Глава четырнадцатая. Кома

Светлана Красавцева
   Я боюсь ночных звонков. Они всегда несут какую-то угрозу, они полны боли и отчаяния, они доносятся как будто совсем из другой реальности - тёмной и страшной, в которую после разговора затягивает и тебя...
   - Светлана Анатольевна, Андрей в коме, лежит в больнице. За ним нужен уход, а я работаю и не могу за ним ухаживать. Вы должны срочно приехать! -невестка говорила как-то совсем спокойно, как будто не о муже, а о соседе по дому. Да нет, пожалуй, судьба соседа тоже небезразлична! Так можно говорить совсем о чужом человеке, а не о любимом, который даже Оксаной её никогда не называл, а только Оксаночкой!
   Собралась мгновенно, билеты на поезд к счастью тоже купила без проблем. Ехала и не знала - КАК он там, застану ли живым...
   В Москве встретил Валера - он как раз тогда находился в Москве на заработках. Сказал, что Андрюша из комы вышел, его перевели в палату, но... он потерял память...
   Мы поехали на квартиру к Оксаниным родственникам, которых по договору ренты молодые обязывались дохаживать. Квартира недалеко от метро Проспект Мира, рядом НИИ имени Склифосовского, где Андрюша совсем недавно начал работать.
   Условия жизни оказались гораздо хуже, чем сын мне описывал - щадил, наверное! Только Оксана открыла нам дверь - в нос шибанул запах псины и мочи. Виновник лежал тут же, в прихожей, привязанный на короткий поводок к креслу. Вопросительно посмотрел на меня и замотал коротким хвостом - признал за свою. Рука мимовольно потянулась погладить бедолагу. Собак я не боюсь, а люблю, и они это чувствуют. Снап благодарно лизнул меня в руку.
   В вязаной женской кофте вышло непонятное существо небольшого роста: как потом оказалось - это и есть "дядя Коля", бывший главврач института Склифосовского (Господи, ЧТО старость делает с людьми!). Он встретил меня очень доброжелательно, сказал, что Андрюшу полюбил, как сына, что всё у него будет хорошо.
   Следом вышла "тётя Надя", которая сразу же мне сказала, что для меня они не "тетя Надя" и "дядя Коля", а Надежда Ильинична и Николай Петрович! Хозяйка очень была похожа на своего мужа (недаром говорят, что люди, живущие много лет вместе, становятся похожими!) - тоже маленькая, седенькая, закутанная во что-то теплое, только полнее, чем Николай Петрович.
   Оксана посадила меня за стол, накормила, и мы с ней и с Валерой поехали в больницу имени Боткина. По дороге я узнала, что Андрюше стало плохо внезапно, без видимых причин. Вначале заболела голова, потом открылась рвота, а потом он потерял сознание. В коме пробыл 12 часов, но когда пришел в себя, у него наступила частичная амнезия: он помнил свое имя и фамилию, помнил, что Валера - его брат, а Оксана жена, но многие события последних месяцев оказались вычеркнуты из его памяти...
   Я ожидала, что сын не встает, но он оказался в довольно бодром состоянии. Ходил по палате, играл с мужиками в карты и... все время путал свою кровать -шел к той кровати, которая была расположена там, где он лежал в больнице в Луганске после операции. Меня он сразу узнал (какое счастье!).
   Вскоре Валера с Оксаной поехали домой, а я осталась ночевать в больнице -вдруг ночью Андрею станет хуже. Да и я поняла, что огромная работа предстоит по возвращению его памяти. Но спокойнее стало, что физическое состояние после комы даже лучше, чем я могла желать!
   На ночь мне разрешали притаскивать (помогали ребята, лежащие в одной палате с сыном) двойное кресло из холла - на нем можно было, учитывая мою комплекцию, кое-как улечься, свернувшись клубочком. Кормили в больнице вполне сносно - и масло с хлебом утром и вечером, и мясное дважды в день. А мне больные подсказали брать две порции без зазрения совести, потому что многим приносили еды столько, что больничную не ели. Так что я тоже не голодала. Кроме того кое-что из еды по вечерам приносила Оксана.
Меня, правда, очень удивляло, что приходила она очень поздно, уже и больница закрывалась! Около девяти часов вечера! Придет на полчасика - и быстренько убегает! Объясняла это тем, что приходится задерживаться на работе, что пока доедет домой, да соберет передачу - вот поздно и получается. Но в субботу и воскресенье пришла тоже в девятом часу вечера. Мол, стирала, да убирала... Но мне как раз в воскресенье разрешили ночевать дома, и ни следов стирки или уборки я не заметила... Девочка загуляла... Оксане я ничего не сказала...
