Вавилонские башни

Юрий Козиоров
                Будет башня
                Высока и крепка,
                И по ней я заберусь
                В облака.
                Генриетта Ляховицкая

     В царствии небесном происходил разговор. Разговаривали Царь небесный и Ной, а если быть точным, то душа Ноя, потому что разговор происходил через 150 лет после смерти патриарха. Присутствовали архистратиг Михаил и несколько серафимов, один из которых вел протокол, ибо никакие слова Божьи не должны оставаться незаписанными.
     – Когда ты жил на земле, – говорил Бог Ною, – мы с тобой часто беседовали и ты знал про меня больше других людей. Рассказывал ли ты обо мне своим детям?
     – Непременно, Господи, – отвечал Ной.
     – А внукам?
     – Внукам меньше, но им, вероятно, рассказывали сыновья и дочери, а я был тогда не очень здоров.
     – Ну, чем ты болел, мы все знаем и тебя не виним, пережить потоп и опустошение земли – это не так просто. Но вот сыновья-то твои рассказывали внукам довольно плохо, а те своим детям – и того хуже. Так что обо мне на земле уже никто ничего толком не знает и каждый народ сам изобретает себе богов, да таких, что просто диву даешься. Одни считают своими богами солнце и луну, мною сотворенные; другие молятся какому-то Мардуку и какой-то Иштар; есть такие, которые считают богом быка, а некоторые – даже и крокодила. Да и тебя, Ной, помнит, кажется, один Евер, правнук твоего старшего сына Сима. Ты вот с моей помощью изобрел виноделие, а находятся люди, утверждающие, что вино придумал какой-то Дионис. Молодежь считает возможным нападать на соседние племена, грабить и убивать их людей, потому что у тех боги ложные, а у них самих якобы истинные. Они, по-видимому, даже и не подозревают, что все люди друг другу родственники – потомки твоих сыновей, Ной, между прочим. Ну и как ты теперь считаешь, что должны мы сделать с людьми?
     – Да будет воля твоя, Господи! – ответствовал Ной.
     – А ты что думаешь, архистратиг?
     – Утопить всех снова, а Евера с его семейством оставить на развод.
     – Не годится. Во-первых, я твердо обещал Ною всемирного потопа больше не устраивать, а мое слово нерушимо. Во-вторых, как мы уже видели, толку от этого никакого. Устроишь второй потоп, а через какое-то время придется устраивать третий, а потом и четвертый. Не заниматься же этим всю оставшуюся вечность. И в-третьих, после потопа на небесной тверди почти не осталось воды: она вся при высыхании земли превратилась в тучи и облака, которые плавают по небу без всякой тверди и изливают дожди согласно установленным мной законам природы. Твердь я за ненадобностью ликвидировал Моим словом. А теперь еще об одной новости, которая известна пока не всем присутствующим. Прошу всех подойти к окну и взглянуть вниз.
     Ной и серафимы подошли к небесному окну и выглянули на землю. Недалеко от Вавилона они увидели многие тысячи копошащихся людей, создающих странное сооружение. Строилось какое-то здание, и по размерам уже готового фундамента можно было видеть, что здание должно получиться невообразимо громадных размеров.
     – Что это? – спросил один из серафимов.
     – Давай, архистратиг, докладывай, – сказал Бог. – Это твоя информация.
     – С год назад, – начал Михаил, – старички от разных племен, которые поумней, собрались, чтобы решить мирным путем, у кого боги самые правильные. Спорили, спорили, но сошлись только в одном: настоящие боги должны жить на небе. И тогда решили, что надо построить башню до небес, забраться по ней на небесную твердь и непосредственно поглядеть, кто же там живет. Вот эту стройку мы теперь и наблюдаем. Работают потомки всех сыновей Ноя, за исключением семейства Евера, который заявил, что не будет принимать участия в таком бессмысленном деле, потому что истинного Бога людям видеть невозможно.
     – И он совершенно прав, – сказал Бог, – а к тому же небесной тверди, как вы все знаете, больше не существует, так что люди будут сооружать эту башню до тех пор, пока она не развалится под действием своей тяжести. Я, конечно, ставлю людям в заслугу, что они хотят знать истинного Бога, но эту бесполезную работу надо прекращать.
     – Значит, все-таки топить, – подхватил архистратиг.
     – Ох, Михаил, быть тебе всю вечность в архангельском чине. Ты хороший командир Небесных сил, но мыслишь несколько примитивно.
     – Да меня, Боже, чин мой вполне устраивает. Главное, не сижу без дела как некоторые мыслители.
     – Вот и отлично. Но мне сейчас как раз нужны мыслители, т. е. все ангелы высшей ангельской степени: серафимы, херувимы и престолы. Их всего полторы тысячи, зато они самые умные. Присутствующим здесь серафимам повелеваю внимательно меня выслушать и передать то, что будет сказано, всем названным ангелам. Я решил смешать людям языки, т. е. сделать так, чтобы разные народы говорили на разных языках. Как только они перестанут понимать друг друга, стройка сама собой прекратится. Повелеваю всем серафимам, херувимам и престолам разработать и представить мне по одному языку. Полутора тысяч языков на первое время будет достаточно. Время на разработку – сорок лет, за это время люди вряд ли продвинутся дальше десятого этажа, башенные-то краны они еще не изобрели. Повелеваю, чтобы разработчики все это время не общались друг с другом – все языки должны быть разными. Ну, что теперь скажешь, Ной?
     – Слава тебе, Господи! – ответствовал тот.
     Серафим, стенографирующий разговор, внезапно поднял глаза и сказал:
     – У меня, Боже, имеются сомнения.
     – Какие? – удивился Бог.
     – Если народы будут иметь разные языки, то как же они смогут договориться об истинном Боге. Получится так, что каждое племя чтобы доказать, что его бог самый настоящий, сможет только и делать, что стараться убить побольше людей другого племени.
     – Это я предусмотрел. После того как стройку окончательно заморозят, люди заведут переводчиков и составят словари, так что у них снова будет возможность договариваться друг с другом, если захотят. Главное, чтобы какой-то народ познал истинного Бога, т. е. Меня. Поэтому, когда родится самый добродетельный из потомков Евера, я назначу его новым патриархом и от него произойдет народ, который станет моим избранным народом. Люди этого народа будут называтся евреями в честь Евера, я сообщу им все, что когда-то сообщал Ною, но уж позабочусь о том, чтобы эти сведения добросовестно передавались из поколения в поколение. Наилучший язык из тех, которые будут разработаны, я зарезервирую для евреев, моего избранного народа, и назову его «еврит».
     – Как-то не очень благозвучно. Может, лучше «иврит»? – заметил серафим.
     – Хорошо, пусть «иврит», одна буква дела не меняет.
     – А известно ли имя нового патриарха?
     – Разумеется, мне же все известно. Этот патриарх будет зваться Авраамом.

