Хлеб жизни

Валентина Васильева 4
«Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим»
(Луки гл. 4 ст. 4)

Как-то мой старший брат с женой и маленькой дочкой приехал погостить в родительский дом. Мама со мной и внучкой вышла в огород собрать все необходимое для приготовления борща. Мы выдернули свеклу и морковь, выкопали картофель, срезали качан капусты, сорвали помидоры и перец, стручки фасоли, укроп, петрушку - ведро и миска наполнились. И вдруг внучка радостно воскликнула: "Бабушка, а у нас это все тоже растет!". "Где?" - искренне удивилась мама, зная, что брат с семьей живет в квартире. "Да на балконе, бабушка!" - прозвучал бесхитростный ответ, развеселивший нас: покупаемые на рынке овощи хранились на балконе.
Благодарю Бога, что Он дал мне в жизни возможность познать, что булочки не растут в "Булочной".
Хлеб насущный, дающий нам жизнь. Сколько благодарных слов в молитвах произносят за него Богу!
«Отче наш, ……………………………………………………………
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;»
(Матфея гл. 6 ст. 11)
Сколько сложено в его честь стихов и песен. И мне тоже хочется воздать хвалу Господу за этот бесценный дар.
Помню, босоногими девочками мы в летний день уходили через поля за село, в далекие лесополосы, в поисках вкусных шелковиц и жардель. За пригорком передо мной открывалось большое пшеничное поле, по которому ветер волнами, как на море, колебал высокие колосья. Эти то колосья земледельцы нежно называли "хліб".
На летних каникулах, будучи подростком, я работала в полеводческой бригаде со взрослыми и принимала участие в уборке хлеба. Не могу объяснить, почему вначале пшеницу скашивали в валки, которые потом необходимо было переворачивать: или боялись, чтобы хлеб не переспел и не осыпался, или из-за дождей, что затрудняли уборку, не помню.
И вот - очередное поле расчерчено ровными строчками валков. Наша бригада в несколько групп по 10 человек с вилами в руках передвигается вдоль валка, вонзаем в него ребром вилы и, дружно напрягшись, приподнимаем и переворачиваем плотно лежащие друг к другу полные колосья. После дня такой работы на следующее утро все тело болит, будто избит под ребра.
Мне запомнился такой случай. В одной из групп вдруг произошло замешательство. "Гадюка, гадюка!" - все бросились врассыпную. Мужчины из нашего звена, не выпуская вил, побежали на крик. После недолгой борьбы гадюка с размозженной головой была поднята на вилы и брошена на всеобщее обозрение. Она лежала черной лентой в полметра длиной и, хотя я тогда еще ничего не знала о древнем змие и не слышала этих слов: "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" Бытие гл. 3 ст. 15, но почувствовала страх и омерзение. Переворачивая очередной валок, мы настороженно смотрели - не выползет ли из-под него еще гадюка? И до сего дня, проезжая мимо того поля, будто вижу ее поверженную, но в моем воображении достигшую размеров анаконды.
Еще мне помнится, как однажды бригадир поставил меня и мою одноклассницу на копнитель зерноуборочного комбайна распределять в нем равномерно солому. Мы в легких платьицах и в косынках, покрывающих наши волосы, заняли свои места с вилами в руках по обе стороны копнителя, готовые работать и с высоты посматривать на тех, кто внизу. Но не успел комбайн проехать и десяти метров, как только первые охапки соломы посыпались в копнитель, наше прекраснее настроение исчезло: на нас полетела мелкая пыль с колючими устюками и забила нам нос, заколола шею. Бригадир, видя наше бедственное положение, остановил комбайн, и женщины постарше пришли к нам на помощь. Нам завязали платки так, что остались только щелочки для глаз, одели на нас кофты, и только так экипированные мы смогли работать, обливаясь потом от жары.
