Все в памяти моей. Гл. 7. Ах, Одесса. Ч. 3
В колхозе...
Осень пятьдесят восьмого года. Второй курс. Третьего сентября нас отправляют в Молдавию, в колхоз, на уборку кукурузы. Едем - все девочки и Герман Владимирович.
Маленький автобус уже в темноте привозит нас в село, к большому дому, как позже выясняется, это бывший детский сад. При свете керосиновой лампы располагаемся в просторной комнате на полу, на свежей соломе. Расстилаем серые кусучие, солдатские, одеяла и простыни, - их нам подает из маленькой кладовки толстая тетка с добрым круглым лицом. Набиваем наволочки соломой, - теперь это наши подушки. Герман Владимирович поселяется один в комнате напротив. Перед сном, уже полураздетые, выскакиваем в чернильную темноту ночи и, дабы облегчить предстоящий сон, устраиваемся рядком, растянувшись по пустырю...
Утром просыпаемся от грохота подъехавшей телеги и лошадиного ржания за окном. Громкие шаги в коридоре и зычный голос:
- Где тут одесские красавицы?
Заспанные, с соломой в растрепанных и всклокоченных волосах, с явным непониманием происходящего на помятых физиономиях, вылезаем из-под одеял. В проеме двери, залитом ярким солнечным светом, широкая фигура человека в гимнастерке и галифе, с плеткой в руке, сзади, над его головой, блестят очки и дымится трубка Германа Владимировича.
- Пора, девочки, - мягко говорит наш преподаватель.
Умываемся во дворе под громыхающими рукомойниками. А на просторной веранде уже стоит большая фляга с еще теплым, парным, молоком. На длинном столе выстроились новенькие алюминиевые кружки и рядом горкой лежат румяные караваи хлеба.
Такого вкусного хлеба и с таким молоком я больше никогда в жизни не ела!
Председатель осматривает нас по-мужски пристально и лукаво, открывает в улыбке крепкие зубы:
- Ну, что, вперед? Осмотрим фронт работ!
Огибая дом, выходим на улицу, на широкую, ровную дорогу. Вдруг Лена толкает меня в бок и глазами показывает вниз. Мы смотрим под ноги и едва сдерживаем смех: поперек гладко укатанной дороги, в рядок, двадцать пять темных дорожек-ручейков, - следы нашего ночного "выхода в свет”, - кто же знал, что это не пустырь, а центральная улица, и что прямо перед нами клумба с памятником вождю! Хорошо, хоть спиной к нам!
Человек в гимнастерке, ничуть не смущаясь, делает вид, что ничего не замечает, подводит нас к большой телеге посреди дороги:
- Вот, это ваш транспорт, называется арба! И ваш возница - Ваня!
Двадцать пять пар глаз оглядывают Ваню: парнишка лет шестнадцати с черными, навыкате, глазами и смуглой до синевы кожей. Одет, как в оперетте: розовая, в мелкий цветочек, с широкими рукавами рубаха навыпуск, короткая темная безрукавка и коричневая, с обвисшими полями, старая фетровая шляпа. Выясняем: Ваня из цыганской семьи, шестой ребенок из двенадцати. Колхоз очень даже интернациональный, - в нем, помимо молдаван, живут украинцы, русские, цыгане, румыны и болгары. Председатель - украинец, фронтовик, капитан, родился и вырос тоже в этом селе. Все это нам рассказывает Ваня, перекрикивая грохот телеги. Мы же, рассевшись по перилам арбы, как куры на насесте, слушаем его и с интересом смотрим на красивые белые хатки с нарисованными вокруг окон яркими цветами и петухами, на чистые дворики, увитые настоящим виноградом: даже с дороги видны крупные синие и зеленые грозди. Вслед за нашей арбой с лаем несутся собаки, разлетаются с криком жирные гуси и утки, пасущиеся в траве вдоль дороги, беспокойно кудахчут, разбегаясь в разные стороны, куры. Впереди нашей арбы мягко покачивается бричка с председателем и Германом Владимировичем.
Кукурузное поле сразу за селом. Желтые стебли сухие и жесткие. Без привычки болят пальцы.
Теперь мы утром встаем рано, в шесть часов. Наспех умываемся, пьем молоко с горячим хлебом, усаживаемся на арбу и к семи часам уже в поле. Работаем до обеда, ровно в полдень бросаем в кучу последние початки и уставшие, обалдевшие от жары, пыли и грохота кукурузных листьев, возвращаемся в свой “лагерь”.
На чисто вымытой, прохладной веранде уже ждет обед!
Готовим сами, как умеем. В колхозе поставили условие: мы вам даем продукты, лошадь, телегу, - а стряпухи ваши.
Первые дежурные – Лена и я. Лена заявила, что умеет обращаться с лошадью, - во всяком случае, не боится подойти к ней, хотя старая и худющая кляча, которую приводят к нам во двор, вызывает только жалость и сострадание.
