Глава 93. Остап Бендер

Виктор Еремин
Разговор о классическом герое начнем с классической истории. По замыслу авторов, главным действующим лицом романа «Двенадцать стульев» должен был стать Ипполит Матвеевич Воробьянинов, в детстве Киса. Остап Бендер первоначально появлялся только в небольшом эпизоде книги. Но по мере того как выстраивался сюжет произведения, становилось понятно, что в одиночку Воробьянинов никак не мог совершить столько грандиозных дел. Авторы дали ему в помощь подвернувшегося под руку Бендера, который вдруг не пожелал оставаться на вторых ролях и неожиданно выдвинулся на передний план романа. Таким образом, по признанию создателей книги, наглый сын турецко-подданного, великий комбинатор Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Бей, он же Бендер-Задунайский, он же Остап Ибрагимович, сам сделал себя главным героем «Двенадцати стульев».

А что же авторы? Об авторах — отдельный разговор.

Илья Арнольдович Файнзильберг родился в Одессе в 1897 г. в достаточно обеспеченной еврейской семье — отец его был бухгалтером. Окончив ремесленное училище, Илья работал в чертёжном бюро, на телефонной станции, авиационном заводе и на фабрике ручных гранат.

Когда началась Гражданская война, молодой человек ушёл служить в красные партизанские части, а затем стал бухгалтером в Опродкомгубе — Одесской продовольственной комиссии по снабжению Красной Армии.

Тогда же в Илье всё настойчивее стала проявляться писательская жилка. Он вошёл в созданный в Одессе «Коллектив поэтов» — объединение молодых литераторов, членами которого были Валентин Катаев*, Юрий Олеша**, Семён Кирсанов***. Возглавлял «Коллектив поэтов» Эдуард Багрицкий****.
__________________
* Катаев Валентин Петрович (1897—1986) — русский советский писатель, автор знаменитой тетралогии «Волны Черного моря», повести «Сын полка», книги воспоминаний «Алмазный мой венец».
** Юрий Карлович Олеша (1899—1960) — советский писатель, автор романа-сказки «Три толстяка» и романа «Зависть».
*** Семён Исаакович Кирсанов (1906—1972) — советский поэт; к сожалению, современный массовый читатель знает его творчество преимущественно только по песне Аллы Пугачевой «Эти летние дожди…». В свой время Кирсанов считался поэтом номер один среди еврейских русскоязычных поэтов (в СССР была еще целая плеяда еврейских поэтов, творивших на языке идиш). Т.е. он был преемником эстафеты у О. Мандельштама и Б. Пастернака и передал эстафету Д. Самойлову.
**** Эдуард Георгиевич Багрицкий (наст. Фамилия — Дзюбин) (1895—1934) — советский поэт-романтик, автор таких знаменитых произведений, как «Смерть пионерки», «Птицелов».

Фамилия Файнзильберг для писателя звучала не привлекательно, поэтому начинающий автор предпочел взять себе псевдоним Илья Ильф* — новая фамилия состояла из трех первых букв имени и первой буквы фамилии.

В 1923 г. Ильф переехал в Москву. Уже обосновавшийся там Валентин Катаев поселил его у себя и устроил работать в газету железнодорожников «Гудок» — Ильф правил рабкоровские письма и выполнял другие редакционные задания.

Евгений Петрович Катаев, младший брат известного писателя, родился в 1903 г. в семье учителя истории. По окончании в 1920 г. классической гимназии Евгений сразу стал работать корреспондентом Украинского телеграфного агентства, затем инспектором Одесского уголовного розыска. В 1923 г. он решил перебраться к брату в Москву и добился рекомендации на должность надзирателя в Бутырской тюрьме.

Валентин Петрович пришёл в ужас, узнав о намерениях Евгения, не позволил ему служить в Бутырке, но всячески поощрял писательские начинания молодого человека. Чтобы его не путали с уже известным среди читателей Валентином, Евгений взял себе литературный псевдоним по имени отца – Петров.

