Легче жить, когда заранее все просчитал

Иван Цуприков
Есть такие люди, у которых все запланировано в жизни: учиться на «отлично» в школе, в институте, стать инженером, высококлассным специалистом и уважаемым человеком... Один из таких Борис Геннадьевич Николаев, 33 года проработавший в газовой промышленности, из них 30 лет - в «Тюментрансгазе», 13 лет - в должности начальника Приозерного ЛПУМГ. 


Школа Лонг-Югана

«Так сложилась у меня судьба, что не до конца пошел по стопам родных, - улыбается Борис Геннадьевич. – Закончил как отец мой и дед Ивановский энергетический институт. Дальше - дорога в тяжелое машиностроение. Но…
В 1972 году, когда наш стройотряд работал на возведении ЛЭП в Бельском районе Архангельской области – мы рубили просеку и она пересекла магистральный газопровод. Заинтересовался, что такое газовая промышленность, много прочитал, но не думал, что она войдет в мою жизнь, ведь мечтал работать со станками с числовым программным управлением на Ярославском или Ленинградском заводах тяжелого станкостроения. И у меня была возможность выбора, в какой город из этих ехать, так как на распределении стоял в очереди из 60 выпускников восьмым.
Но, судьба переменила все мечты. В студенческие годы женился, у нас с Леной рос сын Илья, мы мечтали о квартире. Но ее молодой семье могли предоставить только Озерский леспромхоз и «Ухтатрансгаз». Вспомнил ту просеку с газопроводом, и мы выбрали с Леной Мингазпром. Три года проработал на КС-13 в поселке Урдама, в компрессорном цехе с уральскими «шестерками».

Начал инженером КИП, через два года стал начальником службы, а через три года, в 1979 году перевелся в «Тюментрансгаз», в Лонг-Юганское ЛПУМГ. Там строился большой поселок, со школой и детским садом, чего не было в Урдаме.

Здесь уже работали четыре цеха. Николай Иванович Виноградов, начальник службы КИП, встретивший меня, предложил нам комнату в своей квартире. Мы не отказались.
Работал сначала старшим инженером в КИПе, потом - начальником службы.

Участвовал в пуско-наладке строившихся трех компрессорных цехов. Моими учителями были начальник службы Николай Иванович Виноградов и  начальник ЛПУМГ Борис Иванович Климов. Учили по военной системе, делай как я. В том числе - и организации работ с нуля, и - не создавать на производстве проблемных ситуаций, которые нужно было потом решать путем героических подвигов. Они всегда и все старались предвидеть. Поэтому цеха мы пускали «не торопясь», не оставляя нерешенные вопросы на потом.

Одной из причин этому было и то, что Лонг-Юган находился на небольшом островке среди болот в предтундровой зоне. Продукты, промышленные и строительные товары можно было привезти только по зимнику. В остальное время – вертолетом. Если кто-то забыл что-то своевременно доставить в поселок, то потом это аукалось нам долго. К примеру, на 5 мешков муки привез меньше, значит, в поселке 5 дней живем без хлеба.  Это школа Лонг-Югана».


Правая Хетта

В 1987 г. Борис Геннадьевич Николаев был назначен главным инженером Правохеттинской компрессорной станции.

«Снова я попал в надежные руки, теперь уже  Василия Павловича Брыжахина, начальника Правохеттинского ЛПУМГ, - вспоминает Б.Г. Николаев. – Здесь уже работали 6 КС, и при мне строились еще 4 компрессорных цеха.

Эта школа была интересной, здесь эксплуатировались один импортный цех, остальные – авиационные с агрегатами ГПА-Ц-16. Коллектив молодой, работал с энтузиазмом. Мы всегда стремились быть впереди всей планеты, что не всегда приветствовал начальник ЛПУМГ. Перед тем как сделать шаг, он требовал его сначала хорошенько обдумать, мол, сможем ли мы обеспечить выполнение той программы, за которую брались, а потом заявлять о нем руководству объединения.