Ранним утром следующего дня, в половине пятого утра, мы с Леной и Зоськой, - так зовут нашу новую подругу - клячу, - на колхозной ферме. Здоровенный мужик ставит нам в телегу флягу с теплым, только-что надоенным, молоком. Лена с видом заправского возницы понукает Зоську, прицокивая языком и причмокивая, но та остается стоять на месте, флегматично жуя траву. Здоровенный же мужик, похлопав кобылу по боку, спокойно говорит:
- Зоська, на пекарню, - и Зоська, помахивая хвостом, трогает с места. - Она дорогу сама знает, скажи только, куда надо, - добавляет он.
Зоська сама останавливается у ворот пекарни и мы укладываем рядом с флягой белый полотняный мешок с хлебом. Хлеб еще горячий и мешок приятно греет наши спины. К шести утра на столе высится гора нарезанного большими ломтями (с хрустящей корочкой!) хлеба в окружении сияющих алюминиевыми боками кружек, полных молока. Завтрак.
Помыв и сложив посуду, мы снова садимся в телегу и черепашьим шагом отправляемся на колхозный двор, - получаем мясо, сахар, чай, картошку и желтое, завернутое в свежие капустные листья, сливочное масло.
- На баштан (бахчу), Зоська, - командует Лена.
Некоторое время кобыла стоит, надоверчиво кося на нас глазом.
- Ну же, Зосенька, поехали, - ласково, дуэтом поем мы.
И Зоська медленно, словно нехотя, вывозит нас снова на дорогу.
Старик-сторож длинной клюкой указывает нам на арбуз и, взяв его из наших рук, прикладывает к уху:
- Звенить,- произносит он и подает арбуз нам. – Не звенить, - и арбуз ложится к его ногам.
И вот уже вырастает на телеге пирамида из сверкающих на солнце гладкими боками арбузов и желтых дынь и послушная Зоська везет нас на виноградники. Мы с Леной впервые видим, как растет виноград. Крупные, влажные грозди тяжело ложатся в ладони. Набираем полные ведра. Темно-синие, черные, прозрачно - розовые и нежно-зеленые ягоды матово светятся, источая сладкий, медовый аромат. Над нашей повозкой, словно истребители, кружат пчелы и осы. Солнце поднимается все выше и припекает все жарче. Где-то высоко в небе серебряным колокольчиком заливается жаворонок, в траве поют цикады, терпко пахнет полынью.
Услыхав команду “домой!”, Зоська, в предвкушении отдыха, все ускоряет шаг и вот мы уже бодрой рысью несемся по сельской улице, переполошив разомлевших от зноя, купающихся в дорожной пыли кур.
Как умеем, варим украинский борщ и жаркое, то есть, картошку с мясом, все остальное дополняют арбузы, дыни и виноград - от пуза!
Вечером навещаем сельский клуб. Но там скучно: молодежи совсем нет, несколько девчонок-малолеток и наш Ваня-возница. На пустой сцене разбитый рояль, поломанная радиола. Возвращаемся к себе, а там уже нас ожидают ребята с мехфака, наши, институтские. Они в соседнем селе, живут в старой колхозной конторе.
У меня с собой гитара, которую подарил сосед в Златополе, - Володя Коровин,- красавец и сердцеед, когда мне исполнилось тринадцать. Он же научил меня брать аккорды и я даже подбираю на слух мелодии и пою (цыганские!) песни из репертуара Гальки, моей сестры. Гадаю девчонкам на картах, этому меня еще в школе научила тетя Нила, Галькина мама.
Ребята тоже с гитарой. Поем, рассказываем байки из студенческой жизни, анекдоты, ужинаем все вместе, пьем еще кислое, молодое виноградное вино, - оно здесь в каждом дворе, в погребе, в дубовых бочках, и колхозники охотно угощают нас им.
В одиннадцать вечера на веранде появляется, попыхивая трубкой, Герман Владимирович. Пора спать, наутро рано вставать. Отбой.
К концу месячного пребывания на колхозных харчах из бледных, худосочных городских “курсисток” с ищущим взглядом голодных глаз мы превращаемся в розовощеких, откормленных девах с сытыми, ленивыми лицами и погрубевшими, без маникюра, руками...
В Одессу возвращаемся в первых числах октября.
Осень все увереннее заявляет о себе. Каштаны еще в густой зелени, но акации уже стоят пожелтевшие и порывистый ветер, несущий с моря сырой туман, срывает с них листья, и тогда мелкий золотой дождь сыплется на темный асфальт тротуаров, на мокрые булыжники мостовой, яркими крапинами оседает на лужах, на крышах трамваев и легковушек.
Тетя Валя ахает и всплескивает руками, увидев мою лоснящуюся физиономию, округлившиеся плечи и бедра.
