Деньги

Мила Левицкая
Из воспоминаний моего мужа
Виталия Ивановича


Детям тоже нужны деньги - на кино, на курево, на мороженное, на морс, на книги и т.д. Даже пойти в «Сад имени павших борцов революции», надо заплатить за входной билет. Родители денег не давали не только мне, но и всем моим товарищам. Главным источником денежной массы был овраг. Дороховский овраг, куда сваливали хлам с разных заводов и фабрик. Мы выбирали железки, тряпки, мослы и сдавали их в утильсырьё. Приёмщиков утильсырья называли Галлеями. Галлей платил либо деньгами, либо товаром. Цена одного килограмма была: железо – 6коп., алюминий – 1,00руб., медь – 1,20руб., свинец – 1,10руб., кости – 20коп. Цену на тряпьё не помню. Самая дорогая была медь, и найти большую медяшку розовая мечта каждого мальчишки.

Мы брали за сданный лом, как правило, деньгами. Из товара брали презервативы (тогда их почему-то называли гандоны, хотя правильно кондом), жвачку и пугачи. Презервативы брали для надувания шариков, которыми ударяли в лоб товарища, и шарик звонко лопался. Жвачка (её тогда называли серой) была разного цвета: чёрная, белая, бирюзовая, розовая. Все цвета пропитаны ароматным раствором. Жевали жвачку ребятишки и женщины. Мужчины не жевали, они считали это чисто бабским занятием. Пугачи, похожие на ковбойские кольты, отливались из баббита и оглушительно стреляли «пробками», были пределом моего мечтания, но стоили очень дорого. Мне не удалось купить ни разу.

Итак, первый способ добывания денег был овраг. Как только машина подъезжала к оврагу и сваливала в него мусор, мы были тут как тут. Работать надо оперативно, конкурентов много. Мы, либо всей шайкой, либо несколько человек кидались на мусор и как куры разгребали его, вытаскивая всё: жестянки, проволочки, тряпочки, кости. Относили всё найденное в небольшую пещеру в конце оврага, на берегу которого стояла землянка Кольки Дорохова. Там добычу тщательно сортировали; железо отдельно, медь отдельно, алюминий отдельно, тряпки отдельно, кости отдельно. Это была наша хаза (общее достояние). Если какого-нибудь утиля собиралось достаточно много, то несли сдавать и бежали реализовывать деньги. Под достаточно много, надо понимать такое количество, что на полученные деньги можно что-нибудь купить. Например: собралось железа 8кг., за него мы получим 48 копеек. За такую сумму можно купить пачку папирос «Ракета» и ещё три копейки останется.

Вторым по значению способом добывания денег была утилька на железной дороге. Там было так много разного добра, что можно просто разбогатеть, но её охраняли и можно схватить пулю в лоб или задницу, куда попадёт. На утильку свозили металлолом с полей сражений. Стояли изуродованные танки, бронетехника, машины и пушки. Лежали горы стреляных гильз, среди которых часто попадались и целые патроны к самым различным видам оружия, пустые обоймы и прочее. Рядом лежали горы деталей стрелкового оружия, касок, снарядов и прочего военного снаряжения. Из отдельных деталей можно было собрать любое стрелковое оружие: винтовку, пистолет, автомат, пулемёт, миномёт, пушку и т.д. Некоторые так и делали. Отец того парня, который вымогал у меня деньги за игру в лянгу, собрал настоящую винтовку. Приклад сделал сам, а все металлические части взяты с утильки. Я даже держал эту винтовку в руках.

Мы охотились за медяшками для денег (железо нерентабельно, слишком далеко тащить), для игры набирали каски, затворы, штыки. Из затворов делали игрушечные пистолеты, которые стреляли бойками. Бойки летели со страшной силой и на небольшом расстоянии можно тяжело ранить человека. Воровать металлолом на утильке было очень опасно, и ходили по одному или по два человека. Большой группой ходить нельзя, сразу заметят. Добытое тобой было лично твоё, если ходили двое, то делили на двоих. В хазу не складывали. Но медяшки и на утильке встречались не часто, уж больно много желающих «разбогатеть» и не только ребят, но и взрослых.

