Нештатная ситуация. рассказ
Черт побери! До чего не хочется отрывать свой зад от теплой постели, да ещё в пять часов утра! Только ничего не поделаешь - небо зовёт.
Шел второй месяц спортивных сборов сборной команды №ского Военного округа по парашютному спорту. Готовились к Первенству Вооруженных Сил. График был жесткий как никогда: в 5.00 подъем, разминка, завтрак булочкой с кофе и в 6.00 колеса в воздухе!
Прыгали по привычной схеме- с утра пять прыжков на индивидуальную акробатику, после обеда, пять прыжков на групповую акробатику. Все прыжки так - же включали в себя точность приземления на электроноль. Ребята в команде все Мастера Спорта СССР, не по одной тысяче прыжков за плечами -хороший коллективчик подобрался! Сборники ВВС глаза косили и перешептывались, когда мы шли к вертолету, а перед началом соревнований подходили и прямо говорили чтобы не "выстёбывались"- всё - равно ничего, мол, не светит!
Было обидно. Если сравнить время, которое было отпущено нам и им для совершения тренировочных прыжков, то они имели его в три раза больше. А по погодным условиям - там и говорить нечего!
Погода в нашем крае не баловала. Потому все прыжки старались использовать с максимальной пользой для тренировок.
Жили в старом, деревянном здании школы. В пятидесяти метрах от школы стоял наш работяга МИ-8. Экипаж восьмерки опытный, прошедший Афган. Ни разу не слышал, чтобы они об этом говорили.
С ними вообще не было никаких проблем. А пахали ребята, надо отдать должное, как черти, не жалуясь ни на жару ни на полевые условия!
Вот и сегодня, не успели мы еще нацепить на себя парашюты, а восьмёрка уже завращала свои винты ...
Сижу с полусонной рожей на откидном стульчике у кабины пилотов. Двери открыты, лишь загорожены ограничителем - приспособлением, для того, чтобы кто - нибудь случайно не выпал,
Хоть и шесть часов утра, жара до конца не спала и просто приятно подставлять свою сонную рожу набегающему потоку.
Прыгаем с двух тысяч четыреста метров, парами.
Набрали высоту. Застёгиваю шлем, проверяю секундомер, притягиваю запаску ближе к телу и жду точку отделения.
Особенно в рассчетах не заморачиваемся - "крыло" вывезет! Главное выдержать направление на стрелу.
Комплекс индивидуальной акробатики вообще, дело хлопотно - за желательно, минимальное время, нужно выполнить шесть фигур - четыре спирали и два задних сальто, не нахватав при этом штрафных секунд. Чтобы достичь этого минимального времени порой уходят годы упорных тренировок.
На всё - про все тридцать секунд работы. Отделяюсь от вертолета, секунд шесть гашу горизонтальную скорость перемещения - стоя, руки разведены вверх в стороны. Группируюсь и набираю максимальную вертикальную скорость падения. На 12-14 секунде начинаю крутить комплекс. Движения заучены на земле, всё делаю автоматически. Если кажется, что крутишь быстро, значит время на комплексе будет большим и наоборот. Сегодня доволен - вроде - бы не плохо! В районе восьми секунд. Ложусь широко и чувствую как мое тело тормозит скорость падения. Дергаю кольцо ПО-9 Серии 2 и...ничего! Взгляд за спину - "медуза", вытяжной парашют, видимо зацепилась за трос страхующего прибора и никак не отходила от ранца парашюта. Рифовочный шнур- же, потоком вырвало из ранца и он трепыхал, вытянувшись на всю длину, у меня над головой . . .
На первых парашютах ПО-9 серии 2 были старые подвесные системы с металлическими замками отсоединения купола от подвесной системы. Замки были ненадежные, часто клинили, а иногда даже были причиной смерти парашютистов во время отсоединения отказавшего купола в воздухе. А при отказе парашюта типа "крыло" нужно было отсоединить отказавший купол, принять удобное положение для раскрытия запасного парашюта и раскрыть его.
Посмотрел на высотомер, высота 800 метров. Принял решение на отцепку. На земле сотни раз повторял эти действия, всё получалось автоматически!
Снял фиксаторы, надавил гашетки, убрал голову в низ к запаске и отвел гашетки замков. Дернул кольцо запасного парашюта З - 5 и одновременно почувствовал, как у меня пошёл основной парашют ....
Запаска влетела в основной и над головой болталась куча тряпок!
Правая половина "Крыла" с её свободным концом улетела в верх, а левая наполнилась. В неё - то и влетела запаска ....
Собрал в кулак стропы запаски и невероятным усилием выдрал её из основного купола!
Вранье, что перед глазами проходит вся жизнь - я просто боролся за неё...
Запаска ушла за По-9. Подтянул до кромки, ожидая удара о землю. Запаска как-бы нехотя два раза попыталась раскрыться и все - таки в третий раз она хлопнула у меня над головой, раскрылась!
Удара о землю я не почувствовал. Лежал на спине и любовался голубым небом, облаками...
Были и позже отказы и отцепки, но этот случай запомнился на всю мою жизнь. Да и ребята, с кем я прыгал в то время, тоже наверное не забыли.