Каменное Святилище

Геннадий Копытов
 Исследование.

                "Чай чело камоне, но и тело ее Магужино!"
("Чти (жди)голову каменную и тело ее - Макоши!(сильное, магическое?)")
Надпись на камнях Валаама. Чудинов В.А. (с моими добавлениями).

  В июле 2007 года я познакомился с краеведом и хранителем тайн  Каменского района Ириной Алексеевной. Она рассказывала о древних преданиях и легендах края. Много легенд связано с камнями. 
      
Из показанных фотографий, более всех, меня заинтересовала одна – огромный конусообразный валун с видимыми местами обработки. Внешний вид напоминал «половецких баб» с украинских степей и статуэтки трипольских Рожаничных Богинь, но с более грубой проработкой деталей. Кроме этого, там были фото со странным продолговатым камнем со следами общей обработки и осыпанный отверстиями «как оспой». Все камни похожи на "следовики".
В центре камня - сверху – круглое глубокое отверстие. У меня появилось несколько догадок, которые я решил проверить.

130-190 тысяч лет назад, ледник "московского оледенения" отступая, оставил в этих местах множество камней, и они зажили своей жизнью, дав топоним месту Каменка-Каменское.

      12 августа 2007 года мы провели в Каменке, скорее "этнографическую", экспедицию. На археологическую – не было средств!
Вот что нами было обнаружено.

    Место находится на открытом поле между двумя поселками Остриково и Черкассы. Со стороны грунтовой дороги, проходящей в 250 метрах, практически ничего не различимо.
    Место представляет почти плоский открытый участок ,с незначительным уклоном к западу не более 5 градусов. Все поле, на несколько километров в округе, усеяно скрытыми в земле и оголенными каменными плитами. Механизаторы здесь никогда не пашут, так как велик риск поломки инструментов. Местные жители называют это место «Каменное Поле».

    Камни Святилища расположены в небольшой дугообразной березовой  роще, 30 на 60 метров, размером в плане. С большой ветлой в центре, крупной раскидистой берёзой правее ветлы. С левой стороны от берёзовой «дуги» - округлая осиновая посадка в диаметре 8…10 метров.

Вдоль восточной и северной стороны рощи расположены ямы (провалы), в количестве 9 штук, глубиной 1,0…1,6 м – возможно места для разведения Священных огней (№I…IX см.план). Все берёзы, растущие вдоль ям, с восточной стороны валунов сильно искривлены. При выходе из земли, их стволы опускаются  вниз, делая петлю ко дну ямы, затем поднимаются вертикально верх. В этой части рощи прямых берёз практически нет. Три берёзы (с восточной и северо-восточной стороны) сожжены молниями. У ветлы, находящейся в центре, молнией отбит большой сук, и дерево сильно обуглено. В центре у тонкой высокой берёзы, находящейся перед камнями, громом сбита верхушка. Местные жители утверждают, что молнии бьют в это место по нескольку раз за лето. Возможно, аномалия связанная с систематическими грозовыми ударами по этому месту, сыграла значительную роль в основании здесь языческого святилища.
Как известно, славяне обожествляли грозу: гром, молнию - персонифицируя их Богом Грозы, Войны и справедливости - Перуном. Культ Перуна известен на Руси и у Полабский (Поморских) Славян, примерно с 7...8 века н.э. В данном случае Перун (или более раннее Божество – возможно Сварог - обладатель  молота) или Стрибог (здесь как Старший (Стрый) Бог-Управитель стихиями, которого вятичи славили "Набольшим Богом") выступает в качестве подателя дождя, которым поит новый урожай. То есть, являясь мужским началом -оплодотворяет Мать-Землю.

 В северо-западной части рощи находится углубление 16 метров в диаметре и 1,6 метров в глубину почти правильной округлой формы. Хотя никакой воды на дне нет, но местные жители упорно называют это понижение рельефа «Круглым Озером». Возможно, вода здесь была очень давно или появляется время от времени. Расположенная в 15 метрах западнее, уже описанная выше осиновая посадка производит впечатление сырого места. По-видимому, под землей имеется скрытый источник воды, о чем косвенно свидетельствуют искривленные стволы берез. Вода, в проводимых ритуалах, играла значительную роль и использовалась из имеющегося на капище истока.

Славяне, как известно, до инквизиторских реформ 16 века (когда за найденные дома гусли – гудки, сжигали людей как колдунов и ведьм в баньках) молились около родников и колодцев.   
«…У криниц и рек бесом жряхом...»
«Рекосте: створим зълые, да придут на ны добрая - пожьрем студенцам и рекам и се тем, да улучим прошения своя».
«Ов требу створи на студенци, дъжда искы от него».
(«Поучения против язычества» 12 век - русский вариант «Молота Ведьм» ).
 