К приезду Евгения Ильф уже перебрался жить сначала в редакционную комнату «Гудка», а позже получил комнату в общежитии. Поэтому соавторы впервые познакомились только в 1925 г.

А в 1926 г. Валентин Катаев задумал пойти по стопам Александра Дюма-отца и завести себе «литературных рабов». Выбор его пал на младшего брата, Евгения, и друга — Илью Ильфа. Обоим был предложен солидный куш из возможного гонорара, и они согласились. Катаев определил тему романа — это был набросок сюжета «Двенадцати стульев».

Ильф и Петров решили писать вместе. Когда они принесли Катаеву первые главы будущей книги, Валентин Петрович отказался от участия в работе, посоветовав соавторам создавать собственное произведение.

Так появилось писательское содружество Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

Практически все герои знаменитой дилогии Ильфа и Петрова имеют прототипов из реальной жизни, многих из них впоследствии назвали сами соавторы. Но относительно Остапа Бендера до сих пор идут споры. Известно только, что в Одессе рядом с домом Ильфа на Малой Арнаутской, 9 располагалась мясная лавка некоего Бендара, откуда, возможно, и произошла фамилия великого комбинатора.

Существует несколько версий о прототипе Остапа. Все они сугубо предположительные и не имеют точных подтверждений.

Первый. Это некий Остап Бендера, сын «карточной графини» Лизы Бендеры (якобы обыгравшей в карты самого императора Александра III на гигантскую сумму) и поставщика восточных сладостей Фаруха Оваджу. Сын их Остап, продолжая дело матери, тоже стал карточным шулером. Но вдобавок он оказался и отличным писателем — якобы Бендера является настоящим автором «Двенадцати стульев». Причем он будто бы написал роман еще до 1917 г.! После революции Остап эмигрировал в Финляндию, и там его следы затерялись, а книга неизвестными путями попала в руки Ильфа и Петрова.

Второй. Это агент уголовного розыска Остап (Осип) Вениаминович (Беньяминович) Шор. Валентин Катаев назвал его прототипом Бендера в книге воспоминаний «Алмазный мой венец». Шор был старшим братом одесского поэта-футуриста Фиолетова*.
___________________
* Натан Беньяминович Шор (псевдоним Анатолий Фиолетов) (1897—1918) — друг Эдуарда Багрицкого, хороший знакомый Ильи Ильфа. По новейшим исследованиям – инспектор Одесского уголовно-розыскного отделения, убит бандитами.

Третий. По версии литературного критика С.С. Белякова, это Валентин Катаев собственной персоной*.
_________________________
* Беляков С.С. Одинокий парус Остапа Бендера : литературные раскопки. Новый мир, 2005, № 12.

Четвёртый. Некий Митя Бендер, на квартире которого собирались в 1920 г. молодые одесские писатели.

Ильф и Петров создали два романа о похождениях Остапа Бендера. «Двенадцать стульев» написаны в традиционном духе плутовского романа прошлых веков, когда нанятый служка оказывается умнее глупого нанимателя и обстряпывает хозяйские дела наилучшим образом. «Золотой теленок» ныне признаётся детективным произведением, где Остап Бендер выступает в роли частного сыщика, раскрывающего финансовые махинации подпольного миллионера Корейко.

В обоих романах Бендер, вовсе не претендуя на такую роль, выступил карающим бичом для нэпманов, которым с ленинских времен всячески потворствовала советская власть. Это был период, когда особенно злободневно звучал знаменитый призыв Бухарина: «Обогащайтесь!». И орда живоглотов от торгашества и криминала под покровительством властей уже семь долгих лет спекулировала и воровала, а на награбленные у бедствующего народа деньги распутничала и веселилась. Власти не только поощряли всё происходившее, но и сами в значительной мере погрязли в нэпмановском разгуле. Только через десять лет Сталин прекратил торгашеский шабаш, во времена же написания «Двенадцати стульев» народная ненависть к нэпманам еще только приближалась к своему апогею.

