Сакральные поединки. Заключение

Ирина Кашкадамова
                Сакральные поединки.
Сакральные поединки со зверем имеют древние корни уходящие в сакральную магию власти. На протяжении всей истории человечества, сакральность власти подчёркивалась, сохранялась и вошла в генную память людей. Основываясь на сакральности, власть строилась по принципу иерархической лестницы, где каждая её ступень обозначалась священным зверем и, чтобы взойти на эту ступень, необходимо было победить этого зверя.
Люди верили, что дикие животные - их прародители, и у каждого этноса был свой такой прародитель. Его дух был в каждом представителе
людей - его потомков . Для того, чтобы стать повелителем зверя прежде всего в себе, получить власть над его силой и применить её для пользы своих подданных, люди, претендующие на власть, должны были сразиться со своим предком – зверем в сакральном поединке и победить или погибнуть. Для  подчинения себе животной силы существовал строгий ритуал, для каждого животного свой. От претендента на власть он требовал разных качеств, от кого-то силы, от кого-то ловкости, от кого-то хитрости, от кого-то скрытности, но всеми этими качествами обладали и те институты власти, на которые люди претендовали.  При этом надо заметить, что поединок со зверем проходил совсем не у охотничьих племён. Сакральное таинство подразумевает под собой далеко не всегда убийство зверя, здесь главное его подчинение, подчинение в себе, с реальным же животным ищется общий язык. После сакрального поединка человек сам себя ощущает этим животным, он показывает свою способность на занимаемую должность и оправдывает право на неё. Это ритуал, а не убийство, и даже не охота.
Не надо путать ритуальный поединок со зверем с сакральной охотничьей магией. При охотничьей магии ради будущей успешной охоты убивали изображение животного, чтобы потом мясом реального животного накормить своё племя. В то же время при ритуальном поединке на власть претендент должен был сразиться с реальным зверем, чтобы потом быть в состоянии повелевать эфемерным, находящимся прежде всего в себе, а потом уже управлять народом .
Поединки со зверем входили в жреческие ритуалы, а все представители власти были жрецами, т.е. они были посвящёны в те или иные культы, имели на них не только право по рождению, но и определённое образование и подготовку, и в ритуальном поединке должны были доказать своё право. С развитием межэтнических связей людей необходимых культов, прошедших ритуалы посвящёния и способных занимать определённый институт власти, приглашали (выписывали) к себе, туда, где не было конкретной школы.  Часто наследников престола отправляли для обучения в такие жреческие школы, не обязательно находившиеся на своей территории. Тем самым поддерживался культурный обмен. Назад же государство получало специалиста, подтвердившего своё право в ритуальном поединке.
По всему Старому Свету практиковался поединок со зверем, как доказательство своёго права на власть. Причём, если люди, участвовавшие в ритуале, были зооморфизма сакрального животного, против которого они выходили, то они не только строго соблюдали сам ритуал, часто не приносящий смерти животному, но и проникались его духом, а зверь становился их другом. В то же время при узурпации культов, захвате территорий, чей народ почетал какое-либо животное, захватчики старались убить, причём самым совершенным оружием, сакральное животное покорённого народа. Вместе с убийством сакрального животного уничтожается и дух его народа, сила его почетателей, т.е. любое сопротивление. Уничтожив тотемных животных, можно насаждать свою идеологию, свою религию. На такой территории остаются, согласно древним верованиям, люди, лишённые животной силы “ба“, люди, лишенные души.
До середины XX века н.э. поединки со зверем кое-где ещё практиковались, но с приходом к власти людей, лишённых генной памяти, они исчезают. Таким людям не надо доказывать своё право на власть, они её узурпируют. Повсеместно люди власти начинают заниматься охотой в качестве развлечения, уничтожая тотемных животных, часто животных той страны, которой они правят. Сами лишенные генной памяти, они стараются лишить её народ и землю, которой они мечтают владеть, памяти предков. Легко съездить на сафари, заплатить деньги и убить из карабина льва, а потом хвастаться его трофеем. Лев же является сакральным животным басилевса , убивший его ощущает себя царём….  Но дело в том, что человек, претендовавший на власть басилевса, должен был сразиться с культовым зверем не только один на один, но в жреческом одеянии и вооружённый одной махайрой. Именно своей техникой в поединке (вовремя подставиться, вовремя пригнуться, вовремя отпрыгнуть, вовремя нанести удар) он оправдывал своё право на власть, а уж никак не выстрелом из совершенного оружия. То же касается охоты на оленя, где претендент должен был показать свою ловкость и силу, с голыми руками догнать благородное животное бога войны, и стреножить его. Человек власти, убивающий тотемное животное, является узурпатором этой власти. Он боится сразиться с животным на равных, как положено по ритуалу, потому что чувствует свою несостоятельность не только как личность, но и как политический деятель. Такие люди, прежде всего, расписываются в своей трусости и политической беспомощности.