     Само Святилище это комплекс камней, расположенных дугой, точнее коромыслом или луком, с прогибом в сторону севера (№1..12). Твердые горные породы: базальт, гранит, кварцит. Камни строго сориентированы относительно сторон света. Дуга концами лежит с запада на восток.

      Центральное место занимает Каменная Женщина  (камень №5 размером 7,5 х 2 х 2 м). Внешне выглядит как утолщенная каменная капля с изогнутым острием – «ногами». Резко прочерчена область «головы» кольцевым прорезом. В фигуре различаюся: условно прорезанная грудь, бедра, лоно – в виде треугольника, внутри которого видна рельефно выступающая часть сферы с тремя отвертиями. Впечатление – голова младенца. «Голова» Богини имеет лицо без проработки отдельных элементов. На северной и южной стороне статуи Богини выбиты две ниши. Южная размером 50х30 см, северная, 50х20 см в плане. Глубина 15…20 см. Возможно - жертвенники.

Хотя у нас создалось мнение, что здесь могли ритуально принимать роды. На эту мысль наводит «южная ниша», похожая на  сидение. При расположении в нем,  форма заставляет принять полулежащее положение с опорой левого бедра в сторону и вверх по специальному углублению на фигуре богини. Ноги принимают положение - как  в гинекологическом кресле. Возможно в северном "кресле" рожаницы сидели для облегчения протекания беременности. Южное - для родов...
 
    Вероятно, изначально статуя находилась в вертикальном положении. Это так же относится к камню N10, так как фигуры обработаны со всех сторон. Изночально, возможно, были Идолами. Позже упали под тяжестью и подмытия грунтовой водой – жрецы решили, что этак тоже правильно, так как женское начало – это Земля.
Но вероятней всего, что святилище изначально сформировано таким образом. Как Святилище Священный Камней.

На спине статуи Богини различим косой крест (солярный символ «солнечного огня», или руническая надпись). Что-то, вроде, римской "ХIII". Ввиду незначительной глубины, около 0,3..0,5 мм, почти не заметен. Осматривать надпись необходимо под некоторым углом. Надпись изучал по фото, обращенном в негатив. Прорись отчетливая, ровная, ширина полосок, из которых состоят знаки - 0,5 см. Высота 8...12 см.

Отбираю хлеб эпиграфистов.
Если считать надпись слоговым письмом или силлабарической руникой, то предварительная (рабочая) дешифровка надписи - "Зайди". Возможно это "Взойди!" - обращение к Солнцу(но нет руны "V" ВЪ), или обращение к кому-то"Зайди!", надпись на северной стороне Богини. Но остаются сомнения в правильности интерпритации и функционального соответствия Памятника с палеонадписью. Надпись может быть и не древней.

Надпимь номер два.
В иверсионном обращении камня обнаружил еще одно темное пятно, на этой же стороне камня, на нем, как будто сваленные и сдавленные буквы, похожие на кириллические. Возможно Руны Рода. На лигатуру не похоже, представляют из себя сливающуюся сетку из черт. Что-то вычленить, для адекватного прочтения, не возможно, а выдумывать и притягивать бессмысленно.
На других камнях встречаются достаточно современные записи. К сожалению надписей, подтверждающих мои догадки о функиональном назначении и посвящении Святилища конкретному Богу, Богам, мной не найдено, пока.Но есть косвенные данные. Антропоморфность фигуры цетрального камня - скорее святилище Макоши. Но дважды повторенное женское лоно - возможно Мара. О совмещении функий двух этих Богинь в одном храме не имею сведений. 

 В 16 км от этого места около населенного пункта "Синий Камень", есть камни с такими же знаками. Чуть далее "Конь-Камень".

Позади фигуры Рожаницы, глубоко ушедший в землю, камень (№6) пирамидальной формы с четко обработанной прямолинейной гранью. Назначение камня, как и некоторых других, не ясно.
     Интересен камень №4 – выполнен в форме женских гениталий. Сориентирован радиально к центру каменной дуги.

Позади Богини в 5..7 метрах расположено земляное возвышение, курганного типа высотой 1,5 м, далее на юг, в 5 метрах, еще один - 1,2 м высотой.

