Троицкая родительская суббота. Кладбище

Григорий Спичак
Троицкая родительская суббота. Жара. Тополиный пух. У кладбища машины в ряд вдоль дороги. Это даже здесь, далеко от райцентра и в полутора километрах от ближайшего села.  Люди едут поминать предков. Так повелось давно, так церковь утвердила этот день, а в годы атеистической и богоборческой Советской власти праздник Троицы стал чуть ли не единственным общенациональным объединяющим праздником, объединяющим всех — и «белых» и «красных», и тех, кто «за веру» и даже тех, кто лежит под звездами и был «против веры».
 Пахнет выпечкой, выхлопными газами автомобилей, цветами и испарениями выпитого алкоголя вперемешку с духами и, кажется, краской. Кто-то красит заборы вокруг могил, кто-то «освежает» памятники. Поминают, конечно, каждый по своему, иногда очень своеобразно, забыв, например, именно помянуть историями из жизни усопших, но зато пользуются возможностью поболтать с тем из живых, с кем давно не виделись.

Трапезы на могилах с недавних пор стали ругать. Можно встретить немало публикаций и видеозаписей в интернете, где священники и «продвинутые православные» называют все это «новым язычеством». Но я бы предложил не быть столь категоричными... Ведь на мощах мертвых святых совершается и Литургия в храме. Мощи эти вшиты в антиминс, который лежит на престоле. А сам престол — это что? Это гроб. Забыли об этом? Весь смысл вина и хлеба на гробах — это поминание о том, что СМЕРТИ НЕТ, ибо Христос Воскрес.

Интуитивно ли, сознательно ли, но в годы лихолетий люди шли к могилам предков, чтоб объединиться силою поколений, напомнить себе о временном здесь, на Земле, и о том, что смерти нет — о Вечном. И трапезничали на могилах, стирая грани между миром живых и миром мертвых... Есть какая-то мистическая сила во всем этом. И нет никакого противоречия христианству.

Другой вопрос, что не надо ужираться и упиваться на кладбищах. Действия эти могли бы быть поспокойнее и символичнее. И уж, конечно, не с водкой и пивом, а только с братиной красного вина.

И речи на поминках — они о чем? Поминки от слова «помнить», то есть во время поминаний, как в храме читают евангелие, поминая земную жизнь Христа, надобно поминать, рассказывать, о каких-то важных знаковых событиях из жизни усопшего, о его заветах, о его примерах ныне живущим. Ведь есть что сказать о любом человеке - даже о судьбе малышей, о судьбе безбожников, о судьбе человека с весьма спорными деяниями...
Троицкая родительская суббота. Когда выходишь из кладбища, тогда, как когда-то при выходе из отчего дома во взрослую жизнь, мистически тебя за калиткой или воротами встречает вопрос — камо грядеши? Qvo vadis?
Пока мы на земле, из Рима (мира) не уйдешь... Но куда же ты все-таки идешь?