Собранную пшеницу увозили на полевой стан и там на большом току ее сушили и веяли. Однажды мне выпала ночная смена. Пшеница лежала большими кучами; мерно тарахтели веялки, и необходимо было лопатой подгребать зерно на транспортер. И вот, далеко за полночь, моя напарница разрешила мне отдохнуть. Дневная жара сменилась прохладой, я отошла к одной пшеничной куче, зарыла ноги в зерно, которое сохраняло тепло, легла на спину и стала рассматривать звездное небо. И вдруг странная фантазия пришла мне на ум: мне захотелось взять огромную линейку и соединить эти светящиеся точки в бесчисленное множество прямых и треугольников, трапеций и ромбов, квадратов и даже параллелограммов. На темном куполе надо мной была представлена вся геометрия.
Я любовалась мерцанием ночного неба и спрашивала: "Небо, что ты для меня? Чего ожидать от тебя? Какие тайны ты хранишь в своих глубинах?". Я понимала, что все зернышки на току, называемые "хлеб", выросли и созрели благодаря солнечной энергии и дождям, проливающимся с неба.
«Ты посещаешь землю, и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее. Поток Божий полон воды. Ты приготовляешь хлеб; ибо так устроил ее»
(Псалом 64 ст. 10)
В каждом зернышке соединены небо и земля. И мы, употребляющие их, живы энергией, накопленной ими.
«И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе.»
(Второзаконие гл. 8 ст. 10)
Кто уразумеет эту милость Божию? Как мы упорно не желаем признать, что мы не только земные, но и небесные.
Мы жили на краю села, а дом дедушки и бабушки был на середине улицы, и я часто, возвращаясь со школы, заходила к ним. Они уже были старые, и не могли есть хлебную корку, срезали ее и держали к моему приходу. Проголодавшаяся в школе, я с удовольствием ела корки и, признаюсь, они действительно были очень вкусные.
Впервые о страшном голоде в этих краях я услышала из разговора моей мамы с соседкой, когда они вспоминали, как маленькие дети переходили от дома к дому, прося хлеба и, ничего не получив, со слезами брели дальше. Мое детское сердечко сжалось от сострадания, мой детский разум не хотел смириться с этим ужасом. И я, с полными слез глазами, спросила у мамы: "Но ты же давала им хлеб?". На что она грустно покачала головой: "Нет, потому что и у меня не было лишнего".
«Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подает им»
(Плач Иеремии гл. 4 ст. 4)
«Умерщвляемые мечом счастливее умерщвляемых голодом, потому что сии истаевают, поражаемые недостатком плодов полевых»
(Плач Иеремии гл. 4 ст. 9)
«Все это - за грехи лжепророков его, за беззаконие священников его, которые среди него проливали кровь праведников;»
(Плач Иеремии гл. 4 ст. 13)
Сестра в Господе свидетельствовала: "В голодовку у нас было немного картошки, и это помогло нам выжить. Я училась в школе, и нам давали маленький кусочек хлеба. Отец просил меня принести ему этот кусочек, но я так и не смогла выполнить его просьбу. Как только хлеб был в моих руках, я его тут же съедала. Мы остались живы, и потом у нас было много хлеба и ели его досыта. Но мне до сих пор стыдно, что я не смогла поделиться с отцом кусочком хлеба".
Голод. Страшно произнести это слово, тем более его переживать.
Помните у Некрасова:
«В мире есть царь, этот царь беспощаден
Голод названье ему. Водит он армии,
В море судами правит, в артели сгоняет людей.
Ходит за плугом, стоит за плечами
У каменотесов, ткачей.
Он то согнал сюда массы народные...»
Об этом же плачет и Шевченко
«А онде під тином
Опухла дитина, голоднеє мре,
А мати пшеницю на панщіні жне...»
Даже сто лет назад уборка хлеба была изнурительной работой. В школьном учебнике "История древнего мира" мы видим египетские фрески, изображающие жнецов с серпами и колосьями в руках.
