Семья должна быть крепостью...

Екатерина Сиванова
Как-то после уроков Маша пожаловалась на головную боль. Я привычным для себя способом – прикосновением губами ко лбу дочери – проверила температуру. Вроде бы все нормально.
– Давай не поедем на тренировку, – предложила я Машуне.
ожила я Машуне.
– Нет-нет, ты что?! – воскликнула она. – Поедем. Только мне надо с тобой поговорить.
– Так, – сокрушенно предположила я, – ты схватила первую в году двойку?
– Не-а, – рассмеялась Маша, – из-за этого у меня голова не болела бы… И потом, это даже замечательно: получить первую двойку.
– Ого! Это почему еще?
– А ты нас за первую двойку никогда ведь не ругаешь, а устраиваешь праздник первой двойки, забыла?
– Ну, Машка, ну ты у меня и хитрющая, – смеясь, сказала я.
– Так поговорить можем?
– Конечно, можем! Слушаю тебя.
– Понимаешь, мама, я думаю и думаю. Я понимаю, что мы не должны с тобой лишний раз разговаривать о… Ну, ты понимаешь, о ком я?
– Маш, давай без этого эзопова языка. Раз решили разговаривать, давай разговаривать прямо.
- Мам, я про Алю.
– Да я уж поняла. Только почему о ней лишний раз нельзя со мной разговаривать?
– Ну, мам, это же все равно что коня жечь раскаленным железом по ране.
– Теперь понятно. Спасибо… Это так замечательно, что вы все у меня такие чуткие. – я уже была готова расплакаться, но усилием воли держала себя в руках: мои дети и так измучены нынешним состоянием мамы.
– Так вот, я тут думала… Может быть, мне все-таки встретиться с Алей? Я даже придумала, как все устроить, – мечтательно начала Маша, глядя в окно машины. – Я позвоню ей, приглашу в кафе. Я уже придумала, в какое кафе. В то, что недалеко от нашей школы и Алиного офиса. Я приду к ней и скажу: «Как же так, Алька?..» Понимаешь, мама, мне надо только увидеть ее глаза. Я уверена, что когда Аля на меня посмотрит, она забудет все плохое. Мам, – вдруг оставив свои мечты, повернулась ко мне Маша, – а что же такого плохого мы все вместе сделали ей, что она нас бросила?
– Ох, Машка ты моя, Машка, – тяжело вздохнула я, – если бы мы знали…
– Я даже представить не могу, чтобы папа перестал общаться с бабушкой и дедушкой, а ты – с бабулей… Про деда-то уж я вообще молчу.
– Почему это ты «молчишь про деда»?
– Ну, ты только не обижайся, но ведь это правда, что девочки любят пап сильнее… Ну, по-особенному, что ли… Я папу знаешь как люблю? Ну, как-то не так, как тебя… – И Маша стала пытаться заглянуть мне в глаза, чтобы убедиться, что я не обиделась.
– Машка, не мешай мне вести машину и не переживай, я прекрасно понимаю, про что ты говоришь, – улыбнулась я дочери.
– Так вот, ведь Аля тоже должна любить папу по-особенному… – продолжала Маша.
Должна… Но вот как-то не любит…
– А почему, мам, почему?
– Это очень сложный разговор, Машунь, не на бегу… Понимаешь, если в двух словах, то Алевтина с рождения никогда ничего хорошего о своем папе не слышала от мамы, от ее родной мамы. Она свое такое отношение к папе впитала, что называется, с молоком матери.
– Но ведь потом она жила с нами… К тому же она уже взрослая и видит, какой у нас папа. Он не только сюсюкает с нами, но еще и помогает во всем, и защищает…
– Маш, у меня нет ответа на твой вопрос. Давай дальше.
– Ну, так как ты думаешь: если я с Алей встречусь, она станет снова жить с нами?
– Машуль, а как ты думаешь, Але надо снова жить с нами? Если человек ушел вот так… Представляешь, как ей плохо было рядом с нами все эти годы.Может, надо отпустить?
– Но мы же все так любим ее, так нам всем плохо… Особенно тебе.
– Насильно мил не будешь. И потом, когда по-настоящему любишь человека, надо уметь его отпускать от себя. Любовь же не делает человека твоей собственностью.
– А я бы без вас всех даже дышать не смогла…
– Все люди разные, Маш…
– Но мы же с ней сестры! Значит, мы похожи, – воскликнула Маша.
– Очень похожи. Но внутренне нет. Да и внешне уже нет…
– Как это «внешне уже нет»?
– А я даже и не знаю, как это произошло… Аля, когда с нами жила, была очень похожа на меня. А уже весной стала вылитая ее мама… Почему-то так произошло. Помнишь, нам и в Ялте все говорили, что мы похожи…
