Моя Греция Корфу-Метеоры. Между небом и землей ч7

Филин Дмитрий
Монастырь Пантократор на горе Аги Деку…


Если начать искать информацию о монастырях острова Корфу основными доступными для того способами: справочниками, интернет-гидами или отзывами паломников, то может сложиться впечатление, что таковых всего четыре. Это уже описанный монастырь Ипсилос Пантократор, монастырь Живоносный источник (Зоодоху Пидис) в Палеокастрице, маленький Влахернский монастырь в Канони и расположенный рядышком на острове Понтикониси еще один монастырь Пантократор.
Если копаться глубже, то в основном на форумах, где общаются паломники, можно узнать о женском монастыре святой Параскевы, расположенном недалеко от деревни Sgourades (ехать надо, как и на гору Пантократор - поворот на Спортиллас, а потом на указанную деревню).
Вот, наверное, и все, что можно разузнать из основных источников.
Но иное дело – обратиться к местным жителям.

- Вы бы вот сюда съездили, - Виктория тыкнула ручкой куда-то в северную часть карты острова, - тут монастырь Пантократор, но другой. Святое место,… а еще вот тут… не помню, в честь кого из святых, а возможно тоже Пантократор, - хозяйка иконной лавки ткнула рядышком.
Вечером Спирос нам сообщил о еще одном монастыре, и тоже с его слов выходило, что в честь Господа Вседержителя:

- Вы в Бенитосе, как проедете первый отель, то увидите указатель налево на «Ставрос». После держитесь на Agii Deka –так попадете к монастырю. Тут рядом совсем.
- А как дорога?
-Дорога хорошая, ну, немного серпантин есть.

Скоро на нашей карте было отмечено шесть монастырей, основанных во имя Господа Вседержителя, монастырь святого великомученика Георгия, пара монастырей святой Параскевы и, если бы мы не остановили это дело, наверное, карта превратилась бы в одно сплошное монастырское подворье.
Такое количество новых, ожидающих своего посещения мест повергло нас в раздумья. Посетить хотелось, разумеется, все, но реально по силам мы могли выбрать одно – два места. Выбор пал на монастырь Пантократор, что рядом с Бенитосом на горе Agii Deka.
Сколько я не пытался позднее, уже по возвращении домой, найти информацию об этом монастыре, я ничего не нашел. Есть только общие сведения, что Agii Deka – вторая по высоте вершина на Корфу (высота 576м.), что название этой вершины переводится как «Десять святых», что на вершине есть заброшенный монастырь (сразу скажу – это оказалось не совсем правдой) и что выбрано было это место монахами из-за своей уединенности (что правда).
На подробной карте Корфу для пеших туристов это место указано как Agii Theodori, но нет никаких пояснений, что это монастырь.

Если рисунок увеличить примерно в 10 раз, то это место хорошо видно на карте (немного ниже таблички, что справа от рисунка, в центре острова). Также ни в интернете, ни на карте нет информации о том, что рядом на соседней вершине расположена обсерватория (или похожий на таковую иной объект). Может, этот объект засекреченный и оттого о нем ничего не сказано.

По дороге к монастырю после деревни Ставрос стали попадаться указатели, ободряющие нас, что держимся верного пути. На фотографии один из таких, рядом с миниатюрной часовней, которых в Греции насчитывается, наверное, десятки тысяч.

Однако не каждая развилка давала однозначный ответ, какого направления держаться, поэтому мы частенько останавливались, осматривали местность на предмет – куда путь держать. Дорога очень живописная с изумительнейшими видами и густо поросшая лесом, периодически переходящим в искусственные насаждения оливковых деревьев. Но по большей части это дикий лес. Часто встречался нам горный дуб с его желудями, почти целиком скрытыми колючей оболочкой – эдакие маленькие ежики!

А некоторые растения идентифицировать не удалось.
Что это за шершавые небольшие шарики, похожие на маленькие яблочки, мы так и не сообразили.

В самом монастыре мы не встретили ни одного монаха (и вообще – мы были единственными визитерами). Однако, судя по тому, что в лампадах было налито масло, лежали свечи и был ящик для пожертвований, насельник или насельники в монастыре есть.
Сам храм имел табличку на греческом из которой мы, не понимая греческий выяснили, что, скорее всего в 1994 году Наполеон это место посещал. Мирный был это визит или напротив – это мы не узнали до времени.