Веками жнецы с серпами в руках, наклонившись, срезали колосья и связывали их в снопы. Это было в жаркую летнюю пору, и на поле негде было спрятаться в тень. Быть наклоненным хотя бы один час трудно, а целый день для такой работы необходимо очень крепкое здоровье и выносливость. В России напряженная летняя работа в период косьбы, жатвы и уборки хлеба называлась "страда". Думаю, не случайно и слово "страдание" имеет тот же корень, что и "страда", так как выполнять эти работы нередко приходилось на пределе сил.
Рассматривая колоски, стоящие в хрустальной вазе на моей тумбочке, я задала вопрос: когда вырос первый колосок? И нашла ответ в Библии:
«И сказал Бог: вот, я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу;»
(Бытие гл. 1 ст. 29)
И когда Бог вывел израильский народ из египетского рабства и вел его через пустыню, где только раскаленный песок, то Он не оставил свой народ без пищи, а послал им хлеб с неба, называемый "манна".
«И увидели сыны Израилевы, и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу.»
(Исход гл. 16 ст. 15)
Одно из чудес Иисуса Христа, что Он накормил пятью ячменными хлебами и двумя рыбками 5 тысяч человек, описано в Евангелии.
Людям очень понравилось есть такой хлеб, но Бог еще вначале сказал Адаму, что в поте лица своего он будет есть хлеб.
«Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается.»
(Екклесиаст гл. 6 ст. 7)
Хочу напомнить:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.»
(Бытие гл. 2 ст. 7)
И в человеке, как в зернышке, соединены две природы, в человеке Бог соединил землю с небом, прах земной с дыханием жизни, "и стал человек душею живою".
Бог дивно сотворил человека. Вдунул дыхание жизни, Дух жизни дал нам Господь и кроме тела, которое мы видим, можем осязать, в нас живет духовный человек, и он также нуждается в пище. Мы не можем накормить его хлебом из пшеничных зернышек, ему нужен духовный хлеб.
«Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.»
(Иоанна гл. 6 ст.27)
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
Я есмь хлеб жизни»
(Иоанна гл. 6 ст. 47-48)
«Он смирял тебя, томил тебя голодом, и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек»
(Второзаконие гл. 8 ст. 3)
И Бог предлагает:
«Вкусите, и увидите как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!»
(Псалом 33 ст. 9)
И если вы еще не читали Слово Божие и не питаетесь им ежедневно, то вы еще живете по плоти;
«Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные -жизнь и мир.»
(К Римлянам гл. 8 ст. 5-6)
«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.»
(1-е Коринфянам гл. 2 ст. 14-15)
И если бы Господь не дал нам Свое Слово - Библию, мы бы не знали, Кто сотворил небо и землю, и нас с вами. Но читая эту Великую Книгу, мы узнаем, как Бог возлюбил нас, простил нам все грехи, подарил нам жизнь вечную. И наш внутренний духовный человек радуется о нашем Небесном Отце и мы желаем быть послушными Ему. Эта книга нам рассказывает о Царстве Небесном, куда мы хотим попасть, потому что там настолько чудно, что представить трудно.
Потому станем изучать Слово Божие и заботиться не только о плотском - земном, но и о духовном - небесном.
«Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек: хлеб же который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.»
(Иоанна гл. 6 ст. 51)
«Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь;»
(Иоанна гл. 6 ст. 63)
«Симон Петр отвечал Ему: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни,
И мы уверовали и познали, что Ты - Христос, Сын Бога живого»
(Иоанна гл. 6 ст. 68-69)
Поблагодарим Бога за Его хлеб, как из пшеницы, так и за духовный. Пусть Он благословит нас и подает нам этот хлеб каждый день.
Ищите Бога, ищите слезно,
Ищите, люди, пока не поздно.
И днем и ночью, в жару и в стужу
Ищите Бога, Он сердцу нужен.

Ищите всюду, ищите каждый,
И вы найдете Его однажды.
И будет радость превыше неба,
Но так ищите, как ищут хлеба.
Песнь возрождения № 1759
Благослови и тебя Бог, друг мой, как можно быстрее найти Господа Иисуса Христа.