спасо-Елеазаровой пустыни.
       Он видел перед собой на возвышении чудесный город, куда ему нужно было идти, к городу вела широкая, пологая дорога, по которой было идти очень легко. Множество людей поднималось по этой дороге, не замечая, что над ними навис огромный, страшный великан, который набрасывал на идущих сеть и захватывал себе. Старец призадумался как же ему пройти в Великий город и не попасть в сеть к великану.

       Вдруг сбоку он приметил незаметную более крутую тропинку, поднимающуюся вдоль высокой до неба стены к городу. По этой тропинке шли редкие путники, великан пытался набросить на них сеть, но она ударялась о стену и возвращалась к нему пустой. Тут в голове старца всплыли слова из Акафиста к Пресвятой Богородице: «Радуйся, Царствия Нерушимая Стено...», поняв чья сила защищает путников на этой тропинке, старец свернул на этот путь.
       Сеть со свистом пролетала над его головой, но ни разу даже не задела, отброшенная стеной возведенной Богородицей. Он добрался до города, а там... красота, свет, цветы, благоухание, все в благоговении и радости... Так дошёл он до самого Престола Великого Царя…

       Исходным образом для создания этого образа стала икона Богоматери Влахернитиссы, помещенная на алтарной стене Влахернского храма в Константинополе.
       Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» выполнена в стиле мозаики  на стене над горним местом главного алтаря Киевского Софийского собора. Шестиметровое изображение молящейся Божией Матери на золотом фоне, стоящей во весь рост на четырехугольном золотом камне с воздетыми руками.
       Икона получила свое наименование «Нерушимая Стена» ввиду того, что на протяжении девяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно подвергались разрушению.
       На большой дуге полусвода, во всю ее длину и почти во всю ширину, изображена греческая надпись черною мозаикою. Надпись эта так переводится: «Бог посреди Его и не подвижется: поможет ему Бог утро заутра» (Пс.45,6). Это говорит псалмопевец о городе Божием.
       Необоримая Заступница земли русской и в самые тяжкие времена подавала ей благодатную помощь.

       «По грехам, случалось, пребывал в руинах Киев, в пожарищах, кустами и лесом зарастал, и кости христианские грудами на улицах лежали, но восточная стена Святой Софии оставалась целой. Западная чуть ли ни век обрушенной стояла, а сам собор без кровли, открытый грозам и снегам. Но были воздеты в молитве руки Богородицы, и возрождался город, зримо возрождалась Святая Русь.

       Когда 380 лет назад, в 1633 году, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Петр (Могила) добился от польского Сейма возвращения Софии Киевской православной церкви, разорённый собор пребывал без кровли и западной стены.
       За десятилетия проекта «уния», которая мощно насаждалась всей государственной машиной Польши, где воспитание находилось в руках иезуитов, православие оказалось в плачевном состоянии. «План римско-католической пропаганды, - отмечал историк Н. Костомаров, - состоял главным образом в том, чтобы отвратить от древней веры и обратить в католичество русский высший класс... Орудием для этого должны были служить школы или коллегии, которые одни за другими заводились иезуитами на Руси...»
       Разумеется, иезуиты воспитывали детей русской знати в антирусском духе. В этом же духе они воспитывали детвору и из несостоятельных семей. Поэтому «первым делом митрополита было привести церковь Святой Софии в благолепный вид и освятить её для богослужения... и вместе с тем оживить в народе воспоминание древности», пишет Костомаров. Пётр называл её «единственным украшением православного народа, главою и матерью всех церквей».

       Митрополит Петр, отстаивая святую веру предков, действовал и говорил без оглядки на враждебную ему власть. Он вразумлял: «Наша церковь, оставаясь ненарушимою в догматах веры, сильно искажена в том, что касается обычаев, молитв и благочестивого жития. Многие православные, от частого посещения богослужения иноверцев и слушания их поучений, заразились ересью, так что трудно распознать: истинно ли они православные или одним только именем? Другие же, не только светские, но и духовные, прямо покинули православие и перешли к разным богомерзким сектам».
       Унию он прямо назвал «богомерзкой сектой».
       Труды выдающегося нашего иерарха принесли плоды.
       И уже в 1654 году София Киевская (ещё и стены одной нет: средств не хватало) вновь явила себя центром духовной и политической жизни, где утверждались спасительные для народа решения Переяславской рады, где Богдан Хмельницкий отстоял право народа называться русским. А то в политикуме уже и тренд преобладал, как он заметил: «...дабы имя Руское не помянулось в земли нашей».
       Митрополит Пётр сам был воплощением стены, которая удержала, распрямляла, о которую ударялись и вразумлялись. Подобные ему люди всегда находились на Руси.