Так, при завоевании Месопотамии персидскими и мидийскими племенами, повсеместно идут царские охоты на львов. На колесницах правители персов и ассирийцев уничтожают символ царской власти  покорённой земли из луков. При этом у самих персов, мидян и родственных им касситов, хурритов и т.д. сакральным животным считалась собака. И вот, эти люди тотема собаки, которые не в состоянии выйти против льва в честном жреческом поединке и тем самым доказать своё право на власть, начинают убивать львов в качестве развлечения, тем самым подавляя в себе страх против людей этого тотема. Вообще, уничтожением чужих сакральных животных обычно славятся люди тотема псовых  (собаки, волка, шакала, лисы, выдры и бобра), изначально это охотники, спустившиеся с Ирано-иракского нагорья и решившие покорить весь мир. Уничтожь сакральное животное – уйдёт его народ. После V  династии  в Египте происходит то же самое. Такое же поведение мы наблюдаем у хеттов, тотема волка, по отношению к завоеванной территории хатов. Хетты, вооружённые луками, с собаками, нападают на оленей. Олень был символом сакрального города хатов Арины. Олень это не только символ бога войны, но и солнца истины, которое знает и видит совесть человека. Именно на этот сакральный символ при хеттах происходит царская охота не ради доказательства права на власть, а ради его уничтожения, уничижения тех, кто жил здесь до их прихода. То же касалось и лося. Сюда же можно отнести и травлю собаками ахейского кабана. На протяжении истории люди, узурпирующие власть, пришедшие к неё через завоевание или каким-либо другим незаконным путем, всегда уничтожают тотемы и сакральных животных предыдущих правителей. Так, зороастристу, чтобы стать мусульманином, необходимо было убить собаку, символ прошлой веры, хотя в Коране отрицательного отношения к собакам нигде не обнаружено. Просто территория, где сейчас распространено мусульманство, раньше была зороастрийской.
Прошу заметить, что убийство сакральных животных и выходящая из этого связь с народом этого тотема происходит только при совершении убийства представителем власти. Согласно истории человечества, Власть всегда наделялась сакральным значением, и всегда от людей власти требовалось как соблюдение положенных ритуалов, так и соблюдение традиций. В то же время, для населения охота не возбранялась даже в качестве развлечения. Так, в Риме  для плебеев устраивались в амфитеатрах  поединки с привозными диковинными животными, толпе нужны развлечения и зрелища. Люди власти же шли по другим законам. К царским охотам относилась охота с птицей: беркуты, соколы. Последним российским Государем, пошедшим на личный поединок, был Александр III. В его тотемы входили лось и медведь, так против медведя он вышел с рогатиной. Медведь был увековечен в кастлинском литье. При этом императоре Россия пережила крупнейший экономический подъём. Период его правления был Благословенным. Возможно, что, вернув культовые ритуалы, мы сможем дать стране стабильность. Но я не представляю, что бы кто-нибудь из современных штатских губернаторов пошёл на ритуальный поединок со львом, а военный губернатор – с медведем.  Чтобы глава государства встретился с медведем, или хотя бы со своим личным тотемом. Так что поединок человека с властью оканчивается полной победой Власти.
Последним из известных людей, участвовавших в поединке со зверем, был Тосира Мифунэ. Будучи из рода самураев, он выходил против тигра. Не найдя работу по своему жречеству (глава безопасности), он пошел в         театр, затем  в кино, играя героев и правителей.

PS. Тотемизм – считается ранней формой религиозных воззрений, которую составляет вера в существование  особого рода связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных или растений. Позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородственных отношений.