В одном тупике стояло много паровозов пригнанных с войны на переплавку. Изрешеченные пулями, развороченные взрывами, они были идеальным источником добывания меди. Но, там надо вырубать зубилом или вывинчивать специальным ключом, что нам ребятам было не подсилу. Поэтому там промышляли взрослые парни. Между ними иногда разворачивались ожесточённые драки за обладание тем или иным участком. Меня в этих паровозах больше всего поразило наличие человеческого дерьма. Казалось весь Оренбург ходил оправляться на кладбище паровозов.

Третий способ добывания денег – обжуливание матери. Например: мать посылает тебя за хлебом и даёт какое-то количество денег. Хлеб тогда продавался на вес по цене 3,60руб. за килограмм. Купишь буханку хлеба весом 1,1кг., приходишь домой и говоришь матери, что буханка весит 1,2кг., и 36 копеек у тебя в кармане. Следует добавить, простоять целый день за буханкой хлеба и прикарманить только 36 копеек – какое это жульничество? Скорее скромная плата за тяжкие труды. Мать посылала не только за хлебом, но и за морсом, и за крупой и везде можно немного ужулить. Отец посылал только за папиросами и тут уж ни сколько не обломится, цена известна, зато можно стащить папироску.

Четвёртый способ добывания денег, самый унизительный. Это клянчить у матери на кино. Иногда удавалось выпросить. Билет в кино стоил 1,50руб. сеанс. Деньги можно потратить куда угодно, а матери наврать, что был в кино. Ходить в кино я очень любил и не помню случая, что бы мать дала деньги в кино, а я потратил их на другие цели. Наоборот, в кино чаще приходилось ходить на деньги, добытые другим путём.

Пятый способ добывать деньги – воровство. В магазине у продавщицы возле весов всегда стояла тарелка полная мелочи. Если продавщица куда-то отошла от весов, можно незаметно стянуть несколько монет. Следует отметить, что магазины тогда были смешанные и продавали там всё: продукты питания, товары потребления, книги, парфюмерию и прочую мелочь. Иногда делали так: один спрашивает у продавщицы – сколько стоит вон та вещь? (какая-нибудь маленькая не сразу заметная). Продавщица подходит и ищет глазами эту вещь, другой напарник в это время стянет несколько монет. Добытое делили пополам.

Вот пять способов добывания денег, но эффективными были только два первых, на остальных трёх зарабатывать приходилось редко. Кроме них были не регулярные, разовые поступления. Например, раздобревшая мать даст на Пасху три рубля. Этого хватало на билет в кино (1,5руб.), на мороженное (1,1руб.) и несколько штук папирос или сигарет. Ещё был способ «разбогатеть» играя с товарищами на деньги, но можно лишиться последних копеек; как повезёт. Играли в три основные игры: в чики, в пристенок, в орлянку.

Прежде чем описать, как мы играли в деньги, приведу названия монет разного достоинства, которые бытовали на нашей улице. Прочерк означает отсутствие таких монет.
Достоинство монеты.         
1/4коп.               
1/2коп.               
1коп.               
2коп.               
5коп.               
10коп.               
15коп
20коп.
50коп.
100коп.

Старорусское название.
Полушка.
Грош (деньга)
Копейка.
Семишник.
Алтын.
Пятак.
Гривенник.
Пятиалтынный.
Двугривенный.
 Полтинник.
Рубль (рупь).

Уличное название
-
-
Копейка
Двояк(двушка)
Трояк.                Пятак.
Десятик.               
Пятнашка.               
Двадцатик.
-
-               
Монеты достоинством 1; 2; 3; 5 копеек были жёлтого цвета (медь), монеты достоинством 10; 15; 20 копеек были белого цвета (серебро).

