Тросовая каша

Леонид Коркодинов
         
Священник Леонид Коркодинов

                ТРОСОВАЯ КАША
                рассказ
 
                Посвящается моей бабушке Антонине
 
  Сегодня на завтрак в детском саду нас кормили очень вкусной кашей. Мне так она понравилась, что я сразу, как только доел, пошёл к повару.
— Тётя, — обратился я к поварихе, — а какая каша сегодня была?
— Просовая, — ответила улыбчивая тётенька. — Тебе понравилось?
— Ещё как! — ответил я и довольный пошёл к ребятам. «Тросовая, — сказал я вслух, стараясь запомнить название полюбившейся каши. — Ух, ты! — я подошёл к окну. — А с названием каша мне ещё больше стала нравиться!» Мне в секунду представились корабли, матросы и тросы на палубе. «Вот почему они такие сильные! Специальную кашу едят!» — с восторгом от великого открытия подумал я. 
  Название этой вкусной каши я решил сохранить в секрете и, когда мама пришла меня забирать, я молчал как партизан.
— Чем вас сегодня кормили? — поинтересовалась мама.
— Как обычно — кашей, — ответил я без особых эмоций.
  Через неделю папа отвёз меня к бабушке в свой родной город, где прошло его детство.
  Бабушка встретила меня как драгоценное сокровище. Целовала минут десять, отчего я даже немного устал. Дедушка, по-мужски спокойно меня обнял и посадил себе на колено. От деды всегда пахло табаком, а морщинистые щёки были колючие. В мужской компании мне больше нравилось находиться! Как только мы с папой поужинали с дороги, они с дедом уселись играть в шахматы. Я сел рядом. Мой папа был чемпионом по шахматам на своём заводе, но дедушка пару раз поставил папе мат. Я спросил папу:
— Ты, наверное, спать уже хочешь и поэтому проиграл? — я помнил, что в поезде своё место отец отдал мне, а сам всю долгую дорогу не ложился, ехал и спал сидя.
— Спасибо, сынок, за заботу, — ответил ласково отец. — Просто твой дедушка в детстве учил меня играть! Он у нас мастер!
— Я знаю, что дедушка — мастер, — подхватил я. — Он постоянно всякие штуки мастерит, и я вместе с ним. — Папа с дедушкой рассмеялись. 
— Хватит вам полуночничать, — сказала, по-доброму ворча, бабушка. — Я уже постелила вам давно. Спать ложитесь. Утро вечера мудренее.
  Когда я лег в свою постель, бабуля пришла ко мне, чтобы поцеловать на ночь.
— Какую тебе на завтрак кашку сварить? — потихоньку спросила она.
— Тросовую, — ответил я.
— Тросовую? — переспросила бабушка.
— Ну, да! Нам в садике давали.
— Что-то не знаю я такой крупы. А ты помнишь, как она выглядит?
— Помню, желтоватая и очень вкусная!
  Бабушка ушла в свою комнату в задумчивости. Я быстро уснул. Каша мне в эту ночь не снилась, а приснились старинные корабли — галеры, сильные и мужественные матросы. В своих могучих руках они сжимали прочные канаты и тросы. Выл ветер. Море бушевало. Корабль бросало, как щепку, но храбрый капитан с моряками не дрогнули и победили стихию.
  Утром бабушка разрешила мне подольше поспать. Когда я проснулся, папа уже успел побриться и надеть чистую рубашку. Я тоже мигом вскочил, быстро умылся и вместе с папой сел за обеденный стол. Вместо каши бабушка принесла нам на сковороде яичницу с помидорами. Я был очень удивлён. Бабушка сказала:
— Кашу, Ваня, я позже тебе сварю. Мне твоя помощь понадобится!
  Помогать бабушке я всегда был готов. Мы вместе часто ходили за грибами и за ягодами в лес. Потом сушили все лесные припасы на нитках. Варили варенье. Пекли блины…
— Ваня, вот посмотри, я тут крупу достала — не она? — бабушка расставила на кухонном столе банки с разными крупами.
— Это гречневая, а это рисовая, — я уже много знал круп, но тросовой в сыром виде я до этого не видел. — Бабушка, а ты свари кашу из каждой, я и узнаю.
— Да, я и соседку расспросила. Она тоже про такую кашу слышит впервые. Чем вас там в саду кормят?! Ты ничего не путаешь? 
— Да, я специально у повара спрашивал, она сказала — тросовая! — я чуть не расплакался.
— Вот, посмотри — пшено. Не оно? — бабушка уже не знала, что и делать.
— Свари, бабуль, — попросил я. 
  Через двадцать минут каша была готова. Я подцепил кончиком ложки немного и попробовал. Язык можно было проглотить. Это была она — тросовая каша! Только ещё вкуснее.
Видя моё довольное лицо, бабушка сказала:
— Я молочка и сливочного маслица добавила. Соли достаточно?
— Во! — показал я одобрительный большой палец. — А как ты догадалась? Ведь ты варила пшённую кашу? — поинтересовался я.
— Так пшено часто — просом называют! — с улыбкой сказала бабушка. — Вот тебе и «тросовая» каша! — любимая бабушка была довольна не меньше меня. Она положила мне добавки.
— И себе положи нашей любимой каши! — скомандовал по-капитански я.
Бабушка, как матрос, послушалась.