Глава 94. Григорий Мелехов и Аксинья Астахова

Виктор Еремин
Как в блистательной древнеримской поэзии, при всём её многообразии и неповторимости, мы всегда в первую очередь вспоминаем имена трёх гигантов, неотделимых от величия латинского слова и духа — Вергилия, Горация и Овидия, так и в русской литературе, при всей её грандиозности и при всем её многообразии, образованное человечество в первую очередь называет имена трёх гигантов мировой романистики — Фёдора Достоевского, Льва Толстого и Михаила Шолохова.

Однако если литературная судьба первых двух писателей прошла сравнительно благополучно, то Михаил Александрович Шолохов оказался объектом столь мощных и неослабевающих со временем нападок со стороны завистливых собратьев по перу, что нам невольно придётся первоначально сказать именно об этом.

Суть претензий к великому романисту сформулировал А.И. Солженицын, с 1970 г. выступавший организатором и вдохновителем беспрецедентной в истории мировой литературы травли писателя писателями*. «С самого появления своего в 1928 г. “Тихий Дон” протянул цепь загадок, не объясненных и по сей день. Перед читающей публикой проступил случай небывалый в мировой литературе. 23-летний дебютант создал произведение на материале, далеко превосходящем свой жизненный опыт и свой уровень образованности (4-классный). Юный продкомиссар, затем московский чернорабочий и делопроизводитель домоуправления на Красной Пресне, опубликовал труд, который мог быть подготовлен только долгим общением со многими слоями дореволюционного донского общества, более всего поражал именно вжитостью в быт и психологию тех слоёв»**.
________________________________
* См.: В.В. Васильев. Ненависть (Заговор против русского гения). Журнал «Молодая гвардия», 1991, №№ 11,12.
** А.И. Солженицын. Невырванная тайна. Предисловие к книге И.Н. Медведевой-Томашевской «Стремя “Тихого Дона”». Цитируется по книге: Загадки и тайны «Тихого Дона». Т. 1. Итоги независимых исследований текста романа. 1974—1994. Самара: P.S.-пресс, 1996.

К сегодняшнему дню «разоблачители» Шолохова уже договорились и дописались до того, что утверждают, будто Михаил Александрович не создал за свою жизнь ни одного произведения — все было украдено из чужих рукописей, впоследствии уничтоженных, либо за него по указанию ОГПУ—НКВД работали другие выдающиеся писатели, например Андрей Платонов. Сам же Шолохов якобы был агентом госбезопасности, которого И.В. Сталин с наводки А.С. Серафимовича (1863—1949) выбрал на роль великого советского писателя. Объясняют же такой выбор тем, что Михаил Александрович, видимо, был незаконнорожденным сыном Серафимовича.

Во всех этих сочинениях поражает благоговейный, почти религиозный трепет авторов перед всемогуществом советских служб госбезопасности, которым достаточно было приказа сверху — и шедевры мировой литературы посыпались в руки Шолохову как из рога изобилия, оставалось их лишь слегка обработать в авторском стиле.

В годы советской власти «разоблачители» Шолохова во всю эксплуатировали имя Ф.Д. Крюкова*. Но в наше время все труды последнего были опубликованы, проанализированы специалистами, и стало ясно, что ничего подобного «Тихому Дону», даже вчерне, Крюков создать не мог.
____________________
* Фёдор Дмитриевич Крюков (1870—1920) — русский писатель, казак, участник Белого движения; сын атамана; статский советник; депутат Первой Государственной думы. В Гражданскую войну выступал на стороне белых и был секретарём Войскового круга. В 1920 г. отступал вместе с остатками армии Деникина к Новороссийску. По официальной версии, на Кубани Крюков заболел сыпным тифом и умер; с точки зрения «обличителей» Шолохова, Крюков был убит и ограблен П.Я. Громославским, будущим тестем Шолохова, который похитил рукописи Крюкова и впоследствии подарил их своему зятю.