- Колхоз тебе на пользу, таки да, - заключает дядя Миша, кивая головой.
Торопливо моюсь, одеваюсь и бегу на троллейбус: в полдень в институте собрание курса.
Узнаем: занятия начнутся через неделю, а пока можно отдохнуть, а то и съездить домой, к родным. Прощаемся с подругами в вестибюле института и я выхожу на улицу.
Туман рассеялся и яркое солнце тысячами таких же солнц в окнах домов, в голубых лужах, в стеклах автомобилей и звенящих трамваев слепит глаза и уже кажется, что звенит не трамвай, а солнечные лучи, касаясь своих отражений, со звоном разбиваются о них. Становится по-летнему тепло, даже жарко.
Не спеша иду, наслаждаясь свободой, солнцем, теплом. И вдруг, будто кто толкает меня в спину, вхожу в дверь под вывеской "Перукарня" (парикмахерская). В маленьком зале тихо, два пустых кресла уныло смотрят в большие зеркала. Сажусь в одно из них. В зеркале, позади меня, без единого звука, плавно, как в аквариуме, появляется человек в белом халате с сонным лицом. Светлые, без всякого выражения, как у рыбы, глаза смотрят на меня.
- Стричь, - говорю я и рукой показываю за спину, на косы.
Рыбьи глаза оживают, в них появляется изумление.
- Стричь? Это? – слышу я.
- Это! - решительно подтверждаю и поудобнее устраиваюсь в кресле.
Рыбьи глаза снова становятся тусклыми и безразличными: стричь, так стричь!
Я слышу, как он берет в руку обе мои косы и - вж-жик! - с натугой резанули большие ножницы и косы, нерасплетенные, двумя пушистыми змейками бесшумно падают на пол. Голове становится легко и свободно. Чужие руки расчесывают мои волосы:
- И что дальше?
- Ну-у, подровняйте, - почему-то шепчу я.
Быстрые ножницы щелкают у шеи и вот уже ровная щетка висит над моими плечами. Кладу на столик у зеркала пять рублей и, переступив через свое каштановое богатство, выхожу прочь, сопровождаемая укоризненно- удивленным взглядом старого еврея- парикмахера.
И вот тут-то начинается самое ужасное. Волосы мои, привыкшие к тугой тесноте кос, почувствовав свободу, распрямляются во всю свою оставшуюся длину и, как надоевшие друг другу соседи, стремясь держаться как можно дальше друг от друга, поднимаются и торчат вокруг головы, как иголки на спине дикобраза! Увидев себя в стекле витрины, я в панике, обеими руками, пытаюсь удержать взбунтовавшуюся гриву, но ветер снова и снова поднимает волосы вверх и они опять стоят дыбом вокруг лба, на висках и на затылке...
В таком виде появляюсь перед потерявшей дар речи тетей Валей. От усталости, от собственной решительности и глупости болит голова, - до тошноты. Видя мое состояние, тетя Валя подает мне таблетку анальгина и стакан с водой. А поздно вечером, когда все улеглись спать, я, помыв голову, с мокрыми волосами усаживаюсь перед зеркалом и стригу себя сама, - веночком. Затем взбиваю волосы руками, даю им подсохнуть и, расчесав вокруг головы, завиваю кончики на расческу. Получается очень даже ничего! Довольная, укладываюсь спать.
На следующий день утренним поездом уезжаю в Златополь, почти наделю можно отдохнуть дома, у мамы. Старенький, переполненный автобус привозит меня со станции в городок. Выхожу у чайной. Пока дошла по улице до своего дома, убедилась, что косы, так беспечно оставленные мною на светлом ленолиуме парикмахерской, - были не только моими, но также являлись “достоянием” всех встречаемых на пути знакомых, соседей, родственников:
- Света! Дэ ж твои косы? Шо ж ты наробыла!
Мама с бабушкой, на удивление, спокойно отнеслись к происшедшему и даже нашли, что с новой прической мне лучше.
За неделю, проведенную дома, мы с мамой успеваем сшить мне наряд "а ля Гурченко”: серый, в мелкую клетку, сарафан с немыслимым числом клиньев в юбке и черную атласную блузку без рукавов, с воротником-стойкой, и еще – ярко-синий жакет из мягкой ворсистой ткани, короткий и облегающий мою талию, словно корсет. И в понедельник, когда, возвратившись в Одессу, я прихожу в аудиторию и занимаю свое постоянное место наверху, в последнем ряду, никто из сокурсников меня не узнает, ко мне никто не подходит и не здоровается. И только Томка Пырьева, по привычке поднимаясь к моему столу, удивленно останавливается:
- Света? Это ты?! – и уже девочки гуськом идут по проходу, ахают и охают, оглядывая меня со всех сторон.
- Теперь у нас не осталось ни одной косы, - смеются они.
Ребята-вьетнамцы широко улыбаются, кивают головами и тоже трогают мои волосы.