Вороны-москвички Набокова в метро не читают

Виктор Притула
По поводу кончины великой русской литературы за последние четверть века было немало стенаний.
Впрочем, немало их было и куда ранее, когда после кровавой русской смуты начала прошлого столетия «серебряный век» раскололся на– тех, «кто унес Россию» (эмиграцию) и тех, кто «остался с Россией» (частично расстрелянных).
Судьбы «серебряновековцев» были одинаково трагичны. Но все они остались вершинами великой русской литературы, на которые стремились держать равнение те, кому было предначертано продолжить традиции.
Не стану говорить о превратностях соцреализма. Случались прорывы и в болоте «массолита». Русская литература не могла кончиться, перемолотой в жерновах писательских союзов. Настоящие писатели есть во все времена и при всех жерновах и гонениях.
Хотя жернова союзписов и пенклубов временами покажутся бутафорской страшилкой по сравнению с доминирующими ныне в общественном сознании брендами и трендами.
Особенно в эпоху торжествующего мурла, ловко скрывшего свой срам «законами рыночной экономики».
Но и здесь настоящая литература продолжает сохранять традиции великой русской словесности, хотя число ее читателей и почитателей сокращается как шагреневая кожа.
Сразу же оговорюсь, речь пойдет у нас о нежанровой прозе.
Жанры (детектив, фантастика, фэнтези, мелодрама, любовный роман) в контексте этого литературного обозрения остаются за полями. Хотя или потому, что «пипл их хавает». Но мне они не интересны. Издателям может быть и выгодно множить монбланы книжек Донцовой и иже с нею.
Но им же выгодно запускать и брендово-трендовые проекты «Робски-Собчак», «Минаев», «Олег Рой» и прочие  сериалы псевдогламурных «хитов» на потребу скучающей публики. Эти тоже – за полями.
Сейчас мы поговорим про тех, о ком пролетарский Максим продекларировал: «безумству храбрых поем мы песни!».
В издательстве «РИПОЛ-классик» объявились два таких безумца – Владимир Чичирин и Юлия Качалкина. Люди эти в книжном деле (специально избегаю слово «бизнес») далеко не последние. За плечами работа в главном мега-издательстве страны «Эксмо», которое сегодня еще и  приросло гигантом «АСТ», сожравшем в свое время множество издательств поменьше. Но опять же речь у нас не об аппетитах этого книжного левиафана, в активе которого много блестящих редакторов, таких как Елена Шубина, и в портфелях весь «цвет современной русской прозы». Рассуждать на эту тему можно долго и временами занудно.
А мы обратимся к одному из проектов наших «храбрых безумцев»  - серии «Редактор Качалкина». Проект это пока еще рискует реализовывать не последний в шеренге российских издателей «РИПОЛ классик». Сколь долго терпения (коммерческого)у    этого издателя хватит – вопрос (денег)?  Быстро деньги с прибылью  не вернутся, писатель,  он как дерево - растет не сутки.
Однако ж хочу поспорить с продюсером проекта Владимиром Чичириным. В одном из интервью он сказал:
«У большинства в голове по сей день сохраняется устойчивое деление: либо трэш, либо «великая русская литература», причем эта последняя — она всегда про серьезное, про болезненное, про страдание».
Чичирин страдание не любит.  Ему занимательна любопытная история. С этим соглашусь. Но Довлатов мертв, Пелевин перетек в «полное собрание сочинений», а Гоголь и Достоевский с их страдательностями популярны больше там у "них", нежели чем у нас, где Минаев по-прежнему вальсирует с Донцовой, а гуру сегодня - это Дима Быков и Захар Прилепин.
Продюсер Чичирин умеет издавать блестящие в дизайнерском оформлении книги незнакомых читателю  авторов,  с текстами которых работает Юлия Качалкина.  Иными словами, тандем продает кота в очень стильном дизайнерском мешке,
Поскольку иных книг (котов)  из этого гибельно- восторженного проекта не читал (не оцарапан) , поговорю лишь о том (тех) , что попало мне в руки.