Хотя в те времена партия учила нас перевыполнять плановые задания, что приводило, как мы потом понимали, не всегда к хорошему результату. К примеру, в честь приближающегося очередного съезда ЦК КПСС, строители сверх плана нам сдали не один, а сразу два компрессорных цеха, нарушив все регламенты подготовки оборудования, собрав его на скорую руку. Сдавали, а двигателей НК-16 еще не были выпущены казанским заводом. Он, к счастью, работал в плановом режиме. Мы их каким-то способом «заняли» у других. Но ко всему этому  строители оставили нам целый воз недоделок, которые мы потом с горем пополам устраняли собственными силами.

В то время в центральной газете «Правда» вышла статья председателя народного контроля страны «Металл в тундре». Его там строители оставили горы: профнастил, машины, обрезки трубы, тяжелая техника… И мы за два месяца все это на своих участках должны были убрать. Гора Эверест выросла у Правохеттинского поселка, которую мы должны были в те же короткие сроки убрать – порезав железо вывезти его на металлургические заводы.
И снова шли на подвиг…»


Приозерное ЛПУМГ

В январе 1992 г. Борис Геннадьевич Николаев был назначен начальником Приозерного ЛПУМГ.

«Валентина Степановича Прохорова, начальника этого ЛПУМГ, генеральный директор Григорий Николаевич Поляков уговорил возглавить Пелымское ЛПУМГ. Там нужен был опытный руководитель, который в короткие сроки сможет убрать возникшие производственные вопросы. А мне сказал про Приозерное ЛПУМГ так: «В этом филиале все налажено, не сломай». И я старался не подвести его.

В то время в Приозерном ЛПУМГ было 8 цехов, девятый строился. Прохоровская политика, заложенная в управлении, мне понравилась: взаимодействие служб, грамотный персонал, все разложено по полочкам, везде порядок. Но если не было внутренних проблем, то внешних было предостаточно. В государстве происходила смена власти. Время смутное было. Как говорили: лег спать при социализме, проснулся при капитализме.

Вместе с тем и денег не стало, перестали платить за полученный газ потребители, что сразу же отразилось на задержке выплаты зарплаты, на закупке оборудования и его ремонте. Коллектив понимал, что в этом вины руководства предприятия и министерства нет. Они прикладывали максимум усилий, чтобы выплачивать нам зарплату с учетом инфляции, брав эти деньги в банках под баснословные кредиты. По многоступенчатой бартерной системе договаривались с заводами-изготовителями на приобретение нужной продукции».

«И коллектив вас как руководителя принял сразу?»

«В начале 80-х годов, когда началось строительство Приозерной компрессорной станции, много специалистов перешло туда из Лонг-Юганской компрессорной станции, где работал я. Они меня хорошо знали, поэтому было на кого опереться. Второе, мы все варились в одной каше, сталкиваясь с одними и теми же вопросами, которые нужно было решать сообща. Тем более я придерживался той школы, которую прошел сам: делай как я. А когда люди видят, что ты работаешь вместе с ними засучив рукава, то это нас еще быстрее объединяло».

«Вы всегда были честным: не скрывали от руководства аварийные остановы агрегатов, чем так сказать портили статистику».

«А зачем врать? Я точно знал, что самое злопамятное в нашей жизни есть, это железо, особенно турбины и трубопроводы. И если я сегодня скажу, что все ГПА у меня хорошие, соврав о проблемах с лопатками, об образовавшихся раковинах в трубе, то рано или поздно железо об этом напомнит и лопатки веером разложит, устроит разрыв трубы. Поэтому я старался ничего не прятать, чтобы потом не краснеть.

Наша цель была добиваться результата. Если написано в техническом паспорте турбины НК-16СТ, что у нее наработка на отказ составляет 5400 часов, то стремились к ней. Не сразу все получалось, вопросов мешавших этому было предостаточно, но, подключая к себе в помощь производственные отделы, коллег из соседних управлений, институты, добились этой цели. В нее входили -  соблюдение правил эксплуатации, своевременное обслуживание и ремонт ГПА, установка качественных запчастей.