В притворе храма центральное место занимает очень часто встречающаяся в Греции икона «Иисус Христос Царь царей и Великий Архиерей». Также мы заметили, что перед этой иконой в греческих храмах нет лампад. Что это – случайное совпадение, нами подмеченное или такая традиция церковная мы пока еще не выяснили.
Ну, разумеется, также в притворе этого храма большая икона Преображения Господня – это тоже одна из самых распространенных греческих икон.
Перед иконами в вазочках свежие цветы однозначно отвергают найденную информацию, что монастырь заброшен.

Территория монастыря достаточно ухожена, в металлическом мангале старые угли (правда, холодные).

А в монастырском саду в обилии растет обычное для местных широт растение, известное нам из Святого Евангелия как смоква. Ну, а по-нашему просто – инжир.

Побродив по монастырю, и попросив у невидимых подвижников их святых молитв о нас, грешных, мы прошли чуть дальше по дороге, которая, как оказалось, заканчивалась одинокой кельей у склона горы.

Мы не стали стучать в дверь и говорить традиционную молитву, прося подвижника пустить в свою обитель:

- Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!

Постояв рядом и подивившись стойкости тех, кто здесь подвизается, мы двинулись в обратный путь.
Да, разумеется, и место это красивое, и дивные виды и вершина горы – все это настраивает на молитву, но одно дело просто посетить это место, а другое – тут жить. Это подвиг и подвиг не каждому по силам. В летние месяцы гора нагревается сильно за 40°С, зимой продувается холодным и влажным ветром с моря, а дороги обледеневают и становятся не просто непроезжаемыми, но и труднопроходимыми для пеших путников.
И все-таки именно в таких местах понимаешь, что монашество самый прямой путь к спасению. Правда, не каждый вмещает его.

На обратном пути мы, немного расслабившись и охладившись в автомобиле, заплутали и в одном месте повернули не туда, куда следует. Дорога медленно, но уверенно сужалась и в какой-то момент стала настолько узкой, что в нас зародились мысли о том, что если через несколько десятков метров она вдруг превратится в пешеходную, что задним ходом я навряд ли смогу вернуться.

- Папа, пой молитвы!

Вняв совету дочки, мы пропели несколько тропарей, но, тем не менее, я решил остановиться и немного пройти вперед пешком на разведку. Разведка оказалась удачной – метрах в ста по ходу движения был виден дом и припаркованная рядом машина – явный признак того, что мы сможем развернуться. Вернувшись на основной серпантин мы обнаружили, что чуть ниже того монастыря, что мы посетили, есть еще один, с очень большой территорией, окруженной проволочным заборчиком.

Но мы не стали комкать впечатления и оставили его для будущего путешествия.
В дальнейшем мы более не блуждали и через полчаса уже выезжали на приличную дорогу, ведущую к Бенитосу.



Южное побережье.… И чуть-чуть о северном…


Накануне приезда наших друзей нами было на семейном совете решено прокатиться на юг острова. Обусловлено это решение было тем, что, во первых, на юге в Лефкими тоже был порт и паромное сообщение с Игуменицей.

- Вы когда собрались ехать в Метеоры? – спросил нас Спирос за пару дней до приезда Георгия с Галиной.
- Послезавтра.
- А из какого порта?
- А что, на Корфу кроме Керкиры еще есть порт?
- В Лефкими… оттуда ехать дешевле, Вы сэкономите на билетах. Да и там народу меньше.
- Спасибо, Спирос, мы посмотрим.

И вот мы выехали на нашу дорогу, что извивается вдоль моря, но в первый раз за два года мы повернули от отеля не налево, в сторону Керкиры, а направо, по направлению к городу Моратика. Мы подумали убить сразу двух зайцев. С одной стороны побывать в порту Лефкими и ознакомиться с условиями отправления на материк, а с другой – доехать до южного окончания острова и посмотреть на местные пляжи и достопримечательности. Но в наших головах от полученных впечатлений что-то решительно перепуталось. Мы помнили, что на фотографиях других путешествующих нас поразили виды обрывистых песчаных пляжей, достаточно диких и немноголюдных. И отчего-то мы решили ,что это было на юге острова в местечке Кавос, хотя в действительности пляжи эти расположены на самом севере в Сидари. Там же, на севере острова в Кассиопи (а не на юге) расположен храм Живоносный Источник, в котором хранится очень почитаемая в Греции икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет».


Икона Богородицы «Неувядаемый Цвет»…

Один благочестивый юноша по имени Стефан возвращался из города в свою деревню. По дороге ему повстречались путники, к которым он присоединился, и они вместе продолжали свой путь. В какой-то момент они заметили молодых людей, переносивших с мельницы муку.
Спутники Стефана впали в искушение:

- Не украсть ли нам муки? - сказал кто-то из них. - Нас никто не видит. Разделим ее между собой и отнесем домой.