   Причину комы врачи объяснили предположительно тем, что повысилось внутричерепное давление, поэтому я стала приучать Андрюшу регулярно прокачивать свои клапаны на голове. Он смеялся: "Я - Терминатор!" Про Терминатора, как ни странно помнил! Зато забыл, как ездили с Оксаной на море и другие события после операции (то, что было ДО - помнил хорошо!). Я попросила Оксану принести фотографии, и по ним мы восстанавливали память. Дело это было кропотливое, требовало терпения и моего, и Андрюшиного. Часто бывало, что об одном и том же он спрашивал по нескольку раз - как заезженная пластинка, его как будто возвращало и возвращало на одно и то же событие или один и тот же вопрос.
   На ночь я уже уходила домой, где могла нормально растянуться на диване, искупаться в душе, постирать. О том времени у меня осталось впечатление: холодно, скользко, темно, ветрено. Я никогда не думала, что зима в Москве такая неуютная! Утром я ехала в больницу, когда на улице было ЕЩЁ темно, а возвращалась в девять вечера, когда было УЖЕ темно. Тротуары посыпали солью или каким-то сост, от чего комкастый чёрный лед покрывала мокрая каша из снега. Ноги скользили, а под куртку и шапку задувал ледяной ветер. Температура доходила до 25 градусов мороза! Многие не любят метро, а мне метро очень нравится, не смотря на толпы народа в час пик, на бомжей, вокруг которых сразу возникает свободное пространство из-за специфического "аромата" - ведь в метро довольно быстро можно проехать через весь город! И мне оно представляется своеобразной отдельной "страной" с особой энергетикой и своими законами. Не знаю, возможно, моё отношение тоже как-то влияет на окружающий мир, но почему-то почти всегда для меня в вагоне метрополитена оказывается свободное сидячее местечко! А я не забываю поблагодарить его (метро!) за такую заботу обо мне. Наверное, я язычница, раз я чувствую, что весь мир вокруг ЖИВОЙ, что он может откликаться на мои мысли
   Однажды, когда Оксаны не было дома, Николай Петрович проговорился, что причиной комы была сильная ссора сына с невесткой. О чем они ругались, он не знает, но именно после этого Андрюше стало плохо. Я так думаю, что он или узнал, или догадался, что жена ему изменяет...
   Незадолго до выписки Андрюши я решила навестить Валеру, который работал тогда в Люберцах. Ехать нужно было электричкой. Вот где я была поражена до глубины души!!! Оказывается подмосковные электрички совсем не похожи на наши! И дело не в самих поездах или вагонах! Подмосковные электрички - это особый МИР, в котором люди не только годами ездят на работу и с работы, они там ЖИВУТ! Когда я вошла в вагон, я поняла, что я здесь совершенно инородное тело! Я ЧУЖАЯ! Я с трудом нашла себе место: каждый занимал для своих родственников, друзей, знакомых! Люди радовались, увидевшись после работы, там ужинали, выпивали, играли в карты, сплетничали! У меня было впечатление, что я сюда заброшена, как с другой планеты! И все это дополняли коробейники, которые толпами ходили по вагонам и продавали все что угодно - от еды и напитков до зонтиков и игрушек! Нищие - от инвалидов (слепых, безногих) до мамочек с одурманенными чем-то (чтобы не плакали) младенцами:
   - Пода-айте ветерану афганской войны!
   - Сами мы не местные, деньги и вещи украли - пода-айте на билет, добраться до дома!
   -Пода-айте малышу на операцию!
   И тут же музыканты - со скрипками или аккордеонами! Запомнился один парень: Басков по сравнению с ним отдыхает! Красавец! Голос изумительный! Но нет денег, нет связей - вот и ходит со своим талантом по электричкам! Ему не могла не подать! Он действительно ЗАРАБОТАЛ! В отличие от псевдонищих!

На работе с начальником Андрюши удалось договориться, что ему дадут отпуск за свой счет. Пока не восстановится. Мы с ним поехали домой. Николай Петрович договорился, что нас довезут на "скорой помощи" до вокзала. До этого я наземным транспортом практически не пользовалась - только метро, поэтому на меня большое впечатление произвели вечерние пробки! Город намертво стоял машинами в несколько рядов! Я очень пожалела, что повелась на эту авантюру со "скорой" - мы могли просто не успеть на поезд! Но тут водитель включил сирену и стал объезжать затор по тротуарам, по каким-то узеньким переулочкам! И мы успели! А Оксана, по-моему, была просто счастлива, что мы уезжаем!

   Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/06/24/1956