Неизвестные истории. Восстание Безумных Змей

Игнат Костян
Одним из резонансных событий  пострезервационного периода жизни североамериканских индейцев стало так называемое восстание   «Безумных Змей» 1909 года. Это восстание еще называют «Бунтом копченого мяса» или «Последним индейским восстанием» и связывают эти события с общественно-политической борьбой индейских племен: криков (маскоги), чокто чикасо, чероки и семинолов.
Движение «Безумных змей» функционировало на протяжении восьми лет, в период с 1901 по 1909 год, и преследовало своею целью добиться от властей США исполнения условий  договора 1832 года. По этому договору пяти вышеуказанным аборигенным нациям на части территории  штата Оклахома (тогда еще Индейская Территория – И.К.) были отведены земли,  после переселения этих индейских народов с юго-восток страны.
К тому же, Движение «Безумных змей» ассоциировалось еще  и с процессом сопротивления индейцев насильственной культурной ассимиляции. Бессменным лидером данного сопротивления являлся чистокровный индеец из племени криков Читто Харджо.
Читто Харджо родился в 1846 году в Арбека – самом западном селении племени маскогов (криков)  на границе с современной Оклахомой. Это селение издревле считалось священными воротами конфедерации криков. Отсюда крики направляли своих вестников – бегунов во все концы своей огромной страны, предупреждая людей об опасности.
Имя «Читто» (chit-toe) происходит из языка маскогов и означает «змея», что в свою очередь, согласно традициям племени указывает на принадлежность к родовому клану «Змеи». Кроме этого имя «Читто» переводиться еще как «бесстрашный» или «неистово храбрый». Поэтому последователей Харджо и окрестили «безумными змеями».
В годы Гражданской войны Читто Харджо воевал на стороне правительства США и был известен под именами Уилсон Джонс, Змея Билл и Билл Харджо. На авансцене истории он появился лишь в 1899 году, когда был выбран представлять интересы города Хикори ставшим церемониальным центром племени криков. Получив титул «микко» (городской вождь) Харджо, имея от природы ораторские способности быстро приобрел популярность среди криков, выступая за возрождение традиций своего народа. После того как  в силу вступили законы Дауэса (1897г.) и Кертиса (1898г.), правительство США объявило о разделе племенных земель криков выделенных им по договору 1832 года. В этой связи, Харджо, объединив вокруг себя радикально настроенную часть племени, придерживавшихся индейской традиционности, стал активно препятствовать властям США в реализации вопросов связанных с разделом племенных территорий. На этой почве у Харджо и его сторонников чистокровных криков, возник конфликт не только с федеральными властями, но и с той частью племени, которую представляли полукровки, установившие к тому времени различного рода нечистоплотные криминальные связи с земельными спекулянтами и наживавшиеся за счет обездоленных соплеменников. Превосходные ораторские качества Харджо способствовали укреплению его авторитета среди традиционалистов, от имени которых он постоянно выступал.
Законы Дауэса и Кертиса, тяжелым бременем легли на плечи индейцев. Например, согласно положениям данных нормативных актов ликвидировалось всякое традиционное племенное  управление, в связи с чем,  о  возрождении  культурного наследия индейцев более говорить не приходилось. Большинство криков смирились со своей участью и безропотно  продолжали сотрудничать с Комиссией Конгресса, отвечавшей за реализацию положений законов Дауэса и Кертиса.
Традиционалистская часть криков, выразителем интересов которых был Читто Харджо, обеспокоились тем, что правительство США нагло попрало суверенитет нации, узаконенный положениями договора 1832 года, и в 1900 году организовало мятеж. Политические разногласия внутри племени криков весьма тревожили Читто Харджо. Он глубоко переживал, что его народ стоит на пороге внутриплеменной войны, в которой крикам придется убивать друг друга. Но тогда еще он не был полноправным лидером  всего племени, и от него мало что зависело.
Верховный вождь нации криков Плезант Портер, стоявший на проправительственных позициях, апеллировал к федеральным властям   о зреющем внутри племени конфликте и сосредоточил основные усилия на дискредитации оппозиции традиционалистов, которую возглавлял тогда не менее красноречивый, чем Харджо лидер криков Лута Микко.
