Выпьем чарку за нашу арку!

Нил Крас
(Начало: http://www.proza.ru/2016/06/22/1239)

Теперь — черёд рассмотреть те две игрушки (12 ,13), которые, по словам вдовы Р. Р. Мархеля, подсказали направление поиска формы арки («Как и кем создавалась винницкая арка» от 30.11.2012 — http://www.myvin.com.ua/ru/news/stuff/17817.html).
Признайтесь, если бы вы ничего не знали об «арке-кошке» (так называется этот репортаж: https://www.youtube.com/watch?v=zpPSB2Iq7-Q) и вас бы спросили, какое винницкое сооружение имеет что-то общее с этими деревянными игрушками, то вы бы назвали, в первую очередь, рынок «Урожай». Так ведь? Ибо сходство арки с этими кошечками весьма-весьма сомнительное, а арочный вход в здание рынка … (тут решайте сами).

Словом, куда ни кинь, всюду клин. Прямо-таки, безвыходное положение.
Но задача полустолетней давности должна быть решена — и она была мною решена (?)!
Пусть будет кошка, но арка «подразумевает» кошку В ПРЫЖКЕ (14). Тогда, если отбросить голову и хвост, то всё почти сходится: и очертания (выгиб) тела, и откинутые от тела передние и задние лапы; даже отношение длины тела к его высоте возрастает до 2,5 и более, приближаясь к подобному у арки. Потом вспомнился ещё логотип фирмы «PUMA» (15) - ну, чистая же арка!

Я сразу повеселел и размечтался: не попытаться ли «подключить» к винницкой арке всемирно известную фирму спортивной экипировки «PUMA» из баварского Herzogenaurach'a? Сообщить им, что во славу этой фирмы создана арка (правда, дабы не нарушать авторское право, хищника из семейства  к о ш а ч ь и х  пришлось развернуть головой и хвостом в противоположные оригинальному логотипу фирмы стороны).  Годовой оборот фирмы - более трёх миллиардов евро, чистый доход - около трёхсот миллионов. Авось, «клюнут» и что-то «отстегнут» Виннице. Тогда хватит и на освобождение из подземелья речки Калички, на постройку вдоль её русла набережной … И не придерутся: мол, деньги потрачены не по назначению. Это же всё ведь рядом с аркой, значит — и с «ПУМОЙ». (Прошу прощения, что я в СЕДЬМОЙ раз пишу о Каличе — не забывайте: «капля точит камень не силой, но частотой падения».)

                ***

Теперь оставалось выяснить, является ли винницкая арка оригинальной конструкцией. Я попробовал несколько раз спросить в Google, известно ли что-то подобное изображённой на фотографии арке. Какие бы фото арки я в Google не подкладывал, поиск приводил только назад, в Винницу. Тогда я решил сам проверить все имеющиеся в интернете фотографии арок. Конечно, был наивен, ибо этим я мог бы заниматься до конца дней моих. Арок — что звёзд на небе. «В самоограничении сказывается мастер», - писал Гёте. Но как этот поиск ограничить, какими параметрами?

Немецкий архитектор, к которому я обратился, посоветовавшись с коллегами по бюро, рекомендовал мне искать только параболические арки, каковой оказалась арка на Каличе. Я-то её, самообразовываясь в архитектуре, ошибочно отнёс к другому виду арок, что, разумеется, не удивительно.
Параболическая арка образует в своде часть параболы. Что такое парабола, вы, надеюсь, знаете. А если уже забыли, то, пожалуйста, освежите это в памяти сами.
Есть ещё один вид арок, под который почти подходит винницкая арка. Это - так называемые катенарные арки, внешне трудно различимые от параболических арок (https://en.wikipedia.org/wiki/Parabolic_arch).  Но как изгиб внутренней поверхности винницкой арки напоминает катеноид - поверхность, образуемую вращением цепной линии (https://en.wikipedia.org/wiki/Catenoid)! [Цепная линия - линия, форму которой под влиянием собственного веса принимает гибкая однородная нерастяжимая тяжёлая нить или цепь (отсюда название) с закреплёнными концами (https://en.wikipedia.org/wiki/Catenary). Перевёрнутая цепная линия - идеальная форма для арок (catenary arch).]