     Второй значительной по величине и символичности фигурой в Капищном ансамбле является фаллообразный камень (№10 размером 8,3 х 1,3 х 1м). Лежит, как бы на боку, обращен четко выраженной «головкой» в сторону Богини. Возможно, также, изначально находился в вертикально положении, т.к. аналогичные деревянные и каменные Славянские Идолы имели стилизованную фаллическую форму и устанавливались вертикально.

Почти в центре, на верхней грани камня имеется круглое отверстие диаметром 20 см и такой же глубины. Здесь, возможно, устанавливался ритуальный сосуд с водой или медом для питья прихожан, принесения меда, молока в требу, или омовений  ( логичнее - на разные Празднества, Связанные с Плодородием по очереди: весной - вода, в конце лета - мед, молоко). Возможно, вода из этого отверстия, считалась целительной.
 По аналогии с небесным оплодотворением дождем – фаллос символически  изображал мужское начало, которым являлся в данное время года Бог Ярила (Род), передающий влагу для «зачатия» урожая. Камень №4 ритуально заливали молоком, медом, осыпали зерном – «оплодотворяли». Южная часть камня испещрена круглыми отверстиями диаметром 2…5см и глубиной до 3…4 см.  Возможно - это часть солнечного календаря, а так же символика плодородия – засеянное поле. Смотри для сравнения зернение Рожаничных статуэток.
 
    Такие же отверстия видны на камне №1 и других камнях. Кроме этого, на  камне №1 имеется глубокая (5...7 см) прямолинейная прорезь, расположенная радиально к центру каменной дуги. Примерно по центру камень пересекает вторая прорезь, под некоторым углом, образуя косой крест. Возможно – почасовые отметки: утро, полдень, вечер.   

Предварительный вывод

    На «Каменном Поле» мы имеем дело, предположительно, с архаичным уникальным памятником религиозного культа Рода-Рожаницы или Макоши-Рода. Этнопринадлежность – возможно праславянские, менее вероятно угро-финские  племена, потом  вятичи, до 15 века остававшиеся язычниками. Причем, Святилище могло быть использовано вплоть до 16...18 веков, в связи со значительной государственной и религиозной независимостью Вятичей. Только в 1458-1459 году Вятичи окончательно завоеваны Москвой. Захват шел, прежде всего, на идеологической, религиозной основе. Мценск крещен только в 1415 году.  А о крещении Дедославля или Корьдна, не слыхивали и не читывали! Попытки крещения Вятичей проводились с 10 века, параллельно, с аналогичными мероприятиями, проводимыми немцами и саксами, против Полабских славян. Время  создание Святилища, однозначно соотнести, с конкретными временными датами, невозможно. 

Рабочая версия создания Святилища-Неолит. Энеолит - период возникновения мегалитов в Европе ок.4000 до н.э.

Использовалось в качестве межсельского Святилища. С течением времени, с разрушением памятника, уничтожением волхвов и жрецов – потеряна смысловая ориентация Капища, но возможно использовалось вплоть до полного уничтожения Родовой Веры. В более поздних эпохах просматривается расслоение Единых Культов.  Рожаница выделяется в Триединую ипостасьй Макошь-Лада-Леля. Так называемый Великий Женский Рожаничный Триглав. Макошь в центре и две Дочери-Рожаницы по сторонам. В данном Святилище выражена неразделенная суть  Богини в соединении с фаллическим изображением Рода. Каменная дуга-лук вписывается в идею аграрно-рожаничного культа. Солнечное острие – стрела символ пронзающего Уда. Стрела проходит через идейную ось - камень №4!!! Ямы для Священных Огней в количестве девяти штук по числу месяцев беременности.

    Предположительно, главными торжествами на Капище были даты Сева и Сбора Урожая - начало мая и начало сентября - идеома оплодотворенного и взращенного Урожая.

Камни были собраны (из принесенных ледником валунов) и геометрически размещены по дуге с азимутальной ориентацией. Доработаны необходимым для Культа образом из существующих природных форм.
    Так же, возможно, имеет место каменная обсерватория для достаточно точных астрономических наблюдений солнечного и возможно лунного календаря, необходимых для правильного отправления Культа, посева и сбора урожая. Солнечные часы – деревянный шпиль-стрелка, вероятно, располагался в центре каменных часов на опоре из плоских камней №13,14,
 а перемещающаяся тень стрелки закрывала временные засечки.

