Если бы Господь... Габриэль Гарсиа Маркес

Магда Кешишева
   Он был  из тех мужчин, о которых говорят - "крупный мужчина".  В те годы, когда он - студент второго курса - обратил внимание на невысокую, хрупкую, скромную девушку с черными, как вороново крыло волосами и огромными глазами, друзья говорили:
 - Ты что?! Она же похожа на Дюймовочку! А ты?! Ты же можешь ее двумя пальцами, как Гулливер, поднять и посадить на ладонь.
 - Ну и что!
 - Она тебя просто испугается.
 - Не испугается. И вы же знаете, что не нравятся мне высокие, здоровые девушки -
 - горы, а такая нежная, маленькая девушка - мой идеал.
 - Этот идеал, что ни говори, не для тебя.
 - Время покажет.

   И время показало, что Дюймовочка не испугалась Гулливера. Они прекрасно понимали друг друга: любили одних и тех же писателей, композиторов и даже спортсменов. Он был интересным человеком: хорошо воспитанный, широко эрудированный, начитанный парень, как из рога изобилия, сыпал интересными фактами из разных областей знаний, прекрасно пел под гитару, очень заразительно смеялся, и все время дарил девушке цветы.

   Кода мама девушки впервые увидела ухажёра дочери, она оторопела:
 - Господи, какой он огромный! Моя миниатюрная девочка, и этот гигант! Ты видел его руки?! Нет! - сказала она мужу.
 - Ну, что ты раскудахталась! - сказал муж. - Можно подумать, что он сделал предложение, она согласилась, а ты переживаешь!
 - Мой дорогой, ты видел его туфли?
 - То руки, то туфли...
 - Он снял в передней туфли, с трудом влез в твои тапки, а я с ужасом посмотрела на его туфли.
 - Старые что ли, грязные?
 - Да нет, - махнула рукой женщина. - Ог - ром - ные. Рядом с туфельками Светочки это была, ... как бы ...сказать... малогабаритная мебель.
 - Ой, ты скажешь, - от души рассмеялся мужчина.

   Забегая вперед, скажу, что молодые люди поженились, родили чудного сыны: высокого - в папу, голубоглазого - в бабушку, мамину маму, умненького и веселого.
   Парень вырос, закончил школу, отслужил в армии, женился на сестре друга, преподавательнице музыки, и был совершенно счастлив. Через год у молодых родился сын.

   В тяжелые 90-е семье приходилось трудно, как и всем. Работы не было. Поддавшись общей тенденции, молодые люди с ребенком и родителями мужа переехали в один из городов России. Здесь тоже было не сладко: занимались не своим делом, уставали, жили по найму. Но решили какое - то время потерпеть, накопить немного денег и вернуться на родину. Однако все вышло иначе: шли годы, возвратиться не удавалось, так как постоянно что - то мешало. Каждый из членов семьи, кроме ребенка, перенёс операцию разной тяжести. За этим следовали недели восстановления, наблюдения у врачей, долгое медикаментозное лечение. Можно себе представить, как все  нервничали, понимая, что время возвращения домой постоянно оттягивается и никто не знает, когда, и чем все это закончится.

   Прошло уже пять лет, а семья все еще жила на чужбине. Наконец,  куплены билеты, собраны вещи, все  радостно возбуждены, предвкушая скорую встречу с родными в родной городе.

   И вот уже - самолет совершил посадку, пассажиры потянулись к выходу. В зале ожидания волновались ничуть не меньше: в основном встречали тех, кто много лет жил за пределами родины.
   Шумно обнимались, целовались, хлопали друг друга по плечам, смеялись...
   Дома немного пришли в себя. Решили пораньше лечь спать, а утром и вещи разобрать и порядок навести в квартире.

 ... Прошла неделя. Сын обратил внимание, что отец какой - то вялый и сказал об этом матери. Женщина перепугалась, стала допытываться у мужа, не тревожит ли его что - то, но он ее успокоил:
 - Не волнуйся, родная, все хорошо. Просто я устал. Все хорошо.
   Но мужчина  стал резко худеть, порой у него поднималась температура, появилась одышка, легкий кашель и незначительные боли в области шеи. Он, никому ничего не говоря, пытался успокоить себя: похудел, так как очень жарко и аппетита нет, температура тоже - результат жары, одышка... что одышка ... сердце то не молодое, кашляю иногда - курить надо меньше. И только боли в области шеи его насторожили, особенно когда он нащупал утолщение лимфатических желез. Тут мужчина призадумался и подумал, что надо обратиться к врачу.

