В. Чеботарёв Звонок

Василий Чеботарёв
В.Чеботарёв  ЗВОНОК

Жду, жду – с нетерпением звонка. Позвонят, так я, так я…  А вдруг не позвонят?

***
Что? Что мне делать? Что я смогу сделать, на эту свою пенсию в шестнадцать тысяч рублей? А у меня  заботы   –  три семьи. 

Дочка в деревне  –  с сожителем,  живут на средства в 15-17 тысяч рублей. Хорошо хоть огород есть, подмога,  какая, ни какая.  Всё бы ничего, так ведь дочка все свои деньги отдаёт своей дочке – не хватает там денег на жизнь, да и только…

Внук – представляете, в тридцать три года, а он безработный.  Сейчас ищет работу. А у него семья – уже двое детей:  старшему,  скоро восемь – первоклассник, младшенькой, моей правнучке, пол годика, улыбается мне и смотрит на меня во все свои широкенькие кругленькие глазёнки. Узнаёт прадеда!  Мне так этого хочется…

Внучка живёт своей семьёй. Недавно ей исполнилось тридцать пять  лет. Её сыночку, моему второму правнуку, скоро будет три годика. Живут на зарплату главы семьи. А он, умнейший человек, с высшим образованием, трудяга  – с трудом устроился, где окна делают.  А реклама этих окон   – какая же крикливая, зазывающая, да с какими большими скидками! Только заработки там – жить можно…  одному человеку.
Вот и помогает моя дочка своему зятю, моей внучке.
И всё равно денег нигде не хватает!

А сам я живу с семьёй внука.  У меня есть своя квартира, однокомнатная.  Так я эту квартиру отдал внучке.  Иначе, жили бы эти две семьи (внука и внучки) вместе, а свояки – не ладят друг с другом…  Вот и выход из положения, квартира есть, а … Ничего, жить можно. Только боюсь я одного – не попасть бы мне… в дом пристарелых.


***
Как-то подрабатывал я сторожем.  А что там за зарплата? Известное дело. И вот,  в одной районной газете, где живу, прочёл объявление – требуется токарь. Так я же токарь! Четвёртый разряд! Я ж проработал токарем более пятнадцати лет! Семью содержал! Жили припеваючи, хоть не-ахти как  здорово.  Жили,  не тужили! Как-то и забот-то особых не было. Пришло время – получи аванс. А там, в скорости,  и получка. И лечение бесплатное. И садик для дочки хоть и по очереди, а всё же. Да на море путёвки  были почти бесплатные. А потом я пошёл в институт учиться,  для семьи трудновато, так приходилось подрабатывать на второй работе (нелегально). И стал я инженером. Но, токарем-то работал!


***
Жили-то  мы жили, но что-то было не так. При Хрущёве,  одно время,  совсем  трудно жить стало. Помню,  хлеб покупали,  а он с гороховой мукой был. Это в стране, где столько пшеницы! Целина!   У нас, в городе, там, где поворачивает трамвай, где теперь стела стоит – огромный плакат:  жёлтые початки кукурузы.  И Заглада славилась на всю страну  своей высокой,  выше человеческого роста кукурузой. Вот на чём мы выедем!  А лозунг был – догнать и перегнать Америку! Будто весь смысл жизни в этом был. Хрущёва люди не любили.   Пришёл Брежнев. И сразу – повышение цен на колбасу. Почему-то это запомнилось.  Идёт мимо нас почтальонша и плачет,  и в голос причитает: «Как дальше жить? Что я буду делать на эту свою почтальоншую  зарплату?  То, хоть, колбаски можно было купить».  Потом настало какое-то благодушное время.  Всё было так хорошо…   Сколько было разных собраний, заседаний, лозунгов всяких. Праздничные демонстрации. И на них – весёлые люди. Но жизнь ухудшалась.  Она не особенно-то и ухудшалась. Просто ждать нечего было впереди, только – коммунизма.

