в Идумею ч. 1

Юрий Левин 2
Ашдод    
     Идумея (от имени библейского Едома, “адом” по-еврейски красный)- в двух климатических поясах, и граница между субтропическим и тропическим поясами проходит примерно на широте Каира (30* с.ш.), то есть где-то через последнюю четверть нижнего течения Иордана, по пустыне Арава (южной части пустыни Нэгэв). Поехать на двухдневную экскурсию туда я решил потому, что в программке было два интересных для меня пункта: музей филистимлян и кочевые бедуины с верблюдами. Но Леа, с которой я поделился своими планами, разочаровала- она была последней, кто видел изготовление ковров бедуинками: их мужья возмущались-возмущались (жена не должна работать на кого-то, её место дома с мужем и детьми) да и сожгли все эти деревянные конструкции ковроткачества. Плюс сосед-питерец (узнав, куда я собрался) "обрадовал" меня новой болезнью МЕRS, которой люди заражаются именно от верблюдов и мрут, как мухи, а лекарств никаких пока нет. Но! Попасть в музей филистимлян! Что знал о них? Народы моря (совершеннейший этнический и языковой конгломерат, по мнению историков), и среди них филистимляне (плиштим на иврите), осели в  Ханаане, построили города, в том числе Ашдод. Именно с ними после исхода из Египта воюют евреи, поэтому мне интересно- что написано в музее евреями про своих врагов?

     Рано утром сели в автобус, с удивлением нашёл, что в соседях у меня питерец, пугавший смертельной болезнью, мы негромко заговорили, пока на нас не зашикали: гид в тот момент читал молитву о благополучии поездки, а мы мешали (питерец пробурчал, что это ещё вопрос, кто кому мешает). К сожалению, русский сосед не только плюс, но и минус- я не смог наблюдать проплывавшие и меняющиеся за окном картины.

     Вот и Ашдод, музей филистимлян. Зданьице неприметное (но ведь и у нас музеи не часто во дворцах), из табличек прочитал- много было частных инициатив и пожертвований. Я гида не слушаю (ведь он говорит по-еврейски), а читаю надписи по-английски. С удовлетворением отмечаю научный нейтралитет в описании событий: Ашдод действительно основан филистимлянами и завоёван позднее евреями. А вот новость для меня- обычай плясать и петь на молебне евреи взяли у филистимлян (а я всё удивлялся этому), как и многое другое в религиозных обрядах. Забавный эпизод у питерца- почему в датах написано по-русски ВСЕ? Но он сам быстро сообразил, что это английская аббревиатура (до н.э.), а не русское слово.

     На следующий день встреча с директором (или кто он тут) музея быта бедуинов. Одет бедуин традиционно (но это и на картинках увидеть можно), что-то рассказывает, слушатели смеются. Верблюдов- никаких. Шатёр неподалёку (размером с армейскую палатку для полувзвода), заходим, садимся, и бедуин угощает чаем, продолжая свой рассказ.

     Итак- стоила ли игра свеч? Да, считаю, что не зря съездил в музей (остальные объекты- как промышленные, так и природные- меня не заинтересовали).
 
    PS Для русского филистимляне- некий древний народ, который жил когда-то и где-то. А палестинцы- это те, которые жили и живут в Палестине. То есть и евреи, и арабы, поэтому так разозлило евреев предложение Англии о Палестинской автономии ("англичанка гадит"- когда ещё было сказано): получилось, что палестинцы-  это только арабы, которые живут сейчас и жили тут раньше и ПОЭТОМУ считают эту территорию своей, а евреев- захватчиками!