В конце прошлого века были обнаружены и в 1999 г. выкуплены государством черновики первой и второй книг «Тихого Дона», подтверждающие авторство Шолохова. Тогдашний директор ИМЛИ Ф.Ф. Кузнецов* предложил А.И. Солженицыну лично ознакомиться с рукописью, но получил ответ, что писателя данная проблема более не интересует. Однако как только в Израиле появилась книга, пытающаяся доказать полную несостоятельность Шолохова как творца, Солженицын тут же поддержал её автора, по крайней мере, так публично заявил оный**.
_________________________
* Феликс Феодосьевич Кузнецов (р. 1931) — отечественный литературовед, критик; член-корреспондент РАН; директор ИМЛИ с 1987 по 2004 г.
** Зеев Бар-Селла. Шолохов вообще не был писателем. О проекте спецслужбы, получившем Нобелевскую премию. — Интервью, взятое Н. Журавлевым. Новая газета, № 65 от 5 сентября 2005 г.

Читатель, заинтересовавшийся создателем «Тихого Дона» и пожелавший ближе познакомиться с его жизнью и судьбой романа, неизбежно столкнется с охарактеризованной выше литературой. Поэтому советуем просто не обращать внимания на обывательские сплетни и клевету и помнить, что подобные писания никакой реальной основы под собой не имеют, но являются преимущественно заказными. Зависть к гениальному собрату по перу, на много голов превосходящему жалкие дарования его хулителей, — как это свойственно веку XX и во что еще перерастёт в веке XXI!

Но обратимся к настоящей, документированной жизни Михаила Александровича Шолохова.

Писатель родился в 1905* г. на хуторе Кружилине станицы Вёшенская Области войска Донского. Отец его, Александр Михайлович Шолохов (1859—1925), и мать, Анастасия Даниловна Черникова (1871—1942), встретившись в 1904 г., страстно полюбили друг друга. Анастасия Даниловна к этому времени была уже замужем за казаком Стефаном Кузнецовым. Влюблённые бежали и поселились на хуторе Кружилин, где и родился будущий великий писатель. До 1913 г., когда умер законный муж Анастасии Даниловны, мальчик писался по документам Михаилом Стефановичем Кузнецовым, но затем генетический отец формально усыновил собственного ребёнка, и так появился Михаил Александрович Шолохов. Этот факт является ныне поводом для бесконечных инсинуаций со стороны «жёлтых» биографов-«обличителей». Судьба матери писателя даёт основания предполагать, что именно Анастасия Даниловна является прообразом Аксиньи в «Тихом Доне».
________________________
* «Обличители» Шолохова утверждают, что родился он в 1900 г., а писать в графе дата рождения 1905 год Михаилу Александровичу велели в ОГПУ.

Учиться Шолохова отдали было в хуторскую начальную школу, но в 1914 г. отец отправил его в Москву, в частную гимназию Шелапутина, затем родители перевели сына в Богучарскую гимназию (Воронежская губерния).

После революции, с началом Гражданской войны, мальчик вернулся на Дон, где вскоре вынужден был прервать учебу уже в Вёшенской гимназии. Следовательно, Михаил Александрович имел четырёхгодичное гимназическое образование.

Следует отметить, что семья Шолохова в Гражданской войне держалась в стороне от воюющих лагерей, а будущий писатель в эти годы занимался преимущественно самообразованием, благо в зажиточном доме имелась солидная по тем временам библиотека.

В 1920 г. Шолоховы переехали в станицу Каргинскую, где пятнадцатилетний Михаил устроился делопроизводителем станичного ревкома и обучал грамоте молодых казаков, пока не пошёл добровольцем в продотряд.

Во второй половине 1922 г. Михаил Александрович отправился в Москву, чтобы поступить на рабфак, но его не приняли — для этого требовался определённый трудовой стаж. Однако из столицы молодой человек не уехал, работал чернорабочим, каменщиком, счетоводом в жилищном управлении на Красной Пресне.

В Москве же началась литературная деятельность Шолохова. Он стал писать небольшие рассказы и фельетоны. Его первая публикация состоялась осенью 1923 г. в «Юношеской правде» — это был фельетон «Испытание».

Вернувшись в конце того же года на Дон, Шолохов вскоре женился на казачке Марии Петровне Громославской (1902—1992), с которой прожил всю жизнь. Тогда-то, через тестя, Петра Яковлевича Громославского (1870—1939), неудачливого писателя, во время Гражданской войны работавшего в белоказачьей газете «Донские ведомости», судьба связала Михаила Александровича с именем другого сотрудника «Донских ведомостей» — Ф.Д. Крюкова.

После ряда переездов молодые обосновались в станице Букановской, рядом с Громославскими, а в январе 1926 г. все вместе перебрались в Вёшенскую.