А потом – перестройка! Гласность! Ельцин!  Гляньте,  человек против партии пошёл! Герой!  И чего его  тогда не посадили? А мне бросилось  в те времена , что Горбачёв начал философствовать. Чудится мне – он и мнил себя философом.  В  1986 году я видел его живым, на территории Кремля. В Москве я был с делегацией от нашего завода – мы хлопотали в министерстве и в ЦК профсоюзов о выделении рабочим двух домов. Не далеко от большого  колокола, кто-то  воскликнул:  «Смотрите, Горбачёв идёт!» И правда, Горбачёв подошёл к нам, экскурсантам по Кремлю.  Высокий,  стройный, в тёмно-синем костюме с двумя разрезами по бокам  пиджака. Я не помню,  о чём был разговор, А вот это запомнил:  «Трудно вести работу, знаете, какое сопротивление идёт.  Только что вели переговоры с Китайской делегацией – ничем не закончились.  Ещё будем встречаться».

И всё же «демократия» победила.  А я считаю, предатели нашей страны,  Советского союза, победили.  Лизоблюды американские. 


***
Как только сменился я с дежурства – сразу на этот маленький завод,  где требуется токарь.
Оказалось  –  станков много,  а токарей нет.  Стали проверять  меня,  токарь ли.  А я,  и правда,  кое-что подзабыл. Тридцать лет не работал за станком. Когда нашёл кнопку включения двигателя, то и вспомнил всё.
 

***
Не далеко от нас построили небольшую церквушку – часто туда захожу, ставлю свечки, воду свячу. Иногда раздаётся колокольный звон. Какой-то редкий, одинокий, задумчивый. Меня что возмущает, так это коммерция церкви, церковных людей. Но есть у нас в стране батюшки очень умные, хорошо говорящие и, видно, интересные.
Церковный звон… О чём он? О времени (к обедне?), о  местонахождении церковного прихода, о Боге…  Есть Бог!

Отсюда и пошли все звоны, звонки! Вот и я, сейчас жду звонка…

А самый первый звонок я услышал в своей маленькой деревенской школе, после войны.
Наша школьная уборщица, тётка Алёна, била по сковородке деревянной палочкой, стоя на крыльце. Что это? И мне объяснили ребята постарше,  что это звонок на урок. Первый звонок на мой первый урок. Первое сентября тысяча девятьсот сорок пятого года!
А потом уже, в пятом классе, я увидел настоящий  блестящий желтоватый звонок. Он в тысяча девятьсот пятьдесят пятом году, украшенный красной ленточкой, прозвенел для меня об окончании средней школы!
И пошёл я в большую жизнь!

Поступил я на Ростовский завод «Продмаш», учеником токаря. И стал учиться токарному делу.

На заводе, на большой кирпичной трубе был установлен гудок, который возвещал  о начале рабочего дня.  Слышен был и сильный мощный гудок Ростсельмаша.  Да и другие гудки многих Ростовских заводов вливались в дружный хор рабочих сигналов…

Перед входом на проходную завода был выставлен портрет И.В. Сталина. Я смотрел на этот портрет и когда приходил на завод, и иногда, оглядываясь, после рабочей смены.

О чём я думал, когда смотрел на портрет вождя?
Советский человек! Ведь, с самого начала учёбы в школе меня учили любить свою Родину, любимых писателей и, конечно, любить Вождей – Ленина и Сталина. Я не воспринимал их как обычных людей. Это было что-то святое, великое. Да и не понятное. Но понимать  я и не мог,  да и не очень-то и задумывался. 

А весной тысяча девятьсот пятьдесят шестого года нас комсомольцев собрали, чтобы прочитать закрытое письмо Хрущёва о культе личности И. В. Сталина. Опять же я верил Хрущёву. Как же, разоблачил предателя Берию – врага народа.
 