В 1900 году, Лута Микко, во главе оппозиционно настроенной  части традиционалистов в числе которых находился и Харджо, отправился с делегацией в Вашингтон, для того чтобы убедить действующего президента США в необходимости решения земельных вопросов с нацией криков путем соблюдения условий закрепленных договором 1832 года, а не Законами Кертиса и Дауэса. Во время путешествия все члены делегации криков, кроме Харджо заразились оспой, поэтому визит к президенту не состоялся.
Спустя шесть месяцев после продолжительной болезни Лута Микко скончался и  лидером оппозиции был избран Читто Харджо, который и возглавил сопротивление Пяти индейских наций, выступивших единым фронтом против федеральной политики передела племенных территорий в Оклахоме.
Движение сторонников Харджо набирало силу, и  народная молва стала называть их «безумными змеями». Им  удалось, обвинить Верховного вождя криков Плезанта Портера в нарушении племенной конституции и сместить его с занимаемого поста вопреки мнению Бюро по делам индейцев. Вместо Портера в 1900 году нация криков провозгласила своим лидером Читто Харджо, при  котором была создана национальную полиция «Лайтхоз» (Светлая Лошадь)  – орган безопасности, призванный обеспечивать правопорядок на территории города Хикори. Кроме того Харджо утвердил ряд внутриплеменных актов, регулировавших взаимоотношения с федеральными властями. В частности был создан Национальный Совет племени, без решения которого ни одна пядь земли криков не могла быть продана или отдана в аренду.
Разумеется, радикальные выпады Харджо и его «Безумных змей», не могли не раздражать федеральные власти, которые первоначально наблюдали за тем, как  «змеи»  руками своей племенной полиции сводили счеты с последователями экс вождя Портера. Тех, кто не  разделял убеждения Харджо и не придерживался методов его правления, «змеи»  придавали публичной порке палками. Но как только федеральные власти получили достоверную информацию о намерениях Харджо ликвидировать Портера и его сторонников,  в Хикори в январе 1901 года из форта Рено были направлены войска 8-го кавалерийского полка.
Встав лагерем около Генриетта, солдаты приготовились к кровавой схватке с индейцами.
Харджо не хотел крови, и был противником вооруженного выступления, поэтому он и 96 человек активистов движения «Безумные змеи» сдались федералам, позволив себя арестовать.
Окружной судья Джон Томас, рассматривавший «Дело 96-ти» предъявил бунтовщикам четыре обвинения связанные с приготовлением к совершению различного рода преступлений. Но поскольку преступные намерения Харджо и его последователей не воплотились в реальные деяния, судья Томас просто вынес им предупреждение и потребовал приостановить экстремистские поползновения. В противном случае, если Харджо и его люди не откажутся от борьбы экстремистскими методами, Томас пообещал в следующий раз упечь индейцев в тюрьму.
Но угроза тюремного заключения не остановила Читто Харджо, и он продолжил сопротивление федеральному конформизму. Сразу же после завершения суда по «Делу 96-ти» Харджо и его сторонники развернули антиамериканскую пропаганду, едва избежав нового ареста. Однако весной 1902 года Харджо и еще девять человек  из организации «Безумные змеи» снова были арестованы и заключены в федеральную тюрьму форта Ливенворт, штат Канзас, сроком на два года.
По окончании срока тюремного заключения Харджо вернулся в Оклахому (Индейская Территория). Эти земли формально в состав США тогда еще не входили, ибо предназначались только для заселения индейцами.
Выступая перед своими последователями на одном из митингов после возвращения из тюрьмы, Харджо еще раз во всеуслышание заявил: «Мы не хотим, чтобы наши земли были поделены на клочки по 600 акров. Это единая земля, однажды данная индейцам, и принадлежит она нам, и не может быть отнята».
