Дама кубков Сола-Буска отравительница или жертва?

Эльза Хапатнюковская
Таро Sola-Busca было создано в Северной Италии в 1490-1491 г.г. Оно является абсолютно уникальным в истории Таро, так как это единственная сохранившаяся полностью колода 15-го века.

С большой вероятностью колода Sola-Busca была создана художником из Феррары, использовавшим при создании классические, алхимические и библейские сюжеты. Это также единственная древняя колода, в которой все 56 Младших карт проиллюстрированы персонажами, в отличие от традиционных символов, употребляемых  в первых известных в истории колодах Таро. Мифические крылатые рыцари, гиганты, тролли, ангелы и сильфиды вкупе с римскими воинами, античными богами, библейскими персонажами и историческими личностями – герои сюжетов, изображенных на картах этого Таро.

К тому же, персонажи иногда изображались на фоне исторических мест, которые подчеркивали тему прохождения пути испытаний, свойственную эпохе Возрождения.

Если вглядеться в изображения, то станет ясно, что некоторые из них маскируют классические изображения. Например, в Х Аркане проглядывается Колесо Фортуны и т.п.

Пажи не имеют имён. Имена есть только у Королей, Королев и Рыцарей, которые, возможно, были заимствованы из 52-карточной французской колоды 1480.

Среди Придворных карт колоды Sola-Busca мы видим Короля Мечей –Александра Македонского, Даму Мечей – его мать Олимпиаду, Даму Кубков – Полисену, Даму Монет – Елену и других.

Эта колода карт Таро, возраст которой более 500 лет, получила особое признание у алхимиков Тайных Орденов, натурфилософов Средневековья и магов-алхимиков «Священного Солнца», явилась вдохновительницей целого ряда наиболее известных гадательных колод. Таро Древних магов, как называют Tarot Sola-Busca благодаря своей оригинальности, а также неповторимой привлекательности рисунка, — одно из совершенных созданий итальянского Ренессанса. Колоду нередко называют Таро Посвященных и Таро «Священное Солнце». Благодаря большому количеству эзотерических символов, эта колода привлекает пристальный интерес оккультистов и мистиков  уже несколько столетий.

Название "Sola-Busca" идет от имени благородной  Миланской семьи, которая владела этой колодой с начала 19 века до 1948 г. В 2009 году она была куплена у этой семьи за € 800.000 итальянским Министерством наследия и культуры, и выставлена в Pinacoteca Brera, в Милане.

Об этих картах писали несколько ученых, среди которых мы должны вспомнить, прежде всех, вельможу Leopoldo Cicognara (Ferrara 1787 - 1834) и наших современников – Sofia Di Vincenzo, исследователя и иллюстратора, и Giordano Berti, издателя, писателя и эксперта Таро.
   
Мне захотелось написать немного о Даме кубков в Tarot Sola-Busca, наверное, потому, что в этой колоде значение карты может заметно отличаться от привычно применяемого сегодня при чтении других колод Таро.

История прообраза Дамы Кубков в Tarot Sola-Busca весьма изобилует интригами и кровавыми расправами. На карте в профиль изображена очаровательная женщина перед кубком со змеями. А в верхней части карты написано «Polisena». Историки и специалисты считают, что имеются некоторые проблемы с интерпретацией образа, ибо в карте использовано много символов. Но очень уж он привлекает гадателей и магов.

Что стоит за образом змей, выползающих из чаши, которую держит Полисена? Полисена или Поликсена присутствует в различных традициях, начиная с древних времен.

Поликсена — персонаж древнегреческой мифологии. Дочь Приама, последнего Троянского царя, и Гекубы. По некоторым версиям, невеста Евримаха, сына Антенора.

Герой греков Ахилл, как рассказывает сравнительно позднее предание (у Еврипида и Овидия), случайно увидев её, воспылал к ней любовью, решил взять её в жены и перейти к троянцам, но был изменнически убит Парисом как раз тогда, когда пришёл, безоружный, в Фимбру для бракосочетания с Поликсеной.