Тотем – животное, считаемое определенной группой людей первопредком. Тотем соединяет данный человеческий коллектив с данной территорией, настоящее с прошлым, культурное и социальное с природным, а также объединяет этот коллектив некоторой общей системой норм поведения. Тотемические предки обычно представлены конкретными животными видами или особыми зооантропоморфными существами. Тотем – это любой природный объект, любое существо, любое животное, с сущностью и энергией которого мы ощущаем тесную связь на протяжении всей нашей жизни. Каждый архетип наделен особыми качествами и атрибутами, которые проявляются в поведении и образе жизни соответствующего животного или иного природного объекта.
  В тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородственных отношений. На протяжении многих тысячелетий племена поддерживали свою тотемную родословную с заложенным в неё стереотипом поведения, искусственным отбором согласно своему тотему, усилением схожих черт и изживанием черт, отсутствующих у животного первопредка, тем самым закладывая поведение избранного тотема в генную память. Хранителями священного знания о тайнах жизни были шаманы и жрецы.

Народ- слово, имеющее шумерские корни, означает людей, которые вправе носить оружие.  Прежде всего, это воины, это те, кто в случае войны обязан встать на защиту государства и беспрекословно отдать за государство и власть свою жизнь.
Царь лев – изначально, в III т. до н.э., басилеями называли сатрапов, губернаторов областей, буквальный перевод - тот кто имеет права забрасать камнями.  позднее становится царским титулом.
Бык символ власти в Шумере, к VIII в. до н. э., т.е., к приходу на эту территорию персов, мидян, вытесняется львом, видимо пришедшим сюда из Элама.

Охота и собирательство были основными отраслями их хозяйства. Они выделывали шкуры, о чём свидетельствует многочисленный набор скребков, видимо, занимались торговлей, меняя ячмень и мягкую пшеницу на выделанную кожу. Дома строились из глины с  примесью соломы, в них переселились загросцы из пещер, которые до этого были их убежищами. Пол в глинобитных домах нередко окрашивали в красный цвет, возможно, были деревянные входные двери, о чём свидетельствует наличие каменного подпятия для оси дверной створки в углу входного проёма. Ссылаясь на исследования Дьяконова, интересен факт наличия массивных очагов, служащих для обогревания помещения.

V династия Египта была тотема льва, на смену ей пришли люди тотема кабана.


Использованная литература:
“Иллюстрированная История Религии” в двух томах, под ред. Проф. Д.П.Шантепи де ля Соссей, М.. 1899 г.
“История Древнего Востока. Зарождение древних классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации“, т. 1-ый, под ред. И.М.Дьяконова, М., 1983 г.
“История Древнего Востока. Зарождение древних классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации“, т. 2-ой, под ред. Г.М.Бонгард-Левина, М., 1988 г.
“История Древнего Востока. Тексты и документы“, под ред. В.И.Кузишина, М., 2002 г.
“История Древнего Востока“, под ред. В.И.Кузишина, М., 1979 г.
“Происхождение человека. Всемирная история“, Энциклопедия в 10-ти т., под ред. И.Лурье, М.Полтавский, М., 1955 г.
“Скифы”, отдел истории первобытной культуры, Л., 1981 г.
“Тигрица и грифон, сакральные символы животного мира”, перевод и иссл. А.Г.Юрченко, СПб, 2002 г.
А.А.Данилкин, “Млекопитающие России и сопредельных регионов. Оленьи (cervidae)“, М., 1999 г.
А.Антоновская, “Великий Моурави”, в VI-ти томах, Тбилиси, 1977 г.
А.В.Волков, Н.Н.Непомнящий, “Хетты. Неизвестная империя Малой Азии“, М., 2004 г.
А.Д.Вейсман, “Греко-русский словарь”, СПб, 1899 г.
А.И.Соловьев, “Военное дело коренного населения Западной Сибири“, Новосибирск, 1987 г.
А.Карр Вогэн, “Этруски”, М. 1998 г.
А.Кравчук, “Закат Птолемеев”, М., 1973 г.
А.М.Кондрашов, В.В.Шеворошкин, “Когда молчат письмена. Загадки древней Эгеиды“, М., 1970 г.
А.Наговицин, “Этруски. Мифология и религия”, Рефл-бук, 2000 г.
А.Хаттон, “Меч сквозь столетия”, М., 2005 г.
Античная басня, пер. М.Гаспарова, М., 1991 г.
Аполлодор, “Мифологическая библиотека”, М., 1993 г.
Б.Г.Гафуров, Д.И.Цибукидис, “Александр Македонский и Восток“, М., 1980 г.
Библиография.