В 1905 году, продолжая дело Лута Микко, Харджо  направился в Вашингтон на встречу с президентом Теодором Рузвельтом. В ходе встречи ему не удалось убедить президента США остановить процесс выселения индейцев и разделения их земель. Однако, кое-какие ростки, брошенные Харджо во время пребывания в Вашингтоне, дали свои плоды, и правительство решило все же выслушать мнение индейцев Пяти Наций относительно переселения в другие земли.
23 ноября 1906 года в Талсе (Оклахома)  состоялось заседание специальной выездной комиссии Сената по вопросам соблюдения договоров с индейцами Пяти Наций. В работе заседания принимал участие и Читто Харджо, представлявший интересы племени криков. Харджо в предоставленном ему слове говорил сенаторам о столкновении культур на континенте. «Мои предки и мой народ жили здесь с 1492 года, с того момента, когда белые впервые появились в этой стране.
С незапамятных времен и по сей день, я считаю, это был мой дом и дом моего народа. Человек по имени Колумб пересек великий океан в 1492 году и открыл эту страну для белых людей  – эту страну, которая была домом моего народа. Кого он увидел здесь впервые? Белого человека, живущего на этом континенте или же черного человека? Я, «красный человек» первым жил на этой земле и Колумб первым открыл меня», – говорил Харджо.
 Стиль его ораторского искусства был не понятен большинству конгрессменов, и поэтому когда речь зашла о соблюдении договора 1832 года, Харджо, говоря бытовым языком, был просто «освистан» сенаторами.
Харджо пытался добиться простого понимания  сенаторами вопроса о индейской земле, в точности того, что федеральное правительство не имело законных оснований делить земли криков на Индейской Территории, ибо это племя, как и другие племена, ранее населявшие свои исконные земли на территории современных штатов Джорджия и Алабама,  раньше уже заплати отказом проживать там, и уступили  землю белым переселенцам.
Когда, после завершения этого заседания кто-то из сочувствовавших крикам сенаторов сказал Харджо, что его требования были не понятны большинству из конгрессменов, и более того, им вообще непонятен правовой статус индейцев Оклахомы, Харджо в ответ заявил: «Мне наплевать на непонимание сенаторов и меня не колышет их мнение».
В 1907 году Оклахома получила статус штата США, тем самым был положен конец надежде криков, сохранить свой племенной статус. В этой связи, власти США официально потребовали от криков упразднить племенное правительство, созданное Харджо вопреки федеральным законам. Однако Харджо и  его сторонники проигнорировали требование Конгресса и продолжали борьбу за сохранение целостности племенной территории.
 Хотя в целом активность Движения «Безумных Змей»в этот период заметно пошла на убыль,  оно продолжало обращать на себя внимание и привлекало в свои ряды новых членов.
К 1908 году слава о «Безумных змеях» была настолько велика, что под крыло криков  в  город Хикори стали стекаться массы обездоленных чернокожих семей, потерявших свои наделы земли в результате действия Закона Дауэса.
Палаточные городки чернокожих изо дня в день увеличивались. Появление негритянских семей в окрестностях Хикори и Гентриетты – города населенного белыми американцами, создавало многочисленные прецеденты. Американцы были недовольными «цветными» и их скоплением  возле своих домов. На счет негров и индейцев белые относили различные совершенные и несовершенные ими преступления. Власти  округа также стали опасаться  нежелательного союза индейцев криков и чернокожих, выжидая удобного момента, для того чтобы, прекратить «цветной беспредел».
В марте 1909 года группа чернокожих семей, обвиняемая белыми из Генриетты в краже копченого мяса, пыталась найти убежище среди криков.
Отряд  законников во главе с маршалом из Гентриетты, прибыв в Хикори потребовал от индейцев выдать предполагаемых преступников, но крики отказали им. Тогда американцы направились в негритянский палаточный лагерь и учинили там резню.  Несколько чернокожих были убиты и 42 негра были арестованы.
 В ходе перестрелки  получил ранение один из людей маршала. Выяснилось, что стрелял в американца индеец, один из сподвижников Харджо.  Тогда шериф округа Макинтош, Уильям Одом выдал ордер на арест Читто Харджо и обвинил его в развязывании вышеуказанного инцидента.
