Нештатная ситуация. рассказ

Анатолий Григорьев2
 
     Черт побери!  До чего не хочется отрывать свой зад от теплой постели, да ещё в пять часов утра!    Только ничего не поделаешь -  небо зовёт. 
    
     Шел второй месяц спортивных сборов сборной команды №ского  Военного округа по парашютному спорту.  Готовились к Первенству Вооруженных Сил.   График был жесткий как никогда:  в 5.00 подъем,  разминка,  завтрак булочкой с кофе и в 6.00 колеса в воздухе!
     Прыгали по привычной схеме-  с утра пять прыжков на индивидуальную акробатику,  после обеда,  пять прыжков на групповую акробатику.  Все прыжки так - же  включали  в  себя точность  приземления  на  электроноль.   Ребята в команде все Мастера Спорта СССР,  не по одной тысяче прыжков за плечами -хороший коллективчик  подобрался!   Сборники ВВС глаза косили и перешептывались,  когда мы шли к вертолету, а перед началом соревнований подходили и прямо говорили чтобы  не  "выстёбывались"-  всё - равно  ничего, мол, не светит!   

      Было обидно.  Если сравнить время,  которое было отпущено нам и им для совершения тренировочных прыжков,  то они имели его в три раза больше.   А по погодным условиям - там и говорить нечего! 
Погода  в нашем крае не баловала.  Потому все прыжки  старались использовать с максимальной  пользой для тренировок.

      Жили в старом,  деревянном  здании школы.  В пятидесяти метрах от школы стоял наш работяга МИ-8.  Экипаж восьмерки опытный,  прошедший Афган.  Ни разу не слышал,  чтобы они об этом говорили.
С ними вообще не было никаких проблем.   А пахали ребята,  надо отдать должное, как  черти,  не жалуясь ни на жару ни на полевые условия!

Вот и сегодня,  не успели мы еще нацепить на себя парашюты,  а восьмёрка  уже завращала свои винты ... 
      Сижу с полусонной рожей на откидном стульчике у кабины пилотов.  Двери открыты,  лишь загорожены ограничителем -  приспособлением,  для того,  чтобы кто - нибудь случайно не выпал, 
      Хоть и шесть часов утра,  жара до конца не спала и просто приятно подставлять свою сонную рожу набегающему потоку.
      Прыгаем с двух тысяч четыреста метров,  парами.
 Набрали высоту.  Застёгиваю шлем,  проверяю секундомер,  притягиваю запаску ближе к телу и жду точку отделения.
 Особенно в рассчетах не заморачиваемся -  "крыло"  вывезет!  Главное выдержать направление на стрелу.
Комплекс индивидуальной акробатики вообще,  дело хлопотно -  за желательно, минимальное  время,  нужно выполнить шесть фигур -  четыре спирали и два задних сальто,  не нахватав при этом штрафных секунд.  Чтобы достичь этого минимального времени порой уходят годы упорных тренировок.
      На всё - про все тридцать секунд работы.   Отделяюсь от вертолета,  секунд шесть гашу горизонтальную скорость перемещения -  стоя,  руки разведены вверх в стороны.  Группируюсь и набираю максимальную вертикальную скорость падения.   На 12-14 секунде начинаю крутить комплекс.  Движения заучены на земле,  всё делаю автоматически.  Если кажется,  что крутишь быстро,  значит  время на комплексе будет большим и наоборот.  Сегодня доволен -   вроде - бы не плохо!  В районе восьми секунд.   Ложусь широко и чувствую как мое тело тормозит скорость падения.   Дергаю кольцо ПО-9 Серии 2  и...ничего!  Взгляд за спину -  "медуза",  вытяжной парашют,  видимо зацепилась за трос страхующего прибора и никак не отходила от ранца парашюта.  Рифовочный  шнур- же,  потоком вырвало из ранца и он трепыхал,  вытянувшись на всю длину,  у меня над головой . . .
      На первых парашютах ПО-9 серии 2 были старые подвесные  системы с металлическими замками отсоединения купола от подвесной системы.  Замки были ненадежные,  часто клинили,  а иногда даже были причиной смерти парашютистов во время отсоединения отказавшего купола в воздухе.   А при  отказе парашюта типа "крыло" нужно было отсоединить отказавший купол,  принять удобное положение для раскрытия запасного парашюта и раскрыть его.
      Посмотрел на высотомер,  высота 800 метров.  Принял решение на отцепку.  На земле сотни раз повторял эти действия,  всё получалось автоматически!
Снял фиксаторы, надавил гашетки, убрал голову в низ к запаске и отвел гашетки замков.   Дернул кольцо  запасного  парашюта    З - 5   и   одновременно почувствовал,  как у меня пошёл основной парашют ....
      Запаска влетела в основной и над головой болталась куча тряпок!
   Правая половина "Крыла" с её  свободным концом улетела в верх, а левая наполнилась.  В неё - то и влетела запаска ....
Собрал в кулак стропы запаски и невероятным усилием выдрал её из основного купола!   
Вранье,  что перед глазами проходит вся жизнь - я просто боролся за неё...
      Запаска ушла за По-9.  Подтянул до кромки,  ожидая удара о землю. Запаска как-бы нехотя два раза попыталась раскрыться и все - таки в третий раз   она хлопнула у меня над головой,   раскрылась! 
Удара о землю я не почувствовал.  Лежал на спине и любовался голубым небом, облаками...

Были и позже отказы и отцепки,   но этот случай запомнился на всю мою жизнь.  Да и ребята, с кем я прыгал в то время,  тоже наверное не забыли.