Блаженный Августин, “Об истинной религии. Теологический трактат”, Минск, 1999 г.
В.В.Струве, “Манефон и его время”, СПб, 2003г.
В.Замаровский, “Тайны хеттов. Тайны древних цивилизаций“, М., 2000 г.
В.И.Сарианиди, “Афганистан: сокровища безымянных царей”, М., 1983 г.
В.П.Горан, “Древнегреческая мифологема судьбы”, Новосибирск, 1990 г.
В.Я.Петрухин, “К характеристике представлений о загробном мире у скандинавов эпохи викингов (IX-XI вв.), С.Э. 1075; 1.
Г.М.Бонгард-Левин, М.Д.Бухарин, А.А.Вигасин, “Индия и Античный мир”, М., 2002 г.
Г.М.Бонгард-Левин, Э.А.Грантовский, “От Скифии до Индии”, М., 1983 г.
Г.Штоль, “Генрих Шлиман“, М., 1991 г.
Гай Арбитр Петроний “Сатирикон”, М., 1990 г.
Генерал Багратион. Сборник документов и материалов. М., 1945 г.
Георгиев В., “Дешифровка этрусского языка“, 1971 г.
Героический эпос народов СССР, Т.2, М., 1975 г.
 Гиоргадзе Г.Г., “Ранняя Малая Азия и Хеттское царство. История Древнего мира. Ранняя Древность“ М., 1983 г.
Гомер, “Илиада”, Л., 1990 г.
Гомер, “Одиссея”, М., 1984 г.
Д.Лэнг, “Грузины. Хранители святынь”, М., 2004 г.
Д.Мак-Фарленд, “Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция”, М., 1988 г.
Д.Милютин, “История войны 1799 года”, СПб., 1857 г.
Д.Фуллер, “Военное искусство Александра Великого”, М., 2003 г.
Древнеегипетская Книга Мертвых. Слово Устремленного к Свету. Под ред. А.Шапошникова, М., 2003 г.
Е.Парнов, “Трон Люцифера”, М., 1991 г.
Египетская мифология. Энциклопедия. ЭКСМО 2002 г.
Ж.Дюмезиль, “Скифы и нарты”, М,, 1990 г.
Заратустра. Учение огня. Гаты и молитвы. Под ред. А.Шапошникова, М., 2002 г.
И.В.Куклина, “Этнография Скифии. По античным источникам”, Л., 1985 г.
И.Великовский, “Народы моря“, Ростов-на-Дону, 1997 г.
И.Дройзен, “История Эллинизма”, Ростов-на-Дону, 1995 г.
И.М.Дьяконов, “Урарту, Фригия, Лидия./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ“, М., 1983 г.
 И.М.Дьяконов, Якобсон Б.Л. , Янковская Н. Б., “Общие черты второго периода Древней истории. История Древнего мира. Расцвет Древних обществ“,  М., 1983 г.
И.Н.Гемуев, А.М.Сагалаев, А.И.Соловьев, “Легенды и были таежного края”, Новосибирск. 1989 г.
История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность, М., 1981 г.
К.В.Керам, “Боги гробницы ученые“, М., 1986 г.
Карл Блеген, “Троя и Троянцы. Боги и герои города-призрака“, М., 2002 г.
Квинт Курций Руф, “История Александра Македонского”, с приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре, 1993 г.
Л.Винничук, “Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима”, М., 1988 г.
Л.Вулли, “Забытое царство”, М., 1986 г.
Л.П.Маринович, “Греки и Александр Македонский. К проблеме кризиса полиса”, М., 1993 г.
Л.Р.Серебрянный, “Древнее оледенение и жизнь”, М., 1980 г.
М.Бойс, “Зороастрийцы. Верования и обычаи”, М., 1988 г.
М.Гамбутас, “Балты. Люди янтарного моря”, М., 2004 г.
М.М.Маковский, “Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках”, М., 1996 г.
М.Ю.Лермонтов, “Полное собрание сочинений”, в 5-ти томах, МЛ, 1936 г.
Мариан Белицкий, “Шумеры. Забытый мир“, М., 2000 г.
Мировое дерево Иггдрасиль. Сага о Вёльсунгах. М., 2002 г.
Мифы древнего Рима. От Эллады к Риму. Саратов, 1995 г.
Млекопитающие России и сопредельных регионов. А.А.Данилкин, “Оленьи“, М., 1999 г.