Как видите, не всё так просто, особенно если ты не архитектор по профессии. Сравнивать же на схожесть арки только аналогичной конструкции намного легче, чем и занялись мы с архитектором — каждый в отдельности. Его результат: нет ни одной, из наличествующих в сети, идентичной винницкой арке. Мой результат — тот же самый, но печальнее: я не нашёл, среди нескольких сотен просмотренных арок, и саму винницкую арку. Причина сего очевидна: нет в сети детального описания этой арки, а её небольшие размеры, фотографии с «прильнувшей» к ней красного цвета забегаловкой или с закрывающими часть опор рекламными щитами (16), никого не впечатлили и не побудили к распространению подобных изображений.

Что прежде всего «выпрыгивает» при поиске в сети? Несомненно - статьи из ВикипедииИ. Это, к примеру - об огромной арке «Ворота Запада» в  Сент-Луисе (США), построенной в 1963-1965 г. г. Высота её - 192 метра! Лифты, смотровые окна … Посмотрите обязательно: https://en.wikipedia.org/wiki/Gateway_Arch. Или - фотографии, которые впечатляют необычностью (17): параболические арки из бамбука на Тайване  (http://www.archdaily.com/165393/forest-pavilion-narchitects). Или марокканские арки в виде кошечек: http://ru-cats.livejournal.com/17897624.html, абсолютно ничего общего с нашей «аркой-кошкой» не имеющие (18).
Единственная арка, на мой взгляд, формально сходная с винницкой аркой — арка Fehmarnsundbruecke (https://de.wikipedia.org/wiki/Fehmarnsundbr). Она - часть комбинированного авто- и железнодорожного моста, соединяющего остров Fehmarn в Балтийском море с материком (ФРГ). Начальное строительство моста в период 2-й мировой войны было прервано. Продолжено в Западной Германии и завершено в 1963 г. (19). Дуга этой арки, шириной в 248 м, поднимается над полотном дороги на 45 м. Местное население, как пишут, любовно называет мост с аркой «вешалка», что в такой же степени, по моему мнению, «удачно», как «кошка» для винницкой арки.

                ***

Как же продвигают - через интернет - винницкую арку?
Страстно, пафосно, метафорически-гиперболически, но, как мы убедились, без особого успеха.

Говорит заслуженный архитектор Украины Юрий Плясовиця:
«В форму превратили музыку. Что такое такая протяжённая арка и шпиль? Форте и пиано. Музыкальная композиция в полном смысле слова на фоне прекрасной зелени нашего парка. Тяга к прекрасному. Вот увидеть в игрушечке, в кошечке будущий образ логотипа города, бренда города — это ведь тоже талант. Это надо увидеть.»
Тем, кто не знаком с музыкальной грамотой, поясню, что «пиано» означает «тихо, негромко», а «форте», наоборот - «сильно, громко, в полную силу звука». А теперь посмотрите ещё раз на «протяжённую арку и шпиль» - слышите? Нет?!

Вы, вероятно, в отличие от архитектора, не знакомы с афоризмом «Архитектура — это застывшая музыка» из сочинения «Лекции по философии искусства» (1842) немецкого теоретика искусства Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775 -1854).
Следуя восторгу Юрия Плясовици, арка - гимн винницких архитекторов, своего рода «Мархельеза (от бемоля до диеза)».
Так, пожалуйста, опишите же, заслуженный и уважаемый архитектор, эту арку профессионально, как это положено! Не ограничивайтесь легендой, которую, если Вам она нравится, можно припасти для эффектной концовки. Но суть описания должна быть объективной, доказательной и всем понятной. Из пальца высосанное утверждение журналистки: «... знаменитая арка-кошка прославила столицу области на весь мир.» (этими словами завершается репортаж http://www.myvin.com.ua/ru/news/stuff/17817.html ) может восприниматься только наивными местным ура-патриотами.  Подумайте: СТОЛИЦУ - НА ВЕСЬ МИР — ни больше, ни меньше!

Такого пока нет и в намёке, но ПУСТЬ  ТАК  БУДЕТ!  Однако для этого надо потрудиться нам.
Мои возможности исчерпаны. Теперь слово за специалистами, за исследователями архивов, за свидетелями (которые есть не только в Германии, но и в Виннице). Напрягитесь — так требует память о создателях одного из символов города!

Р е з ю м и р у ю.

