Якорь в Сердце Сибиллы - The Sibyl of the Heart

Эльза Хапатнюковская
Если говорить о пересечениях с образами в колоде Малой Ленорман, то они, безусловно, есть и в "The Sibyl of the heart". Giordano Berti обозначил всего несколько. Возможно, сознательно, ему это свойственно (например, зашифрованные имена и названия в "Истории гнома Сихэна"). Но, если поискать, можно найти пересечений больше. Ведь символы, которые прослеживаются в разных колодах Таро и Оракулов, очень преемственны. Достаточно вспомнить Солнце и Луну. Это столь древние архетипы, что их можно найти и в античных, и в христианских храмах, и среди алхимических символов, и среди масонских, и в картах Таро, и в Малой Ленорман. В "Провидице Сердца" Солнце и Луна тоже присутствуют в нескольких картах, в качестве сопровождающих основной образ символов.

Моя работа с картами Малой Ленорман на протяжении многих лет привели меня к пониманию того, что эта колода полностью основана на Библейских и Христианских символах. И не удивительно. Ведь она сформировалась на почве "Игры Надежды". В названии игры уже содержится мощный дохристианский и Христианский символ. И в Малой Ленорман карта корреспондирующая с названием игры, под номером 35 называется "Якорь". В "The Sibyl of the heart" мы тоже находим карту, на которой присутствует символ якоря. Это карта 17, под названием "Надежда". Кстати, очень сходный образ мы находим в итальянских, французских и цыганских оракулах 17-19 в.в. Мы видим его даже на карте н.26 в "Le Petit Oracle des Dames".

Замечательная синхронистическая цепочка образов Малой Ленорман, The Sibyl of the Heart и Le Petit Oracle des Dames, которую наш загадочный Giordano Berti пока предпочел не упоминать.

На карте изображена женщина с детьми, у ног которой лежит якорь. Сейчас я не буду касаться всей символики карты, в том числе АЛХИМИЧЕСКОЙ, цитаты из Библии, которой она соответствует, согласно Danielus Kramer, на книгу которого опирался Giordano Berti, создавая свою The Sibyl of the Heart. А упомяну лишь некоторые значения этого древнего символа, проходящего через века и позволяющего хорошо читать карты в раскладах.

В глубокой древности якорями служили большие камни, корзины с камнями, мешки с песком, колоды с вбитым в них металлом. С появлением железных якорей, их стали делать различной формы, стараясь придать им вид лап, когтей, поперечин.

Нынешняя форма якоря родилась относительно недавно — в 1813 году. Верхнюю часть изображения можно рассматривать как отображение человека (так это было, например, у одного племени бессарабских цыган), стоящего вертикально и вытянувшего руки вверх, то есть к небу (в их символическом  изображении точки вокруг него понимались как звезды, по которым можно ориентироваться ночью и найти верную дорогу). Часть окружности, дуга внизу, — знак материального мира. Земля, которая вновь и вновь порождает человека.

Символизм идет как от формы, так и от функции якоря. Основные значения - НАДЕЖДА, спасение в Христианской Вере от нестабильности и трагизма суетной жизни, безопасность, прочность; спокойствие, надежность, верность; ограничение; море, парус, флот, победа в морской битве; вечный конфликт между землей и водой; опора, удача, вера.

Объединение мужской и женской основ есть в этом образе; якорь, обвитый змеей — урожай, жизнь, плодовитость. Нижняя часть якоря -  полумесяц, ладья, ковчег, вульва.

Символ якоря появился еще в египетском искусстве как образ мироздания, объединяя лодку (женское начало) и фаллос (мужское начало), обвитый змеей (жизни, сексуальности).

В античности  он был эмблемой моря, паруса, парусного корабля и морских богов (Посейдона / Нептуна). «Священный якорь» (греч. ankyra hiera) — бросался в исключительных случаях, при особой опасности.

Он выбивался и чеканился на монетах многих портовых городов (Александрии, Антиохии), на некоторых римских монетах.

Обозначал в дохристианские времена профессиональную принадлежность на могилах умерших моряков.

Но главное, в Христианстве он, как уже было сказано выше, был символом надежды и непоколебимой веры, который можно встретить в искусстве катакомб и на монетах. В раннем христианстве изображение якоря из-за крестообразной формы применялось как замаскированная форма креста (Crux dissimulata). Обнаруживается его близкое родство с символами креста и трезубца с дополнительным намеком на прочное «закрепление» новых религиозных общин (в Римской империи они представляли на тот момент меньшинство) и их стойкую веру в хаосе языческого окружения. Как символ надежды, изображался рядом с такими символами, как «добрый пастырь», рыба, голубь, пальма, etc. на стенах римских катакомб, геммах печатей. Часто сопровождался словом «Pax» — лат. «мир». В надгробных изображениях зачастую обрамлялся изображением рыб или дельфинов. С дельфином часто означает Христа, распятого на кресте. Предупреждал новообращенных об осторожности перед языческими властями, приучал к иносказаниям. Изображался со звездой и полумесяцем. Значение восходит к «Посланию к Евреям», где говорится о непреложности веры в Бога: «Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий…» (Евр. 6:19).

Являлся атрибутом Климента Римского, который был выброшен в море с якорем на шее; Св.Николая Мирликийского Чудотворца — епископа, покровителя моряков; Св. Плацидия; Св.Иоанна из Непомука.

В Греции, во время праздника Пробуждения весны, существовал народный обычай, согласно которому священнослужитель бросал в море распятие и «якорь спасения».

В геральдике якорь означает помощь в минуту опасности. Используется для обозначения городов-портов. В гербе г.Золинген присутствует как атрибут его святого покровителя Св. Климента.

В Алхимии, Розенкрейцерстве и Масонстве означает НАДЕЖДУ, рай, мир.
Эмблематически якорь является атрибутом  персонифицированной НАДЕЖДЫ.

Два якоря, поставленные крест-накрест символизируют то, что во времена великих бурь дополнительные меры предосторожности нельзя считать излишними.

Якоря также являются символом НАДЕЖДЫ как в духовном, так и в мирском смысле. НАДЕЖДА служит якорем, прочно прикрепляющим нас к вере во всех бурях и напастях.

" Моряк, заметив, что скоро буря грянет,
Быстро якорь бросает и судно спасает.
Так и душа, окрепнув Божьим утешеньем,
Уж не поддается горю, страху и смятеньям".
       В.X. фон Хохберг (1675).

Античная эмблема якорь с дельфином — популярный в эпоху Ренессанса мотив совмещал символы сдержанности (медлительности) и скорости с девизом Римского Императора Августа «Festina lente» («Поспешай медленно»).

В союзе людей якорь олицетворяет золотую середину.
Эмблема якоря использовалась многими, в том числе как книжный знак, например, венецианским издателем Альдом Мануцием (начиная с 1494 г.).