       Уже совсем в иную эпоху, которую мы называем «пушкинской», в эпоху, когда русская аристократия, но уже иным способом, вновь была одурманена европейским ядом, в высшем свете появился яркий молодой человек, духовный писатель, Андрей Николаевич Муравьев - путешественник и паломник, сделавший для спасения святынь Киева очень много, оставил нам своё описание Софии Киевской иконы «Нерушимая Стена»:
       «Рост Её исполинский, как и все дела Её на святой Руси; Она стоит на золотом камне, незыблемое основание всех притекающих к Её защите; небесного цвета Её хитон, червлёный пояс, и на нем висит лентион ("полотенце"), которым Она отирает столько слез; лазуревые поручи на воздетых к небу руках; золотое покрывало опускается с Её головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Её покрова, ширше облак, по гласу церковных песней; светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах, ибо Она Сама Матерь незаходимого Света, была для нас зарею незаходимого солнца».

       На исходе ХIX века София Киевская в очередной раз становится крупнейшим духовным и культурным центром. Художник Михаил Нестеров вспоминал: «В Софийском соборе в те годы были часты парадные архиерейские службы. Митрополитом Киевским был умный, просвещенный Платон. Он жил тогда не в Лавре, как его преемники, а тут же против Софийского собора, в старинном, времен гетманов, так называемом митрополичьем доме и часто служил в старой Софии».
       В ту пору на службах в Софии можно было запросто встретить Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Петра Чайковского...
       Интеллигенция, заметим, даже подлинно русская, не прозападная, приходила слушать гениального Гришу Черничука - солиста хора Якова Калишевского, но не проповеди мудрейшего Платона. А это лишь косвенно соотносится с той изначально высокой ролью, которая была у Софии.

       Преподобный Нестор писал об эпохе Ярослава Мудрого: «Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время».
       Митрополит Платон (Городецкий) - формально его можно отнести также к «пушкинскому поколению» (1803 г.р.) - вёл серьёзнейшую борьбу со штундизмом, новой тогда для Руси ересью. И сделал всё, что мог. Владыка энергично открыл на Юге России несколько миссионерских центров и учредил дополнительную викарную кафедру. Он активно занимался просвещенческой деятельностью, окормлял православные братства, училища, церковно-приходские школы, Духовную академию и семинарию.
       Всё это, как и многое другое, совершалось при ежедневном присутствии на молитве Богородицы в Софии Киевской.

       При владыке  Платоне в путеводителе 1888 года «Киев. Теперь и прежде» (составитель инспектор Института благородных девиц Михаил Захарченко) уже без романтической образности, но и не менее замечательно, приводится описание собора:
       «Самую драгоценную достопримечательность Софийского собора составляют мозаичные и фресковые священные изображения на его стенах и сводах; они тем дороже для нас еще, что это единственные в России памятники живописи 11-го века. Изображения, сделанные посредством мозаики, составлены из небольших камешков кубической формы... Кубики эти разноцветные и большею частью из стеклянной массы, некоторые же из них составлены из металлических композиций, а есть даже и натуральные камни.
       Все кубики уложены по известному рисунку; причем они вставлены в густую массу клейкого цемента, которым, наподобие штукатурки, покрыты стены. Затем, сверх мозаики, картины покрыты стеклянной эмалью или лазурью... Из-за иконостаса взором каждого представляется колоссальное мозаическое изображение Божией Матери, получившей между богомольцами, за дивную долговечность свое название - "Нерушимой Стены". Изображение это находится над горним местом, почти на своде алтаря, представляющем громадную нишу с круглым сводом. По своему высокому положению и по своим громадным размерам, достигающим 7-ми аршин высоты, икона эта господствует не только над алтарем, но и над всем храмом, и видна почти со всех главных пунктов его».
       По сути, икона эта была видна всей Руси.

       Неудивительно, что в ХХ веке некоторыми умами не раз овладевала мысль о возможности уничтожения Софии. Но само провидение, сама Премудрость Божия, не иначе, совершала чудо (впрочем, наши атеисты, наверное, найдут и реалистическое объяснение тысячелетнему стоянию святой стены).

       В домонгольский период на Руси было три Софийских собора - в Киеве, Новгороде Великом, Полоцке, в трёх важнейших, влиятельнейших духовно-политических центрах. Все три существуют и в настоящее время, проживая свою судьбу и общую - Руси.