Так что новый народный герой появился как никогда вовремя. Остроумный жулик, авантюрист, благородный разбойник*, который с великой лёгкостью наказывал ещё бОльших разбойников и прощелыг. С известной долей условности Остапа Бендера можно назвать советским Робином Гудом.
__________________
* По намёкам, данным авторами в начале романа, литературоведы пришли к выводу, что до своего появления в романе Бендер был рецидивистом, вышедшим из тюрьмы накануне появления в Старгороде Ипполита Матвеевича. В 1922 г. он сидел в Таганской тюрьме, где его увидел Яков Менелаевич, администратор театра «Колумб», пребывавший там же по «пустяковому вопросу».

Не удивительно, что поэтичный мошенник и блистательный острослов из «Двенадцати стульев» мгновенно стал всеобщим любимцем. И случилось традиционное для XX в. — читатель потребовал продолжения!

Однако авторы совершили, казалось бы, непоправимое. Роман завершался смертью Остапа Бендера. Евгений Петров вспоминал о том, как они с Ильфом писали финал романа: «Это верно, что мы поспорили о том, убивать Остапа или нет. Действительно, были приготовлены две бумажки. На одной из них мы изобразили череп и две косточки. И судьба великого комбинатора была решена при помощи маленькой лотереи. Впоследствии мы очень досадовали на это легкомыслие, которое можно было объяснить лишь молодостью и слишком большим запасом веселья»*.
______________________________
* Е. Петров. «Из воспоминаний об Ильфе». Журнал «Вопросы литературы», 2001, № 1.

Всё-таки авторам пришлось уступить требованиям трудящихся. Так в 1931 г. появился роман «Золотой телёнок», в котором народный мститель вступил в бой с гораздо более изощрённым и опасным врагом. А шутовское войско его составили одинокий шофёр-интеллигент Козлевич, вздорный жулик-пенсионер Паниковский и дурачок Шура Балаганов. В этот раз Бендер победил, но только частника Корейко. Сам Остап, впрочем, как и всё его войско, был раздавлен государственной машиной, которая мало чем отличается от шайки криминальных авторитетов. Не зря роман «Золотой телёнок» нередко называют трагическим произведением.

По логике вещей Бендер вновь должен был погибнуть, а его спасение в финале «Золотого телёнка» выглядит весьма неправдоподобным. Однако подобный финал позволяет предположить, что авторы задумали продолжение приключений своего героя. К сожалению, общественная ситуация в стране быстро усложнялась, да и кончина в 1937 г. Ильи Ильфа от тяжелой формы туберкулёза помешала осуществлению замысла соавторов.

К середине 1930-х гг. романы Ильфа и Петрова были переведены на многие языки мира, даже на такие экзотические для нас, как румынский, хорватский, македонский или хинди. Остапа Бендера узнали и полюбили на всём Земном шаре.

Но особый бум вокруг великого комбинатора и его сотоварищей — Кисы Воробьянинова и Паниковского — начался после развала СССР на территориях бывших союзных республик. Сегодня Остап Бендер — самый скульптурно увековеченный литературный герой в истории человечества. Памятник ему даже хотели установить в Рио-де-Жанейро, правда, пока не получилось. У великого комбинатора есть несколько музеев и готовится открытие новых. Мир веселится! Россия веселится! Но символом этого веселья стал в общем-то трагический герой Остап Бендер.

Романы Ильфа и Петрова легко перекладываются на язык кинематографа, а потому они неоднократно были экранизированы. О лучшей постановке и о лучшем исполнителе роли Остапа Бендера идут споры.

