Дедов ветромобиль

Михаил Зеленко
      Подстригал  я как-то  во  дворе   своего  отца  и  заметил  на его  голове  шрам-рубец.                - Откуда у  тебя  такой  шрам? - спросил  я  его.               
      - О,  сынок!  С  этим  шрамом  связана  интересная  история!  - и  он,  когда  я его  подстриг,  рассказал  нашей семье произошедшую с  ним в детстве  трагедию... 
      - Жили мы в селе Урюпино,  на Елбане. Отец  работал  в  кузне. Машин  в  то  время  не  было – всё  приходилось делать  вручную, а главным  транспортом тогда  были  лошади  и  быки. Лошадей  в колхозе  не  хватало,  каждая  лошадь  была  на счету…  И  вот,  чтобы возить  на пашни и  луга  воду  лошадям, людям  и  поварам, мой   отец, ваш дед,  решил  помочь  колхозу:  сделать  ветромобиль-водовоз. Сила ветра  в наших  местах  настолько  огромна  и  к  тому  же  бесплатна,   что  не  воспользоваться  ею  было  бы  неразумно и непростительно.  Все  кто   работал  в  кузне  с   отцом  его идею  одобрили  и поддержали… Всю  зиму и половину весны,  мужчины  собирали  после  работы  ветромобиль.  Мы,  ребятишки,  собравшиеся  со всей  округи, издали  наблюдали  за  ними…
      Вначале они  соорудили  большую  деревянную  телегу и руль  с  поворачивающими  передними  колёсами.  Оси  и  втулки  колес, все валы, шестерни и скользящие  подшипники  были железными  и  смазывались  дегтем.  На  все  колеса  насажены  и  прикручены  обода из  железа  с  шипами.  В  середине  телеги была  закреплена вертикально  четырёхметровая с  четвертью  труба  с  распорками, в  которой проходил  вал  с  шестернями.  Вверху трубы крепился  трёхметровый,  как у мельницы  винт,  вал  которого  передавал  вращательное  движение  через  вал  вертикальной  трубы  на  колеса. На  конце  вала  винта, на  кожухе,  как у  самолета,  крепился  стабилизатор,  чтобы  винт  резко  не  бросало  из  стороны в сторону… Такое расположение и  крепление  винта  позволяло  ветромобилю  двигаться в любом  направлении.  У  ветромобиля  было  2  скорости:  на  первой  он  двигался  2 км/час, а  на  второй – 8 км/час. Сцепления не  было,  поэтому он  трогался  резко.   В  задней части  телеги  была  прикручена  обручами  большая  деревянная  бочка…   Для  управления  ветромобилем требовалась  сноровка, поэтому поначалу  дед  ездил  сам, а  чуть  позднее  и его помощники. Экономия  от  ветромобиля  колхозу  была существенная. 
       Как–то  осенью  поехали  урюпинцы  на 10 подводах, запряженными  быками,  в Алейск на  мельницу  молоть  пшеницу. Земляные  дороги  от  дождей  раскисли,  и  на  обратном  пути  быки,  выбившись  из  сил,   не  смогли  преодолеть  пойму  Урюпинского  ручья.* 
      - Помучились-помучились  мужики  с  быками  и  вспомнили  о     ветромобиле  отца – послали  гонцов…       
       Дед  приехал  быстро,  и,  прицепив  веревкой первую  телегу,  легко  её вытащил из  поймы  ручья.  Быков  распрягли,   все  остальные  телеги    вытащили   и,  сцепив их  цугом,  привязали  к  ветромобилю.  Дед  включил  пониженную  скорость - ветромобиль  тронулся,  но  натянув  веревки у  него,  несмотря на шипы, закрутились  задние колёса… Тогда  мужики  быстро  положили  на место  деревянной  бочки  мешки  с  мукой,  и  весь  «тележный  состав» со  скоростью  2 км/час отправился  в  село…
       Через  несколько погожих  дней,  воспользовавшись отсутствием  отца, мы с  соседскими  ребятишками   решили  покататься на ветромобиле…  Я  сел  за  руль,  но  сидя  управлять  мне  было  неудобно,  и  я встал… И  тут  же  получил  страшный  удар  лопастью  по  голове.  Я  потерял  сознание,  очнулся  в районной     больнице... 
       На  другой день после  случившегося, по велению  моей матери,  вашей  бабушки Анны  Грирорьевны  (девичья фамилия  Василенко),   отец,  от  греха  подальше,   разобрал   ветромобиль,   а  шрам  на  моей  голове  на всю  жизнь  остался  памятью  гениального  изобретения  моего  отца, а  вашего  деда -  талантливого  кузнеца  Михаила  Федотовича!  Вот  такая  история  приключилась  со  мной   в  1938 году, когда мне было  двенадцать лет!               
       И  отец машинально  потрогал  на голове  шрам...               


    
      * Я хорошо  помню  тот  ручей, вытекающий из  небольших  озер, находящихся  за  полотном  железной дороги, заросших   непролазным  камышом  и  глубинными  кувшинками.  Озера  подпитывались  родниковыми  и  дождевыми  водами.  Они  были  настолько  глубоки,  что  в  них  тонули  быки.  И  озера,  и  ручей  изобиловали    дикими  утками  и  рыбой:  карасями, окунями,  щуками, гольянами  и  пескарями.  Взрослые  не пускали  нас, на  эти  озера,  поэтому  мы купались  в   заводях  ручья…   Сейчас  на их месте  пологие  выемки  пшеничных  полей,  а  когда-то  ручей был  бедой  всех  селян.  (Прим. автора).
       
      
      
      P.S.  Мой дед (см. фото)  Зеленько Михаил Федотович  родом  из  Украины, села Степанки,  Черкасской  области.  Воевал  с  немцами  в  Первую  мировую  войну  1914 – 1918 гг.  Имел  награды!..  Знал  4  языка:  украинский, русский, немецкий  и  еврейский.  Строил  мосты  на многих реках,  в  том  числе:  на  Волге, Сырдарье, Амударье,  Амуре, в Карелии...  Имел  патент  на  изобретение  режущего  инструмента  используемого  в мостостроении.  Был  очень  хорошим человеком  и  классным  кузнецом!  Его  именем  назвали  меня.   Я  горжусь  своим  дедом!