Н.С.Широкова, “Древние кельты. На рубеже старой и новой эры”, Л., 1989 г.
О.Р.Гарни, “Хетты. Разрушители Вавилона“, М., 2002 г.
О.Р.Герни., “Хетты“, М., 1987 г.
Осьмнадцатый век, часть 3, С-Пб, 1869 г.
П.Бриан, “Александр Великий из Греции на восток”, М., 2003 г.
П.Гиро, “Частная и общественная жизнь греков”, С-Пб., 1913 г.
П.Грин, “Александр Македонский царь четырех сторон света”, М., 2002 г.
П.Левек, “ Эллинистический мир”, М., 1989 г.
Павсаний, “Описание Эллады”, М., 2002 г.
Плутарх, “Избранные жизнеописания”, М., 1987 г.
По материалам Третьего Международного симпозиума по лосю. Авторы работ: Е.А.Антропов, Г.И.Беспалов, Ю.А.Богдарин, А.Абродов, А.Н.Витакова, Д.Д.Грязнов, В.А.Давылов, В.М.Джурович, В.Г.Дорофейчук, В.А.Дудин, М.Г.Заикина, Г.С.Козлов, А.П.Михайлов.
Р.Блок, “Этруски. Предсказатели будущего”, М., 2004 г.
Р.Боси, “Лапландцы. Охотники за северными оленями”, М., 2004 г.
Р.Виппер, “Лекции по истории Греции”, Ростов-на-Дону, 1995 г.
Р.Виппер, “Рим и раннее христианство”, Ростов-на-Дону, 1995 г.
Р.Ф.Бёртон, “Книга мечей”, М., 2005 г.
Рассказы старого воина о Суворове. М., 1957 г.
С.М.Крыкин, “Фракийцы в Античном Северном Причерноморье”, М., 1993 г.
С.Патрушев, “Шумерский след наших предков“, Энергия Востока 8 (23)/2003
С.Я.Лурье, “Заговорившие таблички“, М., 1960 г.
Сакральный календарь друидов, под ред. А.Шапошникова, М., 2004 г.
Самюэль Крамер, “Шумеры. Первая цивилизация на Земле“, М., 2002 г.
Сборник РИО. Т.52 С-Пб., 1886 г.
Сборник РИО. Т.68, С-Пб, 1889 г.
Старшая Эдда, СПб, 2001 г.
Страбон, “География“, в 17 книгах, М., 1994 г.
А.Тойби, “Постижение истории. Сравнительное исследование цивилизаций. Обзор обществ одного вида“
У.Куликан, “Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов”, М., 2002 г.
Удивительные Эгейские Царства,   М., 1997 г.
Ф.Ф.Зелинский, “Соперники христианства”, М., 1996 г.
Ф.Шахермайр, “Александр Македонский”, М., 1986 г.
Фишер-Фабиан, “Александр Великий”, Смоленск, 1998 г.
Х.А.Кинк, “Художественное ремесло Древнейшего Египта и сопредельных стран”. М., 1976 г.
Художественные памятники т проблемы культуры Востока. Сборник статей под ред. В.Г.Луконина, “Искусство”, Ленинградское отделение, 1985 г.
Шота Руставели, “Витязь в тигровой шкуре”, Тбилиси, 1977 г.
Э.Бикерман, “Государство Селевкидов”, М., 1986 г.
Э.Кленгель-Брант, “древний Вавилон”, Смоленск, 2001 г.
Э.Окшотт, “Археология оружия”, М., 2004 г.
Энциклопедия. Викинги: набеги с севера. М., 1996 г.
Энциклопедия. Колдовства и демонологии. Р.Х.Робинса, 1996 г.
Энциклопедия. Мифы народов Мира. В двух томах. Ред. С.А.Токарев, М., 1980 г.
Энциклопедия. Помпеи: сгинувший город. М., 1997 г.
Энциклопедия. Удивительные Эгейские царства, М., 1997 г.
Этруски и средиземноморье. Материалы Международного коллоквиума. Под ред. Л.И.Акимовой, М. 1990 г.
Этруски: италийское жизнелюбие. М., 1998 г.
Ю.В.Арсеньев, “Геральдика”, М., 2001 г.
Ян Ассман, “Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации”, М., 1999 г.
Янковская Н.Б., “Ашшур, Митанни, Аррапхэ. История Древнего мира. Ранняя Древность“, М., 1983 г.