Метания Ольги Ильинской

Наталия Май
размышления о романе Гончарова «Обломов»


















В романе Гончарова сложился своеобразный любовный треугольник – Ольга, Обломов и Штольц. Герои размышляют о своих отношениях, пытаются проанализировать зарождение симпатии, движения души навстречу другой, «фейерверк», как называет это сам автор, - когда людьми овладевает восторг, они приходят в состоянии эйфории. И гаснут. Или укрепляют свою связь совместной жизнью и деятельностью. Гончаров – автор очень рассудительный, он один из наименее пристрастных писателей, который сохраняет способность мыслить трезво и отстраненно.

Невзирая на все попытки Обломова, Штольца и самой Ольги понять суть происходящего, как мне кажется, есть момент, который так и не был облечен в слова, но ясно прочитывается. Сущность Ольги Ильинской. Она – лидер, и должна играть первую скрипку в любовном дуэте. Вдохновлять, направлять, заряжать энергией. Вот для чего создала ее природа. И Обломова она полюбила, главным образом, потому, что смогла себя реализовать, почувствовать свою силу, возможности, поверить в саму себя. И она была счастлива. У нее самой будто выросли крылья.

Со Штольцем же это было невозможно. Несмотря на свои мечты о равенстве, он сам хотел руководить, направлять, советовать. У Ольги была отнята возможность лидировать, реализовывать свою природную функцию. И она, вопреки всем благоприятным обстоятельствам, стала гаснуть. Чувствовать, что утратила нечто важное, но что это? Она и сама не могла сформулировать.

Штольц относился к ней снисходительно, как милому, подающему надежды, ребенку. Обломов воспринимал как высшее существо, до которого ему нужно расти. Естественно, ей это льстило, никто никогда не относился к ней так. Причем это было поклонение человека тонкого, умного, обладающего способностью звучать на той же душевной ноте, подстраиваться к окружающим как камертон. И запела ее душа – Обломов интуитивно понял, для чего создана Ольга. Пробуждать энергию в окружающих и оборачивать ее во благо людям. Она должна была чувствовать себя вдохновительницей на добрые дела. Незаменимой, единственной. А с деятельным жизнерадостным Штольцем она стала верной помощницей, и, вопреки всем своим достоинствам, которые тот единственный понимал и ценил, все-таки - второй скрипкой, аккомпанементом, тенью своего мужа.

Она не могла бы сделать лучшего выбора, чем Штольц, если следовать доводам рассудка. Это было решение разума. Он – человек редчайший. И способен был понять в ней все абсолютно, кроме… пожалуй, самого главного. Ее подсознательного желания повелевать. В хорошем смысле.

Но в то время женщина-ведущий, мужчина-ведомый – эта схема взаимоотношений не рассматривалась открыто, так, как сейчас. Считалось, что все решать должен мужчина. Обломов и Ольга на самом деле друг другу вполне подходили. Но в ту эпоху они встретили недоумение и непонимание, даже недоверие – казалось, такой пары не может и не должно быть! В тупик был поставлен даже мудрейший Штольц.

Отсюда – затаенная боль Ольги, все ее тщетные попытки разобраться, почему она не ощущает себя счастливой и благодарной судьбе. Ей было даровано все. Но суть личности ее была нивелирована. И ей суждено было прожить жизнь в потемках, так себя и не поняв.