В чики играли так: проводили на земле черту, на неё клали монеты стопкой друг на друга решкой вверх. Такая стопка монет называлась кон. Каждый игрок ставил на кон столько по сколько договорились играть. Набор монет мог быть любым. Например, играли по десятику. Игрок мог поставить десятик, два пятака, три трояка и копейку и т.д., но не мог поставить двадцатик и взять с кона десятик сдачи. Монеты на кону устанавливались так, что бы внизу находились более крупные по размеру монеты, в верху более мелкие по размеру. От кона отмеряли пять – десять шагов и проводили другую черту. Брали биту и бросали по заранее установленной очереди от второй черты в столбик из монет. Бита представляла плоский кусок металла круглой формы примерно 40мм диаметром. Наилучшие биты изготавливали из свинца путём отливки на костре в баночке из под вазелина или бриолина. В качестве бит часто использовали боевые медали, благо их было много.

Самый лучший бросок считался, когда бита попадала в столбик монет. Если при этом одна или несколько монет перевернулись с решки на орла, то бросавший биту сразу забирал их как выигрыш. Остальные монеты снова складывались в столбик, и биту кидал следующий по очереди. Второй по значению был бросок, когда внешний край биты ложился на черту кона. Далее шли броски кто ближе к кону, но за чертой. Затем шли кто ближе к кону, но до черты. Положение каждого броска отмечалось временной чёрточкой. Таким образом, распределялась очерёдность, кто будет бить первым, вторым и т.д. Первым бил тот, кто попал в кон, вторым тот, у кого бита легла на черту кона, третьим бил тот, у кого бита перелетела черту кона, но легла ближе всех к ней. Последним бил тот, у кого бита наиболее недолетала до черты кона. «Кон» или «черта» выпадали исключительно редко. Недолёты тоже были не часто, как правило, первым бил тот, у кого бита перелетала черту, но была ближе всех к ней.

Итак, все собрались в кружок на корточках возле кона и первый бил битой по столбику с монетами. Столбик разлетался, некоторые монеты переворачивались «орлом» в верх (надо отметить, что на обратной стороне монеты изображался герб СССР, но по старинке её продолжали называть орлом). Игрок забирал их себе и снова бил по уже разлетевшимся монетам. Если снова монета переворачивалась, он забирал её себе, если нет, то передавал биту второму игроку. Второй игрок бил по монетам уже не собирая их в столбик, и либо выигрывал, либо передавал биту третьему и т.д. Случалось, что последнему не доставалось ударить, т.к. все монеты были уже выиграны. Затем снова ставили на кон, и всё повторялось. Проигравшие могли выйти из игры в любой момент, не обязательно проигрываться полностью. Выигравшие могли выйти  из игры только с согласия проигравших, то есть они обязаны дать возможность отыграться.

В пристенок играли так: один игрок кидал монету в стенку, возле которой начали игру. Это могла быть стена дома, сарая, забора и т. д. Кидал он монету так, что бы она отлетела от стены как можно дальше. Второй игрок уже бил монетой об стенку так, что бы она как можно ближе упала к монете соперника. Если он дотягивался от своей монеты пальцами одной руки до монеты первого игрока, то забирал её себе. Монеты у игроков должны быть равного достоинства. Можно было использовать монеты лишь для ударов об стенку, а расплачиваться другими. Играть могли не только двое, но и целая компания, ударяя об стенку по очереди.