И после этого собрания я снова увидел портрет Сталина на проходной нашего завода. И какое же сердитое лицо мне показалось у вождя, и какой же злой взгляд был  у этого человека. Но, разлюбил ли я его? Дальнейшая жизнь показала – нет.  Для меня он остался великим человеком, большим государственным деятелем.

При мне уже началась война. И я помню тот её первый день, когда на мою бабушку свалилось такое горе - её сын служил в г. Смоленске и сразу же вступил  в бой с коварным врагом. Хорошо помню и День Победы, когда всадник с большим красным знаменем на быстром коне проскакал  по нашей небольшой деревеньке с  радостной вестью:  «Победа-а!  Победа-а!» 

Дети войны… Я услышал это сочетание слов недавно.  Кто это? А потом догадался – так и я же отношусь к этим теперь уже пожилым людям. Я их вижу каждый день. Кто-то тихо бредёт в магазин, кто-то с палочкой сидит у подъезда,  иные прогуливают вездесущих собачонок. И видел я, как угрюмый человек моего возраста или, даже, моложе меня, копается в мусорном баке. Так, в тысяча девятьсот сорок третьем  году, в разрушенном Сталинграде, когда ещё шла война,  мы с мамой на свалке искали картофельные очистки…  Месячный паёк хлеба, по карточкам, хватал лишь на четыре дня.

Жду звонка…  А не давно вдруг стало совсем трудно дышать. Сделаю шаг по ступенькам, поднимаясь к себе на 5-й этаж, и всё, должен остановиться, задыхаюсь. А в голове коварная мысль – не последний ли это звонок.

И вот на нас, на всех простых людей надвинулась эта самая демократия. Свобода. Делай, что хочешь. Живи, как хочешь. Только соблюдай закон… Так-то оно так. Только…   А законы эти кто пишет? Вот этот закон – о детях войны – демократы,  «Единая Россия» и не пропускают!

Ведь до чего наша жизнь дошла? Государство – кругом казнокрадство, или как теперь называют коррупция. Да знаю я, что это не одно и то же, а по мне так одинаково – деньги хапают, и когда они только нажрутся? Или вот – один человек имеет миллиарды! Куда они ему, зачем ему столько? Списки публикуют в разных журналах этих миллиардеров. Предпринимательство… Дак, всё ж погублено. Возьмите продукты – испорчены, и не знаешь, что ты сейчас ешь и когда это аукнется на твоём здоровье! А медицина? Пойди, полечись…  А образование? Всё-о  реформируют! Так на наших же детях это сказывается! И растут наши дети… Так это ж будущие безработные. Куда не кинь – везде один клин. И ведь, идёт-то, не к лучшему!

Звонок.  Жду звонка. Позвонят, пойду, подработаю за токарным станком – во, прибавка к пенсии!  И выкрутимся, и уменьшим долг за квартиру. Да я тоже сам к ним звоню периодически, но сейчас у них там мало заказов, а токарей стало много. «Мы сами Вам позвоним, ждите!». Вот и жду звонка.

Вот сейчас, дали старт избирательной компании. Новый председатель. Самый честный человек в нашей стране. Но, всё равно не верится, что выборы будут такими же честными, как этот председатель.

Выборы… Так это ж звонок! Нам всем жителям России! Идите, голосуйте, выбирайте достойных людей. Не сидите в своих закоулках, не променивайте это общее дело на грядки на дачах, на жирные шашлыки в этот день, в день выборов! Будьте, действительно, патриотами своей Родины, своей страны, своей жизни!
Выборы – это звонок всем нам! Звени звонок, подай свой голос Ростсельмаш своим заводским рабочим гудком, зазвените колокола всех церквей нашей страны! На Выборы!

А я жду звонка с того маленького завода, где я могу подработать к своей небольшой пенсии. Дождусь ли?

Эл. адрес - для письма: vasilievch@mail.ru
Сколько много Читателей, да все известные, хорошие, добрые. Только жадные - не могут пару слов написать о " великом произведении". Что прочли (хоть и не до конца) - и на том спасибо!