Поликсена изображена на картине Полигнота в Дельфах среди участников взятия Трои. На картинах обычно изображалась её смерть на могиле Ахилла. По многим авторам, её закололи на могиле Ахилла. Это сделал Неоптолем, сын Ахилла. По другому рассказу, для успокоения его тени возвращающиеся домой греки принесли пленную Поликсену в жертву над его кенотафом (надгробным памятником), устроенным ими на фракийском берегу.

По Филострату, она покончила с собой на могиле Ахилла до взятия Трои из любви. По другой версии, смертельно ранена Одиссеем и Диомедом при взятии города и похоронена Неоптолемом. В любом случае, Поликсена была жертвой любви и из-за нее погибла.

В Христианской традиции почитается преп.Поликсения, чудом сохранившая свою девственность, атрибутом которой является дракон – символ защиты девственности. В основе его лежит алхимический символизм.

Следует также помнить, что в средние века и во времена Ренессанса допускались довольно большие отклонения в версиях изложения классических мифов и библейских сюжетов.

Монотеистические религии изображают дракона злой силой, за исключением отдельных случаев, когда он может олицетворять Логос, дух оживляющий или всемогущее божество, Плерому, чудесную, защищающую силу, как в повествовании о Поликсении.

Дракон и змей обычно взаимозаменяют друг друга в символизме, представляющем неявное, неразличенное, хаос, латентное, необузданную природу, а также живительную силу воды. Когда он изрыгает громы и молнии, происходит переход от мира непроявленного к сотворенному миру формы и материи. И здесь дракон обладает двойственным символизмом: он может выступать и как бог дождя, и как его противник, не дающий дождю упасть. Его ассоциируют, с одной стороны, с морем и пучиной морской, с другой - с вершинами гор, облаками и солярными восточными регионами. Водная составляющая синхронизирует дракона со стихией воды, соответствующей Даме Кубков, перекликается со змеями в кубке перед нею.

Универсальный и очень сложный символ. Дракон, или "крылатый змей", объединяет в себе змею и птицу, дух и материю. Вначале его символика была целиком благоприятной и означала воды, несущие жизнь (змея), и дыхание жизни (птица). Он идентифицировался с небесными богами и их земными представителями - императорами и королями. Впоследствии его символика стала амбивалентной, обозначая благодатные дожди, следующие за грозами, и, вместе с тем, разрушительные силы молнии и наводнения.

Выступая в роли чудищ, драконы - автохтонные "владыки земли", с которыми приходится бороться героям, завоевателям и созидателям, чтобы захватить или освоить землю. Они же являются хранителями сокровищ и доступа к тайному знанию. Битва с драконом символизирует те трудности, которые необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания. Победа над драконом олицетворяет разрешение конфликта между светом и тьмой, разрушение деструктивных сил зла, либо победу над собственной темной природой человека и достижение самообладания. Спасти непорочную девицу из лап дракона, значит освободить чистые силы, сокрушив злые.

В христианстве дракона считают змеем, "тем еще старым змеем", силой зла, дьяволом, искусителем, врагом Божьим. Он представляет, кроме того, смерть, тьму, язычество и ересь. В Ветхом Завете "обиталище драконов" ассоциируется с "сенью смертной" (Псалмы, 44:19) и пучинами водными. "Обиталище драконов" считалось местом запустения и погибели. Победители драконов предстают как триумфаторы над силами зла и ереси. Дракон с завязанным хвостом олицетворяет зло побежденное, поскольку считалось, что сила дракона в его хвосте, как и у скорпиона. Архангел Михаил, повергающий дракона, являет победу бога солнца над тьмой, что в христианстве трансформировалось в версию о поражении Сатаны.

Драконы являются атрибутами святых Кадо, Климента Мецкого, Георгия, Кейна, Маргариты, Марты, Самсона, Сильвестра и апостола Филиппа.