Начну с автора -Любы Мульменко. Во-первых, «шерше ля фам», во-вторых, женщины сегодня в русской прозе – «Наше Всё» (Улицкая, Рубина, слегка подзабытые Петрушевская  и Токарева), в третьих…
А что в третьих? Паника!
Первый сборник Любови Мульменко называется «Веселые истории о панике».
Паники  как раз и не обнаружил. Заманка, что ли такая.
Есть очень точные зарисовки с натуры. Сценарные.
Мульменко, если верить Рунету, почти культовый сценарист. Однако ж Тонино Гуэрра при всей его звездной кинематографической удачливости сценариста  большим прозаиком не стал. Фильмы – «звездные». Проза  - не Моравиа и не Буццати. Хотя проза этих мэтров была кинематографична донельзя.
Люба Мульменко завоевала московское пространство, но ей куда роднее в Перми. Малая Родина она всегда ближе.
Что сказать о прозе девушки, в кинематографе познавшей толк. Местами – здорово, местами до соплей сентиментально, местами философски тягостно.
«И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят - все лучшие годы!»
Мульменко – героиня нашего времени! Того времени, когда лучшие годы бесследно не проходят.
И проза у нее все же, вопреки настояниям Владимира Чичирина, в меру страдательная.  В традициях «великой русской литературы».
Правда, временами великий русский мат затмевает у Любы самого ужасного  Чарли Буковски, но только мат. В остальном Мульменко девушка сентиментальная и почти целомудренная, не путать с героинями ее «романов», таких как Весна или фрау Кристина. Им по Станиславскому, если и веришь, то со многими оговорками.
Если уж мы задели тень Чарльза Буковски, то потревожим тени Кафки, Платонова и еще многих классиков мрачного тона. Поскольку речь пойдет о сборнике прозы еще одного провинциала из Сибири, завоевавшего московскую ойкумену – журналиста Георгия Панкратова, который уже открыто носит в своем журналистском ранце (ноутбуке) писательский жезл.  Качалкина сравнивает его прозу, в своем ассоциативном восприятии с великими американцами – Мейлером, Капоте , Вулфом и Томпсоном.  Аванс слишком велик.
Панкратов все же тяготеет больше к Кафке в мрачноватости описаний среды обитания его героев  и, в известной степени, к «нуару» Уильяма Хьёрберга «Сердце ангела». Такой воспринимаешь его повесть «Лунный кот».
Его герой – лузер из «шинели Гоголя»  с «топором  Раскольникова». А временами Лора Палмер из «Твин-Пикс».
Станет ли Панкратов со временем вровень с мастерами «гонзо»-журналистики, уйдет ли в «нуар»? Время покажет. Пока – это лишь не лишенные таланта ученические экзерсисы, при всей несомненной стилистической одаренности автора. И, к сожалению, не всегда оригинальные.
Литератор Евгений Абдуллаев, более известный под вычурным псевдонимом Сухбат Афлатуни, живет в Ташкенте. Там же и пишет. Очень наднациональную прозу. Постмодернистскую, стилистически безукоризненную. Но болезненную. С расщепленным сознанием героев.
«Муравьиный царь»  - роман-лабиринт. Героев чуть… Но здесь и Фолкнер («Шум и ярость») и Агота Кристоф («Толстая тетрадь») и еще десяток литературных сюжетов-аллюзий.  Мужское –женское. Быль- скорее небыль.
Ну вот, скажет мой читатель: охаял миражи «подростковой» русской словесности!
С этим я никак не соглашусь. Проект в поиске новых авторов. А поиск это всегда русский витязь на распутье.
Я же верю в проекты Чичирина – Качалкиной.
«Легенды оттепели» - однозначно – удача!
Новая русская проза в серии «Редактор Качалкина»  на сегодня – «ёжик в тумане», но кто знает когда родится звезда…
Однако, между оттепелью 60-х и современными «трендами-брендами» был «застой», потом «перестройка», потом «рычащие 90-е». И все это во многом пока литературные лакуны. Там ведь тоже были разные литераторы, некоторые отчего-то забыты.Подчас незаслуженно. Причины разные. Коммерческие, моральные, алкогольные…
Однако лакуны остались…
Кто их восполнит?