Классикой стала первая экранизация «Золотого телёнка» 1968 г. Постановщиком фильма был М.А. Швейцер*, а Бендера сыграл С.Ю. Юрский**, по сей день многими считающийся лучшим исполнителем этой роли. Достаточно сказать, что уже сама подготовка к съёмкам продолжалась около трёх лет! При этом сценарий сразу делался под Юрского, хотя на роль Остапа претендовал ещё один кандидат — тогда никому не известный грузинский актёр А.М. Гомиашвили.
_________________________
* Михаил Абрамович Швейцер (1920—2000) — классик советской кинорежиссуры, Народный артист СССР. Им сняты такие шедевры мирового кино, как «Чужая родня», «Мичман Панин», «Воскресение», «Время, вперёд!» и др.
** Сергей Юрьевич Юрский (р. 1935) — выдающийся советский актёр и режиссёр театра и кино.

Далее в 1971 г. последовала классическая экранизация «Двенадцати стульев» Л.И. Гайдая*. Роль Остапа Бендера в ней исполнил А.М. Гомиашвили**, а Кису Воробьянинова сыграл С.Н. Филиппов***.
_______________
* Леонид Иович Гайдай (1923—1993) — великий советский кинорежиссёр-комедиограф.
** Арчил Михайлович Гомиашвили (1926—2005) — советский актёр театра и кино; в постсоветский период был крупным предпринимателем, генеральным директором престижного клуба «Золотой Остап».
*** Сергей Николаевич Филиппов (1912—1990) — великий русский актёр театра и кино.

На этом удачные постановки романов завершились и началась череда провальных попыток хотя бы достичь уровня картин Швейцера и Гайдая.
М.А. Захаров*, поставивший в 1977 г. телевизионную версию «Двенадцать стульев» с А.А. Мироновым** и А.Д. Папановым***, сам признал, что потерпел неудачу.
_______________
* Марк Анатольевич Захаров (р. 1933) — выдающийся советский и российский режиссёр; главный режиссёр московского Театра им. Ленинского комсомола; постановщик таких телевизионных фильмов, как «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен» и др.
** См. статью «Фигаро» в данной книге.
*** Анатолий Дмитриевич Папанов (1922—1987) — выдающийся русский советский актёр театра и кино; Народный артист СССР.

Но он и предположить не мог, что последующие экранизации романов Ильфа и Петрова окажутся столь чудовищными.
В 1993 г. режиссёр В.В. Пичул* поставил «новорусскую» версию «Золотого телёнка». Роль Бендера в фильме исполнил певец С.Л. Крылов**. Фильм с треском провалился, сегодня о нём мало кто помнит.
_________________
* Василий Владимирович Пичул (р. 1961) — современный российский кинорежиссёр, автор нашумевшего в годы перестройки фильма «Маленькая Вера».
** Сергей Львович Крылов (р. 1961) — отечественный эстрадный певец, пик известности которого пришёлся на времена развала СССР; снялся в нескольких третьесортных кинофильмах.

Но самой худшей во всех отношениях стала версия «Золотого телёнка» 2006 г., поставленная режиссёром У.В. Шилкиной*. Более бездарно провалить роль Остапа Бендера, чем это сделал в шилкинской версии Олег Меньшиков**, видимо, в будущем уже вряд ли кому удастся. В этом аспекте фильм, безусловно, может считаться классическим.
_____________________
* Ульяна Викторовна Шилкина — современный российский кинорежиссёр, специализирующаяся на поделке дешёвых кичевых телесериалов
** Олег Евгеньевич Меньшиков (р. 1960) — современный советский и российский киноактёр.

В США «Двенадцать стульев» экранизировали раньше, чем в Советском Союзе. В 1970 г. фильм поставил режиссёр Мел Брукс*. Остапа Бендера исполнил актёр Фрэнк Ланжелла**. Фильм был снят в духе американских поделок того времени и завершался хэппиендом — Остап и Киса отправились на поиски новых приключений.
_______________
* Мел Брукс (настоящее имя Мелвин Каменский) (р. 1926) — один из самых успешных режиссеров Голливуда; владелец кинокомпании «Brooksfilms».
** Фрэнк Ланжелла (р. 1940) — голливудский киноактер. Отечественному зрителю известен по фильмам «Лолита», «Девятые врата» и др.