   Но он все откладывал визит к врачу. Когда наконец он обратился к районному терапевту, тот сказал:
 - Я не хочу вас пугать, но сейчас я дам вам направление к онкологу. Пройдите обследование, сделайте анализы...
   Хотя врач говорил спокойным голосом, мужчина не на шутку испугался.
   Опасения его были не напрасными: у него обнаружили воспаление лимфатических желез, назначили дорогостоящие лекарства. Недели две мужчина принимал лекарства, но состояние его только ухудшалось.
   Наконец, он услышал страшный диагноз - рак лимфатических желёз шеи. Когда он сказал об этом, жена совершенно потеряла голову, сын кинулся искать хорошего онколога. Мы с дочкой пришли  в гости к супругам, чтобы как - то поддержать, вселить надежду.

   Уже по дороге домой, моя дочь спросила:
 - Мама, это очень страшно? Дядя Никита поправится?
 - Это - приговор, к сожалению...
   Дома, когда муж спросил о самочувствии Никиты, я сказала:
 - Сходи к нему, поговори, попробуй как - то отвлечь от тяжёлых мыслей.
 - Отвлечь... от мыслей... Никиту... Родная моя, он же не дурак. Он прекрасно понимает, что происходит.
 - Понимаю. И, тем не менее.
 - Пойду, конечно, о чём речь.

   В ближайшую субботу муж навестил Никиту. Вернулся домой он очень расстроенный и сказал:
 - Какой Никита молодец! Конечно все выполняют его желания, очень внимательны, заботливы, но это его нервирует. Он понимает, что уходит, а их подчеркнутые заботы говорят о том, что скоро все кончится. Но я хочу сказать о другом. Сижу я у кровати, разговариваем, я анекдот какой - то рассказал смешной. Тут он просит закрыть дверь и просит:
 - Я сейчас тебе расскажу об одном замечательном человеке. Ты только послушай.
 - Говори, - отвечаю - слушаю тебя внимательно.
   И знаешь, что он сказал?
 - Нет, не знаю, но очень хочу узнать. 
 - Ты знаешь, что в одно время мы все увлекались книгами колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса, а Никита особенно. И оказывается Маркес тоже болел раком лимфатических желез.
 - И выздоровел?
 - Если бы... Нет, он не выздоровел. Перед смертью он написал прощальное письмо читателям.
 - Читателям?!
 - Именно. И Никита пересказал мне содержание этого письма. Ты же помнишь, он у нас все знает. Так вот Маркес написал, что если бы Бог забыл - о том, что он слаб как тряпичная кукла, и подарил ему несколько дней жизни, то он не говорил бы всего того, о чём думает, а больше думал бы о том, что говорит. Знаешь, солнышко, Никите было трудно долго говорить, и он попросил открыть ящик письменного стола и достать его военный билет.
 - Военный билет? Зачем?
 - Военный билет - случайность. Могла быть какая - то книга или еще что - то. Дело в том, что в военном билете лежало переписанное Никитой письмо Маркеса. Он дал его мне и сказал, что ему, как и Маркесу, уже поздно что - то исправлять, а мне еще можно попробовать. Вот оно, - сказал мужчина.
 - Читай ...вслух...
 - ...Я бы   ценил вещи не по их стоимости, а по их значимости. Я бы спал меньше, мечтал больше, сознавая, что каждая минута с закрытыми глазами - это потеря 60-ти секунд света. Я бы ходил, когда другие от этого воздерживаются, я бы просыпался, когда другие спят, я бы слушал, когда другие говорят. И как бы я наслаждался шоколадным мороженым!
   Если бы Господь дал мне немного жизни, я бы одевался просто, поднимался с первыми лучами солнца, обнажая не только тело, но и душу... Я бы рисовал при звёздах, как Ван Гог... Я омывал бы розы своими слезами, чтобы вкусить боль от шипов и алый поцелуй их лепестков.
   Боже мой, если бы у меня было немного жизни... Я не пропустил бы дня, чтобы не говорить любимым людям, что я их люблю. Я бы убеждал каждую женщину и каждого мужчину, что они мои возлюбленные, я бы жил в любви с любовью.
   Я бы доказал людям, насколько они не правы, думая, что когда они стареют, то перестают влюбляться: напротив, они стареют потому, что перестают влюбляться!
   Ребёнку я дал бы крылья, но научил бы его летать самого.
   Пожилых я бы научил тому, что смерть приходит не от старости, а от забвения.
   Как многому я научился у вас, люди...
   Я узнал, что каждый хочет жить на вершине горы, не догадываясь, что истинное счастье ожидает его на спуске.
   Я понял, что когда новорожденный впервые сжимает отцовский палец в своём крошечном кулачке, он хватает его навсегда.
   Я понял, что человек имеет право взглянуть на другого сверху вниз лишь тогда, когда он должен помочь ему встать на ноги.
   Я так многому научился, но, по правде говоря, от всего этого немного пользы, потому, что, набив этим сундук, я, к несчастью, умираю.

   Дочитав письмо великого писателя, женщина нежно посмотрела на мужа и одними губами сказала:
 - Я тебя очень люблю.
   Мужчина молча обнял жену за плечи:
 - Я тебя тоже.

  P.S. На фото - Габриэль Гарсиа Маркес.