     Прошли века. Много веков. Архистратиг Михаил, летавший на землю с плановой ревизией, прибыл к Богу для доклада с толстым журналом и документами. Конечно, Богу и так все хорошо известно, но порядок есть порядок. Архистратиг, по-видимому, был несколько взволнован и прямо с порога объявил:
     – Боже, люди опять с ума посходили, строят снова башню до неба, только уже не в Вавилоне, а в Париже.
     – Просто так сейчас никто ничего не строит – должна быть проектная документация. Надеюсь, ты сделал копии.
     – Разумеется. Я принес их с собой.
     – А просмотреть, конечно, не догадался. Так полистай сейчас: там должна быть указана высота сооружения.
     Михаил, полистав документы:
     – Точно, есть! 324 метра.
     – А какова, к примеру, высота Большого Арарата?
     – 5165 метров.
     – Ну и как, достает это гора до неба?
     – Да как-то не очень.
     – А тут всего 324 метра. Зачем же так волноваться. Докладывай, какие еще новости.
     – Археологи перекапывают окрестности Вавилона. Хотят найти хотя бы фундамент вавилонской башни.
     – Вот чудаки! Да я, как только народ со стройки разбежался, снес эту башню ураганом, а фундамент обратил в прах. Ничего они не найдут. Лучше бы копали в самом Вавилоне. Там еще ворота Иштар не раскопаны *.
     – А некоторые утверждают, что нашли фундамент.
     – Значит, это не вавилонская башня, а обычный зиккурат **. Их когда-то по всей Месопотамии понастроили для того, чтобы на них взбираться и молиться этой самой Иштар. Язычники, что с них взять.

     Прошел еще один век и три десятилетия и настало Наше время. Михаил снова прибыл к Богу с докладом после очередной командировки.
     – Боже! – сказал он, – люди никак не могут угомониться, всё строят башни до небес. Никакого уважения к Отцу небесному.
     – И что они там настроили?
     – Русские возвели башню аж больше полукилометра. Я Сатанаилу намекнул, так он устроил на ней хороший пожар. Ничего – затушили, починили. Потом и канадцы построили выше русской, потом китайцы еще выше – 600 метров, а за ними японцы – 634 метра. Но больше всего обнаглели те, которые называют тебя Аллахом. В Арабских эмиратах выстроен небоскреб высотой аж 828 метров, они его зовут Башней Халифа. А в Мекке построили гостиницу для паломников, ничего себе гостиница – 601 метр высотой. Я уж не говорю о башнях высотой с парижскую. Этих – пруд пруди. Что будем делать, Боже?
     – Пока ничего. Я создал на земле горы, по сравнению с которыми эти башни – что мыши против жирафа. Один Эверест чего стоит – 8848 метров. Так вот, если люди вздумают построить что-либо выше этой горы, я сочту это нечестивостью по отношению ко мне и пусть тогда пеняют на себя. Сделаю им новые Содом и Гоморру. Впрочем, я уверен, что этого никогда не случится.
     – Ох, Боже, не зарекайся. Люди, которых ты сотворил, непредсказуемы.


————————
    *Ворота Иштар – очень красивые ворота в Вавилоне, обнаружены во время раскопок 1899–1917 гг.
   **Зикурраты, в отличие от Вавилонской башни, были вполне завершенными и представляли собой высокие постаменты с расположенным наверху языческим храмом. В Вавилоне обнаружены развалины самого большого зиккурата, его высота была 91 м.