– Помню… Так хорошо было, – мечтательно произнесла Маша.
– Так что давай-ка ты посоветуешься с папой насчет кафе. Хорошо? Мое мнение такое, что одной бы тебе не стоило ходить на такую встречу с Алевтиной. Она взрослый человек. А ты совсем еще ребенок…
– Мам, мне очень-очень жалко нашу Альку…
– Мне тоже.
Дальше мы ехали молча.
С тренировки я забирала Машу уже совсем вечером.
– Как голова? – первым делом спросила я.
– Нормально, мам, но настроения никакого. Можно, я дома не буду делать уроки, а сразу лягу спать?
– Без ужина?
– Без ужина…
– Можно. Тем более что сегодня пятница.
Так мы и сделали. Приехали домой, и Маша сразу легла спать. Всем домочадцам я шепнула, чтобы не шумели. А Андрею в двух словах пересказала разговор с дочкой в машине.
- Мам, а что с Машей? – спросил меня перед сном Егор.
– Переживает за Алю, – коротко ответила я, не желая продолжать этот разговор.
– Да… Знаешь, она к офису Алиному ходит. Хочет встретиться как бы случайно…
– Да я уж поняла, что Маша наша большая затейница…
– Я тоже поговорить с тобой хотел… Про Алю, – пытливо посмотрел на меня сын.
– Давай поговорим, – еле-еле улыбнулась я, понимая, что в живых сегодня не останусь.
– Да особо нечего говорить. Я просто смотрю на все это: как вы с папой постарели за последние полгода, как Маша по ночам ей письма пишет…
– Прям так и постарели? – попыталась я все перевести в шутку, хотя новость про письма Маши Але сразила меня наповал.
– Ну, ты ходишь вся согнутая какая-то, постоянно грустная, – продолжал «хвалить» меня сын, – я же вижу, что ты не с нами, ты вся в своих мыслях об Але. Папа вон седой весь стал…
– Да, сынок, безрадостная картина… – все пыталась отшутиться я.
– А ты сама не чувствуешь? Так плохо у нас дома не было никогда… Ты даже готовить еду стала по-другому… И гости в наш Дом больше не ездят…
– Мне нужно время. Прости меня, – обняла я Егора, – сама от себя не ожидала… Прости.
– Это как раз то, о чем я хотел тебе сказать. О прощении. Просто я хотел, чтобы ты знала. Я совсем скоро вырасту. И стану в нашей семье главным. Я стану вам помогать и Маше с Иваном стану опорой. Но я никогда не смогу простить Алевтину. И никогда не разрешу ей войти в нашу семью снова.
– Это очень серьезные слова, Егор, – ответила я сыну, – очень серьезные и жесткие.
– Я думаю обо всем этом. Постоянно думаю. Семья должна быть крепостью. Достаточно, что извне все время происходят какие-то катаклизмы. Но если внутри крепости начинается чума, больных приходится сжигать…
– Егор, надо уметь прощать… Ты же веришь в Бога…
– Слезы матери и сестры? А глаза нашего папы? Она хоть представляет, какую боль причинила своему родному папе? Я понимаю, что ты, мы с Иваном и Машей – искусственные родственники для этого человека. И она вообще вправе нас всех ненавидеть. Но папа…
– Так, Егор… Все. Прекращай. Не заводись. Давай-ка успокаиваться и пить кефир, – постаралась я закончить разговор и выпроводила сына на кухню.
Я сидела у засыпающего Ивана и понимала: вот и все, воздух внутри меня закончился. Всем вокруг меня плохо. Как сделать хорошо – я не знала. А еще видела, как вдруг повзрослели Маша и Егор… И как-то было от этого не по себе. Рано, очень рано. Им бы детства еще. А они уже столкнулись с таким… Я долго не могла подобрать слово для того, что произошло. Предательство… Да, так просто: предательство.
Я перебирала в памяти все, что могла вспомнить, дни и вечера, проведенные моими детьми вместе с Алей…
Вот они втроем едут в к бабушке с дедушкой. Алевтине поручено отвезти брата и сестру. Она делает это в свои выходные. Возвращается в понедельник и сразу с вокзала на работу.
Вот Аля едет с детьми на экскурсию в Крыму… Потом долго наперебой все трое рассказывают о своих приключениях.
Вот Аля с Егором танцуют в ресторане…
Вот Алевтина учит Машу пользоваться косметикой…
Как же они без нее? Почему? За что? Им-то, таким маленьким, за что досталась оплеуха?..
Нет у меня ответов. Нет.

*Отрывок из романа "Исповедь мачехи".

**Иллюстрация Виктории Кирдий