       Премудростью Божией безумцы из рода человеческого во все времена пытались распорядиться с выгодой для себя.
       В результате храм Софии в Полоцке претерпел многие невзгоды, пожары, разорения, перестройки, а в начале ХVIII века в нём произошёл взрыв. При этом сохранились алтарные апсиды. Униаты в очередной раз перестроили собор, на этот раз неузнаваемо, в стиле «виленского барокко». Примечательно, что власти в 1930-е годы несколько раз предпринимали попытки снять с Софии кресты. Для непосредственных исполнителей всё это неизменно заканчивалось плохо: пять человек взбирались на купола, все пять погибли, разбились.
       Новгороде София в ХХ веке была чудовищно разорена, а потом и серьёзно обстреляна артиллерией (5 попаданий)...
       Во всех трёх наших древних святынях при атеистическом правлении были устроены музеи, т.н. заповедники. В Полоцке устроен ещё и концертный зал.

       Новгород - первый из трёх городов, где кощунственное положение переменилось: София, Премудрость Божия в 1991 году возвращена Церкви. 16 августа 1991 храм освящён патриархом Алексием II. Золотой купольный крест с голубем (образ Святого Духа, особенность Новгорода) наследники «евроинтеграторов» образца 1941 вернули уже в новом веке, в 2004 году, при посредничестве высшего политического руководства России. Ныне древний исторический крест как святыня пребывает внутри Софии, а на куполе в 2007-м установлена его копия.
       Возможно, и неслучайно, что с того самого времени в России начались благотворные перемены.
       В Софии Полоцкой Божественные литургии совершаются в юбилейные годы, в день памяти (5 июня) преподобной Евфросинии Полоцкой. Благоверная княгиня Евфросиния (правнучка Владимира Крестителя) свой духовный подвиг начинала в «голубце» - особой келье при Софийском соборе. Её святые мощи в силу тяжелейших политических обстоятельств на западе Руси семь веков почивали в Киево-Печерской лавре...

       При оранжевом режиме в 2005 году придумали чудовищную гнусность: собрать «все вероисповедания» («религиозные организации») в День независимости и устроить коллективную «молитву об Украине». Однако совместные молитвы с еретиками и раскольниками запрещены канонами Православия. И, слава Богу, в 2006 году Священный Синод УПЦ открыто заявил о невозможности для себя участвовать в подобного рода мероприятиях.
       При этом София Киевская, чем очень некоторые гордятся, включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И этот факт якобы препятствует возвращению святыни её законному владельцу - канонической Православной Церкви. Но и Киево-Печерская лавра в том же «списке». И вблизи лавры нет чудовищных строек.
       А около Софии, угол Стрелецкой и Георгиевского переулка, в июне уже 2013-го суд разрешил строительство новой высотки. То ли от глаз понадёжней решили убрать Премудрость Божию, то ли «случайно» обрушить: при строительстве ведь всякое быывает. ЮНЕСКО сквозь пальцы взирает и на чудовищные салюты, которые по многу раз в год сотрясают стены Софийского собора, отчего, говорят, и мозаика осыпается.

       Любима православным народом икона «Нерушимая Стена». Матерь Божия святым покровом своим охраняет то место, которое мы просим защитить. Во многих храмах эта икона, во многих домах.

       Если бы все киевляне это поняли.
       Премудрость Божия долго терпит.
       Стоит София, храм Премудрости Божией, пока стоит Стена - стоит Киев.
       Молится в нём Царица Небесная, изображённая на никогда не разрушавшейся стене - не всё и ныне потеряно. Есть такое поверье» (Олег Слепынин).

       С киевского образа был сделан поясной список иконы «Нерушимая стена», который долгое время был неизвестен. Икона вновь открылась только в 60-х годах ХХ века, когда ее передали в церковь села Никольское Астраханской области из соседнего, разоренного большевиками в годы революции Воскресенско-Мироносицкого монастыря села Златозубовка. На ней - отметины лихих лет, следы вандализма: поврежденная живопись, счищенная позолота. Образ провисел в храме, посреди множества других икон, более 30 лет.

       В 2001 году 95-летней жительнице села Соленое Займище, богомольной Агриппине Яковлевне Веремеевой в тонком сне явилась Пресвятая Владычица и, утешив от надвигающейся слепоты, повелела молиться Ее чудотворному образу «Нерушимая стена», что в Никольском.
       В день отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы икону искали и нашли на стене в неприметном уголке церкви. Стали ее очищать, она была покрыта олифой. Икона была написана на золоте. Сняли олифу, отдали реставрировать. Открыли обратную сторону иконы - там указано, что написана для монастыря.

