Никита

Зия Мурадов
       Первый раз, попав в Париж, я познакомился с человеком по имени Никита. Он был сыном русского отца и  матери-азербайджанки . Немного странноватым. Очень умным. Начитанным. Немного бесцеремонным. Прямолинейным. Гипнотическим. 27 лет жил в Париже полулегально. Имел грязную маленькую комнатку в китайском квартале, делил ее с обезьяной. Комнатка была в ужасном ,антисанитарном состоянии. Не был женат. Не было детей. В его комнате женщины появлялись случайно, от безысходности. Если  негде было оставаться. Периодически менял женщин или они от него уходили. Был ревнив . Охранял своих временных женщин от любого самца.  От его входной двери внутрь можно было попасть по лестнице, которая увенчивалась унитазом. В   комнате можно было сесть только на его диван, который одновременно выполнял функции односпальной  кровати. Просто в его комнате больше ни одного свободного пространства не было. Так что, любая женщина оставшаяся у него , должна была спать с ним минимум в обнимку. 
        Такие попадались. Тогда односпальная кровать превращалась в двуспальную. Иногда на этой «кровати» спали , по его утверждению, жены даже очень известных людей.  Стены были страшно грязными и черными. Ни разу(!) там никто не убирался. Никита не допускал никого к уборке и сам не убирал.   Притом , комната еще была полна  настоящего оружия, почти всех времен и народов.  Какие-то  (запрещенные) он прятал в других местах ,неофициально участвовал в каких то войнах, военных конфликтах. Имел военную форму, звание есаула .Ждал удобного случая, чтоб участвовать в Карабахской войне.  Жил случайными заработками. Торговал на Блошином рынке. Иногда сопровождал русских ,советских, иногда переводил какие-то тексты. Был вспыльчив. Мог нагрубить. Резал правду-матку, правду про других. Любил себя и свою обезьяну. Знал про Париж все. Где? Что? С кем? За какую цену? Во что играют парижане? Он показал мне одну мгновенную лотерею, со странным названием «Морпийон» ( в переводе «мандавощь»), с рисунком этого маленького  «животного», живущего в заветном для мужчин месте.  Дал почитать  мне книгу «Русский мат». Отвел меня в стрельбище (тир) с настоящими револьверами. Я подержал и пострелял из настоящего «Смит и Вессон»а. Угостил меня китайской едой, тайским пивом.  Знал    по-азербайджански несколько исковерканных слов с народной песни «Пенджереден даш гялир». Я специально пишу название на кириллице. Он знал кириллицу и французский вариант латиницы. Нынешнюю нашу латиницу азербайджанцы-эмигранты не воспринимают. Утверждал, что  идея возрождения партии «Мусават» принадлежит ему ...
       …Я первый раз в гостях у старшей сестры. Был второй день моего пребывания  в Париже. Он пришел в гости с очередной своей пассией по имени Снежанна. В гости пришел и другой знакомый моей сестры , азербайджанец, эмигрант, сценарист и кинорежиссер Шаин Синария. И начал называть Снежжанну Снежинкой, чем вызвал ревнивый гнев Никиты. Разобравшись с Шаином, Никита обратился с вопросом ко мне:
      -Тебе понравился Париж?
      -Нет.- честно (в тот момент) ответил я .
      Никита промолчал. На следующий день , встречаясь со мной около фуникулера под Монмартром, сказал буквально следующее:
       - Я всю ночь не спал. Думал про твой ответ о Париже. У меня два варианта. Или ты эпатируешь, или ты долбоёб. Я скорее склоняюсь  ко второму . Как может Париж не понравиться?
       Я помнил, конечно, слова знаменитых людей про Париж. «Увидеть Париж и умереть», «Праздник , который всегда с собой»… Конечно в этом городе было жутко интересно. Конечно, этот город , один из величайших городов мира. Это почти немыслимо, чтоб , кому-то он не понравился. Но я никого не знал здесь. Я не знал французского языка. Я не был знаком с городом впрямую. Туристические, знаменитые места были вдоль и поперек описаны в художественных произведениях, которыми я зачитывался. Виртуально я любил этот город. В переводе на русский язык, по книгам . Одного Хемингуэя хватило бы …   
       А так, я встретил не книжный город, который надо было изучать, а не читать. Вот откуда пошли и тир, и лотерея, и китайский ресторан, и тайское пиво. Никита начал меня знакомить с Парижем. Это потом добавились музеи, концерты на открытом воздухе, ресторан в Булонском  лесу с пьяным до чертиков официантом  , Пигаль с проститутками со связкой ключей в руках, Мулэн-Руж с его неизменным  фотографом , Дворец Конгрессов с Кейт Джарретом, Праздник музыки с опозданием на метро, и как следствие, ночь, проведенная в полуоткрытом кафе с друзьями ,  парижское метро с бешеной   ходьбой по туннелям, знакомые, эмигранты из разных уголков расколотого Союза, уроженцы восточноевропейских стран, бывших сателлитов, обретших свободу и экономическую разруху. Пригодился ломаный английский. С не носителями языка легче , они говорят очень просто и также без комплексов.
А сейчас надо было объяснить Никите, что невозможно любить , то с чем ты не успел соприкоснуться, что не может нравиться то, что ты еще не пробовал на вкус, цвет, что не отложилось у тебя под кожей, на душе, чем ты еще не надышался.
       Хотя… в первый же день во Франции я почувствовал огромное облегчение, впервые , начиная с 1988-го года, с тех пор как начался Карабахский конфликт, и начала разрушаться «великая» страна Советов. С меня как будто сняли бетонную плиту, которую я носил все эти годы. Чтоб ты жил в переходное время! Так звучит китайское проклятие. Мало кто выдерживает такое время, когда разрушается все то, к чему ты привык. Когда исчезают улицы, по которым ты ходил, здания, строения, на  которых  ты смотрел или в них учился и жил . Еще хуже, когда исчезают люди, с которыми ты вырос… или познакомился потом.
       Я передал его привет через некоторое время лидеру «Мусават». После смерти Никиты.
       Я потерял частицу Парижа. Ведь нельзя любить город из-за улиц, зданий , переулков, подземных переходов, дорожных узлов. Даже если перечисленные присутствуют в ней , лишь только благодаря событиям и друзьям, с которыми вместе эти события и произошли. «Воспоминания давят , чувства душат», когда рядом нет человека, с которым ты мог бы вспомнить пережитое мгновение, разделять чувства. Можно  лишь сочинить посмертную оду.
      Умер он в одиночестве.
      Обезьяну отдали в зоопарк.
      Коллекцию оружия сдали государству.
      На вырученные деньги похоронили Никиту.
      Купили клочок французской  земли.
      Дали возможность ему  побыть на  любимой  земле  еще  лет 25...
      Легально.

Зия Ф.M. Баку.