Пушкин в шляпе

Елена Шувалова
    Летом 1831 года неизвестным художником был написан портрет А.С. Пушкина в белой шляпе.
 
    Мы уже говорили, что увидели здесь на глазах поэта маску - от тени шляпы, лёгшей как раз вокруг глаз.*
   
    
    Так же, мы уже догадывались, что портрет этот сделан неспроста, что Пушкин этим портретом играет с нами, - только надо ещё разгадать, что это за игра?

    Маску он "надел" - мы решили, - потому что впервые всерьёз попробовал тогда издаться под именем другого -  И.П. Белкина, - которого сам же и выдумал. Маска ещё прозрачна; пушкинские печальные и смеющиеся одновременно глаза ею не скрыты, - да и весь он безусловно узнаваем. Маска ещё "лёгкая", - та, о которой он заявлял в "Домике в Коломне", - хотя и мечтал уже тогда, чтоб никто его под нею не узнал... Но летом 1831 он ещё не хочет быть совсем не узнанным; он только слегка гримируется... Под кого? Ну, не под Белкина - точно.
      
     Посмотрите - "... как чудно вьются кудри из-под широкополой шляпы, чуть затеняющей лицо..."
    
      Знаете, кого мы сейчас процитировали? Апулея! Это - из той же "Апологии", и про того же Меркурия, которым стали и Пиноккио, и Буратино, - про деревянную фигурку Меркурия, сделанную из чёрного дерева.

    А Пушкин в это время  готовил к печати 8-ю главу "Евгения Онегина", которая начинается признанием:

 В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал, ..

    Так же он готовит к печати и "Повести Белкина", к которым придумывает 11 - именно 11 - инициалов, - то есть, мало того, что "11" - само по себе - число инициации, так Пушкин ещё инициалами его и наполняет! 
    Инициация - это таинство, в которое посвящен ограниченный круг людей, - это "закрытое знание", или - иначе - "герметичное". Герметичное знание, как и всякие зарытые клады (как и покойники - которые так же - "клады", помните: "домой везёт он страшный клад" - про убитого Ленского?) - они все - под покровительством Гермеса-Меркурия находятся.

    Не потому ли, предприняв инициацию, Пушкин и заказывает такой портрет, - где он напоминает апулеевского Меркурия? (А широкополая шляпа - это вообще атрибут этого бога.) Кстати, странно, что и автор этого портрета неизвестен, и вообще нигде о нём ни звука не обронено...


Продолжение следует.




   
    
      





* Впрочем, до нас маску эту увидел Алексей Юрьевич Панфилов - один из авторов "Прозы.ру", пишущих на пушкинские темы. В частности, у него очень интересные работы именно о "Повестях Белкина".