В середине 1920-х гг. Шолохов быстро развивался как писатель-рассказичик. Многие из созданных им тогда произведений вошли в изданные в 1926 г. сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». К этому времени Михаил Александрович уже работал над «Тихим Доном».
Первая и вторая книги романа были опубликованы в 1928 г. в журнале «Октябрь». Третья книга была напечатана частями в 1929 и 1931 гг.

Уже к 1929 г. в интеллигентских кругах начали высказывать сомнения относительно того, что именно Шолохов написал «Тихий Дон». Чтобы снять все вопросы, по приказу И.В. Сталина была сформирована специальная комиссия во главе с М.И. Ульяновой. Вопрос всесторонне расследовали, и комиссия подтвердила авторство Михаила Александровича. Однако приходится признать, что сам факт существования такой комиссии сильно навредил писателю. С этого времени он подспудно оказался в положении творца, обязанного постоянно доказывать, что способен создавать великие произведения.

В порыве благословенного вдохновения, ниспосланного свыше, Шолохов в кратчайший срок создал недосягаемый по своей художественной мощи шедевр и при этом столь высоко вознёс писательскую планку, что в дальнейшем казалось бы уже и сам был не в силах ее преодолеть. Однако с тех пор от Шолохова ждали, а завистники требовали новых творений, как минимум равных первым двум книгам «Тихого Дона». С таким же успехом можно было бы требовать от Пушкина, чтобы он всю жизнь пребывал в состоянии творческого вдохновения Болдинской осени.

Конечно, публично Шолохов игнорировал подобные выпады, но внутренне он долгие годы находился в крайне тяжелом, гнетущем состоянии. Не зря одновременно с третьей книгой «Тихого Дона» Михаил Александрович начал работу над романом «Поднятая целина». Для любого другого писателя роман этот стал бы вершиной творчества, но для Шолохова он уже считается неудачным.

Однако судьба дала писателю право еще раз предъявить миру грандиозность и мощь своего гения, когда в 1956—1957 гг. он создал рассказ «Судьба человека», ставший критерийным образцом для военной литературы СССР.

Над последней, четвертой книгой «Тихого Дона» Шолохов работал почти десять лет, в течение которых он едва избежал ареста (лето 1938 г.), однако был назван И.В. Сталиным великим русским писателем, и преследования Шолохова со стороны НКВД прекратились. Окончание «Тихого Дона» впервые опубликовано отдельным изданием в 1940 г.

Главными героями романа, как известно, являются Григорий Мелехов и его возлюбленная Аксинья Астахова. Образы эти собирательные, но есть у них и прототипы — люди, чьи судьбы легли в основу разработки главной сюжетной линии. О матери писателя как прототипе Аксиньи мы уже говорили. Прототипом Григория Мелехова стал казак Харлампий Васильевич Ермаков (1893 — 1927) по прозвищу Турка. В период подготовки к работе над «Тихим Доном» Шолохов часто встречался с ним и вел продолжительные беседы. При всей типичности именно судьба Ермакова и рассказана в романе. В 1927 г. Харлампий Васильевич был арестован и расстрелян ОГПУ за контрреволюционную деятельность, поэтому о нем и умалчивали в течение стольких десятилетий. Приговор был приведен в исполнение 17 июня 1927 г. во дворе Ростовской тюрьмы. Реабилитирован Ермаков Ростовским областным судом 30 августа 1989 г. за отсутствием состава преступления.

Чтобы понять смысл и значение для нашего народа и романа «Тихий Дон», и его героев, прежде всего надо осознать, что это произведение является национальным духовным и нравственным продолжением романа «Война и мир», ниспосланным нам в эпоху коренного преобразования мира и человечества. В отличие от графа Л.Н. Толстого (и видимо, это символично для новой эпохи), создал его человек из низов, и творил он не от имени высших слоев российского общества и преимущественно о высших слоях его и об их представлениях о русском народе, но от имени русского народа и о русском народе, ввергнутом в пучину кровавых войн волей этих самых высших слоев. Если герои «Войны и мира» лишь краешком задевают жизнь сословных низов, то герои «Тихого Дона» лишь краешком глаза наблюдают жизнь высших сословий, а потому со спокойной совестью участвуют в их свержении и истреблении. В этом контексте «Тихий Дон» предстает перед нами антитезой «Войне и миру», а герои романа — антитезой героям Льва Толстого.

