Гравюра Дюрера. Рыцарь, смерть и дьявол

Алина Алексеева-Маркезин
 Альбрехт Дюрер. РЫЦАРЬ,СМЕРТЬ И ДЬЯВОЛ. 1513. 24,5;19,1 см

         Человек в эпоху средневековья  жил в плотном окружении символов и образов. У каждой стороны человеческой жизни были свои знаки, символы, ритуалы, которые люди того времени легко понимали и интерпретировали.
Так, зеркала и стеклянные шары были символом тщеславия, пауки считались символами скупости, змеи и ящерицы – коварства, песочные часы — быстротечности времени, череп — неотвратимости смерти, оружие и доспехи — символ того, что нельзя забрать с собой в могилу; город, вознесенный на высоту – «Иерусалим небесный», и так далее.

      ОПИСАНИЕ ГРАВЮРЫ

       По тропе на медленно шагающем прекрасном коне едет всадник. Он закован в латы и вооружен. Забрало на шлеме поднято. Немолодое лицо спокойно и сурово. Взгляд устремлен вперед..На гравюре Дюрера рыцарь изображен в дорогой княжеской броне, но с боевым мечом, лишенным украшений, с простой рукоятью.Одновременно герой гравюры еще и охотник, а дубовые листья на голове и хвосте лошади, согласно существовавшей традиции, обещают удачное возвращение с охоты. Хвост лисицы на копье всадника может быть истолкован как его трофей.

            Из леса верхом на тощей кляче выезжает Смерть. Она держит песочные часы, чтобы напомнить рыцарю о краткости его жизни и тщетности усилий.Уровень песка в часах говорит о том, что у рыцаря есть время для совершения подвига.

      Однако всадник не удостаивает Смерть взглядом.Смерть — не скелет, а плоть, только лицо наполовину сгнило, видны провалы глазниц и носа. На голове Смерти корона.Дюрер неистощим в изобретении ужасного: вокруг зубцов короны вьются змеи, отвратительные, как могильные черви.

 А дьявола с мордой вепря, рогами барана, крыльями летучей мыши всадник уже миновал и едет дальше, не оборачиваясь.
 
Лошадь не кована, у нее веревочная сбруя, на шее колокол — подробности, которые мы уже знаем по «Апокалипсису» и рисунку «Помни обо мне».

            Голые стволы, обломанные колючие сучья, дерево, едва удерживающееся на осыпи обнаженными корнями. Дюрер любит листву, шелест ветвей, цветение, но знает, какой пугающей может быть природа, и создает на этой гравюре проклятый лес.
На каменистой тропе, сквозь которую с трудом пробивается чахлая трава, валяется череп.
         
         Кажется, что его конь шагает медленно, но собаке, которая не хочет отстать от хозяина, приходится бежать. Поступь коня, движение всадника неудержимы. Ни Смерть, ни дьявол не испугают, не остановят его.. Его сопровождает собака – символ истины, дьявол – символ искушения, и смерть с песочными часами, напоминающая о бренности жизни. Уровень песка в часах говорит о том, что у рыцаря есть время для совершения подвига.

       Большинство искусствоведов считают это произведение своеобразной иллюстрацией к труду Эразма Роттердамского «Руководство христианского солдата»
 В этой книге говорится, что человек не должен сворачивать с пути истины, какие бы призраки перед ним ни вставали.

         Другие считают, что гравюра отсылает к словам Псалма 22.4: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня».

                Всадник Дюрера побеждает страх перед дьяволом и смертью не молитвой, а бесстрашием и неудержимым движением вперед. Это и символ времени и стремление художника одолеть все страхи, все призраки прошлого открытым бесстрашным взглядом.

             В нем прославлена сила духа, стремящегося к истине. Это своего рода автопортрет художника, запечатлевший не внешность, а душевное состояние, которое владело Дюрером в трудные переломные годы, на рубеже эпох. Какие страшные встречи ни уготованы ему временем, он полон твердой решимости не сворачивать с пути, не отказываться от поисков высокого совершенства, единства прекрасного и нравственного...