В орлянку играли так: один игрок брал монету и клал её на указательный или средний палец правой руки. Какой стороной в верх не играло роли. Большой палец правой руки подводил под монету так, что бы ноготь упирался в палец на котором лежала монета и спрашивал у напарника: «Орёл или решка?». Напарник называл сторону монеты и первый игрок подбрасывал её в верх, одновременно ударяя ногтем большого пальца по краю. Монета взлетала, быстро вращаясь, и падала на землю. Если в верху оказывалась сторона, которую  называл соперник, то выигрывал он и метавший монету платил ему столько по сколько договорились, и право метания переходило к выигравшему.
Другой способ орлянки таков. Монета ставилась на гладкую поверхность стола ребром и слегка придерживалась пальцем левой руки. Щелчком пальца правой руки по краю монеты, она приводилась во вращательное движение. Затем быстро накрывалась рукой и ведущий спрашивал у второго игрока: «Орёл или решка?». Второй игрок называл сторону монеты, и первый открывал руку. Если сверху была та сторона, которую называл соперник, то он выигрывал и вращал монету в следующий раз. Играть в орлянку одновременно, можно только двоим.

Денежные знаки, о которых идёт речь в данной главе имели хождение после реформы в декабре 1947г. Сталинская денежная реформа не в пример хрущёвской (1961г.) была чисто грабительской. Согласно официальным сведеньям (см. БСЭ т. №8, 1972г.) обмен дензнаков осуществлялся как 10:1, то есть за 10 старых рублей давали один новый. Вклады в сберкассах сохранялись 1:1 до суммы три тысячи рублей, от трёх до 10 тысяч рублей 3:2, и свыше 10 тысяч рублей 2:1. Однако, авторы БСЭ даже здесь сильно лукавят. Вклады в сберкассах имела только партноменклатура, поэтому для них смягчили условия. Для остальных обмен денег даже в соотношении 10:1 осуществлялся только в течении трёх дней и, естественно, никто не успел обменять свои гроши.

Цены на все товары и услуги были повышены в три раза и одновременно отменены карточки. Некоторое время, неделю или две, часть стоимости хлеба можно было оплачивать старыми деньгами. Например: покупаешь 1кг хлеба, платишь три рубля новыми деньгами и 12 рублей старыми деньгами (впрочем, по словам моей тёщи в Ширингушах никакой частичной оплаты хлеба старыми деньгами не было). Кроме того, всем к зарплате прибавили по 30 рублей, так называемые «хлебные», вот и всё. Зато, какое раздолье детям играть пачками старых денег.

Так я дожил до августа 1952г. В августе, на семейном совете было окончательно решено, что мы переезжаем в Зубова Поляну. По-моему отец только для вида развёл демократию, на самом деле он решил ехать. Решено было, что я и Лиза едем в конце августа чтобы успеть в школу, а остальные приедут потом. Достать билет на поезд в то время была огромная проблема. Отец каждый день ходил за билетами, а я пропадал на Сакмаре в компании своего бывшего врага Витьки Урала. В груди у меня была постоянная тревога и какая-то тоска. Я просыпался утром и бежал к Витьке Уралу, там мы кодлой человек пять – шесть шли на Сакмару, где купались, воровали помидоры, ловили рыбу, играли в разные игры и занимались прочими мальчишескими делами.

Колька Дорохов с товарищами приходил часто ко мне домой, но меня никогда не было. Даже Лиза отругала меня: «Ты что же, скоро уезжать, а товарищи не могут тебя найти? С другой компанией водиться начал?». Несколько последних дней провёл со своими ребятами, но присутствовало только моё тело, где была душа непонятно. В груди постоянно какая-то тяжесть и тоска. У меня имелась большая ценность, настоящие шахматы. Я подарил их Кольке, он подарил мне книгу: «Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография», украв её у своей сестры Тамары.

Наконец отец достал билеты мне и Лизе на 30-тое августа. Отец, Николай, Лиза и я отправились на вокзал. Ребята играли в «котёл». Я постоял возле них. Мы повздыхали, договорились с Колькой переписываться, и я ушёл. Через некоторое время меня окликнул Вовка Малышкин, я оглянулся. Он улыбался и продолжал играть в «котёл». Я пошёл, он опять окликнул меня, и так повторилось несколько раз, пока мы не завернули за угол.
Вот так закончилась моя первая жизнь в Оренбурге.

Далее - И снова школа
http://www.proza.ru/2016/06/27/301