И вся эта символика, как нельзя лучше, ложится на значение Дамы Кубков вTarot Sola-Busca, которая сопровождается именем Polisena.

Интересно, что первую жену и одну из многочисленных внебрачных дочерей у Франческо Сфорца, основателя Миланской ветви династии Сфорца, кондотьера и одного из заказчиков самой старой, как принято считать, колоды Таро (Tarot Visconti-Sforza), звали одинаково - Полисена.

Так вот, жена Сфорца, Полисена Руффо, была отравлена вместе с годовалой дочерью одной из своих теток. Возможно, змеи перед Дамой Кубков говорили об отравлении жены Сфорца. И тогда значение этой карты может приобретать печальный оттенок.

А внебрачная дочь Сфорца, тоже Полисена, вышла замуж за зверюгу Сижизмондо Малатеста, которому приписывали как смерть первой жены, так и второй - Полисены Сфорца (путем удушения). На гербе дочери Франческо Сфорца и в гербе Сфорца вообще, были изображены геральдические змеи. Возможно, именно они и отразились на изображении Дамы Кубков, как представительницы семейства, имеющего отношение к первым известным картам Таро. В этом случае, кубок со змеями отмечает также несчастливую судьбу персонажа на карте.

Ко времени гибели Полисены Сфорца у Сижизмондо Малатеста была наготове 3 жена, юная Изотта, и уже с ребенком. И вот она-то, третья - единственная, его пережила....

Но за третью жену Малатесты тоже сложно порадоваться, ибо после смерти сатрапа, она правила, как регентша, от имени своего сына Саллюстио.... но.... один из множества внебрачных сыновей Сижизмондо, Роберто Малатеста, убил своего сводного братишку и занял престо кондотьера Римини. Так-то.

Кстати, женщин, приглянувшихся ему, сей Сижизмондо, легендарный «волк Романьи», один из «идеалов доблести раннего Ренессанса», брал, не глядя, а мужей их, если что кому не нравилось, кончал на месте... И все его зверства, которые он учинял, и не только на сексуальной почве, не помешали ему достроить храм в Римини (ныне кафедральный Собор «Tempio Malatestiana»).

Папа Римский Пий II (который в 5 раз на момент постройки отлучил этого героя от церкви), давая оценку храму, построенному по указу Малатесты архитектором Леонбаттисте Альберти, писал, что в Римини возведена достойная церковь в честь святого Франциска, но при этом она заполнена таким количеством языческих атрибутов, что кажется скорее капищем, на котором поклоняются демонам.

Языческого в интерьерах храма Малатесты действительно немало — по его сторонам, например, идут капеллы, названные и оформленные в традициях античности — «Музы», «Детские игры», «Сивиллы» и так далее. В отделке присутствует и множество символов — листья шиповника, гирлянды, человеческие головы («Malatesta» с латыни переводится как «дурная голова») и переплетенные буквы S и I, монограмма Сиджизмондо и Изотты, его супруги, которая правила Римини от имени своего Сижизмондо, вследствие того, что он был отлучен от Церкви. А вот традиционных христианских эмблем при строительстве осознанно избегали. И вот, интересная же параллель (правда, не прямая), что в колоде Tarot Sola-Busca тоже намешано много всяческих – алхимических, мифологических, исторических и др. символов. Если же внимательно рассмотреть некоторые более поздние итальянские колоды, в них можно найти заметные следы изображений из храма Малатесты и из колоды Sola-Busca.

Но это уже другая история.

Дама же Кубков, или Полисена, в Tarot Sola-Busca – жертва династических интриг, несчастной любви и неожиданного, жестокого убийства, воплощение алхимической женственности, целомудрия, защищенного мифическим драконом, не менее грозным, чем род, из которого происходила Полисена Сфорца. И все эти черты ее судьбы, конечно же накладывают отпечаток на значение карты Дамы Кубков в Tarot Sola-Busca.