Из моих изысканий следует:
1. Винницкая арка является оригинальным (в мировом масштабе) архитектурным сооружением, известность которого, к сожалению, весьма ограничена.
2. Необходимы мероприятия, содействующие значительно более широкому ознакомлению с этим символом города. С этой целью желательна, в первую очередь, публикация в интернете статьи, отражающей истинную историю появления арки, технические данные о ней, чертежи, специальные фотографии, сделанные в различных ракурсах. (По словам вдовы Р. Мархеля, в семье сохранился большой пакет с материалами, связанными с проектированием арки: https://www.youtube.com/watch?v=zpPSB2Iq7-Q). Этой неудачной фотографии (https://uk.wikipedia.org/wiki/#/media/File:.JPG) тут: https://uk.wikipedia.org/wiki/  явно недостаточно.
3. Надлежит создать вокруг арки как бы охранную зону, свободную от любой рекламы, от застройки даже временными точками торговли, питания, пр.
4. Рядом с аркой желательно разместить доску с отображением на ней основных сведений об арке.
5. Из статьи о Романе Романовиче Мархеле в ВікіпедіЇ надо бы исключить следующее предложение: «Брав участь у розробці проекту реконструкції будівлі Ощадбанку з магазином ювелірторгу (1964–1965 рр.)». Это была, конечно, идея не Р. Мархеля, а партийных умственных недорослей: лишить центральную улицу города великолепного здания, построенного в начале ХХ-го века по заказу зубного врача М. Л. Шехтмана. Про всю историю этого эпизода партийно-советского вандализма я подробно рассказал в «Моей Виннице» (раздел «А теперь — по левой стороне»). Снимок дома незадолго до его осквернения тут: http://www.proza.ru/2012/09/23/1248 , фото 41. Сравните с тем, что имеем сейчас - и вы согласитесь, что об этом «участии» Р. Мархеля упоминать навряд ли стоит: реконструкция обернулась уничтожением памятника архитектуры.

Коли все це буде виконано, я не відмовлюся  в і д   ч а р к и   н а   ч е с т ь   а р к и!
«Вип'ю чарку, вип'ю другу,
Вип'ю третю на потугу,
П'яту, шосту, та й кінець.
(Тарас Шевченко. Гайдамаки, Банкет у Лисянці)

Вот и сказке моей тоже конец, а кто до конца дочитал — м о л о д е ц!

P. S.
30.06.2016.

Я многократно читал и перечитывал эту публикацию, но  м о л о д ц о м  себя никак назвать не могу. Совесть не позволяет. И вот почему.
Приступая уже непосредственно к написанию моих соображений по поводу арки, я решил всё же - для успокоения означенной выше совести - навести ещё одну справку. И обратился с письмом к Александру Федоришену, которого представлять винничанам нет никакой надобности: его знают все. Замечу, что  А. Федоришен был одним из основателей сайта «История Винницы» и «тянет» его, почти в одиночку, до настоящего времени как в VK, так и в fb.
Моя просьба от 06.06.16 к А. Федоришену выглядела так:

Вельмишановний Олександре!
Мені все не сидиться спокійно. Задумав раптом статтю про вінницьку арку, що на Каліче. Згадав, що в "Історії Вінниці" хтось висловився про НЕоригінальність арки. Мовляв, там-то і там-то є те, з чого зроблена копія (або запозичена ідея). Але більш згадати не можу. Переглянув б усю історію "Історії", якби був упевнений, що це бачив саме там. Чи не відклалися у Вашій пам'яті більш точна адреса або цитата з написаного? Намагався знайти схожі будови по фотографіям Гугла - не вийшло: вказує тільки на Вінницю. Словом, чи можете чимось допомогти?
Заздалегідь вдячний!

Ответ последовал в тот же день:

Шановний Соломоне Григоровичу!
На жаль, не зустрічав взагалі матеріалу на сторінках "Історії Вінниці" про її не-оригінальність.
Я запитаю в колег. Якщо хтось допоможе з темою - одразу Вас повідомлю.
З повагою,
О.Ф.

Дополнений не последовало. Как говорится, вопрос был «исперчен».
И не то, что бы я усомнился в моей памяти, но с дополнительным «аргументом» за пазухой, учитывая также безуспешность поиска аналога арки в интернете, я заявил о том, что «Винницкая арка является оригинальным (в мировом масштабе) архитектурным сооружением». Слово «оригинальным» в данном случае имело и имеет смысл «нешаблонным», но никак - не «чуждым подражательности», ибо последнее нам не может быть ведомо (это касается и игрушек-кошечек, и арки, о которой далее пойдёт речь).