Сказав слово «ремонт» я не ошибся. В то время украинское Сумское научно-производственное объединение, сконструировавшее ГПА-Ц-16 и ведущее  их централизованный ремонт, больше не могло заниматься этими вопросами. Поэтому нам пришлось находить специалистов, занимающихся ремонтом авиационных двигателей. В ЛПУМГ образовали ремонтный участок Надымского ПТП из 40 человек. Возглавил его начальник компрессорного цеха Олег Щипанович. Позже, когда его перевели главным инженером в соседнее ЛПУМГ, это направление возглавил инженер по ремонту 7-8 цехов Александр Викторович Кем. Позже он был назначен главным инженером Лонг-Юганского ЛПУМГ.

Рядом со мной работали прекрасные специалисты, на которых я опирался. Моим заместителем-главным инженером был Андрей Анатольевич Басавин, начальником ГКС - Дмитрий Яковлевич Тюлюкин, службой автоматизации и метрологии руководил Сергей Александрович Четвериков, службой энерговодоснабжения - Александр Александрович Завальнюк, потом Евгений Васильевич Недошивин и Валерий Симхавич Гильгур. Начальником линейно-эксплуатационной службы был Николай Александрович Шабалин, компрессорных цехов - Сергей Викторович Лебедь, Олег Владимирович Рогожкин и другие. В управлении работали прекрасные специалисты Лариса Арнольдовна Анатская, Елена Рудольфовна Шабалина, Марина Александровна Ганина, Элла Анатольевна Крайняя. И так можно называть и называть людей, с которыми мы поднимали цеха, газопроводы и эксплуатировали их. Среди них и рабочие Владимир Дмитриевич Рогожкин, Александр Николаевич Авраменко, Вячеслав Анатольевич Дмитрюк, Валерий Николаевич Стойко, Сергей Николаевич Корожин, Александр Викторович Кусмарцев.  Называя фамилии, сразу вспоминаю их лица, дела. Как производственники – это прекрасные и ответственные специалисты, люди широкой души, обладающие самыми лучшими человеческими качествами. С ними мог и горы свернуть…»


Культура и спорт

«Мы часто в газете рассказывали о спортивных и культурных мероприятиях проводившихся в вашем поселке».

«А все благодаря тому, что в Приозерном работали и работают люди, которые полностью увлечены своим делом и стараются объединиться с такими же людьми, в итоге появляется коллектив единомышленников. КСК, к примеру, руководила Людмила Семеновна Терехина. В тоже время она была прекрасным театральным режиссером и актрисой, и вместе с Аленой Валентиновной Перевозчиковой создали театральные труппы – детскую и взрослую. И многие дети занимались у них, а нам это давало возможность ходить в свой родной театр. Фания Фагимовна Замесина - вокалистка, Оксана Славиковна Кожуховскаясоздала секцию по фитнесу. Благодаря ним в нашем поселке мы жили интересно.

А сколько добрых слов можно сказать о работавшем у нас знаменитом тренере по настольному теннису Валентине Алексеевиче Манжур. Афганец, полковник запаса, награжден орденом Красной Звезды. Его дочери были чемпионками мира по настольному теннису среди студентов.

До этого он тренировал в Тюмени сборную по настольному теннису, потом – у нас, организовав секцию от Надымского горкомисполкома. Более 60 девчонок и мальчишек на 8 столах тренировались у него каждый день. Они выигрывали окружные соревнования, областные. И мы – взрослые, старались поучиться у него».

«Борис Геннадьевич, тяжело было уходить на пенсию?»

«Лучше об этом не говорить. Возраст нельзя остановить».

«А дети пошли по вашим стопам?»

«В какой-то степени да. Сыновья Илья и Дмитрий после Ивановского  энергетического института вернулись в Приозерное ЛПУМГ. Дмитрий остался здесь, работает инженером-программистом, а Илья в «Газпром трансгаз Краснодаре»».
Труд ветерана Общества Бориса Геннадьевича Николаева был высоко оценен на предприятии. Он награжден медалью «За трудовую доблесть ООО «Тюментрансгаз», признан Почетным работником газовой промышленности (ПАО «Газпром» и ветераном труда газовой промышленности.