На это согласились все, кроме Стефана.

- Это грех! - запротестовал он. - Нам не уйти от правосудия. Мы будем наказаны как разбойники и злодеи.

Но те не вняли его словам. Незаметно приблизившись, они набросились на работавших юношей, избили их и отобрали у них муку. Избитые работники пришли к себе домой, и рассказали о случившемся происшествии. Затем они оповестили управляющего Симона Байлу, и тот послал солдат арестовать злодеев. В качестве подозреваемого солдаты взяли под стражу только Стефана, так как остальные успели скрыться. Будучи уверенным в своей невиновности, юноша вел себя совершенно спокойно. Он искренно рассказал солдатам обо всем происшедшем, но те, не поверив ему, связали его и заточили в тюрьму.
Когда Стефана повели к судье, он опять рассказал, как все было:

- Я с разбойниками вместе шел, но участия в ограблении не принимал. Вы меня обвиняете без всякой причины.

Однако судья не поверил юноше и осудил его.

- Какое ты предпочитаешь наказание, - спросил он, - что бы тебе отрубили руки или выкололи глаза?

Стефан предпочёл второе, так как это показалось ему менее мучительным...
С тех пор Стефана, неспособного самостоятельно передвигаться, водила за руку его мать. В восемнадцати милях от столицы острова находилось небольшое приморское поселение Кассиопея. Оно было известно благодаря храму Пресвятой Богородицы, в который ежедневно приходило множество народа для поклонения Ее чудотворной иконе. Стефан принял решение отправиться в это селение, остаться при храме Богородицы и просить милостыню у добрых людей. Поклонившись со своей матерью чудотворной иконе, он попросил у монаха-прислужника дать ему какую-нибудь маленькую келью, чтобы жить. В первый вечер они остались ночевать в храме. Несчастная мать, выбившаяся из сил, сразу же уснула. А Стефан никак не мог успокоиться от непрекращавшейся боли. В какой-то момент на него нашёл легкий сон, и он погрузился в дремоту. Вдруг он почувствовал, как кто-то прикоснулся к нему руками и начал ощупывать пустые глазницы. Это было настолько явственно, что он сразу же проснулся и задумался: кто мог к нему прикоснуться? Вдруг он прямо перед собой увидел Жену, всю сверкающую и сияющую. Она предстала пред ним ненадолго и исчезла.
Стефан повернулся и... увидел горящие лампады. Он тут же разбудил свою мать и спросил ее:

- Кто зажёг лампадки?
- Успокойся и спи, - ответила ему она, думая, что ее сын бредит во сне.
Однако он все настаивал:

- Я вижу икону Богородицы!

Мать приподнялась и посмотрела на лицо своего любимого сына. Да, глаза ее не обманывали: его глазницы украсились парой голубых глаз, хотя до ослепления глаза у Стефана были черные! Со слезами радости мать и сын начали благодарить Пресвятую Богородицу за Ее скорое вмешательство и помощь. На доносившийся из храма шум прибежал монах-пономарь. Произошедшее чудо настолько потрясло старого инока, что тот сразу же отправился в столицу острова, дабы известить обо всем управляющего. Управляющий, не веря словам монаха, взял с собой еще двух старост Керкиры и пришел к Стефану. Байла был просто поражен, увидев новые глаза юноши. Реальность чуда подтверждалась и совсем ещё свежим шрамом, оставленным на его лице раскалённым железом. Однако у управляющего все еще оставались сомнения. Поэтому, возвратившись в столицу, он вызвал к себе палача и спросил его:

- Действительно ли ты вырвал глаза у Стефана, как я приказал?
-Разумеется, я их вырвал. Они до сих пор еще находятся в тазу. Пожалуйста, вот они!

Байла посмотрел в таз. И действительно, в нем находилось два черных глаза. Истина подтвердилась самым убедительным и неопровержимым образом. Правитель, пригласив Стефана, извинился перед ним и, желая возместить его страдания, одарил его богатыми дарами. Также он обновил ограду святого храма Пресвятой Богородицы. [Из предания о. Корфу о чуде, произошедшем в 1530 году].

В ознаменование этого чудесного исцеления была написана Икона Богородицы Кассиопитрия.


Иногда по ошибке и образ «Неувядаемый Цвет» называют «Панагия Кассиопитрия», но это не верно, речь идет о разных иконах: перед первой произошло чудо исцеления, а вторая была написана в ознаменование этого чуда.

Продолжение следует...

(начало второй части с фотографиями тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/3006.html)