Таро Магический ритуал в XVI веке в Венеции

Эльза Хапатнюковская
Эта статья немного рассказывает о том, как использовалось Таро для магических ритуалов в эпоху Возрождения в  Венеции.

В шестнадцатом веке в Венеции одной из самых кощунственных и опасных магических практик считалось заклинание с помощью Таро, называемое «Молот (молоток) любви».  Для обвиняемых в исполнении этого ритуала наказанием была порка и всевозможные ограничения, вплоть до тюрьмы, когда жалобы на них от якобы пострадавших подтверждались.   

Смысл слов «молот любви» объясняется в Vocabolario della Crusca* следующим образом: «Будто (молотком) по сердцу наносятся удары, и оно сильно бьется и ноет, и поражено печалью о ком-то.». Молотком, который направлен на возрождение не только любви, но и других форм чувства, таких, как дружба, уважение или просто привязанность, хотя любовь считалась главным аргументом.

В комментариях к своему поэтическому сборнику «Malmantile Racquistato» Лоренцо Липпи употребил для «любовного молотка» термин «ammartellato». В одной из его октав написано примерно так:
"Молот любви» - мощный удар в сердце любимой: Молот ударил, сердце разрушено; оно громко, болезненно бьется».

Это название часто использовалось в прошлом. Его можно найти, например, в аннотациях Антона Мария Сальвини к «Fiera-Зверь» Микеланджело Буонарроти-Младшего, в переводах Истории Тацита, сделанных Бернардо Даванцати (1529-1606),в итальянской версии  греческих «Птиц» Аристофана, у Джованни делла Каза, более известного, как Dellacasa. А так же у некоего епископа из Overo (1503-1556) известного  в качестве автора  руководства хороших манер «Этикет костюма», написанного им в 1551 году, но опубликованного посмертно, в 1558 году, которое он частично посвятил теме «молота любви». Особенно часто употребляется название «молот любви» в одной из пяти глав его игривых терцин, написанных в стиле бурлеска, часто с неприличными намеками.

Микеланджело Буонарроти Младший
Замечания Антон Мария Сальвини
Стих 44. (Песнь IV – Акт четвертый, "Второй день").
Молоток и гнев должны умереть.
Ибо, Молоток - удары ревности, сердцебиения, изломы сердца, которые наносит он «непослушным любовникам». Ритмичные удары «молотком любви» захлестывают волнами ревности и губят медленно.

Использование карт для "колдовства" отражается в шестнадцатом веке и начале семнадцатого века в нескольких источниках: Пико делла Мирандола в одной из своих Глав против гадания (1506) приводил изображения, используемые в карточной игре для различных форм колдовства. И то же самое в середине 16 века написал испанской юрист  Мартин-де-Аспилькуэта. В середине 17 века Хуан Перес де Монтальбан (Montalvan) (1632), указал на карты, как на инструмент для принятия  решений, сотворения заклинаний или предсказания будущего.

Как следует из документов, в которых записаны были показания людей, обвиненных в колдовстве и зельеварении, вызывание дьявола, чтобы получить любовь с его помощью, было обычной практикой в Венеции, особенно среди проституток определенного возраста, которые, опасаясь потерять или уже потеряв своих любовников, прибегали к «ритуалу молотка», чтобы вернуть их обратно.

Некий Габриэль из Венеции был обвинен в 1589 году святой инквизицией, когда стало известно, что, обучившись этому магическому ритуалу , он помог служанке, по имени Ариоза, вернуть милость своего работодателя, который ее уволил. В этом случае было даже не усиление любовной страсти. «Ритуал молотка» был применен для того, чтобы заставить патрона Ариозы двигаться в желаемом ею направлении и снова взять ее на работу горничной.

Осужденный  Габриэль показал, что по просьбе Эмилии Катена за три года до описываемых событий, проделывал тот же обряд. Катена, публичная женщина, бывшая подруга хозяина Ариозы, Франческо Беллоккио, также подверглась судебному разбирательству в 1589 году за подобные действия. Призванная свидетельствовать, Ариоза призналась: "... и он потом сказал мне, что я должна, по возможности, взять кусок веревки от церковного колокола, купить или суметь найти кусочек савана или церковной плащаницы, мирро и карты Таро, а точнее одну из них – «Дьявола», и все эти вещи с молитвами Мадонне положить на стол или алтарь и произнести над ними имя того, расположение которого я хотела себе вернуть; он сказал мне, что я должна была разжечь свечи перед изображением Таро, где был образ дьявола, который был перевернут и стоял между свечами; он сказал стоять на коленях перед изображение Таро, обхватив себя плотно за плечи (я не помню, возможно все это проделывать голой), и все это время, стоя на коленях, молиться, высказывая свои пожелания громко, чтобы «Дьявол» получил послание о моих намерениях".

На практике, исполнитель ритуала должен был зажечь свечу перед лежащей на магическом алтаре перевернутой картой Таро с изображением дьявола, и зажигать ее до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат. Женщинам было рекомендовано распустить волосы и оставаться на коленях перед этой картой, обращая к ней, точнее, к этому изображению на карте, на рассвете, в полдень и в сумерках молитвы преданности и магические формулы, предназначенные для данного ритуала. Это должно было дойти до Дьявола, чтобы тот помог проникнуть в сердце работодателя служанки, подобно множеству ударов молотка, заставляющих своей болезненностью вернуть благорасположение ее господина к ней вновь.

Перевернутая позиция карты «Дьявол» находит свое оправдание в этом ритуале: колдовские практики часто использовали перевернутое Распятие, что считалось (да и считается) у христиан очень большим грехом. Единственным случаем, когда перевернутое Распятие - благоприятный символ, является размещение его на Папском престоле, поскольку на перевернутом Распятии был казнен Святой Петр, основатель Католической Церкви. В магическом ритуале, описанном в документе, перевернутым стоял «Дьявол», что расценивалось не столь уж плохо. Но, даже если вместо «Дьявола» стояло бы перевернутое Распятие, то это тоже можно было бы трактовать двояко. Хорошо, что изображение на карте Таро было почти единственным активом, который можно было использовать, чтобы получить желаемый эффект. Ну а перевернутое Распятие в то время могло восприниматься и как поклонение Церкви Земной (карта Таро «Повешенный» тоже отчасти может символизировать Крест Святого Петра).

Конечно, этот вопрос требует более детальной разработки. Тема «Таро и инквизиция» это то, что стоило бы глубже исследовать и то, что могло бы помочь в раскрытии полной информации по теме.

 ---------------------------------- 
*Vocabolario degli Accademici della Crusca – первый академический словарь Итальянского языка, изданный в 1612 году во Флоренции.