Дом, в котором проживал Харджо, располагался в 20 километрах  от Хикори, и когда группа из четырех посланных шерифом людей прибыла к месту проживания лидера «Безумных Змей», чтобы арестовать его, завязалась перестрелка. Первым в законников выстрелил один из друзей Харджо, находившийся на тот момент в его доме.  В самом начале перестрелки индейцы убили двух белых офицеров. Ворвавшись в дом, полицейские обнаружили там Харджо и ранили его в ногу. Отстреливаясь,  раненому Харджо удалось чудом ускользнуть из дома, и исчезнуть.
Гибель двух офицеров полиции произвела настоящий фурор. Отряд самообороны численность 40-50 человек американцев в поисках Харджо  ворвался в Хикори и устроил там беспорядочную стрельбу. Американцы жгли дома индейцев, и стреляли в безоружных женщин и детей, в результате чего погибло 7 индейцев. Остальные же индейцы сбежали в горы, прихватив с  собой раненых.
 Встревоженный начавшейся смутой, губернатор Оклахомы Хаскелл приказал срочно сформировать  отряды Национальной гвардии, чтобы восстановить порядок в округе Макинтош. Более 200 ополченцев считанные дни прибыли в Хикори и заняли город, восстановив там порядок. Среди жителей города Читто Харджо не оказалось.
Исчезновение Харджо из-под носа  у полицейских породило множество легенд о его смерти. Люди говорили, что истекающий кровью Харджо, добрался до округа Мак-Кертен, где укрылся в доме своего друга из племени чокто Дэниэла Боба, и от полученного ранения вскоре скончался. Существует также версия, согласно которой Харджо  скрывался в доме Боба до 1911 года, когда и умер, и погребен где-то в горах на юго-востоке Оклахомы.
Сегодня крики не имеют однозначного мнения о Читто Харджо и Движении «Безумных змей». Многие из членов нации криков считают Харджо «невеждой и позором племени». Среди метисов он не котируется вообще, они называют его «самым опасным индейцем Оклахомы», поскольку Харджо при жизни заявлял, о необходимости «убить все белых в Оклахоме». Иные же, чистокровные крики, наоборот почитают Харджо как национального героя, воина-государственника, умницу и харизматического лидера. В среде соседствующих с криками племен, таких как чокто, чикасо чероки, к личности Харджо также относятся с почтением и уважением.
Если рассматривать  деятельность Читто Харджо объективно без прогрессистской напыщенности как это преподносилось нам в «Красных вестернах», то в целом, значимость его борьбы сводилась всего лишь к усилиям отстоять условия исполнения договора в рамках 1832 года. Под эти цели им и создавались как экстремистское Движение «Безумных змей», так и умеренная межплеменная религиозно-политическая организация Сообщество Четырех Матерей, старавшаяся возродить национальные индейские традиции и укрепить межплеменную солидарность.
Как бы кто не считал, оценивая деятельность Читто Харджо, но тот камень, который он положил в основу фундамента борьбы североамериканских индейцев за свои права, стал камнем преткновения, ибо  тогда,  в период 1900 – 1909 годы, впервые было положено начало формированию коалиции аборигенных народов США, призванной отстаивать интересы индейцев в диалоге с доминирующей американской культурой на протяжении всего ХХ века.

Литература

Holm, Tom. The Great Confusion in Indian Affairs. – Native Americans and Whites in the Progressive Era, Austin: University of Texas Press, 2005.
Littlefield, Daniel F. Jr., Underhill, Lonnie E.  The «Crazy Snake Uprising» of 1909: A Red, Black, or White Affair? – Arizona 1978.
Warde, Mary Jane. George Washington Grayson and the Creek Nation, 1843–1920. – Norman: University of Oklahoma Press, 1999.
Wilburn J Killingworth. Chitto Harjo. [Electronic resource]. URL:http://www.okgenweb.org/~okmcinto/Pics/harjo_chitto.htm
Читто Харджо [Electronic resource]. URL:http://indigenous.jimdo.com/2015/09/29/читто-харджо/