По-видимому, у праславян, такого рода сооружения, были в порядке вещей, так как два очень похожих памятника располагаются на расстоянии в 10 км друг от друга: Святилище у д.Козье и Конь-Камень на р.Красивая Меча. Сравнительно велика плотность аналогичных памятников для одной области. Это также наводит на мысль, что в древности в периметре городов Новосиль, Мценск, Козельск и т.д., был Центр Ведической Духовности вятичей, со столицей в Дедиславле (Дедилово). 
     Размеры в 60 метров типичны для межпоселковых Святилищ. (по акад.Рыбакову). Топонимика местности, устные предания дают косвенную датировку. В двух часах ходьбы от Капища обнаружено поселение Родионовка с ориентировочным возрастом  4,5 тыс. лет (см. отчет экспедиции ТОКМ, археолог Екимов Ю.Г.).

   Углубленные археологические исследования дадут возможность для точной датировки Святилища. Предания об этом месте передавались из поколения в поколение. Как о «Каменной Бабе» под Остриково говорила об этих камнях местная жительница М.П.А. 1911 г.р. (с.Закопы).
    Сохранность памятнику обеспечила удаленность, внешняя скрытость и сложность разрушения многотонных каменных глыб. В противном случае, Памятник был бы уничтожен  в период христианизации Руси, преодоления Двоеверия, в период покорения Вятичей. То есть на рубеже 15…16 веков.

Немного из истории Вятичей. Вятичи - славянское племя, имеющее своим названием имя патриарха, праотца, вышедшего от Ляхов - Вятко с братом Радимом. От брата - пошли Радимичи.

Известно из летописей, что "В 882 году князь Олег создал объединенное Древнерусское государство. Свободолюбивое и воинственное племя вятичей долго и упорно отстаивало независимость от Киева. Во главе их стояли избранные народным собранием(!) князья, которые проживали в столице вятического племени, городе Дедославле (ныне Дедилово), возможно город Корьдн(2 км от реки Оки, на юге Тульской области). Опорными пунктами были города-крепости Мценск, Козельск, Ростиславль, Лобынск, Лопасня, Москальск, Серенок и другие, которые насчитывали от 1 до 3 тысяч жителей. Под командованием вятических князей находилось многочисленное войско, в первых рядах которого стояли признанные силачи и храбрецы, дерзко подставлявшие стрелам свои голые груди. Всю одежду их составляли холщовые штаны, туго перетянутые ремнями и заправленные в сапоги, а оружие - широкие топоры-секиры, такие тяжелые, что сражались ими двумя руками. Зато какими страшными были удары боевых секир: они рассекали даже крепкие доспехи и раскалывали шлемы, как глиняные горшки. Воины-копьеносцы с большими щитами составляли вторую линию бойцов, а за ними толпились лучники и метатели дротиков - молодые воины.
 
В 907 году вятичи упомянаются летописцем как участники похода киевского князя Олега на Царьград - столицу Византии.
В 964 году киевский князь Святослав вторгся в пределы самого восточного славянского народа. У него была хорошо вооруженная и дисциплинированная дружина, но он не хотел братоубийственной войны. Состоялись его переговоры со старейшинами вятичей. Летопись об этом событии сообщает кратко: "Пошел Святослав на Оку-реку и на Волгу и встретил вятичей и сказал им: "Кому дань даете?" Они же ответили: "Хазарам". Святослав снял с вятичей власть хазарского каганата, они стали платить дань ему ...
 
Однако скоро вятичи отложились от Киева. Дважды воевал с вятичами и киевский князь Владимир Святославич. В летописи сказано, что в 981 г. он их победил и возложил дань — от каждого плуга, как и отец его брал. Но в 982 г., как сообщает летопись, вятичи поднялись войною, и пошел на них Владимир и победил вторично. Крестив в 988 году Русь, Владимир направил в землю вятичей монаха Киево-Печерского монастыря, чтобы приобщить лесной народ к православию. Хмурые бородатые мужчины в лаптях и закутанные до самых бровей в платки женщины, почтительно выслушивали заезжего миссионера, но потом дружно выражали недоумение: почему, зачем надо менять религию своих дедов и отцов на веру в Христа?.. Миссионер-монах так и сгинул (заплутал) в каком-то темном уголке бескрайних вятических лесов, или от рук "фанатичных язычников".

Примечательно, что в былинах об Илье Муромце его переезд из Мурома в Киев дорогою «прямоезжею» через вятическую территорию считается одним из его богатырских подвигов(!?) Обычно предпочитали ее объезжать кружным путем. Вятского князя Соловья выставляют страшным колдуном и внешностью азиатом. С гордостью, как об особом подвиге, говорит о своих походах в эту землю и Владимир Мономах, в своем «Поучении», относящемся к концу XI в. Следует заметить, что он не упоминает ни о покорении им вятичей, ни об обложении данью. Видимо, они управлялись в те времена независимыми вождями или старейшинами. В «Поучении» Мономах сминает (разбивает) из них Ходоту и его сына.
До последней четверти XI в. летописи не называют ни одного города в земле вятичей. Видимо, она была по существу, неведомой для летописцев!
Не подконтрольна Киеву! (Мое примечание.)