Мои статьи об арке были опубликованы 22.06.16. В этот и последующие несколько дней к ним обращались единичные читатели. Но вот 28-го и 29-го июня Александр Петровский анонсировал эти публикации на сайте «Винничане» и - началось невиданное! Число читателей этих статей в указанные дни достигло почти девяти сотен! Такого с моими публикациями ещё не было. И пусть счётчик «Прозы.ру» застопоривается уже к 50-му читателю, меня это «не колышет». Важно, что тема арки оказалась настолько востребованной!

«Фимиам славы безвреден, если его не вдыхать», - говорил один мудрец. А я дышал полной грудью, наслаждаясь своей (или всё же — арки?) популярностью. И вот, «С кадил недвижных фимиама еще струился синий дым.»  [А. Н. Апухтин (1840-1893).], как я, одурманенный  обрушившимся успехом, получил ощутимый удар по лбу. Вновь дал о себе знать тот, кого мы с А. Федоришеным не смогли вспомнить. Олег Андриенко, который вчера вечером порадовал (я не иронизирую!) меня в «Винничанах» этим сообщением: «Sunshine State Arch відкриття - 16.06.1964 Фото арки публікувалось в американських архітектурних журналах.»

Теперь давайте поразмышляем, но сначала посмотрите на это фото арки (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Miami_Gardens): оно более демонстративно (20). Это тоже параболическая арка, но более крутая (я избегаю математических терминов), она также имеет четыре пяты, не несёт, как и винницкая арка, никакой иной функции, кроме как декоративной, имеет выпуклой формы профиль. Расположена арка у входа в Индустриальный парк Майами на Флориде, в 2014 г. внесена в Национальный реестр исторических мест США.
Об этой арке можно почитать в ВикипедиИ (https://en.wikipedia.org/wiki/Sunshine_State_Arch) и  здесь: http://www.miamigardens-fl.gov/planning&zoning/pdf/mps (стр. 27). Размеры арки, увы, не представлены; поверхность её покрыта текстурированным искусственным мрамором.

Теперь возникает вопрос, знали ли Р. Мархель и В. Горбатый о построенной в 1964 г. в Майами арке. С одной стороны, трудно себе представить, что в то время до Винницы доходили американские архитектурные журналы. С другой, исключить того, что кто-то из них был в командировке в Киеве и там такой журнал видел, тоже нельзя. Отец В. Горбатого возглавлял один из райкомов партии в Виннице. Партийные функционеры имели доступ к особой печатной продукции: в обкоме была своя библиотека… Это я занимаюсь тем, что в нынешнее время называют спекуляциями (рассуждениями). Вопрос сей, вероятно, не имеет однозначного ответа, хотя в том пакете, что хранится в семье Р. Мархеля, может обнаружиться что-то интересное.

02.07.2016
Чтобы сделать эту мою исповедь полною, надобно признаться, что я майамскую арку  в и д е л. В 1997-м и в 2000-м годах я находился в этом городе суммарно десять недель. Времени было достаточно для всего: для океана, для библиотек (там я обнаружил материал о терроре НКВД в Виннице, о чём уже упоминал в «Моей Виннице»), для походов и разъездов по Флориде. Глядя на карте на место расположения  Sunshine State Arch, понял, что проезжал несколько раз мимо и не мог не заметить её из окна автобуса. Но автобусы были не экскурсионные, а маршрутные — и никто внимание пассажиров к арке не привлекал. Поэтому отсутствует в моей обширной фотоколлекции о пребывании на Флориде эта арка.
Что остаётся? Покаянно признавать свою вину и посыпа'ть лысину пеплом, как это многократно описывается в Ветхом Завете.

P. P. S.
30.06.2016

Коль уже пришлось писать постcкриптум, то дополню вот ещё что.
Помните фразу из представления арки неизвестным автором (ошибки правописания - на его совести): “В народе пафосный архитектурное произведение незлобливо и с юмором называли «Навеки раком»”? Кто не знаком с украинским языком, не поймёт, откуда это. По-украински, «Навеки вместе» (Украина с Россией) гласит: “Навіки разом”. Теперь ясно?
Но, оказывается, винницкая арка имела ещё два слогана: «Мама моет пол» (Леонид Борозенцев) и «"Две бабы борются за ..." то, что стоит рядом» (Пётр Скорук).