Так, Григорий Мелехов советского гражданина, в прошлом мещанина Шолохова, подлинный казак, живущий полнокровной, страстной человеческой жизнью, стал антитезой Платону Каратаеву, в образе которого аристократ Лев Толстой попытался воплотить собственные абстрактные представления о русском народе и о том, каковым он должен быть, но никогда на самом деле не был. Аксинью же можно рассматривать куда более пронзительной (в отличие от Мелехова — Каратаева) народной антитезой офранцуженной графинечке Наташе Ростовой.

При этом подчеркну, что именно глубинная народность на грани слияния плотского естества и языческого духа, преданности земному и высочайших душевных мук, безмерной жестокости и безграничного, действенного сострадания, именно народность с ее совестливостью, верностью отчему дому и родной земле непосредственно через Григория Мелехова и Аксинью Астахову стала истинным главным героем романа. Об этом мечтал Лев Толстой для своего гениального детища, но воплотил в жизни Михаил Шолохов в великом «Тихом Доне».

Классикой отечественной книжной графики стали иллюстрации к роману, созданные художником Г.С. Верейским*. Аксинью по рекомендации М.А. Шолохова он рисовал с актрисы Э.В. Цесарской (см. ниже).
________________________
* Георгий Семёнович Верейский (1886—1962) — советский график, Народный художник СССР, лауреат Государственной премии; создатель прославленных иллюстраций к «Василию Тёркину» и «Тихому Дону».

Первая, немая* экранизация «Тихого Дона» по первой и второй книгам была сделана в 1930 г. режиссёрами О.И. Преображенской** и И.К. Правовым***. Образы Григория Мелехова и Аксиньи тогда воплотили на экране А.Л. Абрикосов**** и Э.В. Цесарская*****.
_______________________
* Фильм озвучен в 1933 г.
** Ольга Ивановна Преображенская (1881—1971) — советская актриса и режиссёр, в кино работала преимущественно до Отечественной войны.
*** Иван Константинович Правов (1901—1971) — советский кинорежиссёр второго порядка.
**** Андрей Львович Абрикосов (1906—1973) — советский актёр театра и кино, Народный артист СССР, лауреат Государственной (Сталинской) премии.
***** Эмма Владимировна Цесарская (1909—1990) — советская актриса кино; самая знаменитая её роль исполнена в фильме «Девушка с характером»; в Цесарскую какое-то время был влюблён М.А. Шолохов, который только в этой актрисе видел подлинную Аксинью.

Полная экранизация романа «Тихий Дон» была осуществлена в 1956 г. режиссером С.А. Герасимовым*. Картина сразу вошла в классику мирового кинематографа. Роль Григория Мелехова исполнил П.П. Глебов**, в роли Аксиньи выступила Э.А. Быстрицкая***.
_________________________
* Сергей Аполлинариевич Герасимов (1906—1985) — великий советский кинорежиссёр, актёр и педагог; Народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, трёх Государственных (Сталинских) и Государственной премий; автор целого ряда кинематографических шедевров; главный режиссёр Парада Победы 1945 г. на Красной площади.
** Пётр Петрович Глебов (1915—2000) — советский актёр, Народный артист СССР; прямой потомок казачьего атамана М.И. Платова.
*** Элина Авраамовна Быстрицкая (р. 1928) — Народная артистка СССР; всю творческую жизнь актриса Малого театра.

В 2006 г. на российском телевидении был показан семисерийный фильм «Тихий Дон», который представили как творение С.Ф. Бондарчука. Однако режиссер успел сделать лишь черновой монтаж картины. Бог миловал его от позора. Стыдно, что эта поделка все-таки появилось на экране. Пощадили бы покойного.
В конце 2015 г. на телеэкраны вышел многосерийный фильм «Тихий Дон» режиссёра С.В. Урсуляка*. В роли Григория Мелехова выступил Е.В. Ткачук*, в роли Аксиньи — П.И. Чернышова*. Мне постановка не понравилась, но у современных непритязательных зрителей она получила много положительных откликов.
___________________
* Сергей Владимирович Урсуляк (р. 1958) — отечественный режиссёр и сценарист. Наиболее удачная его работа — телесериал «Ликвидация».
** Евгений Валерьевич Ткачук (р. 1984) — отечественный актёр, снялся в нескольких знаковых телесериалах. Самая известная его роль — Мишка Япончик в сериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика».
*** Полина Ильинична Чернышова (р. 1993) — начинающая актриса театра и кино.