Восстание Ходоты
В 1082-86 годах гордые и непокорные вятичи вновь поднимаются против Киева. Во главе их встают Ходота с сыном, известные в своем крае приверженцы языческой религии. Современные историки, непредвзято относящиеся к фактам, называют Ходоту русским Робин-Гудом, который восстаёт против поборов Мономаха, грабит вместе в сыном знатных бояр и раздаёт награбленное беднякам. На их усмирение идет Владимир Мономах (о чём он повествует в своём поучении!):"А в Вятичскую землю ходили две зимы: на Ходоту и на сына его ".

Первые его два похода закончились ничем. Дружина прошла сквозь леса, так и не встретив неприятеля, молящёгося своим лесным богам. Лишь во время третьего похода Мономах настиг и разгромил лесное войско Ходоты, но его предводитель сумел скрыться.

Ко второй зиме великий князь готовился по-иному. Прежде всего он заслал своих лазутчиков в вятические поселения, занял основные из них и завез туда всякого припаса. И когда ударили морозы, Ходота вынужден был пойти отогреваться по избам и землянкам. Мономах настиг его в одной из зимовок. Дружинники вырубили всех, кто попался под руку в этом сражении.

Археологической экспедицией "Тульских древностей" на реке Осетр обнаружено городище 10-11 веков с 70 костяками, пробитыми стрелами с гранеными овтуленными (бронебойными) наконечниками.
Степняки же пользовались широколезвийными безвтулочными.Мужчин нет. Только женщины и дети. Мужчины - воины, скорее всего, в это время были в походе. Все жители были загнаны в Святилище и побиты там!
Испытанный способ приобщения к новой вере.

Но долго еще ратились и бунтовали вятичи, пока воеводы не перехватали и не перевязали всех зачинщиков, и не казнили их на глазах у поселян лютой казнью. Только тогда земля вятичей окончательно вошла в состав Древнерусского государства. В XV веке вятичи окончательно сходят с исторической сцены и в летописях больше уже не упоминаются."

Это вкратце официальный текст.

 Но есть еще сказ о Кукше втором, молодшем, сыне Ходоты. Взятом на бое в полон. Он, в отличии от своих, "закосневших в бесовстве сородичей", воспринял новую веру и стал монахом Киево-Печерской лавра, пользовался княжьим протекторатом.
  Потом вернулся в Вятичи, просвящая соплеменных недоумков. Но, его ждала та же судьба, что и прочих киевских миссионеров. Канонизирован. Причислен к лику Святых.
  Смахивает на средневековую агитку. Так, как сын у Ходоты был единственный - Корьдн. В летописи о втором сыне вестей нет, даже имени не вспомянуто. Только в церковных легендах присутствует вариативнось. В бою убиты Ходота и Корьдн, Кукша взят в плен. В другой-у Ходоты участь таже, а захвачен и уничтожен город Корьдн, Кукша пленен...

    Для более точного и скрупулезного изучения Святилища и уточнения датировки, необходима организация широкомасштабной археологической экспедиции, с заложением почвенных шурфов, траншей, с исследованием глубинных слоев георадаром и металлоискателем, с большой проникающей способностью. Нами металлические предметы не были обнаружены, кроме современного мусора, Требуется очистка камней до основания, отбор образцов и проведение радиоуглеродного анализа и т.д.

       По результатам исследований, мы просили руководство области, признать Святилище Рода-Рожаницы Макоши на «Каменном Поле» Древним Религиозным Памятником, и взять его под Государственную Охрану, для дальнейшего изучения и сохранения потомкам.  Но на дворе 2016 год.  И ничего не происходит, кроме эрозии горных пород. 

Городская газетенка, со звучным именем Славянского Бога, "Ярило" отказалась печатать мои материалы о Святилище.

В 2009 проводилась экспедиция музея "Тульские древности", но они честно заявили, что не имеют специалистов по дохристианским культам, мегалитическим памятникам и палеоэпиграфистике!               

Просьба: ко всем заинтересованным и имеющими оборудование и ресурсы – помочь с исследованиями данного, крайне интересного,  объекта.

В приложении много фото материалов и схем. Разместить все - просто нет возможности!

  С уважением.               
  Этнограф, аспирант Донской Академии Казачества,
 член-корреспондент журнала «ДАК» Копытов.Г.Л.