       В результате архивных поисков удалось выяснить происхождение образа и возможную причину ее чудодейственной силы: в 1906 г., когда в монастырь приезжал свято праведный Иоанн Кронштадтский, он освящал иконостас монастыря, и на фотографии узнали эту икону - «Нерушимая Стена» на иконостасе придела, посвященного небесному покровителю святого Иоанна Кронштадтского преподобному Иоанну Рыльскому. Икона стояла в первом ряду иконостаса.
       Всероссийский молитвенник отец Иоанн лично освятил ее. Возможно, и в этом причина ее чудодейственной силы. Впоследствии храм монастыря был разрушен, иконы сожжены или порублены. Икону «Нерушимая Стена» спасла от поругания благочестивая прихожанка Мария Аньшакова и молилась перед ней в своем доме много лет, а потом принесла в дар храму в Никольском, единственному сохранившемуся на то время во всей округе...

       Совершилось как бы второе рождение ее и началось почитание среди прихожан. После молебнов случилось несколько явных чудес. Дважды произошло исцеление от рака, так же помощь была послана при хирургической операции. У родителей отыскался сын, пропавший за 11 лет до того; открылся убийца местной девушки, пришедший с повинной; примирились супруги, бывшие на границе развода. К иконе потянулся православный люд из окрестностей и других мест. Заботами благодатных богомольцев икону украсили искусной работы венцом, затеплили неугасимую лампаду, елей от которой теперь раздается молящимся.

       По свидетельствам очевидцев известно, что в годы Великой Отечественной на полях жестоких боев, в самых горячих точках сражения видели женщину, которая стояла, обратившись лицом в сторону вражеских частей, с воздетыми к небу руками.
       Одно из таких свидетельств подробно описано в рассказе православного писателя протоиерея Николая Агафонова «Нерушимая стена». Он повествует о чуде удивительного спасения фронтовика и его друга на Курской дуге, в одном из тягчайших сражений в годы Великой Отечественной войны. Когда фронтовик зашел в храм поставить заупокойную свечу, чтобы помянуть боевого товарища, то в иконе «Нерушимая стена» узнал ту саму женщину, которую видел тогда, в том памятном бою. Это была Сама Пресвятая Богородица.

       Списков иконы «Нерушимая Стена» с киевского образа немного. Они имеются в двух-трех храмах Москвы.
       Один из них сделан в XIX веке и привезен из Киево-Софийского собора в Россию, в Храм первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортово.
       Дата явления этой иконы в храме достоверно неизвестна. Но все местные предания говорят о том, что икона Божией Матери «Нерушимая Стена» появилась в храме апостолов Петра и Павла в богоборческое время. По одним сведениям икона принесена в этот храм после закрытия церквей, находящихся на территории общины "Утоли моя печали"; по другим - она принесена из закрытых храмов военного госпиталя имени Бурденко; есть мнение, что она пожертвована храму в шестидесятые годы XX столетия.
       Удивительная сила исходит от иконы Божией Матери «Нерушимая Стена».
       «Радуйся, Богородице, Стено Нерушимая, Заступнице наша и утешение».
      
       Тропарь Божией Матери перед Ея иконой, именуемой "Нерушимая Стена", глас 4
       К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии н смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

       Тропарь, глас 4
       Яко нерушимую стену и всемощный покров стяжахом Тя, раби Твои, Владычице Богородице, мрак грехов и скорбей отгоняющую. Темже вопием Ти: мир мирови даруй и душам нашим свет и спасение.

       Кондак, глас 6
       Не имамы иныя помощи,  не имамы иныя надежды,  разве Тебе, Владычице,  Ты нам помози,  на Тебе надеемся  и Тобою хвалимся,  Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

       Величание Пресвятой Богородицы
       Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
               

                Молитва пред иконою Богородицы «Нерушимая Стена»

        О, Благодатная Владычице наша Богородице Приснодево, приими; от нас сие благодарственное хвалебное пение и вознеси ко Творцу и Зиждителю нашему теплыя молитвы Твоя за нас недостойных, да простит Он, милосердый, нам вся грехи наша, помыслы лукавыя и нечистыя, дела скверная.
       О, Госпоже Пресвятая, умилосердися и низпосли дар по коегождо потребе: болящия исцели, скорбящия утеши, заблуждшия вразуми, охрани младенцы, воспитай и научи юныя, ободри и настави мужи и жены, поддержи и согрей старыя, буди нам и зде, и в жизни вечней стена нерушимая, избави от всяких бед и напастей и от вечнаго мучения,
       да всегда воспевающее Твою Материнскую любовь, восхваляем всем сердцем Сына Твоего, со Отцем Его и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

              ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС.               


Источник:
http://vichuga-voskr.cerkov.ru/2014/06/10/
ikona-bozhiej-materi-nerushimaya-stena/
http://pravoslavnyi.ru/new_site/component
ikona-bozhiej-materi
http://ruskline.ru/monitoring_smi/
2013/07/03/poka_stoit_stena/